Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бандурина Дарья Александровна, Янковский Виталий Алексеевич

C момента своего возникновения как государства Российская Федерация всячески стремилась интегрироваться в европейское сообщество, в том числе имплементируя в законодательство международные нормы и приводя нормативную базу в соответствие с международными стандартами. Одним из важнейших принципов международного права является принцип гуманизма. Одной из сфер, где наиболее трудно соблюсти данный принцип, является уголовно-исполнительная система, поскольку сама по себе она подразумевает ограничение прав лиц, отбывающих наказание. В связи с этим, тема гуманизации уголовно-исполнительной системы является широко обсуждаемой в российском юридическом сообществе. В данной статье авторами рассмотрены предпосылки гуманизации уголовно-исполнительной системы, соотнесены условия вступления России в Совет Европы и последующее проведение реформы уголовно-исполнительной системы. Также авторами рассмотрены этапы демилитаризации Федеральной службы исполнения наказания, исследованы нормативы нагрузки на психологов исправительных учреждений, проведен сравнительный анализ пенитенциарной системы Российской Федерации с пенитенциарной системой скандинавских стран, в частности, Швеции. Кроме того, авторами рассмотрено соотношение ограничения прав осужденных в России и Швеции, проанализирована статистика рецидивов в данных странах и сделаны выводы о взаимозависимости процента рецидива и степени ограниченности в правах осужденных. В рамках настоящей статьи приведен анализ законопроекта, внесенного в Государственную Думу 8 августа 2022 года, который призван изменить объем ограничений прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях строгого режима. Законопроект был проанализирован с целью доказать точку зрения авторов о необходимости дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы. Авторами сделаны выводы о позитивном влиянии гуманизации уголовно-исполнительной системы на ресоциализацию лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE NEED TO HUMANIZE THE CONDITIONS OF SERVING A SENTENCE

Since its inception as a State, the Russian Federation has been striving possible way to integrate into the European Community, including by implementing international norms and bringing legislation in line with international standards. The most important principle of international law is humanism. Area where it is dif cult to observe is the penal enforcement system, because it implies a restriction of the rights of persons. The topic of humanization of the penal system is widely discussed in the Russian legal community. Authors consider prerequisites for humanization of penal enforcement system, correlate the conditions for Russia’s accession to the Council of Europe and reform of the penal system. Authors considered demilitarization of the Federal Penitentiary Service, investigated the load standards for psychologists of correctional institutions, conducted an analysis of the penitentiary system of Russia with the penitentiary system of Sweden. Also authors examined the ratio of restrictions on the rights of convicts, the statistics of recidivism and drew conclusions about interdependence of recidivism and limitation in the rights of convicts. The article examines an analysis of the bill submitted to the State Duma on August 8, 2022, which is designed to change restrictions on the rights of convicts serving sentences of imprisonment in highsecurity colonies, is presented. The bill was analyzed to prove the authors’ point about the need for humanization of the penal system. The authors draw conclusions about the positive impact of the humanization of the penal system on the resocialization of persons serving sentences in the form of imprisonment

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ»

п Ж

3 (20) 2022 @law_journal

OF LEGAL RESEARCH

/fflv

(Щ7

lawresearch.ru

m

2658-512X

УДК 343.241

DOI 10.34076/2658_512Х_2022_3_3

Бандурина Дарья Александровна

[email protected] Студентка Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева

УДК 343.241

DOI 10.34076/2658_512X_2022_3_3

Dana A. Bandurina

[email protected]

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev Institute of State and International Law, Student

Янковский Виталий Алексеевич

vitaliy.yankovskiy@inbox. ги Студент Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева

Vitaliy A. Yankovskiy

vitaliy.yankovskiy@inbox. ru

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev Institute of State and International Law, Student

Научный руководитель:

Васильев Александр Максимович

Ассистент кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева

Academic Supervisor:

Alexander M. Vasiliev

Assistant of Criminal Law department

Ural State Law University named after V. F. Yakovlev

К вопросу о необходимости гуманизации условий отбывания наказания

Бандурина Д. А., Янковский В. А. / К вопросу о необходимости гуманизации условий отбывания наказания // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 3. С. 3-9. DO1 10.34076/2658 512X 2022 3 3

On the Question of the Need to Humanize the Conditions of Serving a Sentence

Daria A. Bandurina, Vitaliy A. Yankovskiy 'On the question of the need to humanize the conditions of serving a sentence', Ural Journal of Legal Research, 2022, No. 3. pp. 3-9. DOI 10.34076/2658 512X 2022 3 3

Аннотация:

С момента своего возникновения как государства Российская Федерация всячески стремилась интегрироваться в европейское сообщество, в том числе импле-ментируя в законодательство международные нормы и приводя нормативную базу в соответствие с международными стандартами. Одним из важнейших принципов международного права является принцип гуманизма. Одной из сфер, где наиболее трудно соблюсти данный принцип, является уголовно-исполнительная система, поскольку сама по себе она подразумевает ограничение прав лиц, отбывающих наказание. В связи с этим, тема гуманизации уголовно-исполнительной системы является широко обсуждаемой в российском юридическом сообществе. В данной статье авторами рассмотрены предпосылки гуманизации уголовно-исполнительной системы, соотнесены условия вступления России в Совет Европы и последующее проведение реформы уголовно-исполнительной системы. Также авторами рассмотрены этапы демилитаризации Федеральной службы исполнения наказания, исследованы нормативы нагрузки на психологов исправительных учреждений, проведен сравнительный анализ пенитенциарной системы Российской Федерации с пенитенциарной системой скандинавских стран, в частности, Швеции. Кроме того, авторами рассмотрено соотношение ограничения прав осужденных в России и Швеции, проанализирована статистика рецидивов в данных странах и сделаны выводы о взаимозависимости процента рецидива и степени ограниченности в правах осужденных. В рамках настоящей статьи приведен анализ законопроекта, внесенного в Государственную Думу 8 августа 2022 года, который призван изменить объем ограничений прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях строгого режима. Законопроект был проанализирован с целью доказать точку зрения авторов о необходимости дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы. Авторами сделаны выводы о позитивном влиянии гуманизации уголовно-исполнительной системы на ресоциализацию лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Abstract:

Since its inception as a State, the Russian Federation has been striving possible way to integrate into the European Community, including by implementing international norms and bringing legislation in line with international standards. The most important principle of international law is humanism. Area where it is difficult to observe is the penal enforcement system, because it implies a restriction of the rights of persons. The topic of humaniza-tion of the penal system is widely discussed in the Russian legal community. Authors consider prerequisites for hu-manization of penal enforcement system, correlate the conditions for Russia's accession to the Council of Europe and reform of the penal system. Authors considered demilitarization of the Federal Penitentiary Service, investigated the load standards for psychologists of correctional institutions, conducted an analysis of the penitentiary system of Russia with the penitentiary system of Sweden. Also authors examined the ratio of restrictions on the rights of convicts, the statistics of recidivism and drew conclusions about interdependence of recidivism and limitation in the rights of convicts. The article examines an analysis of the bill submitted to the State Duma on August 8, 2022, which is designed to change restrictions on the rights of convicts serving sentences of imprisonment in high-security colonies, is presented. The bill was analyzed to prove the authors' point about the need for humanization of the penal system. The authors draw conclusions about the positive impact of the hu-manization of the penal system on the resocialization of persons serving sentences in the form of imprisonment.

3 (20) 2022

п

@law_journal

MC

lawresearch.ru

/ffiv

(Щ7

2658-512X

m

OF LEGAL RESEARCH

Ключевые слова:

Keywords:

уголовно-исполнительная система, гуманизация, права осужденных, цели наказания, ресоциализация осужденных.

the penal enforcement system, humanization, the rights of convicts, the purpose of punishment, the resocialization of convicts.

Слово «гуманизация» однокоренное с «гуманизм». Если обратиться к толковому словарю, «гуманизм» - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям1. Идеи гуманизма затрагивают многие сферы деятельности человека, не обходя стороной и пенитенциарную практику. В уголовно-исполнительном законодательстве принцип гуманизма закреплен в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)2. Данный принцип реализуется посредством установления норм о недопустимости унижения человеческого достоинства; обеспечения безопасности личности; защиты нематериальных благ человека и гражданина; признания человека, его прав и свобод высшей ценностью [1, с. 78]. В России на современном этапе попыт -ки гуманизации условий отбывания наказания предпринимаются достаточно часто, некоторые из них являются вполне успешными. Представляется важным рассмотреть данный процесс более подробно.

Стоит начать с того, что одним из условий вступления России в Совет Европы являлась передача пенитенциарной системы из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции. Фактически данная система была передана из ведения правоохранительного ведомства в ведение гражданского ведомства, что свидетельствует о проявлении гуманизации, поскольку в отличие от милитаризированного персонала, который призван обеспечивать превенцию и изоляцию, гражданский персонал более эффективно способен реализовать основную цель наказания - исправление осужденного [2, с. 52-53]. В 2004 году была сформирована Федеральная служба исполнения наказания (далее - ФСИН), подведомственная Министерству юстиции РФ, что можно рассматривать как противоположный гуманизации процесс - процесс милитаризации пенитенциарной системы.

При обращении к Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года3 нетрудно заметить, что одним из направле -ний развития уголовно-исполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. Несмотря на то, что данные положения отсутствуют в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года4, нельзя не учитывать, что федеральный законодатель предполагал проведение реформы, затрагивающей персонал уголовно-исполнительной системы, для повышения эффективности достижения целей уголовного наказания и улучшения положения осужденных. Это непосредственно связано с процессом, так называемой, «демилитаризации» уголовно-исполни-

1 Толковый словарь Ожегова С. И. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=5913 (дата обращения: 18.08.2022 г.)

2 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 2. Ст. 198.

3 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. N 1772-р (ред. от 23.09.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.

4 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 г. N 1138-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. N 20. Ст. 3397.

п чс уА1/дщт ® т

ШЛ Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I

3 (20) 2022 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X

OF LEGAL RESEARCH

тельной системы, поскольку улучшение психологического и социального положения заключенного возможно лишь после преодоления установки «синдрома борьбы с противником», отражающего психологию войны с преступностью силовыми методами [3, с. 2], то есть восприятия сотрудниками пенитенциарной системы осужденных как врагов, с которыми ведется борьба. Изменение такой психологии невозможно без перевода части персонала из милитаризированного в гражданский.

Стоит также отметить, что проблема психологической помощи заключенным в исправительных учреждениях уже поднималась, предпринимались шаги для ее решения - была сформирована Психологическая служба ФСИН, внутри самих учреждений были созданы специальные психологические лаборатории, целью которых является, в том числе оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму содержания, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ресо -циализации. Однако, стоит заметить, что норма нагрузки на одного психолога в подразделении распределяется следующим образом: в воспитательных колониях - 100 человек (персонала и осужденных); в исправительных колониях и тюрьмах - 300 человек (персонала и осужденных); в следственных изоляторах - 350 человек (персонала, осужденных, подозреваемых и обвиняемых) [4, с. 126]. Таким образом, один штатный психолог обязан работать с большим количеством заключенных, что, несомненно, сказывается на качестве предоставляемой помощи. Для сравнения, в исправительных учреждениях Швеции соотношение психологов к осужденным может доходить до 1 психолога на 11 осужденных [5, с. 84]. Кроме того, наличие навыков оказания психологической помощи, равно как и наличие психологического образования, не относится к квалификационным требованиям, предъявляемых к сотрудникам ФСИН5. Это в свою очередь приводит к тому, что в учреждении, в котором психологическая помощь и воздействие на заключенного крайне важно для выполнения всех функций наказания, соответствующими навыками обладает один человек на 100-350 заключенных и сотрудников. Без «демилитаризации» уголовно-исполнительной системы и замены милитаризованных служащих на гражданских, в том числе обладающих навыками психологической работы, без увеличения доли таких служащих, представляется невозможным улучшение положения заключенных и исполнение функций наказания.

Однако это вопрос «внешней» стороны гуманизации уголовно-исполнительной системы, тогда как «внутреннюю» сторону будут составлять изменения непосредственно условий отбывания наказания осужденными. Стоит отметить, что и в направлении «внутренней» гуманизации предпринимаются определенные шаги. Так, Приказом Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 1106 утверждены новые правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей - следственных изоляторов, исправительных учреждений и исправи-

5 Об утверждении квалификационных требований к стажу службы в уголовно - исполнительной системе РФ или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в уголовно - исполнительной системе РФ: приказ ФСИН Рос. Федерации от 19.08.2019 г. N 688 // Официальный интернет-портал правовой информации. 16.09.2019 г. N 55931// URL: http://www.pravo.gov.ru//(дата обращения: 05.06.2022)

6 Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 04.07.2022 N 110 // Официальный интернет-портал правовой информации. 05.07.2022. N 69157//URL: http://www.pravo.gov.ru//(дата обращения: 05.06.2022)

п чс уА1/дщт ® т

ШЛ Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I

3 (20) 2022 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X

OF LEGAL RESEARCH

тельных центров. В соответствии с приказом ведомства условия содержания заключенных будут улучшены и им, в частности, будут предоставлены возможности для занятий физическими упражнениями и доступ к образовательным услугам и правовой информации. Правила регламентируют важные нововведения, направленные на повышение качества жизни подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Нормативный правовой акт объединяет воедино все положения о пенитенциарных учреждениях, вводит отдельные систематизированные главы, посвященные правам подозреваемых и обвиняемых. Особое внимание уделено отдельным категориям заключенных - беременным, женщинам с детьми, инвалидам. Правилами предусмотрены значительные улучшения коммунально-бытовых условий содержания заключенных, в числе которых стоит отметить: возможность ежедневного приема душа беременными, женщинами с детьми и инвалидами I и II групп; восьмичасовой непрерывный сон; возможность находиться в дневное время на застеленной кровати; совершение заключенными почтовых и банковских денежных переводов; по решению администрации обыски будут проходить без раздевания при применении специальных технических средств, с использованием ширм; возможность обратиться к администрации с заявлением о покупке лекарств; хранить их и принимать по назначенному расписанию; возможность знакомиться с собственной медицинской документацией, получать копии и выписки; возможность получать платные медицинские и юридические услуги, а также электронные книги на возмездной основе; расширение списка предметов, разрешенных для хранения в исправительных учреждениях (машинки для стрижки волос, пластиковые контейнеры для хранения продуктов, термобелье, контактные линзы, электрочайники).

Представляется, что такое «послабление» условий содержания заключенных в местах лишения свободы вполне соответствует принципу гуманизма и направлено на гуманизацию уголовно-исполнительной системы, при этом соблюдается основное содержание такого вида наказания, как лишение свободы, - изоляция лица от общества. Данные изменения подходят под основные цели Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, в числе которых выделяется улучшение условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Однако такое «послабление» в ограничении прав покажется незначительным, если рассмотреть условия отбывания лишения свободы в скандинавских странах. Так, в законодательстве Швеции предусмотрено, что, если в отношении конкретного лица нет серьезных оснований опасаться совершения им новых преступлений, побега или иных противоправных поступков, за определенный промежуток времени до освобождения заключенному позволяется находиться за пределами исправительного учреждения [6, с. 19]. Все приведенные меры и в России, и в Швеции, направлены на достижение единой цели - улучшение положения заключенных для снижения уровня рецидива преступлений. Однако, исследовав статистику, мы пришли к неутешительным выводам: в Швеции уровень рецидива составляет около 15%7, тогда как в России, по заявлению министра юстиции РФ Константина Анатольевича Чуйченко, процент рецидива составляет 44%8. Таким образом, мы видим, что, несмотря на «послабления» в

7 Преступность в Швеции. Статистика, таблицы и графики. URL: https://svspb.net/sverige/prestupnost-shvecii.php (дата обращения: 18.08.2022).

8 В Минюсте назвали процент рецидива среди российских заключённых. URL: https://news-ru.turbopages. org/news.ru/s/society/v-minyuste-nazvali-procent-recidiva-sredi-rossijskih-zaklyuchyonnyh/ (дата обращения: 18.08.2022).

п чс уА\1г}ттт © ш

В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I

3 (20) 2022 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

ограничении прав заключенных, уровень рецидива высок. В связи с этим, имеет смысл вспомнить, какие права заключенных в России ограничены, чтобы сделать вывод о том, какие из этих ограничений можно снять для уменьшения процента рецидива.

При изучении уголовно-исполнительного законодательства, можно сформулировать следующий вывод о наличии ограничений прав заключенных: ограничивается свобода передвижения, право на тайну переписки и переговоров, свобода труда, право избирать и быть избранным, свобода определения социального окружения. Более подробно остановимся на последнем ограничении. В период отбывания наказания осужденный существенно ограничен в выборе социального окружения (большую часть времени он проводит с другими заключенными вне зависимости от собственных желаний) и не всегда может должным образом поддерживать социальные связи. В УИК РФ регламентирован круг лиц, с которыми возможно проведение свиданий, а также количество и продолжительность таких свиданий. Данный аспект регламентируется, в частности, поло -жениями ст. 89 (Свидания осужденных к лишению свободы) и ст. 158 (Свидания осужденных военнослужащих) УИК РФ. Военнослужащие выступают специальными субъектами, поэтому рассмотрим положения ст. 89 УИК РФ, регулирующей свидания более широкого круга лиц, нежели военные, - всех лиц, осужденных к лишению свободы. Так, согласно указанной норме осужденные к лишению свободы имеют право на предоставление краткосрочных (продолжительность четыре часа) и длительных (продолжительность трое суток) свиданий. При этом указано, что свидания проводятся на территории исправительного учреждения (за исключением особых случаев, которые указаны в УИК РФ и при которых длительность свидания может быть увеличена до пяти суток, а проживание может быть предусмотрено вне исправительного учреждения). Также определен круг лиц, с которыми осужденному могут быть предоставлены свидания: краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами; длительные свидания с правом совместного проживания - с супругом, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения с иными лицами. Количество свиданий зависит от режима отбывания наказания. Так, в соответствии со ст. 131 УИК РФ при отбывании наказания в условиях общего режима осужденным разрешается иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в условиях строгого режима - два краткосрочных и одно длительное свидание в течение года. Как мы видим, длительность свиданий, их количество, круг лиц, с которыми возможно проведение свидания, закреплены на законодательном уровне, что свидетельствует об ограничении права заключенных на выбор социального окружения, поддержание социальных контактов.

Также целесообразно рассмотреть положения ст. 92 УИК РФ, которая регулирует право на телефонные разговоры осужденных к лишению свободы, поскольку телефонный разговор также является средством поддержания социальных связей с внешним миром. Согласно указанной норме устанавливается право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры, устанавливается количество (при отсутствии технических возможностей до шести в год) и продолжительность (не более пятнадцати минут каждый) телефонных разговоров. Если брать отдельную категорию заключенных - лиц, отбывающих наказание в колониях строгого режима, то в соответствии с ч. 3 ст. 92 УИК РФ телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах. Таким образом, право на телефонный звонок, являющееся важнейшей составляющей права на общение, поддержание социальных связей, существенно

п Ж @ 1Кй

В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I

3 (20) 2022 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X

ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН

ограничено для лиц, отбывающих наказание в колониях строгого режима.

Стоит обратиться к ч. 3 ст. 55 Конституции РФ9 и выделить из данной нормы критерии правомерности ограничения прав и свобод человека и гражданина: предусмотренность федеральным законом, соразмерность, целесообразность (необходимость). Однако, представляется, что отсутствие возможности у лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, связываться со своими родственниками, близкими людьми не соответствует критерию необходимости. Необходимость означает наличие причинно-следственной связи между защитой соответствующей конституционной ценности из перечня ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ограничением права или свободы. Думается, что при предоставлении заключенным, отбывающим наказание в колониях строгого режима, права на телефонный разговор (при учете того, что телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений) угроза основам конституционного строя, нравственности, здоровья, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства будет отсутствовать.

Одним из шагов к решению данной проблемы, а вместе с тем и к гуманизации условий отбывания наказания, является внесение в Государственную Думу законопроекта об улучшении условий заключения лиц в колониях строгого режима. В частности, авторы законодательной инициативы - П.В. Крашенинников и И.А. Панькина - предлагают дополнить ч. 3 ст. 92 УИК РФФ следующей фразой: «Если осужденный находится в строгих условиях отбывания наказания один год и более, ему дополнительно предоставляется право на телефонный разговор в течение каждого года». В пояснительной записке к данному проекту делается ссылка на положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Одна из задач данной Концепции

- совершенствование правового регулирования, в том числе принятие дополнительных мер в целях увеличения осужденным количества телефонных разговоров с родственниками. Данный законопроект соответствует основополагающим принципам уголовно-исполнительного законодательства, в частности идеям гуманизма, поскольку он направлен на расширение прав заключенных.

Таким образом, изменяя правовое положение заключенных, казалось бы, столь незначительным образом, законодатель предоставляет заключенным возможность, отбыв наказание, вернуться в общество полноценным его членом с сохраненными социальными связями. Такой шаг показывает желание федерального законодателя использовать гуманизацию для всеобщего блага - в частности облегчить в разумных пределах условия отбывания наказания для осужденных и в то же время обезопасить общество от рецидива преступлений.

Поддерживая мнение о том, что гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы включает в себя не только расширение прав и законных интересов осужденных, улучшение и смягчение условий содержания осужденных, но и имеет непосредственное отношение к основной цели уголовной политики

- исправлению осужденных и дальнейшей их ресоциализации [1, с. 80], можем отметить, что законодателю необходимо продолжать реформирование уголовно-исполнительной системы путем гуманизации как с «внешней» стороны (изменение количественного и качественного состава сотрудников уголовно-исполнительной системы для повышения эффективности исполнения наказания),

9 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.): Конституция Рос. Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 31.

п чс уА1/дщт ® т

HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I

3 (20) 2022 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X

OF LEGAL RESEARCH

так и с «внутренней» (изменение непосредственного положения осужденных в исправительных учреждениях путем переоценки необходимого объема ограничения прав). Соблюдая баланс между строгостью наказания в виде изоляции от общества и сохранением возможности осужденного реабилитироваться и ре-социализироваться в обществе, законодатель сможет развить идеи дальнейшей гуманизации данной сферы и тем самым добиться наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

Библиографический список:

1. Первозванский В. Б., Силенков В. И. Ресоциали-зация осужденных и гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы как средства реализации национальной идеи // Вестник Кузбасского института. 2017. № 3 (32). С. 74-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сергеев Д.Н. Проблемы уголовно-правовой изоляции: монография. - М.: Проспект. 2022. 112 с.

3. Рахимбердин К. Х. Уголовно-исполнительная политика Казахстана: новые векторы развития: доклад // Алматы: Центр исследования правовой политики. 2009. С. 326-330.

4. Дебольский М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы России: опыт организации // Российский психологический журнал. 2004. Т. 1. № 1. С. 119-130.

5. Хайруллин В. И., Юсупова З. А. Из пенитенциарного опыта скандинавских стран // Евразийская адвокатура. 2019. № 1 (38). С. 82-85.

6. Алексеева Е. С. Общая характеристика пенитенциарной системы Швеции // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. 2016. С. 18-20.

References:

1. Pervozvansky V B., Silenkov V I. (2017). The resocialization of convicts and the humanization of the execution of punishment in the form of imprisonment as a means of realizing the national idea. Bulletin of the Kuzbass Institute. 3 (32). P. 74-81.

2. Sergeev D.N. (2022). Problems of criminal-legal isolation: monograph. Moscow: Prospect. 112 p.

3. Rakhimberdin K. H. (2009). Penal policy of Kazakhstan: new vectors of development: report. Almaty: Center for Legal Policy Research. P. 326330.

4. Debolsky M. G. (2004). Psychological service of the penal system of Russia: experience of the organizations. Russian Psychological Journal. 1. P. 119-130.

5. Khairullin V. I., Yusupova Z. A. (2019). From the penitentiary experience of Scandinavian countries. Eurasian Advocacy. 1 (38). P. 82-85.

6. Alekseeva E. S. (2016). General characteristics of the Swedish penitentiary system. Penal enforcement system at the present stage: interaction of science and practice: materials of the International Scientific and Practical interdepartmental Conference. P. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.