формационной модели образования (предметно-знаниевой) к профессионально-деятельностной;
- в профессиональной подготовке учителя к принятию решений одними из наиболее эффективных являются интерактивные методы (имита-ционно-моделирующие игры, дискуссии, кейс-технологии);
- тренинг в разрешении учебных проблемных ситуаций, моделирующих реальные педагогические проблемы и конфликты, способствует развитию у будущих учителей способности принимать обоснованные и продуктивные решения.
Библиографический список
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 72-75.
2. Гончарова Н.А. Разработка структурнофункциональной модели формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования // Об-
разование и общество. - 2008. - №1. - С. 19-22.
3. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1986. - .№2. - С. 29.
4. СамсоноваН.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования. - Калининград: Изд-во КГУ 2002. - 308 с.
5. Сластенин В.А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога // Воспитательная работа в вузе: Материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2009, Москва. - М.: МАНПО; Ярославль: Ремдер, 2009. - С. 3-8.
6. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - .№5. - С. 45-48.
7. ТряпицынаА.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. -СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. - 156 с.
УДК 378
Н.А. Чалых
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье описана модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка. Профессионально значимое восприятие — восприятие совокупности профессионально важных качеств и специальных профессиональных умений личности специалиста.
Ключевые слова: модель, профессионально значимое восприятие, преподаватель иностранного языка, специалист.
Профессиональная подготовка студентов факультета иностранных языков . будет эффективной, если основой процесса взаимодействия преподавателя и студентов будет являться готовность преподавателя к компетентностному взаимодействию со студентами, если педагог проявляет свои личностные и профессионально важные качества и специальные профессиональные умения при решении социально-педагогических задач; если сформирована готовность студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя, то есть студент принимает установки, позиции, эмоционально-ценностное отношение преподавателя и корректирует структуру, направленность и содержание своего поведения и деятель-
ности. В указанной совокупности характеристик основную роль играет готовность студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя.
Для того чтобы активизировать и упорядочить процесс профессионально значимого восприятия студентами личности преподавателя иностранного языка, нужно активизировать и упорядочить процесс взаимодействия педагога и студентов, обеспечить его профессиональную направленность, сделать его личностно ориентированным, деятельностным, акмеологическим.
Это возможно при использовании модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка.
© Н.А. Чалых, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
485
В научном знании сущность термина «модель» представляется как: 1) образец; 2) схема какого-либо физического объекта или явления; в широком смысле модель - любой образ, аналог какого-либо процесса или явления.
Мы представляем модель как схему исследуемого объекта, отображающую его структуру, свойства и взаимосвязи между его элементами.
Предложенная нами модель формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка состоит из целевого, организационно-содержательного, результативно-оценочного блоков, а также совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность обозначенного процесса.
Реализация модели будет эффективной, если сформулирована цель исследования. В исследовании поставлена следующая цель: сформировать готовность студентов факультета иностранных языков педагогического вуза к профессионально значимому восприятию личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку.
Реализации обозначенной цели способствует решение ряда задач:
1) использование знаний и умений студентов, полученных при взаимодействии с преподавателем в процессе лингвистического образования;
2) формирование компетенций студентов, способствующих профессионально значимому восприятию личности преподавателя;
3) формирование мотивации студентов к восприятию личности преподавателя;
4) формирование у студентов умений коррекции эмоционального восприятия личности преподавателя.
Решение указанных задач реализуется с опорой на следующие принципы.
1. Принцип самодеятельности. Применение данного принципа обосновано в работах И.Ф. Харламова [8] и др. Анализ выводов и результатов данных исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование готовности студента к профессионально значимому восприятию личности преподавателя может осуществляться только на основе собственного опыта взаимодействия студента с педагогом.
2. Принцип профессиональной направленности обоснован в работах Е.А. Климова [4] и др. По их мнению, интерес к профессиональной деятельности и направленность личности на реше-
ние профессиональных задач выступают в качестве основного мотива личности специалиста. Это позволяет предположить, что восприятие студентом личности преподавателя реализуется на основе совокупности устойчивых мотивов к профессиональной деятельности. Профессиональная направленность студента характеризуется его интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается отношение студента к личности педагога, его компетентности, профессионализму, уровню профессионально-педагогической культуры, а также к модели поведения преподавателя.
3. Принцип акмеологичности восприятия. Данный принцип обоснован в работах А.А. Деркача [2] и др. По их мнению, восприятие человека человеком имеет возрастные особенности. Анализ результатов и выводов исследований позволяет предположить, что восприятие студентом личности преподавателя имеет свои особенности и меняется от курса к курсу.
4. Принцип мотивации восприятия рассмотрен Г.В. Акоповым [1] и др. С их точки зрения, в основе любой деятельности лежит ее мотив. Это позволяет предположить, что восприятие, являясь познавательной деятельностью, предполагает активное принятие личностью социальных и профессионально значимых решений, как и любая другая деятельность должна быть мотивированной. В основе профессионально значимого восприятия должны лежать профессиональные мотивы, побуждающие студентов к его реализации.
5. Принцип деятельностной основы восприятия. А.Н. Леонтьев [5] и др. считают, что восприятие имеет деятельностную основу. Восприятие как творческий процесс направляется мотивацией и имеет аффективно-эмоциональную окраску. Анализ и коррекция перцептивного образа возможны только при включенности восприятия в практическую деятельность.
6. Принцип педагогического сопровождения эмоционально-волевых основ восприятия. Реализация данного принципа обучения рассмотрена в работах Л.Ф. Спирина [7] и др. Анализ выводов и результатов исследований позволяет предположить, что восприятие студентами личности педагога реализуется на основе интересов, склонностей и потребностей студентов. Волевые основы восприятия выступают в виде способности студента регулировать свое отношение к образу педагога. Волевая регуляция отношения и поведе-
ния студента формируется и развивается под воздействием контроля педагога, а затем самоконтроля студента.
Анализ исследований Е.И. Пассова [6] по проблеме профессиональной подготовки студентов-лингвистов позволяет определить содержание критериев оценки значимости восприятия преподавателя в процессе лингвистического образования студентов.
Содержание процесса восприятия личности преподавателя в процессе его взаимодействия со студентами проявляется через совокупность основных компонентов этого процесса. В эту совокупность были включены аксиологический, технологический, личностно-творческий [3], мотивационный и регулятивный компоненты.
Анализ педагогического опыта преподавателей факультета иностранных языков ПГПУ им. В.Г Белинского позволяет сделать предположение о том, что в процессе профессиональной подготовки студентов преподаватель организует и направляет деятельность студентов, анализирует их эмоциональное состояние, корректирует их отношение и поведение (регулятивный компонент).
Преподаватель формирует в процессе учебной деятельности студентов совокупность устойчивых положительных мотивов, придающих ей целенаправленный характер (мотивационный компонент).
Профессиональная подготовка студентов реализуется с помощью следующих способов учебной деятельности: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.
Процесс реализации компонентов готовности студентов к восприятию личности преподавателя в ходе изучения иностранного языка происходит на основе совокупности методов обучения, к которым на основе исследования мы можем отнести ролевые игры, систему упражнений, видовая классификация которых определялась нами на основе анализа исследований Е.И. Пассова [6].
В процессе обучения иностранным языкам используются следующие типы упражнений: на первичное ознакомление с изучаемым материалом на родном и иностранных языках; на сравнение представлений данного языкового явления в родной и иностранной культурах; на формирование лексико-грамматического минимума, которым должен владеть студент; на активизацию и использование нового языкового материала студентами.
Виды упражнений на формирование лексико-грамматического минимума:
a. Observez l’emploi de la construction dire de faire qch et traduisez ces phrases: 1. Dites-lui de venire a l’heure. 2. Elle nous dit d’accompagner les enfants. 3. Je vais lui dire de faire attention. a. Dites-leur de nous attendre a la sortie du metro. 5. Nous leur disons de nous tenir au courant.
b. Construisez des phrases avec les elements ci-dessous en les faisant preceder de dites-lui (leur):
Modele: Dites-lui (dites-leur) de quitter la salle.
Faites marcher la tele! Annoncer-leur la nouvelle! Relisez le dernier passage! Ecriver a la ligne! Notez leur adresse! Reprenez votre travail!
Оценка значимости реализации разработанной нами модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя проявляется в содержании результативно-оценочного блока. Результативно-оценочный блок включает уровни сформированности и критерии оценки сформи-рованности готовности студентов к профессионально значимому восприятию.
Мы выделяем следующие критерии оценки сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию студентами личности преподавателя иностранного языка: наличие мотивации к профессионально значимому восприятию личности преподавателя; формирование знаний и умений, способствующих профессионально значимому восприятию; сформированность готовности к профессионально значимому восприятию; сформирован-ность мотивационно-стимулирующих, гностических, организаторских, конструктивно-плани-рующих умений.
Принятые нами критерии позволяют описать основные уровни сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень предполагает оценку личности педагога по объективным характеристикам, определяющим наличие той или иной совокупности компетенций педагога, что предполагает самостоятельность и профессиональную направленность мышления студентов, высокий уровень их воспитанности.
Средний уровень предполагает аналогичные характеристики, проявляется ситуативно, если преподаватель побуждает к этому студентов.
Вестник КГУ им. H.A. Шкрасова ♦ № 4, 2009
487
Низкий уровень характеризует отсутствие самостоятельности и профессиональной направленности мышления студентов, их низкий уровень воспитанности, и предполагает оценку личности педагога по субъективным основам восприятия студентов, например, по внешности преподавателя.
Результатом достижения указанной цели исследования является студент с высоким уровнем сформированности готовности к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка.
Е.И. Пассов [6] и др. анализируют условия, при которых достигается эффективность профессиональной подготовки студентов. На основе анализа этих работ мы можем предположить, что профессионально значимое восприятие студентами личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:
1) готовности преподавателя иностранного языка к формированию положительной устойчивой мотивации студентов к профессионально значимому восприятию своей личности;
2) компетентности преподавателя иностранного языка в педагогическом сопровождении индивидуальных, парных, групповых и коллективных способов организации учебной деятельности студентов;
3) готовности преподавателя иностранного языка корректировать взаимодействие со студентами, исходя из психологических особенностей их восприятия;
4) акмеологической и аксиологической основы взаимодействия студентов и педагога в процессе обучения иностранному языку;
5) реализации деятельностного подхода во взаимодействии студентов и преподавателя иностранного языка.
Таким образом, анализ структуры и содержания модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка позволяет утверждать необходимость наличия в действиях педагога следующих этапов: постановки
цели, основных задач, выявление организационно-содержательного блока, уточнения методов, способов взаимодействия; выявление результативно-оценочного блока, уточнения критериев оценки и уровней сформированности готовности студентов к профессионально значимому восприятию, а также организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Обобщение имеющихся в педагогическом знании идей моделирования взаимодействия преподавателя и студентов, направленного на формирование готовности студентов к восприятию личности педагога позволяет сделать вывод о необходимости реализации следующих компонентов: аксиологического, технологического, личностно-творческого, мотивационного, регулятивного.
Эффективность модели формирования готовности студентов к профессионально значимому восприятию личности преподавателя иностранного языка взаимосвязано с качеством формирования умений в процессе реализации активных методов обучения.
Библиографический список
1. А копов Г. В. Социальная психология высшего образования. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1993. -212 с.
2. ДеркачА.А. Акмеология. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 688 с.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 336 с.
5. ЛеонтьевА.Н. Лекции по общей психологии. - М.: КДУ: Смысл, 2005. - 509 с.
6. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. - Златоуст, 2007. - 200 с.
7. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. - Кострома, 1994. - 108 с.
8. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардари-ни, 2003. - 516 с.