Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих'

К вопросу правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3780
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Игорь Анатольевич

Статья посвящена анализу дисциплинарного проступка как основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. В статье проанализированы нормы служебного законодательства, выявлены особенности нормативного закрепления оснований дисциплинарной ответственности, приведены виды дисциплинарных взысканий. По мнению автора, правомерное привлечение государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности является одной из важнейших задач для руководителя государственного органа. Соблюдение дисциплины в государственном аппарате - необходимое условие для его эффективной и стабильной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих»

УДК 342.951

Абрамов Игорь Анатольевич

аспирант.

Московский гуманитарный университет igorabramov2209@yandex.ru

Igor A. Abramov

graduate student.

Moscow Humanities University igorabramov2209@yandex.ru

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО

On the issue of

РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

LEGAL REGULATION OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF CIVIL SERVANTS

Аннотация. Статья посвящена анализу дисциплинарного проступка как основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. В статье проанализированы нормы служебного законодательства, выявлены особенности нормативного закрепления оснований дисциплинарной ответственности, приведены виды дисциплинарных взысканий. По мнению автора, правомерное привлечение государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности является одной из важнейших задач для руководителя государственного органа. Соблюдение дисциплины в государственном аппарате -необходимое условие для его эффективной и стабильной работы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответ-

ственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

Annotation. This article deals with the disciplinary offense as a ground for disciplinary responsibility of civil servants. The article analyzes the norms of official law, clears up the peculiarities of law fastening of grounds for disciplinary action and shows the types of disciplinary sanctions. Legitimate taking of civil servants to disciplinary action is one of the most important tasks for the head of a public institution. Discipline in the state apparatus is a necessary condition for its efficient and stable working.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary offense, civil servants, service discipline.

Ответственность государственных служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Согласно законодательству, служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Обращаясь к вопросу о привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности, необходимо обратится к мнению ученых. Так, В.М. Грибовский указывал: «3 России дисциплинарные меры ответственности виновных в совершении коррупционных правонарушений чиновников издавна характеризовались разнообразием и бескомпромиссностью. Среди них: вычеты из жалованья, перемещение с высшей должности на низшую, удаление от службы без объяснения причин, если служащий подозревается, а его вина не может быть доказана фактами. При этом применение подобных мер не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [1, с. 19]. По мнению А.А. Гришковец, говоря о совершении дисциплинарного проступка, государственные служащие подвергаются дисциплинарной ответствен-

ности не только за деяния, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей во время несения службы, но и за недостойные проступки вне служебного времени [2, с. 147]. А. В. Пятаков указывал на необходимость распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не являющиеся нарушениями дисциплины, но несовместимые с их должными положениями [3, с. 148]. Дисциплинарная ответственность - это ответственность по подчинённости.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего [4, с. 20]. Дисциплинарная ответственность налагается на государственных служащих непосредственными руководителями (начальниками), которые имеют право принимать их на службу. Совершение проступка является правовым обстоятельством при привлечении к дисциплинарной ответственности.

145

Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004г. № 79-ФЗ [5], за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы на основании п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), п.п. «а, г» п. 3 (прогул -отсутствие на служебном месте без уважительных причин более 3 часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 ч.1 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства РФ) от. 37 указанного выше закона. Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и применении иных мер взыскания в отношении государственного служащего не допускается. За совершённое правонарушение государственный служащий может быть привлечен только один раз.

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным проступком. Но опять же должностным под проступком понимается не каждое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а только которое произошло в результате виновных и противоправных действий государственного служащего. При этом важно знать, что приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется государственному служа-

щему, подвергнутому взысканию, под расписку [6, c.363]. В случае наложения дисциплинарного взыскания гражданский служащий вправе его обжаловать в соответствующий вышестоящий государственный орган или в суд. Но до настоящего времени не определен порядок обжалования взысканий, и в этом случае на практике применяется ст.193 ТК РФ, регулирующая общий порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [7, c. 133]. Поэтому необходимо знать о существующей судебной практике, определяющей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что неисполнением работников без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений) [3, с. 34].

Также необходимо заметить, что субъективной стороной проступка является вина. Вина заключается в поведении государственного служащего, когда он совершает проступок умышленно или неосторожно. Если служащий совершает умышленно проступок, он сознаёт противоправный характер поведения, предвидит его вредные последствия, желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. В качестве примера совершения проступка умышленно можно назвать распитие спиртных напитков на службе, курение. Но на практике в большинстве случаев государственные служащие совершают правонарушения по неосторожности. Нельзя говорить о должностном проступке, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей произошло по причинам, не зависящим от государственного служащего (например, из-за отсутствия надлежащих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного служащего) [8, c. 101].

Говоря о видах дисциплинарных взысканий, мы считаем, что их необходимо различить по группам. К первой группе можно отнести такие виды, как замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, т.е. применение которых преследует цель воздействия на государственного служащего, на его личность. Ко второй группе можно отнести взыскания -освобождение от занимаемой должности и увольнение, именно этими взысканиями ограничиваются права государственных служащих на замещение должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

При назначении взыскания необходимо учесть тяжесть совершённого проступка, обстоятельства, при которых он совершён, предшествующее поведение виновного лица, его отношение к служебным обязанностям, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести содеянного. Это позволит соблюсти принцип объективности наказания.

146

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих в современном российском государственном аппарате в силу её непосредственности, оперативности и возможности учета конкретной обстановки правонарушения компетентным лицом - начальником государственного служащего.

При применении мер дисциплинарной ответственности гражданского служащего возникают определенные трудности. Объясняется это тем,

Литература:

1. Российский Б.В. Административное право : учебник / Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009. С. 363

2. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). Одесса : изд. «Техник», 1912 (издание в ИПС «Гарант»).

3. Гоишковеи, АЛ. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ : Учебный курс. 2003. С. 147.

4. Козбаненко ВЛ. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание : монография. М. : ИПК госслужбы, 2003. С. 133.

5. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. Ответственный редактор - директор Института законодательства и сравнительного правоведения, к.ю.н Л.А. Окуньков. М. : Юридическая фирма Контракт; Инфра,1998. С. 101.

6. Морозова ПЛ. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.

7. Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. М., 1979. С. 148.

8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. С. 3215.

что в настоящее время нет специального закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в России. Обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в государственном органе и должностного регламента регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе». На наш взгляд, правильнее было назвать указанное поведение служащих - режимом законности.

Literature:

1. Rossinskii B.V. Administrative Law : textbook /

B.V. Rossinskii, Yu.N. Starilov. 4th ed. M. : Norma, 2009. P. 363.

2. Gribovskii V.M. Constitution and Government of the Russian Empire (from the lectures on Russian public and administrative law). Odessa : publishing house «Tekhnik», 1912. (publication in reference legal system Garant).

3. Grishkovets A.A. Legal regulation of state civil service in the Russian Federation : training course. 2003. P. 147.

4. Kozbanenko V.A. The legal status of civil servants: structure and content : monograph. M. : IPC of state service, 2003. P. 133

5. The commentary to the Federal Law «On fundamentals of state service of the Russian Federation» and to the laws on civil service in foreign countries. Managing Editor - Director of the Institute of Legislation and Comparative Law, candidate of Law L.A. Okun'kov. M. : Contract; Infra, 1998. P. 101.

6. Morozova L.A. Problems of legal responsibility of State, its agencies and employees // State and law. 2000. № 3. P. 20.

7. Pyatakov A.V. Strengthening of labor discipline: legal problems. M., 1979. P. 148.

8. On State Civil Service of the Russian Federation: Federal Law of 27 July 2004. № 79-FL // Code of laws of the Russian Federation. 2004. № 31. Art. 3215.

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.