Налоги и налогообложение
Правильная ссылка на статью:
Малкова Ю.В. — К вопросу о необходимости создания зон с преференциальными налоговыми режимами с целью развития промышленных кластеров // Налоги и налогообложение. - 2019. - № 7. DOI: 10.7256/2454-065X.2019.7.30481 URL: https//nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=30481
К вопросу о необходимости создания зон с преференциальными налоговыми режимами с целью развития промышленных кластеров
Малкова Юлия Васильевна
кандидат экономических наук
доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
125933, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
Предметом исследования является опыт стимулирования деятельности промышленных кластеров на территории Российской Федерации. Автор исследует инструменты, используемые в качестве мер поддержки их деятельности, и отмечает, что в настоящее время налоговые инструменты практически не используются. Применяемые прямые методы поддержки деятельности промышленных кластеров (субсидии) недостаточны и обладают рядом недостатков, однако их дополнение косвенными методами (налоговыми льготами) способно повысить общую эффективность применяемых мер. В качестве косвенных мер поддержки автором предлагается использование комплексных налоговых инструментов в виде зон с преференциальными налоговыми режимами. В исследовании применялись общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, сбор, обобщение и анализ, дедукция и индукция. Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, электронные ресурсы, отчеты о реализации государственных программ, статистические данные. Основными выводами исследования являются следующие тезисы: 1) недостаточность прямых мер поддержки деятельности промышленных кластеров (прежде всего, ввиду ограниченного круга получателей); 2) целесообразность использования комплексных налоговых мер стимулирования деятельности промышленных кластеров; 3) наиболее приемлемой, с точки зрения автора, формой стимулирования деятельности промышленных кластеров является распространение на них режима особых экономических зон.
Ключевые слова: промышленные кластеры, субсидии, налоговое стимулирование, комплексные налоговые инструменты, специальные экономические зоны, преференциальные налоговые режимы, территории опережающего развития, зоны территориального развития, свободные экономические зоны, свободный порт
DOI:
10.7256/2454-065X.2019.7.30481
Дата направления в редакцию:
21-08-2019
Дата рецензирования:
08-08-2019
Дата публикации:
22-08-2019
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Введение
В условиях экономических санкций поиск новых альтернативных инструментов стимулирования промышленного производства в России приобретает все большую актуальность. Как показывает практика, многие из апробированных ранее экономических стимулов либо не работают, либо не дают той эффективности, которая от них требуется. Перед российской экономикой в настоящее время стоят сложные задачи, заключающиеся не только в необходимости обеспечения роста промышленного производства, но и в достижении определенных темпов экономического роста, благосостояния граждан, решения ряда социальных, демографических задач, обеспечения национальной безопасности. Поэтому происходит активизация поиска новых либо адаптация существующих экономических механизмов для эффективного решения имеющихся макроэкономических и иных задач.
Кластерная политика
В последние десятилетия во многих странах мира активно реализуется кластерный подход в обеспечении территориального экономического роста. В рамках его реализации государствами предпринимаются попытки объединить промышленную, региональную, инвестиционную, инновационную и другие политики, чтобы достичь синергетического эффекта от взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, объединенных решением общих задач на определенной территории.
Эффективность кластерной политики в решении задач ускорения экономического роста территорий, повышении инновационности промышленного производства подтверждается
многими, в том числе зарубежными, исследователями [1,2,3]. Объединение организаций в кластеры позволяет повысить совокупную устойчивость и конкурентоспособность, обеспечить более высокую инвестиционную привлекательность, а также способствует внедрению инноваций и создает возможности для расширения спектра производимой продукции.
«Кластеризация» вошла в российскую практику и нашла отражение в законодательной базе. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р в качестве одного из направлений перехода к инновационному
социально ориентированному типу экономического развития определила «создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий». За данным документом последовали и другие.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» ^ в качестве механизма реализации обеспечения территориального экономического роста предлагает меры по стимулированию деятельности в сфере промышленности в отношении индустриальных (промышленных) парков и промышленных кластеров. Стоит отметить, что это первый документ, который содержал в себе определение именно промышленного кластера, поскольку в контексте стимулирования территориального развития могут быть использованы меры по поддержке не только промышленных, но и инновационных кластеров.
Указанный закон положил начало масштабной кампании по созданию и поддержке промышленных кластеров на правительственном уровне. С 2015 года Минпромторг России запустил процесс формирования реестра промышленных кластеров,
соответствующих требованиям Министерства. Участники кластеров, вошедших в реестр, имеют право претендовать на возмещение части затрат по реализации совместных проектов, инициаторами которых они выступают, за счет средств выделяемых субсидий.-^7!
Согласно данным Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации ^ в России в 2019 году действует 33 промышленных кластера, соответствующих критериям Минпромторга России. Для сравнения в 2017 -2018 гг. их количество составляло 25, что демонстрирует положительную динамику. Однако 24 из них находятся на начальном уровне организационного развития, что указывает на необходимость поиска дополнительных ресурсов для их развития.
Меры поддержки промышленных кластеров
Статьей 20 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» предусмотрена возможность предоставления различных мер поддержки участникам промышленных кластеров как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне, как уже отмечалось, участникам промышленных кластеров доступна такая мера поддержки как субсидирование. Субсидии предоставляются для создания и развития производственной кооперации участников промышленного кластера, а также для создания новых высокопроизводительных рабочих мест в рамках подпрограммы «Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности» государственной программы «Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности» В рамках подпрограммы возможно возмещение затрат на осуществление совместных проектов в рамках кластеров в части уплаты лизинговых платежей; приобретение технологической оснастки для оборудования; приобретение программного обеспечения и др. Возмещение затрат происходит на конкурсной основе, при соответствии совместных проектов довольно жестким требованиям.
Согласно официальному отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017 год, размещенному на сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (последний из
доступных отчетов) субсидии в рамках программы получили лишь 6 инициаторов совместных проектов промышленных кластеров в общей сумме чуть более 413 млн. руб. По итогам 2018 года по данным отчета Ассоциации кластеров и технопарков России
«Совместные проекты участников промышленных кластеров 2018» субсидии в рамках программы получили уже участники 17 кластеров на общую сумму почти 4,7 млрд. руб. Положительная тенденция наглядна, но при этом все же стоит отметить, что мерами поддержки охвачены не все из действующих кластеров. Если исходить из статистики Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации, то поддержку получает примерно половина, а если
руководствоваться, например, данными Карты кластеров России учитывающей все существующие кластеры, а не только удовлетворяющие критериям Минпромторга, то процент кластеров, охваченных мерами поддержки, будет существенно ниже.
Помимо прямых методов поддержки к участникам промышленных кластеров возможно применение косвенных мер - налоговых льгот. С точки зрения охвата стимулирующим воздействием применение налоговых льгот в данной ситуации можно назвать более приоритетным. Однако этот инструмент в отношении промышленных кластеров в настоящее время практически не используется как на федеральном, так и на региональном уровне.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) отсутствуют налоговые льготы, предусмотренные именно для участников промышленных кластеров. Кластеры применительно к налоговым льготам в НК РФ встречаются трижды: установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций (п.1.2 ст. 284 НК РФ), а также тарифов страховых взносов для резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер (пп.2 п.1 ст. 427 НК РФ); освобождение от НДС реализации медицинских услуг, оказываемых иностранными участниками международного медицинского кластера (пп.2 п.2 ст. 149 НК РФ).
Анализируя региональное налоговое законодательство, можно также отметить, что специализированные льготы для участников проектов промышленных кластеров в настоящее время в нем не представлены. Имеются отдельные попытки введения соответствующих норм. Так, например, в Челябинской области рассматривается законопроект о предоставлении права на инвестиционный налоговый вычет по налогу на
прибыль организаций для участников промышленных кластеров.
Безусловно, участниками промышленных кластеров могут использоваться и иные «неспециализированные» налоговые льготы, однако отследить данный факт не представляется возможным. Также стоит отметить, что объем и качественные характеристики таких налоговых льгот могут существенно отличаться в зависимости от региона и муниципального образования, в котором осуществляется деятельность, что существенно влияет на эффективность их применения в масштабах всей страны в целом.
Преимущества налоговых мер поддержки
Представляется, что недостаточное использование налоговых инструментов поддержки и стимулирования деятельности промышленных кластеров не вполне обосновано, поскольку в определенных случаях оно имеет ряд преимуществ перед прямыми методами (субсидированием). Так, например, к плюсам косвенных методов можно отнести:
- минимизацию встречных потоков денежных средств. Для предоставления субсидии
средства должны пройти «бюджетный цикл», то есть поступить в бюджет в виде налоговых или иных платежей (преимущественно налоговых) и в последующем быть распределены между получателями;
- уменьшение субъективности и повышение справедливости при распределении бюджетных средств. Любое распределение субсидий сопряжено с субъективизмом в принятии решения и может производиться под влиянием коррупционного фактора. Предоставление налоговых льгот априори не может быть субъективным (п.2 ст. 3 НК РФ). Ярким примером справедливости могут служить льготы по налогу на прибыль организаций в виде сниженной ставки - больший объем «финансирования» в виде льготы получит более прибыльная организация. Данное обстоятельство некоторые авторы могут отнести к недостаткам, что, возможно, вполне обосновано в отношении льгот социального характера, где преследуются иные цели, но в отношении льгот по стимулированию промышленного производства — это явный плюс;
- более широкий охват получателей мер поддержки.
В связи с этим использование дополнительных налоговых инструментов стимулирования развития промышленных кластерных объединений видится целесообразным и способным положительно повлиять на их развитие.
Как показывает опыт зарубежных стран —151—16!, эффективным инструментом стимулирования деятельности промышленных или инновационных кластеров является создание специальных экономических зон. В контексте данного исследования и с учетом российской практики стоит сразу отметить, что под специальными экономическими зонами понимаются зоны с особыми условиями осуществления деятельности, резидентство в которых позволяет организациям получить налоговые льготы, дополнительные субсидии и/или снизить административные издержки. Это могут быть географически ограниченные области либо (в отдельных случаях) определенные группы компаний, связанные единой производственной цепочкой. То есть намеренно сужать специальные экономические зоны до особых экономических зон, предусмотренных законодательством Российской Федерации, будет терминологически неверно.
Представляется, что создание специальных экономических зон - наиболее подходящая форма налогового стимулирования деятельности промышленных кластеров. В пользу данного утверждения можно привести следующие аргументы.
1. Как показывает опыт, применение отдельно взятых инструментов стимулирования промышленного производства зачастую малоэффективно. Для пополнения ресурсной базы промышленным предприятиям необходимы значительные объемы средств. Соответственно, для эффективного стимулирования развития промышленности необходимо применение комплекса инструментов: субсидирование, льготное налогообложение и кредитование, таможенные льготы и преференции, доступ к использованию инфраструктуры, необходимой для производства инновационной и высококонкурентной продукции. Немаловажным условием здесь будет и координация применения каждого из инструментов, что обычно обеспечивается при создании специальных экономических зон.
2. Если вспомнить определение промышленного кластера, то под ним понимается «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской
Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Соответственно, «территориальные» налоговые льготы в виде зон с преференциальными налоговыми режимами и особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности представляются наиболее применимыми.Функционирование кластера в рамках специальной экономической зоны обеспечит равные условия его участникам, что создаст дополнительные условия для интеграции.
3. Также стоит отметить, что возможность и целесообразность использования режимов специальных экономических зон (а именно особых экономических зон) в целях реализации кластерной политики в Российской Федерации закреплена в правительственных документах ПШ.
Зоны с преференциальными налоговыми режимами
Стоит отметить, что дефиниция «зоны с преференциальными налоговыми режимами» является собирательной и в законодательной базе в настоящее время не представлена. Однако Министерством экономического развития Российской Федерации уже ведется
работа по разработке Федерального закона «О преференциальных режимах в Российской Федерации» которым планируется упорядочить довольно обширный
перечень отдельных законов, устанавливающих территориальные налоговые и иные преимущества.
К зонам с преференциальными режимами можно отнести ограниченные территории Российской Федерации, на которых предусмотрены налоговые льготы, а также обычно имеющие особый режим осуществления предпринимательской деятельности по отношению к остальной территории (предоставление субсидий, упрощение административных процедур, режим свободной таможенной зоны и др.).
В соответствии с действующим российским законодательством, можно выделить следующие виды зон с преференциальными налоговыми режимами: особые экономические зоны (ОЭЗ), особые экономические зоны в Магаданской и Калининградской областях, территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), зоны территориального развития (ЗТР), свободные экономические зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, свободный порт (СП) Владивосток, инновационный центр «Сколково». Характеристика режимов зон с преференциальными налоговыми режимами, а также перечень применяемых налоговых льгот и иных преференций приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Зоны с преференциальными налоговыми режимами в Российской Федерации и их ха ра кте рис тика
Вид зоны Определение и особенности осуществления деятельности Основные меры поддержки На ло г о в ые льг о ты
Особые экономические зоны (ОЭЗ) Особая экономическая зона -часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством 1.Финансирование создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны за счет 1. Налог на прибыль организаций в федеральный бюджет уплачивается по ставке 0% для резидентов ТВ ОЭЗ, 2% - для резидентов
Российской Федерации и на которой действует особый режим
осуществления предпринимательской деятельности, а
также может
применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Создаются на 49 лет.
Срок
продлению подлежит.
действия не
средств бюджета.
2. Таможенные льготы.
3. Налоговые льготы.
ПП ОЭЗ.
2. Ставка налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в региональный бюджет не может превышать 13,5%.
3. Применение повышающего коэффициента амортизации в размере не более 2 для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ.
4. Освобождение от уплаты налога на имуще с тв о
организаций в
течение 10 лет.
5. Освобождение от уплаты земельного на ло г а в те ч е ние 5 лет, для резидентов ПП ОЭЗ сроком до 1С лет.
6. Освобождение от транспортного налога (обнуление ставки). Предусматривается региональным законодательством.
7. Пониженная ставка страховых взносов.
Особая
экономическая зона
Магаданской области
Особая экономическая зона -территория, которая расположена в
административных границах города М а га да на и на которой
ус та нав л ив а е тс я
1.Таможенные льготы
2. Налоговые льготы.
1. Налог на прибыль организаций в федеральный бюджет не уплачивается.
2. Ставка налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в региональный
в
особый правовой бюджет не может
режим хозяйственной превышать 13,5%.
деятельности и
применяется 3. Налог на добычу
таможенная полезных ископаемых
процедура свободной уплачивается с
таможенной зоны. понижающим коэффициентом 0,6.
Срок действия до 31
декабря 2025 года.
Особая Особая 1. Налоговые 1. С ниж е нна я с та в ка
экономическая экономическая зона льготы с ро ко м до по налогу на прибыль
зона в в Калининградской 15 лет организаций - 0% в
Калинин градской области - территория течение первых 6 лет
области 1231 Калининградской 2. Упрощенный реализации проекта,
области и примыкающие к порядок оформления виз. с 7 по 12 годы - 10%.
территории 3. Субсидии на При этом первый шестилетний период льгот по налогу на
Калининградской поддержку рынка
области внутренние труда.
морские воды и прибыль начнет
территориальное 4. Ряд гарантий отсчет с момента
море Российской резидентам получ ения первой
Федерации, в (неизменность прибыли по проекту.
пределах границ а ре ндно й пла ты В том случае, если
которых действует за земельный прибыль не появится
специальный участок, в те ч е ние пе рв ых
правовой режим пре до с та в ле нный трех налоговых
осуществления резиденту в пе рио до в , то о тс ч е т
хозяйственной, аренду, в течение начнется с 4 года.
про из в о д с тв е нно й, всего срока 2. Сниженная ставка
инвестиционной и действия по налогу на
ино й де я те льнос ти, а договора аренды, имуще с тв о
также применяется гарантия не организаций - 0% в
таможенная применения мер, течение первых 6 лет
процедура свободной увеличивающих реализации проекта,
таможенной зоны. на ло г о в ую с 7 по 12 годы -
Срок действия до на груз ку резидента). 1,1%.
2045 года. 3. Пониженная ста в ка по з е ме л ьному на ло г у 0% - на пя ть лет с месяца возникновения права собственности. 4. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.
Теппитппии Территория 1. 1 Пониженные
. -г, , . -г, , — ' . . .. г ....
опережающего опережающего Финансирование ста в ки по на логу на
социально- социально- строительства прибыль
экономического экономического объектов организаций:
развития (ТОР) развития - часть инфраструктуры
[241 территории субъекта ТОР за счет 0-5% — первые 5 лет
Российской бюджетных по сле по л уч е ния
Федерации, включая первой прибыли;
средств.
закрытое 2. Таможенные 13-20% —
административно- льготы. последующие 5 лет.
территориальное
образование, и (или) 3. Налоговые О тс ч е т с ро ко в
акватории водных льготы. пре до с та в ле ния
объектов, на которых налоговых льгот
в с о о тв е тс тв ии с зависит от условий
решением соглашений.
Правительства
Российской 2. По налогу на
Федерации имуще с тв о
установлен особый организаций и
правовой режим земельному налогу
могут быть
осуществления
предпринимательской установлены нулевые
и ино й д е я те льно с ти ста в ки по на логу на
в целях имуще с тв о
организаций и
формирования
благоприятных земельному налогу
(ставки
условий для
устанавливаются
привлечения
инвестиций, региональным и
обеспечения местным
законодательством,
ускоренного соотв е тс тв е нно ).
социально-
экономического 3. Пониженные
развития и создания тарифы страховых
комфортных условий взносов в размере
для обеспечения 7,6%.
жизнедеятельности
населения. 4. Заявительный порядок возмещения
Создается на 70 лет. НДС.
Срок может быть
продлен. 5. Понижающий коэффициент НДПИ (0-0,8), характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), в течение 10 лет.
Зоны Зона 1. 1. Возможность
территориального территориального Предоставление по луч е ния
развития (ЗТР) развития - часть бюджетных инвестиционного
[251 территории субъекта ассигнований налогового кредита
Российской Инвестиционного (пп.6 п.1. ст. 67 НК
Федерации, на фонда Российской Р Ф ). О дна ко
которой в целях Федерации. пре до с та в ле ние И Н К
ускорения социально-экономического развития субъекта 2. Создание объектов инфраструктуры. по дра з уме в а е тс я на льготных условиях: срок И НК увеличен до 10 лет и проценты
Российской 3. за его пользование
Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения Предоставление резидентам в аренду земельных участков. не начисляются.
инвестиций в его 4.
экономику Предоставление
резидентам зоны налоговых льгот и
территориального инв е с тицио нно г о
развития налогового
пре до ста в ля ютс я кредита.
меры
государственной
поддержки.
Создается на 12 лет.
Создание ЗТР
возможно только в
ограниченном числе
субъектов
Российской
Федерации (20),
определенных
П о ста но в ле ние м
П ра в ите льс тв а Р Ф о т
21.12.2016 № 1415
«Об утверждении
перечня субъектов
Российской
Федерации, на
территориях которых
допускается
создание зон
территориального
развития».
Свободные Свободная 1. Таможенные 1. С ниж е ние с та в ки
экономические экономическая зона - льготы. налога на прибыль
зоны (СЭЗ) на территории 10 организаций:
территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя [261
Республики Крым и города федерального значения
Севастополя и
примыкающие к
территориям Республики Крым города федерального значения Севастополя внутренние морские воды и
территориальное море Российской Федерации, в
пределах границ которых действует особый режим
осуществления предпринимательской и иной д е я те льно с ти, а та кж е приме ня е тс я таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Создается на 25 лет с возможностью
продления.
2. Налоговые льготы.
3. Гарантии сохранения условий
идеятельности.
4. Особый порядок проведения контроля за деятельностью резидентов.
5. Упрощенный порядок
оформления виз.
в федеральный
бюджет - 0% на 10 лет;
в региональный
бюджет:
- 2% (1-3 год);
- 6% (4-8 год);
- 13,5 % с 9 года.
2. Применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2.
3. Освобождение от уплаты налога на имуще с тв о
организаций на 10 лет.
4. Освобождение от уплаты земельного налога
организациями участниками СЭЗ в отношении земельных участков,
расположенных на территории СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
5. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет после получения статуса резидента.
Свободный порт Владивосток [271
Под свободным
портом Владивосток по нимае тс я ч а с ть
1. Таможенные льготы.
2.Сокращенные
1. Возмещение НДС в заявительном порядке.
территории сроки получения 2. По налогу на
Приморского края, а разрешительной прибыль организаций
также ряда документации для установлены
муниципальных объектов пониженные ставки:
образований капитального 0% - платежам в
Чукотского, строительства. федеральный и
Хабаровского, региональный
Камчатского края и З.Предоставление бюджет (первые 5
Сахалинской земельных лет), начиная с
области, на которых участков без периода, когда
в с о о тв е тс тв ии с торгов. получена прибыль
законодательством устанавливаются меры государственной 4. Упрощенный порядок оформления виз. (но не позднее 4 года с момента включения в реестр); 10% - в бюджет
поддержки 5. Разрешение на региона (после
предпринимательской иностранную истечения первых 5
деятельности. рабочую силу без лет).
Создан на 70 лет с квот. 3. Пониженные
возможностью 6. Сокращенное ста в ки по на логу на
продления. К время проведения имуще с тв о
свободному порту контрольных организаций - 0% в
Владивосток не проверок. течение 5 лет и 0,5%
относятся территории, на которых созданы 7. Налоговые льготы. последующие 5 лет. (п. 4, 4(1) ст. 2 Закон Приморского края №
особая 82 от 28.11.2013 г.)
экономическая зона,
зона 4. Освобождение от
территориального уплаты земельного
развития или налога (льгота
территория одновременно
опережающего должна быть
социально- установлена на
экономического уровне
развития. муниципальных образований). 5. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.
Инновационный Инновационный 1. Налоговые 1. Освобождение от
центр центр «Сколково» - льготы. уплаты НДС и налога
«Сколково» 1281 совокупность 2. Предоставление инфраструктуры. на прибыль
инфраструктуры территории инновационного организаций в течение 10 лет со дня получения
центра «Сколково» и 3. Управляющая статуса резидента, в
механизмов компания может случае если годовой
взаимодействия лиц, пре до с та в ля ть объем выручки от
участвующих в услуги реализации товаров
реализации проекта, таможенного (работ, услуг,
в том числе путем представителя имущественных
использ о в а ния это й (оплачивать за прав), полученной
инфраструктуры. резидента этим участником
таможенные про е кта , не превысил
Срок действия не
пла те ж и). один миллиард
ограничен. рублей, объем
прибыли не превысил
300 миллионов
рублей.
2. Освобождение от
уплаты налога на
имуще с тв о
организаций.
3. Освобождение от
уплаты земельного
налога.
4. Пониженные
тарифы страховых
взносов в размере
14% в ПФ РФ.
С учетом темы исследования особый интерес представляют промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ, соответственно, льготы и преференции рассматриваются только для этих типов ОЭЗ.
Как можно видеть, практически все из зон предоставляют комплексный пакет льгот своим резидентам. При этом льготы носят не только налоговый характер. Немаловажным для успешного развития промышленных кластеров является и наличие таможенных льгот (что особенно актуально при приобретении инновационного оборудования, реализации проектов по переработке сырья зарубежных поставщиков, работе на экспорт), возможностей по использованию инфраструктуры и привлечению высококвалифицированных кадров.
Наиболее обширный пакет налоговых льгот предоставляется резидентам Инновационного центра «Сколково». Применение льгот по всем рассматриваемым на лога м з а кре пле но на фе де ра льном уро в не и по з в о л я е т с ущ е с тв е нно с низ ить налоговую нагрузку резидентов. Распространение аналогичного режима налогообложения на участников промышленных кластеров, на первый взгляд, может показаться привлекательным, однако будет губительно для бюджетов всех уровней. Если судить по данным о налоговых платежах только 17-ти промышленных кластеров, которые по итогам 2018 года получили субсидии из бюджета, совокупный объем «выпадающих»
налоговых поступлений может оцениваться в сумму порядка 25-30 млрд. рублей а с учетом того, что это лишь часть функционирующих промышленных кластеров, сумма может быть пересмотрена только в сторону увеличения.
Наименьший пакет льгот в настоящее время могут получить организации,
осуществляющие свою деятельность в зонах территориального развития. Среди налоговых льгот для них в соответствии с действующей редакцией НК РФ доступен лишь инвестиционный налоговый кредит. Несмотря на то, что он предоставляется на безвозмездной основе и его срок увеличен по сравнению с общим, такая льгота положительно повлиять на формирование промышленных кластеров может только в совокупности с другими, применяемая самостоятельно она не сможет обеспечить достаточного объема высвобождаемых средств, необходимого для осуществления совместных проектов.
Рассматривая остальные зоны с преференциальными налоговыми режимами (ОЭЗ, СЭЗ, ТОР), стоит отметить налоговые льготы, характерные для всех из них: пониженная или нулевая ставка по налогу на прибыль организаций; льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу, пониженные ставки страховых взносов.
Режим свободного порта подробно не рассматривается, поскольку цель создания такого рода специальной экономической зоны заключается в большей степени в стимулировании торговли, а не в развитии промышленного производства.
Представляется, что все из обозначенных льгот могут повысить привлекательность осуществления совместной деятельности в рамках промышленных кластеров. Льготы по налогу на прибыль организаций являются необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности и наиболее интересны с точки зрения объема высвобождаемых средств. Поскольку высокотехнологичное промышленное производство требует дорогостоящего оборудования, наличия высококвалифицированных кадров, земельных участков и помещений для размещения новых производств, актуальными с точки зрения стимулирования деятельности промышленных кластеров также являются льготы по страховым взносам, земельному налогу, налогу на имущество организаций.
Комплексное предоставление налоговых льгот, безусловно, является предпочтительным, но всегда сопряжено с недопоступлением сумм налогов в бюджеты всех уровней. Принудительное обнуление или слишком большое снижение ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в региональный бюджет, установленное федеральным законодательством для промышленных кластеров, возможно, являющихся основными налогоплательщиками региона, лишение субъектов возможности принимать решение о варьировании ставки, может существенно сказаться на наполняемости их бюджетов. По мнению автора, снижение ставки по налогу на прибыль организаций, устанавливаемое федеральным законодательством, должно присутствовать, поскольку повышает заинтересованность в осуществлении прибыльной деятельности, однако у регионов должна оставаться определенная свобода в установлении ставок с целью обеспечения сбалансированности бюджетов. С этой точки зрения льготы по налогу на прибыль организаций, действующие в рамках ОЭЗ и ТОР, представляются наиболее обоснованными, поскольку дают определенную свободу в установлении налоговой ставки регионам. При этом стоит отметить, что режим ОЭЗ дает большие возможности по вариации ставки (от 0 до 13,5%).
Немаловажной для развития промышленных кластеров является также предусмотренная режимом ОЭЗ возможность получения льгот по транспортному налогу, поскольку, несмотря на территориальную обобщённость, существует необходимость доставки продукции отдельных переделов между участниками, осуществляющими переработку, соответственно, обязательно наличие достаточного парка транспортных средств.
Налоговый режим ТОР выделяется наличием льгот по налогу на добычу полезных
ископаемых (представляют интерес для горнорудной промышленности), а также наличием возможности возмещения НДС в заявительном порядке. Последняя преференция является актуальной как в случае осуществления значительных инвестиций в приобретение оборудования, так и в случае реализации продукции промышленного кластера на экспорт и предоставляется при наличии поручительства управляющей компании.
В пользу режимов ОЭЗ и ТОР может говорить и тот факт, что в настоящее время уже наблюдается интеграция рассматриваемых зон с преференциальными налоговыми режимами с промышленными кластерами. Так, например, ОЭЗ «Алабуга» является одним из 68 участников Камского инновационного территориально-производственного кластера Там же, на территории Республики Татарстан, в 2016 году создана ТОСЭР на базе моногорода «Набережные Челны» [29], отдельные резиденты которой являются
участниками Машиностроительного кластера Республики Татарстан^8—30].И это не единственные примеры симбиоза промышленных кластеров и зон с преференциальными налоговыми режимами.
Однако, обращаясь к определениям зон с преференциальными налоговыми режимами, предусмотренным законодательством, стоит отментить, что в отличие от территорий опережающего социально-экономического развития особые экономические зоны не ограничены территориально одним субъектом Российской Федерации. С точки зрения применения режима особых экономических зон для промышленных кластеров это является одним из ключевых условий, поскольку кластерные образования могут включать в себя участников не только из одного, но и нескольких смежных регионов страны.
Выводы
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что в рамках действующего правового поля в целях стимулирования развития промышленных кластеров возможным и целесообразным является рассмотрение вопроса о распространении на их участников условий осуществления деятельности, предусмотренных для резидентов особых экономических зон. Применение комплексных мер стимулирования одновременно ко всем участникам промышленных кластеров позволить усилить синергетические эффекты, а также выровнять условия внутренней конкуренции, тем самым давая возможность для
роста общей конкурентоспособности кластера
В случае реализации высказанного предложения участники промышленных кластеров смогут претендовать на объем налоговых льгот, предусмотренный НК РФ для резидентов особых экономических зон, а также получение таможенных преференций, связанных с реализацией права на применение режима свободной таможенной зоны, при соблюдении критериев, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от
31.07.2015 № 779 [6]. В качестве дополнений представляется необходимым внести предложение по применению механизма «двух ключей» в отношении льгот, предоставляемых по налогу на имущество организаций и земельному налогу, с целью снижения рисков для бюджетов регионов и муниципальных образований, а также по внесению промышленных кластеров в разряд налогоплательщиков, которым доступен заявительный порядок НДС (что не повлечет роста налоговых расходов, и положительно повлияет на пополнение оборотных средств промышленных кластеров).
Библиография
1 Porter, Michael E. Location, competition, and economic development: local clusters in a global economy //Economic Development Quarterly, Feb2000, Vol. 14 Issue 1.
2. Матвеева О.А., Василенок В.Л. Роль кластеров в развитии экономики// Экономические науки. - 2013.-№2 (99). - С.101-103.
3. Мантаева Э.И., Голденова В.С. К вопросу о роли промышленного кластера в развитии региональной экономики//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология.-2017.-Т. 19.-№ 1 (38).-С. 45-51.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» // СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» // СПС Консультант Плюс.
8. Геоинформационная система индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL: https://www.gisip.ru (Дата обращения 01.08.2019 г.)
9. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». [Электронный ресурс-URL:
http://minpromtorg.gov.ru/activities/state_programs/list/gp2/about/ (Дата обращения 01.08.2019 г.)
10. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017 год [Электронный ресурс]-
URL:http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!otchet_o_hode_realizacii_i_ocenke_effektivnosti _gosudarstvennoy_programmy_rossiyskoy_federacii_razvitie_promyshlennosti_i_povysh enie_ee_konkurentosposobnosti_za_2017_god (Дата обращения 04.08.2019г.)
11. Совместные проекты участников промышленных кластеров 2018 [Электронный ресурс-URL: http://akitrf.ru/upload/Clusters2018.pdf (Дата обращения 04.08.2019г.)
12. Карта кластеров России [Электронный ресурс-URL: http://map.cluster.hse.ru (Дата обращения 01.08.2019г.)
13. Проект закона «О применении на территории Челябинской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» принят в первом чтении [Электронный ресурС-URL: https://zs74.ru/news/proekt-zakona-o-primenenii-na-territorii-chelyabinskoy-oblasti-investicionnogo-nalogovogo (Дата обращения 04.08.2019 г.)
14. Zeng, D. Zh. How do special economic zones and industrial clusters drive China's rapid development? [Электронный ресурС-URL:
https://elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/1813-9450-5583 (Дата обращения
01.08.2019г.)
15. Zeng, D. Zh. China's Special Economic Zones and Industrial Clusters: Success and Challenges// Lincoln Institute of Land Policy Working Paper [Электронный ресурс]-URL:
https ://www.lincolninst.edu/sites/default/files/pubfiles/2261_1600_Zeng_W P13DZ1.pdf (Дата обращения 01.08.2019г.)
16. Newman С., Page J. Industrial clusters: The case for Special Economic Zones in Africa// WIDER Working Paper Series 015, World Institute for Development Economic Research (UNU-WIDER), 2017. [Электронный ресур^-URL:
https://ideas.repec.org/p/unu/wpaper/wp2017-15.html (Дата обращения 01.08.2019г.)
17. Пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
18. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Утверждены Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19 // СПС «Консультант Плюс».
19. Бизнесу готовят портфели с пряниками. Минэкономики разработало единую политику для льготных территорий. [Электронный ресур^-URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962470 (Дата обращения 04.08.2019 г.)
20. Проект Федерального закона «О преференциальных режимах в Российской Федерации». [Электронный ресур^-URL: http://oreneconomy.ru/news/news-20-05-19-1.pdf (Дата обращения 04.08.2019 г.)
21. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
22. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // СПС «Консультант Плюс».
23. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
24. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
25. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
26. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СПС «Консультант Плюс».
27. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // СПС «Консультант Плюс».
28. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // СПС «Консультант Плюс».
29. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 44 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны»// СПС «Консультант Плюс».
30. Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской
Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]-и^: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1ce426e5-a9e2-4f62-a3a3-6f845150f3fd/10.07.2019.pdf?MOD = AJPERES&.CACHEЮ=1ce426e5-a9e2-4f62-a3a3-6f845150f3fd (Дата обращения 20.08.2019 г.)