Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости расширения компетентности преподавателя физической культуры в учебном заведении музыкального профиля'

К вопросу о необходимости расширения компетентности преподавателя физической культуры в учебном заведении музыкального профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PARADIGM OF PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE / COMPETENT AUTHORITY / SOCIAL COMPETENCES / PERSONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Мутаева Ильсияр Шафиковна

В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов современной системы образования компетентность и ее виды. Авторы, анализируя истоки и основные этапы развития этого явления в образовании, делают попытку конкретизации понятия «компетентность» и выявления ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, необходимых преподавателю физической культуры в условиях профессиональной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич, Мутаева Ильсияр Шафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the question of necessity of broadening of physical culture teachers competence in educational institution of musical profile

In this article it is considered one of the most important questions of modern educational system competence and its kinds. Authors, analyzing the sources and the main stages of development of this phenomenon in education, make attempt of concretization of notions «competence», exposing its competences, n which reflect the whole spectrum of knowledge, necessary for the teacher of physical culture in the conditions of professional school

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости расширения компетентности преподавателя физической культуры в учебном заведении музыкального профиля»

УДК 7А+373.001 и. е. КОНОВАЛОВ

И. Ш. МУТАЕВА

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма г. Набережные Челны

К ВОПРОСУ

О НЕОБХОДИМОСТИ РАСШИРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ______________________________

В статье рассматривается один из наиболее важных вопросов современной системы образования — компетентность и ее виды. Авторы, анализируя истоки и основные этапы развития этого явления в образовании, делают попытку конкретизации понятия «компетентность» и выявления ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, необходимых преподавателю физической культуры в условиях профессиональной школы. Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.

Продолжающиеся, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность [1].

Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.

В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации, формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.

Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а главное — готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.

В качестве общего определения готовности преподавателя как интегрированного показателя, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».

С середины прошлого века понятие «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко используются в быту и литературе, его толкование приводится в словарях. Так, например, в Кратком словаре иностранных слов приводится следующее определение: «компетентный (лат. сошре1еш, сошре1епИ8 — надлежащий, способный) — знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» [2].

В 1959 году Р. Уайт, одним из первых рассматривая категорию компетенции с научной точки зрения, наполнил ее собственно личностными составляющими, включая мотивацию [3].

Позже, в 1965 году, Н. Хомский впервые делает попытку разделения понятий «компетентность» и «компетенция» [4].

Таким образом, в 60-х годах было заложено понимание различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как знания, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной деятельности человека. В этот же период появляется такое понятие, как «коммуникативная компетентность».

1970— 1980 гг. характеризуются использованием категории компетентность в теории и практике обучения, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетентности».

В 1984 Дж. Равен в своей книге «Компетентность в современном обществе» дает развернутое толкование понятия компетентность: «Это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [5].

В 1989 году в социальной психологии появляется книга Л. А. Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетентность, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности» [6].

Начиная с 1990 г. появляются работы, посвященные исследованиям компетентности как научной категории применительно к образованию. Профес-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

сиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Так, в книге Н. В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять видов компетентности: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [7].

В этом же году А. К. Маркова проводит исследования посвященные изучению структуры профессиональной компетентности учителя, по итогам которого в этой структуре она выделяет четыре основных блока: а) профессиональные, психологические и педагогические знания; б) профессиональные, педагогические умения; в) профессиональные, психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [8].

В более поздних работах А. К. Маркова (1996) уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности [9].

В 1998 году В. А. Кальней и С. Е. Шишов, проведя исследование, пришли к заключению о необходимости выделения в отдельную группу бытовой, гражданской и профессиональной компетентности [10].

В 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные компетентности, где авторы предлагают разграничить компетентности по сферам деятельности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) [11].

В 2002 году А. В. Хуторской в своем докладе на отделении философии образования и теории педагогики РАО обозначил следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования [12].

В последнее время специалисты, проводящие исследования в этой области, предлагают подход, при котором в понятие «компетентность» включается широкий круг вопросов. Так, например Г. Э. Белицкая предлагает два вида компетенций — общей и профес-

сиональной. Общая компетенция определяется ими как компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во вне-профессиональной сфере, а профессиональная компетенция — для получения и реализации умений, знаний и навыков необходимых в профессиональной деятельности [13].

Другим примером такого подхода может служить исследование В. Н. Скрябина и Т. Ю. Христич [14]. В своей работе авторы выделяют два направления компетенций: деятельностную и социальную.

Не может остаться без нашего внимания исследование И. А. Зимней, где автор предлагает разделить компетентности на три основные группы: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми [15].

Отмечая различные подходы в разработке вопросов компетентности, необходимо все же отметить, что во многих работах компетентность и компетенции рассматриваются как синонимы, а само понятие «компетентность» часто трактуется как профессионализм в узком смысле этого слова.

В связи с этим целью нашего исследования является конкретизация понятия «компетентность», и выявление ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю физической культуры в современных условиях профессиональной школы.

Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к заключению, что компетентность — это совокупность компетенций (где компетенция, согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, определяется (дословно) — круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен), отражающих знания, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии [16]. То есть компетентность — это владение, обладание специалистом соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и предмету деятельности, а компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенции, по своей сути, — это внутренние, потенциальные и сокрытые новообразования, проявляющиеся в знаниях, представлениях, программах действий, системах ценностей и отношений, которые, взаимодействуя, по сути, и составляют компетентность.

Специалисты, исследующие вопрос компетентности, определяют от 2-х до 39 групп компетентностей, выделяя при этом для различной деятельности разные ее виды.

В нашем исследовании компетентность преподавателя физической культуры как показатель готовности к осуществлению учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими требованиями к качеству профессионального образования носит полифункциональный характер, отражающий всю ширину спектра знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в его профессии и повседневной жизнедеятельности.

Для определения компетентности преподавателя физической культуры нами определенны три основные группы компетенций, без которых, на наш взгляд, осуществление качественной педагогической

деятельности в современной профессиональной школе становится неэффективным и даже затруднительным:

1. Личностные компетенции:

— готовность к здоровьесбережению: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек; знание и соблюдение правил личной гигиены; свобода и ответственность выбора образа жизни;

— готовность к ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (во всех ее проявлениях), науки, производства; история цивилизаций и собственной страны;

— готовность к гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за государство, бережное отношение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

— готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; смысл жизни; профессиональный рост и развитие.

2. Профессиональные компетенции:

— готовность к профессиональной деятельности: знание теоретического и практического материала, постановка и решение образовательных и воспитательных задач; нестандартные и творческие решения, духовное развитие, физическая, психическая и функциональная подготовленность, имидж, интеллектуальная деятельность;

— готовность к педагогической деятельности: коммуникативность, содержательное сотрудничество, субъект-субъектные отношения; средства, способы и формы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в различных смежных видах деятельности;

— готовность к инновационной деятельности: передовой зарубежный и отечественный опыт; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; трансформация педагогических методик в процесс физкультурного образования;

— готовность к интеграционной деятельности: межпредметные и внутрипредметные взаимосвязи, структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, взаимодействие накопленных знаний;

— готовность к использованию информационных технологий: прием, переработка и передача информации; владение компьютерной грамотностью и интернет-технологией.

3. Социальные компетенции:

— готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение, мобильность;

— готовность к общению: устному, письменному, диалогу, монологу, производство и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета; межнациональное общение и пр.

Таким образом, новизна нашего исследования заключается в изучении вопроса компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля. Подобных исследований в настоящее время практически нет, что подчеркивает его своевременность и актуальность.

Предлагаемый нами состав компетенций имеет свою логическую последовательность, согласно которой преподаватель — это прежде всего личность,

осознанно посвятившая себя профессии педагога, стремящаяся к достижению наивысшего мастерства в своей деятельности, способная к взаимодействию с людьми и обществом и легко интегрируемая в образовательное и социокультурное пространство.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: компетентность — это совокупность компетенций, отражающих знания, умения и навыки, необходимые в избранной профессии и повседневной жизнедеятельности, где выбор компетенции подчеркивает положение о том, что человек, как личность, проявляется в системе отношений к себе, к обществу и другим людям, а также к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002, № 393.

2. Лехин, И.В. Краткий словарь иностранных слов / И.В. Ле-хин, Ф.Н. Петров. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М. : Госиздат иностранных и национальных словарей, 1950. — 454 с.

3. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.

4. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. — М., 1972. - 144 с.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Джон Равен. — М., 2002. — 156 с.

6. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. /Л.А. Петровская. — М., 1989. — 213 с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М., 1990. — 189 с.

8. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 22 — 24.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М., 1996. — 253 с.

10. Кальней, В.А. Мониторинг качества образования / В.А. Каль-ней, С.Е. Шишов. — Вологда : Изд-во Вологод. ин-та повышения квалификации. — 1998. — 203 с.

11. Стратегия модернизации содержания общего образования. — М., 2001. — 86 с.

12. Хуторской, А.В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.

13. Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности / Г.Э. Белецкая. — М., 1995. — 241 с.

14. Скрябин, В.Н. Модель практиконаправленной подготовки специалиста / В.Н. Скрябин, Т.Ю. Христич // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 4. — С. 17—19.

15. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — № 0504. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/index.htm.

16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. — Екатеринбург, 1994. — 800 с.

КОНОВАЛОВ Игорь Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. декана факультета «Адаптивная физическая культура, сервис и туризм». МУТАЕВА Ильсияр Шафиковна, кандидат биологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Теория и методика циклических видов спорта». E-mail: igko2006@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2009 г.

© И. Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.