Научная статья на тему 'К вопросу о некоторых особенностях развития философского языка в России'

К вопросу о некоторых особенностях развития философского языка в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК / АНТИГНОСЕОЛОГИЗМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ / НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА И ЭСТЕТИКА / PHILOSOPHICAL LANGUAGE / ANTI-KNOWLEDGE ORIENTATION OF DOMESTIC PHILOSOPHY / RANGE OF ETHIC PROBLEMS / RELIGIOUS ETHICS AND AESTHETICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джоган Андрей Васильевич

В статье рассматриваются особенности становления и развития отечественного философского языка. Автор среди них выделяет антигносеологические установки и направленность русской философии; особый тип философствования, в основе которого лежит идея целостного знания; использование языка нравственной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION SOME OF THE PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF PHILOSOPHICAL LANGUAGE IN RUSSIA

The article considers peculiarities of formation and development of philosophical language in our country. These features are: antignosiological attitudes and orientation of Russian philosophy; special type of philosophizing, based on the idea of holistic knowledge; the use of ethic philosophy language

Текст научной работы на тему «К вопросу о некоторых особенностях развития философского языка в России»

Литература

1. Сальников Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №3.

2. Понеделков A.B., Старостин А.М. Терроризм: современные концептуальные репрезента-

ции // Насилие в Северо-Кавказском регионе: политические, криминологические, уголовно-правовые аспекты: Сборник докладов пленарного заседания Международной научно-практической конференции (29-30 сентября 2010 г.). Ростов н/Д: ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России», 2010.

3. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2008. № 6.

A.B. Джоган

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ

В статье рассматриваются особенности становления и развития отечественного философского языка. Автор среди них выделяет антигносеологические установки и направленность русской философии; особый тип философствования, в основе которого лежит идея целостного знания; использование языка нравственной философии.

Ключевые слова: философский язык, антигносеологизм отечественной философии, нравственная проблематика, религиозная этика и эстетика.

Национальная традиция философствования всегда имеет доминирующую или приоритетную форму выражения, которая воплощается в определенном типе философского языка. В этом контексте важной и актуальной является проблема выявления специфики отечественного философского языка, который является не только «духовным маркером» философского процесса прошлого, настоящего и будущего, но и детерминантой духовного развития.

Раскрытие своеобразных черт русской философии позволяет понять особенности развития языка отечественной философской мысли, которые в силу этикоцентричного характера национальной традиции тяготеют в большей степени к литературно-эссеистическим и религиозно-философским формам выражения, нежели к научно-рациональным. И в этом аспекте необходимо более углубленное изучение нравственных, религиозных и литературных особенностей языка отечественной философии, которые всегда отмечались, однако целостно и систематически не исследовались. Рассмотрение различных языков русской философии позволит лучше понять особенную природу отечественной философии. Этим и определяется актуальность данной проблемы.

Своеобразие русской философии в еенетрак-татности, которая выражается в том, что оте-

чественные мыслители уделяли вопросам гносеологии и теории познания меньше внимания по сравнению с западными философами. Нетрактат-ный стиль философствования является одним из определяющих языков русской философии, раскрывающих ее национальное своеобразие, выражает ее важнейшую особенность. Как следствие, антигносеологизмом и антирационализмом проникнуты построения соборной философии славянофилов, нравственная рефлексия над человеческой «бездной» у Ф.М. Достоевского, традиции «философии сердца» от П.Д. Юркевича до Б.П. Вышеславцева, философско-богословские построения С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, экзистенциальная философия Л. Шестова, литературно-философская эссеистикаВ.В. Розанова и т.д.

Особенности исторического развития России и ее культуры таковы, что в результате секуляризации произошло столкновение двух языков философии. С одной стороны, был язык духовной культуры, невербальный язык, идущий из глубины исихастской традиции, который выражал традиционное философское миросозерцание. С другой стороны, появился новый западноевропейский язык рационалистической философии, ознаменовавший наступление секуляризации. Таким образом, произошло столкновение языка национальной философской традиции и языка научной

философии, что и породило главный идейный конфликт, вылившийся в противостояние сторонников самобытности отечественной культуры и ее противников.

Анализируя философские построения A.C. Хомякова, можно выявить существенные черты русской философии и ее языка относительно гносеологии: 1) сознание имеет соборную природу, 2) познание базируется на нравственных предпосылках. В понимании русских мыслителей познание невозможно как чисто рассудочная деятельность, но представляет собой некую синтетическую, целостную активность, в которую вовлекается и мысль, и воля, и чувство; «и из всех этих вне рассудочных слагаемых процесса познания решающим и важнейшим служит любовь» [1,с. 179].

При этом необходимо отметить, что отечественный антигносеологизм не есть проявление иррационализма и субъективного волюнтаризма в языке русской философии. Роль разума всегда признавалась отечественными философами, однако они протестовали против засилья рационализма, то есть против того, чтобы видеть в разуме и теории познания единственное и исключительное начало философии. Об этом говорил Л. Шестов, полемизируя с Э. Гуссерлем относительно верховного разума науки, подчиняющего себе философию. Он так определил сущность гносеологии: «Задача гносеологии может заключаться в том, чтобы определить момент, когда должно устранить разум от руководящей роли или ограничить его в правах» [2, с. 14]. Речь идет не о полном устранении разума, но об указании на его границы и положение в общей структуре философского знания.

Таким образом, складывается определенная картина относительно природы языка отечественного философствования, который отличается не-трактатностью и особой склонностью к нравственной проблематике.

Феномен эгикоцентризма является наиболее типологически устойчивой чертой, присущей отечественной философской ментальности. Этико-центричная доминанта отечественной философии имеет системный характер, проявившийся в общей моральной направленности философских исканий в России, в какой бы форме (трактатной или нетрактатной, вербальной или невербальный, научной или ненаучной) они не выражались. Это позволяет сделать вывод о том, что этикоцен-тризм является метаязыком отечественной философской культуры. В этом смысле этико-

центризм необходимо воспринимать как наиболее глубинную черту русской философии, задающую ей свое определенное место в контексте общеевропейской философии.

Анализ языка философских текстов этического характера как досоветского (включая допетровский), так и советского периодов, показывает, что в этом языке обнаруживаются общие понятия и концепты: истина, идеал, правда, совесть, подлинность, абсолютные начала, высшие ценности, правда бытия и т.д. Это свидетельствует о ценностно-смысловом единстве отечественной философии. В этом смысле правомерно говорить об эгикоцентризме русской философии как о ее наиболее яркой особенности как языка морали, в котором русская мысль достигла действительно значительных результатов.

Вместе с тем этикоцентристская заостренность внимания на нравственной проблематике в русской философии и культуре в силу антиномич-ного характера нравственного сознания русского человека приводит к таким нравственным деформациям, как морализм, нигилизм и эстетизм. Если в морализме делается акцент исключительно на ценностях нравственного характера, исключающих ценности другого ряда (эстетические, логические, религиозные), то исключение моральных ценностей присуще эстетизму, в то время как нигилизм характеризуется полным отрицанием ценностей как таковых. При этом парадокс нравственного сознания в России проявляется в том, что русский нигилизм имеет под собой моралистическую подоплеку, что свидетельствует о приоритетности этикоцентричных позиций в отечественной философии. Философский язык морализма, нигилизма и эстетизма оказывается чрезвычайно бедным, в нем не хватает синтетичности, полноты и глубины. И, можно сказать, как бы сильно не были в отдельные периоды отечественной истории распространены эти феномены, они являются искаженными формами эгикоцентризма и не выражают духа русской философии.

Понять особенности философского развития России помогает реконструкция историко-философского контекста, в котором формировались традиции развития отечественного языка философии. Прежде всего необходимо отметить значение кирилло-мефодиевского наследия, которое явилось определяющим в становлении духовной и философской ментальности Древней Руси. В силу ряда причин кирилло-мефодиевская традиция, определившая философскую конфигурацию Древней Руси и вообще древнерусской культуры, прив-

несла тексты преимущественно нравственного характера. Для древнерусских книжников главными стали не вопросы внешнего познания мира, а вопросы внутреннего устроения души, среди которых важнейшими были преображение и спасение.

В этом контексте большое значение имеет текст византийского богослова Иоанна Дамаски-на «Диалектика» (ХШ в.), в котором даны шесть определений философии. Н.О. Лосский говорит, что русский народ «получил первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводиться сочинения Отцов церкви» [3, с. 20]. В числе первых он называет Иоанна Дамаскина. Таков древнерусский и средневековый контекст русской философии, положивший начало особенного языка отечественных философских размышлений.

Вместе с тем многие авторитетные исследователи считают только ХУШ век началом появления философии и ее своеобразного языка в России, да и то с существенными оговорками. Важно отметить, что исследователи русской философии, усматривающие ее начало в эту эпоху, не отрицали философских исканий и интересов в допетровский и доломоносовский период. Вопрос в том, что философские искания русского народа были оформлены в иную языковую форму, нежели систематические построения западноевропейской философии. К тому же исследователи, не находящие философии в России до XVIII века, говорят исключительно о рационалистической философии, основанной на логике. Это некоторое ограничение в понимании существа русской философии, которое связано со всем историко-культурным бытием народа, его противоречивой историей.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой философское развитие в России совпадает с возрастом ее культуры и государственности. Русский философ E.H. Трубецкой раскрыл духовно-нравственный смысл русской иконы, назвав ее умозрением в красках. Это своеобразный невербальный язык нравственной философии, который проявляется наиболее сильно в религиозной эстетике. И это составляет отличительную особенность русской духовной культуры, которая стремилась к этико-эстетическо-му синтезу как к практическому жизненному деланию.

В.В. Зеньковский называет две главные причины, раскрывающие загадку «запоздалого пробуждения русской мысли». Первая причина -язы-

ковая , вторая - религиозная. По поводу первой причины он пишет: «Греческий язык не стал на Руси богослужебным языком, и эта языковая изолированность русского мира имела, конечно, громадное значение в путях русской культуры, обрекая ее заранее на достаточную запоздалость». Вторая причина формулируется так: «Однако, кроме языковой изоляции, в судьбах России имела свое влияние и вероисповедная настороженность в отношении к Западу» [4, с. 34].

Относительно русского языка можно утверждать следующее. Русская литература рассматривается как язык нравственной философии, которая получила в России особую литературо-центричную форму выражения. Если на Западе преобладает герменевтическая парадигма, то в России делается акцент на нравственных измерениях этого взаимоотношения. Не сводя литературу к философии, а философию к литературе, необходимо отметить, во-первых, глубокое взаимопроникновение этих двух областей духовной культуры, позволяющее говорить о философичности литературы и литературоцентричносги философии в России; во-вторых, восприятие литературной формы как наиболее адекватного языка для выражения нравственных идей в отличие от рационального языка научной философии и богословского языка религиозной.

Что касается настороженного отношения к западным вероисповеданиям, о котором говорит В.В. Зеньковский, это действительно весьма важный и существенный момент. По мнению многих как классических авторов (начиная с Достоевского), так и современных, своеобразие отечественной культуры и философии усматривается в особенностях православия. Особое значение имеет духовный опыт исихазма, который не способствовал развитию теоретического мышления, то есть не стремился к рациональному оправданию веры.

Говоря об особенностях философского развития в России, нельзя обойти вниманием точку зрения об отличительных чертах русского ума, проявляющихся в языке. Опираясь на воззрения В. Белинского, Ф. Достоевского, В. Майкова, А. Краевского, Т. Масарика, Н. Михайловского, Н. Лосского, С. Шевырева, можно назвать три такие черты - универсализм, максимализм и конкретизм - и связать с ними будущее языка русской философии. «Особая организация русского ума, стремящегося к внутренней цельности мышления» (И. Киреевский), способствует преодолению тех противоречий, которые имеют место в

мировой (прежде всего западноевропейской) философии.

Литература

1. Хоружий С.С. Алексей Хомяков и его дело // Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005.

2. Шестов Л. Memento morí // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994.

3. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: ЭГО, 1991. Т. 1. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.