Научная статья на тему 'Модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка'

Модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалых Наталья Анатольевна

В статье описана модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка. Профессионально значимое восприятие восприятие совокупности профессионально важных качеств и специальных профессиональных умений личности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалых Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the model of forming students' readiness for the professionally significant perception of the teacher's personality. The model is the scheme of the object of investigation, which reproduces its structure, its characteristics and the ties between its elements. Professionally significant perception is the perception of professionally significant characteristics of a specialist and his special professional skills in total.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка»

формационной модели образования (предметно-знаниевой) к профессионально-деятельностной;

- в профессиональной подготовке учителя к принятию решений одними из наиболее эффективных являются интерактивные методы (имита-ционно-моделирующие игры, дискуссии, кейс-технологии);

- тренинг в разрешении учебных проблемных ситуаций, моделирующих реальные педагогические проблемы и конфликты, способствует развитию у будущих учителей способности принимать обоснованные и продуктивные решения.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 72-75.

2. Гончарова Н.А. Разработка структурнофункциональной модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования // Об-

разование и общество. - 2008. - №1. - С. 19-22.

3. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1986. - .№2. - С. 29.

4. СамсоноваН.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. - Калининград: Изд-во КГУ 2002. - 308 с.

5. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Воспитательная работа в вузе: Материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2009, Москва. - М.: МАНПО; Ярославль: Ремдер, 2009. - С. 3-8.

6. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - .№5. - С. 45-48.

7. ТряпицынаА.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. - 156 с.

УДК 378

Н.А. Чалых

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье описана модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка. Профессионально значимое восприятие — восприятие совокупности профессионально важных качеств и специальных профессиональных умений личности специалиста.

Ключевые слова: модель, профессионально значимое восприятие, преподаватель иностранного языка, специалист.

Профессиональная подготовка студентов факультета иностранных языков . будет эффективной, если основой процесса взаимодействия преподавателя и студентов будет являться готовность преподавателя к компетентностному взаимодействию со студентами, если педагог проявляет свои личностные и профессионально важные качества и специальные профессиональные умения при решении социально-педагогических задач; если сформирована готовность студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя, то есть студент принимает установки, позиции, эмоционально-ценностное отношение преподавателя и корректирует структуру, направленность и содержание своего поведения и деятель-

ности. В указанной совокупности характеристик основную роль играет готовность студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя.

Для того чтобы активизировать и упорядочить процесс профессионально значимого восприятия студентами личности преподавателя иностранного языка, нужно активизировать и упорядочить процесс взаимодействия педагога и студентов, обеспечить его профессиональную направленность, сделать его личностно ориентированным, деятельностным, акмеологическим.

Это возможно при использовании модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка.

© Н.А. Чалых, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

485

В научном знании сущность термина «модель» представляется как: 1) образец; 2) схема какого-либо физического объекта или явления; в широком смысле модель - любой образ, аналог какого-либо процесса или явления.

Мы представляем модель как схему исследуемого объекта, отображающую его структуру, свойства и взаимосвязи между его элементами.

Предложенная нами модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка состоит из целевого, организационно-содержательного, результативно-оценочного блоков, а также совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность обозначенного процесса.

Реализация модели будет эффективной, если сформулирована цель исследования. В исследовании поставлена следующая цель: сформировать готовность студентов факультета иностранных языков педагогического вуза к профессионально значимому восприятию личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку.

Реализации обозначенной цели способствует решение ряда задач:

1) использование знаний и умений студентов, полученных при взаимодействии с преподавателем в процессе лингвистического образования;

2) формирование компетенций студентов, способствующих профессионально значимому восприятию личности преподавателя;

3) формирование мотивации студентов к восприятию личности преподавателя;

4) формирование у студентов умений коррекции эмоционального восприятия личности преподавателя.

Решение указанных задач реализуется с опорой на следующие принципы.

1. Принцип самодеятельности. Применение данного принципа обосновано в работах И.Ф. Харламова [8] и др. Анализ выводов и результатов данных исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование готовности студента к профессионально значимому восприятию личности преподавателя может осуществляться только на основе собственного опыта взаимодействия студента с педагогом.

2. Принцип профессиональной направленности обоснован в работах Е.А. Климова [4] и др. По их мнению, интерес к профессиональной деятельности и направленность личности на реше-

ние профессиональных задач выступают в качестве основного мотива личности специалиста. Это позволяет предположить, что восприятие студентом личности преподавателя реализуется на основе совокупности устойчивых мотивов к профессиональной деятельности. Профессиональная направленность студента характеризуется его интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается отношение студента к личности педагога, его компетентности, профессионализму, уровню профессионально-педагогической культуры, а также к модели поведения преподавателя.

3. Принцип акмеологичности восприятия. Данный принцип обоснован в работах А.А. Деркача [2] и др. По их мнению, восприятие человека человеком имеет возрастные особенности. Анализ результатов и выводов исследований позволяет предположить, что восприятие студентом личности преподавателя имеет свои особенности и меняется от курса к курсу.

4. Принцип мотивации восприятия рассмотрен Г.В. Акоповым [1] и др. С их точки зрения, в основе любой деятельности лежит ее мотив. Это позволяет предположить, что восприятие, являясь познавательной деятельностью, предполагает активное принятие личностью социальных и профессионально значимых решений, как и любая другая деятельность должна быть мотивированной. В основе профессионально значимого восприятия должны лежать профессиональные мотивы, побуждающие студентов к его реализации.

5. Принцип деятельностной основы восприятия. А.Н. Леонтьев [5] и др. считают, что восприятие имеет деятельностную основу. Восприятие как творческий процесс направляется мотивацией и имеет аффективно-эмоциональную окраску. Анализ и коррекция перцептивного образа возможны только при включенности восприятия в практическую деятельность.

6. Принцип педагогического сопровождения эмоционально-волевых основ восприятия. Реализация данного принципа обучения рассмотрена в работах Л.Ф. Спирина [7] и др. Анализ выводов и результатов исследований позволяет предположить, что восприятие студентами личности педагога реализуется на основе интересов, склонностей и потребностей студентов. Волевые основы восприятия выступают в виде способности студента регулировать свое отношение к образу педагога. Волевая регуляция отношения и поведе-

ния студента формируется и развивается под воздействием контроля педагога, а затем самоконтроля студента.

Анализ исследований Е.И. Пассова [6] по проблеме профессиональной подготовки студентов-лингвистов позволяет определить содержание критериев оценки значимости восприятия преподавателя в процессе лингвистического образования студентов.

Содержание процесса восприятия личности преподавателя в процессе его взаимодействия со студентами проявляется через совокупность основных компонентов этого процесса. В эту совокупность были включены аксиологический, технологический, личностно-творческий [3], мотивационный и регулятивный компоненты.

Анализ педагогического опыта преподавателей факультета иностранных языков ПГПУ им. В.Г Белинского позволяет сделать предположение о том, что в процессе профессиональной подготовки студентов преподаватель организует и направляет деятельность студентов, анализирует их эмоциональное состояние, корректирует их отношение и поведение (регулятивный компонент).

Преподаватель формирует в процессе учебной деятельности студентов совокупность устойчивых положительных мотивов, придающих ей целенаправленный характер (мотивационный компонент).

Профессиональная подготовка студентов реализуется с помощью следующих способов учебной деятельности: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

Процесс реализации компонентов готовности студентов к восприятию личности преподавателя в ходе изучения иностранного языка происходит на основе совокупности методов обучения, к которым на основе исследования мы можем отнести ролевые игры, систему упражнений, видовая классификация которых определялась нами на основе анализа исследований Е.И. Пассова [6].

В процессе обучения иностранным языкам используются следующие типы упражнений: на первичное ознакомление с изучаемым материалом на родном и иностранных языках; на сравнение представлений данного языкового явления в родной и иностранной культурах; на формирование лексико-грамматического минимума, которым должен владеть студент; на активизацию и использование нового языкового материала студентами.

Виды упражнений на формирование лексико-грамматического минимума:

a. Observez l’emploi de la construction dire de faire qch et traduisez ces phrases: 1. Dites-lui de venire a l’heure. 2. Elle nous dit d’accompagner les enfants. 3. Je vais lui dire de faire attention. a. Dites-leur de nous attendre a la sortie du metro. 5. Nous leur disons de nous tenir au courant.

b. Construisez des phrases avec les elements ci-dessous en les faisant preceder de dites-lui (leur):

Modele: Dites-lui (dites-leur) de quitter la salle.

Faites marcher la tele! Annoncer-leur la nouvelle! Relisez le dernier passage! Ecriver a la ligne! Notez leur adresse! Reprenez votre travail!

Оценка значимости реализации разработанной нами модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя проявляется в содержании результативно-оценочного блока. Результативно-оценочный блок включает уровни сформированности и критерии оценки сформи-рованности готовности студентов к профессионально значимому восприятию.

Мы выделяем следующие критерии оценки сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию студентами личности преподавателя иностранного языка: наличие мотивации к профессионально значимому восприятию личности преподавателя; формирование знаний и умений, способствующих профессионально значимому восприятию; сформированность готовности к профессионально значимому восприятию; сформирован-ность мотивационно-стимулирующих, гностических, организаторских, конструктивно-плани-рующих умений.

Принятые нами критерии позволяют описать основные уровни сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень предполагает оценку личности педагога по объективным характеристикам, определяющим наличие той или иной совокупности компетенций педагога, что предполагает самостоятельность и профессиональную направленность мышления студентов, высокий уровень их воспитанности.

Средний уровень предполагает аналогичные характеристики, проявляется ситуативно, если преподаватель побуждает к этому студентов.

Вестник КГУ им. H.A. Шкрасова ♦ № 4, 2009

487

Низкий уровень характеризует отсутствие самостоятельности и профессиональной направленности мышления студентов, их низкий уровень воспитанности, и предполагает оценку личности педагога по субъективным основам восприятия студентов, например, по внешности преподавателя.

Результатом достижения указанной цели исследования является студент с высоким уровнем сформированности готовности к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка.

Е.И. Пассов [6] и др. анализируют условия, при которых достигается эффективность профессиональной подготовки студентов. На основе анализа этих работ мы можем предположить, что профессионально значимое восприятие студентами личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:

1) готовности преподавателя иностранного языка к формированию положительной устойчивой мотивации студентов к профессионально значимому восприятию своей личности;

2) компетентности преподавателя иностранного языка в педагогическом сопровождении индивидуальных, парных, групповых и коллективных способов организации учебной деятельности студентов;

3) готовности преподавателя иностранного языка корректировать взаимодействие со студентами, исходя из психологических особенностей их восприятия;

4) акмеологической и аксиологической основы взаимодействия студентов и педагога в процессе обучения иностранному языку;

5) реализации деятельностного подхода во взаимодействии студентов и преподавателя иностранного языка.

Таким образом, анализ структуры и содержания модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка позволяет утверждать необходимость наличия в действиях педагога следующих этапов: постановки

цели, основных задач, выявление организационно-содержательного блока, уточнения методов, способов взаимодействия; выявление результативно-оценочного блока, уточнения критериев оценки и уровней сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию, а также организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Обобщение имеющихся в педагогическом знании идей моделирования взаимодействия преподавателя и студентов, направленного на формирование готовности студентов к восприятию личности педагога позволяет сделать вывод о необходимости реализации следующих компонентов: аксиологического, технологического, личностно-творческого, мотивационного, регулятивного.

Эффективность модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка взаимосвязано с качеством формирования умений в процессе реализации активных методов обучения.

Библиографический список

1. А копов Г. В. Социальная психология высшего образования. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. -212 с.

2. ДеркачА.А. Акмеология. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 688 с.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 336 с.

5. ЛеонтьевА.Н. Лекции по общей психологии. - М.: КДУ: Смысл, 2005. - 509 с.

6. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. - Златоуст, 2007. - 200 с.

7. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - Кострома, 1994. - 108 с.

8. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардари-ни, 2003. - 516 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.