Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости психолого-педагогических знаний для преподавателя высшей школы'

К вопросу о необходимости психолого-педагогических знаний для преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Жанна Сергеевна

Приведен перечень педагогических умений, обеспечивающих успех в деятельности преподавателя высшей школы. Обоснована необходимость психолого-педагогических знаний для формирования этих умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости психолого-педагогических знаний для преподавателя высшей школы»

Педагогика высшей школы

149

сведения об истории, литерату- рода страны изучаемого языка. с носителем языка как с пред-

ре, архитектуре, быте, нравах, Это, в свою очередь, позволит ставителем другой культуры.

образе, жизни и традициях на- учащимся адекватно вести себя

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. -М.: Русский язык, 1977.

2. Веденина Л.Г. Первый межвузовский семинар по лингвострановедению // Иностранные языки в школе. 2003. №6.С.97-101.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. -М.:, 1980.

4. Колесникова И.Г., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Издательство «Cambridge University Press». 2001.224 с.

5. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О.Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура»?// Иностранные языки в школе.1987. №7. С. 54-56.

6. Пассов Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе.1987. №6. С. 17-19.

7. Пассов Е.И. Современный урок иностранного языка в средней школе. -М.: Просвещение, 1998.

8. Томахин Г.Д. От страноведения к фоновым знаниям носителей языка и национально-культурной семантике языковых единиц в их языковом сознании // Русский язык за рубежом.1995. №1. С. 54-58.

9. Prabhu N.S. There is no best method-why? TESOL. Quarterly. 1990. 204 p.

□ Автор статьи:

Рожнёва Елена Михайловна

- преподаватель каф. иностранных языков

УДК 378.14

Ж.С. Сафронова

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Тема, посвященная выявлению основ формирования педагогических умений, далеко не нова. Интерес к ней возникает по мере столкновения ученых с проблемой, связанной с изучением деятельности вузовского педагога. Нередко, особенно молодые ученые, останавливаются в подобных исследованиях на перечне педагогических умений таких корифеев как Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др., забывая о том, что они выделяют педагогические умения, отражающие деятельность школьного учителя, а не педагога вуза. Нам не встретились научноисследовательские работы, посвященные выявлению педагогических умений преподавателя высшей школы, поэтому мы поставили перед собой задачу определить перечень педагогических умений, обеспечиваю-

щих успех в работе преподавателя вуза.

В вузе взаимодействие педагога со студентами строится несколько иначе, чем в школе, по принципу партнерства. По нашему мнению, педагогические умения преподавателя вуза должны быть достаточно емкими по своему содержанию, т. к. предполагают творческий подход к осуществлению педагогических целей и задач. Педагогические умения, выделяемые нами, отражают каждый вид педагогической деятельности согласно ее структуре, предложенной В. А. Сластениным

(именно она, на наш взгляд, является наиболее проработанной и оригинальной из предлагаемых ныне), и с учетом возрастных особенностей студентов и специфики высшей школы.

Для организационной деятельности необходимы: умение управлять психологическим состоянием группы и отдельных студентов; умение поставить себя в позицию (на место) студентов; умение ориентироваться в изменяющихся условиях и перестраивать свое поведение. Для гностической деятельности: умение учитывать проявление у студентов психических процессов, свойств, состояний, мотивов поведения; умение определять главное, существенное при отборе, структурировании и изложении учебного материала; умение осуществлять поисковую (эвристическую) деятельность, изучать, обобщать и внедрять в учебный процесс различного рода инновации. Для конструктивной деятельности: умение отбирать, анализировать, синтезировать учебно-

150

Ж.С. Сафронова

воспитательный материал; умение дидактически перерабатывать материал науки в материал преподавания; умение прогнозировать трудности и ошибки в работе студентов; умение осуществлять контроль за качеством знаний и учебной деятельностью студентов; умение определять систему мероприятий, активизирующих познавательную деятельность студентов. Для коммуникативной деятельности: умение построить взаимодействие со студентами в процессе обучения; умение устанавливать со студентами коммуникативный контакт;

умение управлять дисциплиной студентов; умение формировать доверительные и доброжелательные отношения со студентами в межличностном общении.

Качественный анализ выделенных нами педагогических умений преподавателя высшей школы показал, что для успешного их формирования необходимы соответствующие психо-лого-педагогические знания.

Исследование показало, что для

□ Автор статьи:

формирования организационных умений необходимы пси-холого-педагогические знания, содержащие в себе информацию о специфике студенческого возраста: о личных особенностях студентов; об особенностях протекания основных психических процессов свойственных этому возрасту; направленности личности, интересах. Для формирования группы гностических умений необходимы знания не только личностных особенностей студентов и психологических приемов общения, но и знание принципов дидактики высшей школы; путей интенсификации познавательной деятельности студентов; современных методов обучения и воспитания в высшей школе; знание основ педагогической теории. Для успешного формирования конструктивных умений необходимы знания традиционных и новейших технологий обучения; знания основ управления учебной деятельностью и дисциплиной студентов; знания особенностей методов контроля за успеваемостью студентов; основ

оптимизации обучения и способов самоуправления. Формирование коммуникативных умений педагога подразумевает знания социально-

психологических особенностей личности студентов; особенностей педагогического общения; психологии общения малых групп; знания вербальных и невербальных приемов взаимодействия между людьми; знания основ публичного выступления; знания в области конфликтологии.

Без этих знаний ни талант (педагогические способности), ни личный опыт педагога не могут в полной мере компенсировать педагогические умения, что и было доказано в нашем исследовании. Таким образом, именно современная педагогика, интегрирующая систему знаний (по психологии, конфликтологии, этики и др.), способна реально обеспечить основу для формирования педагогических умений преподавателя высшей школы.

Сафронова Жанна Сергеевна

- канд. педаг. наук, доц. каф. психологии и педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.