Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ СОТРУДНИКОВ / ИНДЕКСАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долотова Дарья Валерьевна, Лебедев Антон Викторович

В статье поднимается вопрос необходимости наличия высококвалифицированных и образованных сотрудников правоохранительных органов, их правильной мотивации для построения правового государства. Особое внимание уделяется Министерству внутренних дел и Федеральной службе исполнения наказаний России, затрагиваются вопросы дифференциации денежного довольствия сотрудников ОВД, индексации их денежного содержания, а также решению проблемы обеспеченности жильем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долотова Дарья Валерьевна, Лебедев Антон Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NEED TO STIMULATE THE WORK OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The article raises the question of the need for highly qualified and educated law enforcement officers, their proper motivation to build a rule of law state. Special attention is paid to the Ministry of Internal Affairs and the penal enforcement system of Russia, the issues of differentiation of monetary allowances of police officers, indexation of their monetary maintenance, as well as solving the problem of housing security are touched upon.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Трудовое право; право социального обеспечения

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_186 УДК 349.2

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ TO THE QUESTION OF THE NEED TO STIMULATE THE WORK OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

ДОЛОТОВА Дарья Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. Е-mail: d.v.dolotova@mail.ru;

ЛЕБЕДЕВ Антон Викторович,

курсант юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. Е-mail: lebedev.doctore@yandex.ru;

Dolotova Darya Valeryevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty

of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia.

600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e.

Е-mail: d.v.dolotova@mail.ru;

Lebedev Anton Viktorovich,

student of the Faculty of Law VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. Е-mail: lebedev.doctore@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье поднимается вопрос необходимости наличия высококвалифицированных и образованных сотрудников правоохранительных органов, их правильной мотивации для построения правового государства. Особое внимание уделяется Министерству внутренних дел и Федеральной службе исполнения наказаний России, затрагиваются вопросы дифференциации денежного довольствия сотрудников ОВД, индексации их денежного содержания, а также решению проблемы обеспеченности жильем.

Abstract: The article raises the question of the need for highly qualified and educated law enforcement officers, their proper motivation to build a rule of law state. Special attention is paid to the Ministry of Internal Affairs and the penal enforcement system of Russia, the issues of differentiation of monetary allowances of police officers, indexation of their monetary maintenance, as well as solving the problem of housing security are touched upon.

Ключевые слова: стимулирование труда, эффективность труда, денежное довольствие сотрудников, индексация денежного содержания.

Keywords: stimulation of labor, labor efficiency, monetary allowance of employees, indexation of monetary content.

Дата направления статьи в редакцию: 22.01.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Несомненно, каждый человек хочет проживать в государстве, которое осуществляет политику, направленную исключительно на улучшение всех сфер жизнедеятельности общества, в котором уважаются, защищаются и соблюдаются гражданские, политические и иные права каждого отдельно взятого человека, в социуме чтятся справедливость, честность, взаимовыручка, где каждый может поддерживать стабильное благосостояние себя и своей семьи без различных социальных, экономических, политических и иных потрясений. К сожалению, такого «идеального» правового государства достичь крайне сложно, и эта «мечта» утопична. Хотелось бы предложить возможное направление развития, которое, по нашему мнению, может помочь начать построение «желаемого» государства.

По-нашему мнению, путь достижения такого результата необходимо проложить через институты государственной власти. Ведь именно за счет различных органов и служб, ежедневно работающих на благо государства и его граждан, обеспечивается правовая независимость каждого отдельно взятого субъекта, благодаря отдельно взятому сотруднику каждый человек может отстаивать свои интересы. Конечно, создание правового государства во многом зависит как от взаимодействия различных институтов и субъектов власти, так и от иных элементов жизни общества, но хочется показать важность именно институтов государства и субъектов органов власти в развитии и формировании такого вида демократического государства.

Происходящие в Российской Федерации социально-экономические, политические, идеологические преобразования, структурное осложнение криминогенной обстановки, усиление социальной напряженности, осложнение криминогенной обстановки в социуме требуют основательного и структурного улучшения деятельности именно правоохранительных органов. Важно, чтобы именно сотрудники правоохранительных органов были примером и эталоном законопослушного поведения и высокой культуры, одним словом, профессионалами.

На наш взгляд, так называемую «идеальную» модель правового государства можно реализовать при правильном подборе сотрудников и их трудовой мотивации, направленной на высокую эффективность профессиональной деятельности. Простыми словами, тезис наш ей работы может выглядеть так: «Идеальное государство возможно создать при обязательном наличии высококвалифицированных и образованных сотрудников правоохранительных органов и их правильной мотивации».

На современном этапе развития государства и системы государственных институтов, большое внимание, уделяется вопросам и проблемам кадрового обеспечения и высокой эффективности выполняемых профессиональных задач. Актуальность данных вопросов говорит сама за себя, ведь обеспечить точность, законность, и, что немало важно, правильность правоприменительной деятельности правоохранительных и иных органов возможно только при наличии обширных знаний и, конечно, профессионализма.

Хотелось бы отметить, что невозможно построить правовое государство без двух эффективных силовых структур, а именно Министерства внутренних дел (МВД) и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Возможно, у кого-то могли бы возникнуть вопросы: "Почему именно МВД и ФСИН?" Но всем известо, что МВД - это основной правоохранительный орган, который обеспечивает общественный правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан, а ФСИН в свою очередь занимается немало важной задачей по исправлению и перевоспитанию людей, которые преступили закон с целью возвращения их в общество достойными его членами.

Для МВД и ФСИН кадровые проблемы нельзя назвать новыми. «Кадровый голод» и «текучесть кадров» преследуют правоохранительные органы не первое десятилетие, такого же рода явления можно наблюдать в ряде других государственные организаций. Встает логичный вопрос: «Возможно ли в такой ситуации приблизиться к модели «идеальной» правовой системы?»

Текучесть кадров — в управлении персоналом - показатель скорости, с которой компания теряет своих сотрудников. Показатель также называют «индексом крутящихся дверей». Высокий коэффициент текучести кадров может быть вреден для деятельности компании, если высококвалифицированные рабочие часто увольняются, и появляется много новых кадров. Высокий уровень текучести сигнализирует об угрозе стабильности и целостности организации и связан для неё со значительными затратами.[9] Все это в полной мере относится и к силовым структурам.

Данные проблемы возникли и укоренились из-за особенностей службы как в системе МВД, так и в ФСИН.

Беря во внимание деятельность ФСИН и конкретно ежедневные задачи и функции сотрудников, особенности службы состоят в следующем:

1. Осуществление служебной деятельности соприкасается на ежедневной основе с криминальными элементами, такими как "спецконтингент" (осужденные); возможная деградация и приближение к уровню общения, поведения, принятия понятий и даже образа жизни криминогенных элементов.

2. Выполнение задач связано с ежедневными повышенными нервно-психологическими нагрузками, которые, так или иначе, влияют на здоровье и морально-нравственное состояние сотрудников. В течение службы у сотрудников могут возникать различного рода депрессии, быстрые эмоциональные "выгорания", к сожалению, не редки случаи самоубийств в связи с осуществлением служебной деятельности.

3. Низкий престиж прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Создание в обществе образа "вертухая", "дубака".[8]

Все, что изложено выше, это лишь часть того, с чем сталкиваются и обязаны противостоять сотрудники пенитенциарного ведомства

России.

В качестве доказательства наличия проблем и нерешенных кадровых вопросов уместно обратиться к статистике: «В 2010 г. из общего числа сотрудников, прекративших службу в УИС, 62,28 % сотрудников уволены по мотивам текучести кадров (из них 55,37 % — высший, средний и старший начальствующий состав, 67,97 % — рядовой и младший начальствующий состав), в 2011 г. — 65,57 % (57,43 % и 73,05 % соответственно), в 2012 г. — 59,21% (57,43 % и 69,39 % соответственно), в 2013 г. — 53,2 % (48,31 % и 57,45 % соответственно). В 2014 г. по мотивам текучести кадров уволено 67,26 % сотрудников, в том числе 32,91 % по собственному желанию, 30,42 % по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, 2,02 % в связи с нарушением условий контракта, 1,91 % по отрицательным основаниям.»[4] В последние годы цифры практически не меняются.

Анализируя данные статистики, можно подвести итог о том, что вопрос о неудовлетворенности прохождени ем службы и недостаточном уровне мотивированности сотрудников стоит ребром.[7]

По нашему мнению, ФСИН России в целях удержания, привлечения новых сотрудников и повышения эффективности профессиональной деятельности, обязательно необходимо уделять особое внимание защищенности и неприкосновенности сотрудников учреждений и органов УИС, обеспечению денежным довольствием и иными социальными льготами.

Проведенные за последнее десятилетие кадровые исследования позволили ФСИН России выделить наиболее важные проблемные вопросы, решение которых позволит обеспечить эффективную деятельность уголовно-исполнительной системы. Больше всего трудностей возникает в социально-экономической сфере. Федеральная служба исполнения наказаний ежегодно путем различных инструментов, таких как дифференциация денежного довольствия, индексации денежного содержания, обеспечение жилой площадью на срок службы с дальнейшей приватизацией, увеличение различных социальных льгот, пытается и создает возможность решения различного уровня социально-экономических проблем сотрудников. [7]

Особое внимание необходимо обратить на курсантов ведомственных вузов, потому что именно они являются основой будущего офицерского корпуса уголовно-исполнительной системы, именно их задачей станет дальнейшее развитие пенитенциарной системы России. За пять лет своей учебы, тесно связанной со служебной деятельностью, они становятся профессионалами своего дела и могут выполнять тяжелые, скрупулезные задачи, несмотря на сравнительно молодой возраст и отсутствие практического опыта.

Начало службы выпускников ведомственных вузов ФСИН России связано с различного рода проблемами и трудностями, в том числе с

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

адаптацией к новому месту службы, коллективу. Молодые офицеры сталкиваются с неотработанной системой наставничества, которая, по нашему мнению, зачастую не в полном объеме выполняет свою роль и функции, а в некоторых территориальных органах прослеживается формальное отношение к такому важному институту.

Однако, вышеперечисленные проблемы не единственные, затрагивающие «вчерашних» курсантов. Острым остается вопрос обеспечения молодых специалистов служебными квартирами. Это важно, так как далеко не все выпускники были направлены из «своих» территориальных органов, в которых у них родители, возможно собственное жилье, многие отправились служить в совершенно незнакомые и даже своего рода «чужие» регионы, в которых оказываются брошенными на произвол судьбы. Из этого следует, что необходимо проработать данный вопрос, возможно, путем выделения общежития, хотя бы на то время, пока пройдет период адаптации к новому региону, учреждению, коллективу.

Обозначив выше достаточно широкий спектр проблем, важно сказать, что они все решаемы и, что немало важно, решаются. Подкрепляя этот тезис, упомянем пути решения данных проблем и укажем какие именно инструменты используются и должны использоваться в уголовно-исполнительной системе.

В целях повышения мотивации эффективной профессиональной деятельности сотрудников, необходимо говорить о повышении денежных окладов по занимаемой должности и званию, что позволит повлиять на добросовестность выполнения служебных задач.

Необходимо обратить внимание на возможность увеличения социальных выплат за эффективную трудовую деятельность, а также за выполнение наиболее трудоемких работ, требующих специальных знаний. Данный инструмент позволит выделить наиболее «эффективных» сотрудников и подтолкнет их коллег к повышению квалификации и профессионально качественному выполнению своих служебных задач.

В качестве еще одного «мощного мотиватора» может послужить покупка нуждающимся семьям сотрудников с детьми жилья за счет средств, выделяемых ФСИН России из государственного бюджета.

В качестве инструментов мотивации также могут выступать моральные стимулы. За особые заслуги сотрудника в качестве поощрения могут наградить ценным подарком, занести фамилию сотрудника в книгу почета, или на доску почета, наградить почетной грамотой, сделать личную фотографию у развернутого знамени органа или учреждения, также досрочно присвоить очередное специальное звание, что является очень ценным среди сотрудников. К сожалению, далеко невсегда непосредственные руководители пользуются этими эффективными инструментами, либо их недооценивая, либо применяя исключительно к «особо приближенным» и не в первую очередь заслуживающим поощрения сотрудникам.

Обозначив широкий спектр проблем и путей их решения в пенитенциарном ведомстве, стоит затронуть систему МВД России.

Согласно статистическим данным, кадровая ситуация в органах внутренних дел остается стабильно сложной, к тому же, в связи с увольнением действующих сотрудников в силу возраста и иных факторов, снижается профессиональный уровень сотрудников территориальных подразделений ОВД. Стоит также отметить, что, к сожалению, «отток» профессиональных кадров происходит на фоне улучшения социального и материального и иного обеспечения сотрудников ОВД [5].

В целях преодоления вышеизложенных проблем, руководство МВД проводит работу в нескольких направлениях, например, в таких как:

1. Плановая подготовка кадровых ресурсов для замещения различного уровня должностей.

2. Обеспечение и создание удовлетворительных условий для должностного и профессионального роста сотрудников различных подразделений ОВД.

3. Аттестационная оценка результатов служебной деятельности сотрудников ОВД.

4. Обеспечение подразделений ОВД кадровым резервом.

5. Для повышения профессионализма организовываются конкурсы на замещение штатных должностей.

6. Ужесточение проверочных мероприятий и применение современных технологий при приеме на службу в ОВД.

7. Индексация окладов по занимаемой должности и званию, а также повышение различного рода социальных выплат.

8. Повышение престижности службы в органах внутренних дел.

Отметим, что для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава кандидат должен обладать средним или высшим образованием, которое будет соответствовать направлению его будущей деятельности.

Обозначив ряд проблем и перечислив меры, с помощью которых происходит борьба с «текучестью кадров», необходимо затронуть так называемые «морально-нравственные» способы мотивации профессиональной деятельности. Одним из ключевых мероприятий особенно для новых сотрудников, проводимых с целью повышения эффективности работы, а также «удержания» сотрудников от увольнения, по нашему мнению, могут послужить беседы психолога с семей и самим сотрудником, а также, по возможности, с руководством территориальных органов, структурного подразделения. Эффективность такого рода бесед состоит в том, что появляется возможность определить наличие семейных разногласий и даже конфликтов связанных со службой, как известно, данные явления отрицательно влияют на профессиональную деятельность сотрудника, и даже могут стать причиной увольнения.

Проблема низкой оценки обществом деятельности как самих сотрудников, так и системы органов внутренних дел в целом, а значит отсутствие престижа службы, также зачастую служит причиной увольнения со службы.

С целью избежания негативных последствий отсутствия общественного доверия и поддержки граждан, необходимо использовать все возможности средств массовой информации, чтобы повлиять на образ сотрудника ОВД в глазах населения. К сожалению, зачастую гласности придаются отрицательные примеры, вопреки наличию массы положительных. Путем планомерной работы над общественным имиджем сотруд-

ников и ведомства (как МВД, так и ФСИН), более чем реально добиться уважения общества к представителям правоохранительных органов.

Несомненно, планомерной работы, будет недостаточно, каждый сотрудник должен обладать рядом качеств и соответствовать перечню критериев:

- достаточный уровень правовых знаний, правовой культуры;

- логическое мышление, умение ясно выражать свои мысли, приводить аргументы;

- наличие высокой культуры поведения;

- стремление к саморазвитию и т.д.

В целом можно сказать, что сотрудники правоохранительных органов должны являться образцами поведения в обществе, а также справедливыми защитниками населения, закона и порядка.

Изменения, которые были предложены, необходимо внедрять «порционно», обдуманно, обеспечивая максимальную открытость и прозрачность кадровой политики.

Исключительно при проведении такого рода мероприятий реформирование принесет желаемые плоды, и результат не заставит долго

ждать.

В заключении хочется сказать, что работа, проводимая кадровыми подразделениями является многоуровневой и сложной системой, основная цель которой является обеспечение силовых структур высоконравственным и квалифицированным личным составом для выполнению любого рода задач.

Роль сотрудников правоохранительных органов в обеспечении функционирования всех сфер жизнедеятельности общества несомненно огромна. Каждый представитель правоохранительных органов ежедневно сталкивается с криминогенными элементами и пресекает их преступную деятельность с целью защиты прав свобод граждан. Естественно, за такой тяжелый, но необходимый труд сотрудников должны поощрять и делать это достойно.

Представитель правоохранительных органов должен быть обеспечен достойной заработной платой, жилой площадью, социальными гарантиями и льготами. Многие обыватели могут посчитать, что слишком много «привилегий для погонных деятелей», но если задуматься, абсолютно каждый из нас хочет быть спокойным за свою безопасность и спокойствие своих близких, а это невозможно без эффективной работы силовых структур.

Библиогра фия:

1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : Федер. закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ : принят Гос. Думой 3 июля 2018 г. : одобр. Советом Федерации 13 июля 2018 г. // Российская газета, № 160. - 2018. - 25 июля.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-Ф3 : принят Гос. Думой 17 нояб. 2011 г. : одобр. Советом Федерации 25 нояб. 2011 г. // Российская газета, № 275. - 2011. - 7 дек.

3. О полиции : Федер. закон от 7 фев. 2011 г. № З-ФЗ : принят Гос. Думой 28 янв. 2011 г. : одобр. Советом Федерации 2 фев. 2011 г. // Российская газета, № 25. - 2011. - 8 фев.

4. Об организации работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе в 2014 году: обзор ФСИН России от 30.03.2015 № исх-02- 16587. М., 2015. 17 с.

5. Румянцев Н.В. Полицейский как эталон профессионализма и высокой нравственности // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. № 2 (18). С. 7.

6. Елфимова Е.В. Некоторые проблемы толкования законодательства о службе в органах внутренних дел. // Правоохранительные органы: теория и практика. 2012. № 1. С. 4.

7. Долинин А.Ю. Проблемы оценки мотивации персонала уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 146-150.

8. Долинин А.Ю., Акчурин А.В., Брыков Д.А. Факторы, влияющие на текучесть кадров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Аналит. обзор. Рязань: Академия ФСИН России, 2007. 36 с.

9. Текучесть кадров [Электронный ресурс]: Википедия. Сводная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Текучесть_кадров (дата обращения:

20.01.2022).

References (transliterated):

1. O sluzhbe v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii "Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody : Feder. zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 197-FZ : prinyat Gos. Dumoj 3 iyulya 2018 g. : odobr. Sovetom Federacii 13 iyulya 2018 g. // Rossijskaya gazeta, № 160. - 2018. - 25 iyulya.

2. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : Feder. zakon ot 30 noyab. 2011 g. № 342-FZ : prinyat Gos. Dumoj 17 noyab. 2011 g. : odobr. Sovetom Federacii 25 noyab. 2011 g. // Rossijskaya gazeta, № 275. - 2011. - 7 dek.

3. O policii : Feder. zakon ot 7 fev. 2011 g. № 3-FZ : prinyat Gos. Dumoj 28 yanv. 2011 g. : odobr. Sovetom Federacii 2 fev. 2011 g. // Rossijskaya gazeta, № 25. -

2011. - 8 fev.

4. Ob organizacii raboty s kadrami v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme v 2014 godu: obzor FSIN Rossii ot 30.03.2015 № iskh-02- 16587. M., 2015. 17 s.

5. Rumyancev N.V. Policejskij kak etalon professionalizma i vysokoj nravstvennosti // Vestnik kadrovoj politiki MVD Rossii. 2012. № 2 (18). S. 7.

6. Elfimova E.V. Nekotorye problemy tolkovaniya zakonodatel'stva o sluzhbe v organah vnutrennih del. // Pravoohranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2012. № 1. S. 4.

7. Dolinin A.YU. Problemy ocenki motivacii personala ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2009. № 2. S. 146-150.

8. Dolinin A.YU., Akchurin A.V., Brykov D.A. Faktory, vliyayushchie na tekuchest' kadrov uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Analit. obzor. Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2007. 36 s.

9. Tekuchest' kadrov [Elektronnyj resurs]: Vikipediya. Svodnaya enciklopediya. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tekuchesf_kadrov (data obrashcheniya:

20.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.