Научная статья на тему 'К вопросу о неологии как средстве расширения лексического запаса (на материале французского языка)'

К вопросу о неологии как средстве расширения лексического запаса (на материале французского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1356
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЯ / НЕОЛОГИЗМ / ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ СЛОВО / ТЕРМИН / ОККАЗИОНАЛИЗМ / УЗУС / NEOLOGY / NEOLOGISM / POTENTIAL WORD / TERM / OCCASIONALISM / USAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рященко Марина Александровна

Рассматривается такая важная проблема лингвистики, как неология, понятие неологизма; анализируются различные точки зрения на типы неологии, принятые во французской и русской лингвистических школах, а также пути формирования неологизмов: книжный и речевой. Первый путь образует специальные слова, или термины, а второй авторские образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Neology as a Means of Expanding Vocabulary (on the material of the French language)

Is considered such an important issue linguistics, as neology, the notion of neologism; analyzes different points of view on the types of neology adopted in the French and Russian language schools, as well as the ways of formation of neologisms: portrait and speech. The first path forms a special words, or terms, and the second author's education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о неологии как средстве расширения лексического запаса (на материале французского языка)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 121-123.

М. А. Рященко

К ВОПРОСУ О НЕОЛОГИИ КАК СРЕДСТВЕ РАСШИРЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА (на материале французского языка)

Рассматривается такая важная проблема лингвистики, как неология, понятие неологизма; анализируются различные точки зрения на типы неологии, принятые во французской и русской лингвистических школах, а также пути формирования неологизмов: книжный и речевой. Первый путь образует специальные слова, или термины, а второй - авторские образования.

Ключевые слова: неология, неологизм, потенциальное слово, термин, окказионализм, узус.

Понятие «неология» (от французского «néologie») появилось во Франции в 1758 г., свое лингвистическое значение приобрело к концу XIX в. [8. С. 233-235]. В 60-х гг. XX в. началось изучение неологизмов, неология, изучающая эти неологизмы, оформилась как особая область в лексикологии. Языковая система, находясь постоянно в динамике, изменяется, и самый подвижный и меняющийся аспект этой системы - это лексика. В последнее время неологизмы переживают бум, что объясняется все возрастающим научно-техническим прогрессом и связанным с ним появлением новых терминов.

В современной науке существуют такие определения термина «неологизм»:

- стилистическая категория, где главное новизна («sentiment de nouveauté») [8. С. 248];

- обозначение новой реалии;

- слова, не зафиксированные в словарях [3. С. 12-14].

Ощущение новизны связано с моментом появления неологизма. Новая реалия как внешний фактор не может охватить все неологизмы. Незафиксированность в словаре связана с прагматикой, а не с наукой, поэтому в словарь новое слово могло не войти случайно или осознанно по разным причинам. Каждое из этих определений может быть относительно применимо.

Неологизмы надо понимать как слова, появившиеся в определенный период в языке, «возникшие на памяти применяющего их поколения» [12. С. 331]. То есть неологизмы обладают свойством относительным и историчным [12. С. 331].

Неологизмы, возникнув в дискурсе, могут превратиться в языковые единицы или остаться индивидуальными образованиями.

Различают неологию словообразовательную и лексическую.

Словообразовательная неология - производство новых слов по имеющимся моделям, «дающим образцы "упаковки" нового содержания в известные формы» [5. С. 437]. Это неология по форме и содержанию. Изучение нео-логии помогает пронаблюдать слово в момент его появления. Именно неологизмы указывают на условия их появления и отвечают на вопросы почему, из-за чего и как они моделируются и появляются [4. С. 7].

Учитывая то, что словообразование в зависимости от использованных формальных средств делится на конверсию, сложение, аббревиацию и словопроизводство, можно с уверенностью сказать, что процесс неологии - это процесс словообразования, использующий его разные виды, но главным образом словопроизводство (аффиксальный способ), из-за этого неологию можно считать отчасти словопроизводством.

Неологизмы создаются, чтобы их использовали люди, в этом заключается прагматический аспект неологии, но ведущая роль в рождении неологизма остается за когнитивным аспектом: необходимо определить место нового слова в сознании говорящего и соотнести его с определенной категорией [1. С. 17].

Лексическая неология делится на денотативную (иначе деноминативную, когнитивную) и стилистическую.

Первая служит для того, чтобы обозначать новые понятия, чаще всего это научные и технические термины.

Вторая выполняет поэтическую функцию в языке: привлекает внимание, несет дополнительную окраску, а потому активно используется литераторами.

У Годэна и Геспэна мы находим следующие типы неологии: языковая, регулярная, мотивированная и дискурсная [9. С. 262].

122

М. А. Рященко

Языковая неология связана с действием аналогии, регулярности и закономерности в системе языка. Говоря об этом, Ф. де Соссюр дает пример слова, которое отсутствует в словарях, но которое с легкостью моделируется: indécorable [12. С. 227].

Такие слова Л. Гильбер называет «néo-logisms de langue» [10. С. 43-44]. Ф. Годэн и Л. Геспэн - «mots virtuels», то есть виртуальные слова, которые есть в системе языка и в сознании говорящих на этом языке.

В отечественной науке их называют «потенциальные слова» (Г. О. Винокур, А. И. Смир-ницкий, Е. А. Земская). По мнению Е. А. Земской, эти слова «произведены по образцу слов высокопродуктивных словообразовательных типов» [2. С. 218]. По своей семантике подобные слова скорее связаны с грамматикой, чем с лексикой. Их лексическое значение вытекает из лексического значения составляющих их компонентов.

Примерами потенциальных французских слов можно считать отглагольные прилагательные с суффиксом -able (bombardable от bombarder), отглагольные существительные на -eur (voleur, menteur), образования с префиксами re-, super-, anti- (repenser, réaimer, supermarché, anti-suerre).

Регулярная неология затрагивает частотность использования словообразовательных моделей и способов образования новых слов. Чем выше эта частотность, тем жизнеспособнее может оказаться неологизм, тем быстрее и надежнее он может войти в лексику языка.

Мотивированная неология касается взаимосвязанной мотивированности значений производного и производящего слова, где основным является принадлежность к одной части речи.

Неология дискурса рассматривает степень нормализации неологизмов в словарном составе языка и взаимодействие потенциальных слов (см. выше) и окказиональных, которые будут рассмотрены ниже.

Наличие неологизмов, по мнению Э. Пишо-на, свидетельствует о творческих возможностях языка. В подтверждение этого Э. Пишон делит их на книжные и разговорные.

Книжные, formations fabricatives, или термины, создаются сознательно. В их образовании главную роль играет интеллектуальный фактор: создатель слова определяет значение словообразовательного форманта, семантика которого зависит также и от значения создава-

емого термина. Это становится специальным значением словообразовательного форманта, используемым для создания новых слов в закрытой системе терминов. Например, в химических терминах суффикс -eux передает значение «менее окисляемый», les acides sulfureux, chloreux. Суффикс -ique означает большую степень окисляемости: les acides chlorique, sul-furiques [11. С. 7].

И. А. Цыбовой был проведен анализ научно-технических терминов, опубликованных в журнале «La Banque des mots», и сделаны интересные выводы [8. С. 379]:

1) не выявлено новых способов словообразования;

2) традиционные способы словообразования активны, это аффиксальный способ и словосложение;

3) встречаются форманты, свойственные только терминам: -ine (fdaptine), -ose (apop-tose), cyber (cybernaute);

4) есть образования типа «книжный элемент + народный элемент» и наоборот: écodur, moussabilité;

5) в терминологии встречаются многосложные слова, не характерные для языка общего;

6) преобладают образования из греко-латинских элементов (composés savants), 46 % или 63 образования среди 137 слов;

7) большинство терминов - существительные (81 %), эта тенденция французского языка к преобладанию имени существительного проявляется особенно ярко в терминологии [8. С. 378].

Таким образом, терминообразование является важной составляющей неологизмов, а значит, и неологии.

Появившись однажды в языке в средне-французский период (XIV-XV вв.) благодаря расцвету переводов с античных языков, образование терминов продолжает существовать, развиваться по существующим в языковой системе словообразовательным моделям и способам и пополнять лексический запас, пусть и в такой специфической и закрытой системе, как термины.

Речевые неологизмы, formations spontanées, основаны на значении формантов, принятых в языковой системе. Спонтанное словообразование связано с нуждами речевой практики, поэтому оно жизнеспособно, и это объясняется их многочисленностью. Этот процесс доказывает активность и важность словообразовательных моделей, их продуктивность, равно

К вопросу о неологии как средстве расширения лексического запаса.

123

как и продуктивность аффиксального способа, особенно суффиксации. Слова, возникающие в разговорном языке, Э. Пишон назвал «des mots natifs» или «самородные» [11. С. 9].

В отечественной науке такие образования называют окказионализмами [2. С. 228-229]. Их использование активно в литературе; авторские окказионализмы - слова, образованные «с нарушением... законов словообразовательного типа» [2. С. 227].

Окказионализмы как принадлежность речи невоспроизводимы, иногда ненормативны и индивидуальны. Как считает М. Д. Степанова, они могут быть представлены двумя группами:

- системные, образованные по активным моделям и типам;

- несистемные, образованные по неактивным моделям [7. С. 7-8].

Подобно терминам, окказионализмы впервые широко стали появляться в языке все в тот же среднефранцузский период (XIV-XV вв.), когда активно творили переводчики прежде всего с классических языков, латыни и греческого, а также писатели и поэты, такие как Н. Орем, Х. Пизанская, К. Орлеанский, Ф. Вийон.

Будучи яркими и очень индивидуальными созданиями, окказионализмы часто оставались в рамках произведений их творца, своего времени, обозначая нечто присущее только этому периоду. Но могли и стать широко употребительным, войдя в лексику языка, что случилось со многими придумками представителей среднефранцузского периода, с изобретениями Ф. Рабле, яркой личности эпохи Возрождения.

Проблема вхождения или невхождения неологизма в словарь языка очень часто связана с понятием нормы, существующей в языке и ставшей много демократичнее. По мнению Л. Гильбера, неологизм считается допущенным в язык с того момента, как он был отмечен каким-либо словарем [10. С. 53-54]. Это с одной стороны, а с другой - словари отражают употребление слова, его usage, чем не мо-

гут похвастаться окказиональные слова. Этой возможности больше у слов потенциальных.

Список литературы

1. Заботкина, В. И. Когнитивно-прагматический подход к изучению английской неологии // Проблемы английской неологии : материалы науч. конф. М., 2002. С. 11-20.

2. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование : учеб. пособие. М., 2006. 328 с.

3. Котелова, Н. З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов // Новые слова и словари. Л., 1978. С. 5-26.

4. Кубрякова, Е. С. Неология: проблемы и перспективы // Кубрякова, Е. С. Проблемы английской неологии : материалы науч. конф. М., 2002. С. 5-11.

5. Кубрякова, Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. 560 с.

6. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. 685 с.

7. Степанова, М. Д. Вопросы нормы и системы в словообразовании (на материале немецкого языка) // Иностр. языки в шк. 1979. № 6. С. 5-8.

8. Цыбова, И. А. О проблемах словообразовательной неологии // Горизонты современной лингвистики. Традиции и новаторство : сб. в честь Е. С. Кубряковой. М., 2009. С. 375-380.

9. Gaudin, F. Initiation à la lexocologie française / F. Gaudin, L. Guespin // De la néologie aux dictionnaires. Bruxelles, 2000. P. 251-277.

10. Guibert, L. La créativité lexicale. P., 1975. 285 p.

11.Pichon, E. L'enrichissement lexical dans le français d'aujourd'hui. Les principes de la suffixation en français. P., 1942. 77 p.

12. Saussure, F. Cours de linguistique générale. P., 1972. 689 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.