Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ "МАКРОКОСМОСА" ДЖОРДЖА КРАМА'

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ "МАКРОКОСМОСА" ДЖОРДЖА КРАМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максименко Светлана Борисовна

Настоящая работа посвящена знаковому сочинению выдающегося американского композитора Джоржа Крама. Анализируются образно-содержательные, композиционные особенности «Макрокосмоса». Особое внимание уделено нетрадиционным исполнительским техникам и приемам звукоизвлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF SOME COMPOSING AND PERFORMING PECULIARITIES OF GEORGE CRUMB’S "MACROCOSMOS"

The article is devoted to the milestone work of an American composer George Crumb. It analyzes compositional? Imaginative and meaningful peculiarities of “Macrocosmos”. The focus is on the unconventional performing techniques and sound producing approaches.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ "МАКРОКОСМОСА" ДЖОРДЖА КРАМА»

<3

Сати: музыкальному оформлению фильма Рене Клера суждено было оказаться последним сочинением композитора и, вместе с этим, — сочинением, в котором нашли предельно точное выражение его художественные устремления.

Литература

1. Акопян Л. Музыка ХХ века: энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.

2. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне: тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. М.: Республика, 2002. 559 с.

Максименко С. Б.

t>

3. Сати Э. Заметки млекопитающего: Проза. Письма. Воспоминания современников / пер. с фр., сост., предисл. и коммент. В. Кислова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. 416 с.

4. Седельник В. Дадаизм и дадаисты. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 552 с.

5. Volta O. Erik Satie und Dada // Neue Zeitschrift für Musik. Vol. 155. № 3. 1994. S. 36-39.

6. Trippett D. Composing Time: Zeno's Arrow, Hindemith's Erinnerung, and Satie's Instantaneisme // The Journal of Musicol-ogy. Vol. 24. № 4. 2007. S. 522-580.

© Шикина Г. А., 2016

Проблемы музыковедения: история и современность

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ КОМПОЗИТОРСКИХ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ «МАКРОКОСМОСА» ДЖОРДЖА КРАМА1

Настоящая работа посвящена знаковому сочинению выдающегося американского композитора Джоржа Крама. Анализируются образно-содержательные, композиционные особенности «Макрокосмоса». Особое внимание уделено нетрадиционным исполнительским техникам и приемам звукоизвлечения.

Ключевые слова: Дж. Крам, «Макрокосмос», композиция, исполнительская техника

Джорж Крам — один из выдающихся американских композиторов XX века, автор самобытных и ярких сочинений. На его творческое становление оказали влияние А. Веберн, Б. Барток и К. Дебюсси, из композиторов американской традиции необходимо назвать Ч. Айвза и Д. Кейд-жа. Перу Крама принадлежат произведения для оркестра2, для голоса, хора и оркестра3, камерно-инструментальные4, вокальные5 и фортепианные сочинения. К числу значимых фортепианных опусов исследователи по праву относят первую, вторую и четвертую тетради цикла «Макрокосмос». Цель предлагаемой работы — представить российским музыкантам некоторые образно-содержательные, композиционные и исполнительские особенности первых двух тетрадей данного сочинения.

«Макрокосмос» представляет собой масштабный цикл, состоящий из четырех

частей. Первые две из них предназначены для усиленного фортепиано. Третья часть, получившая название «Музыка летнего вечера», написана для усиленного фортепиано и ударных. Заключительная тетрадь — «Небесная механика» (Космические танцы для усиленного фортепиано) — адресована фортепианному дуэту и исполняется в 4 руки.

Первую тетрадь Крам создал в 1972 году для своего друга Дэвида Бёрджа6. В предисловии к циклу автор пишет: «Десятью годами ранее, в 1962 году (когда мы были коллегами в Университете Колорадо) он (Дэвид Бёрдж — прим. автора статьи) стал первым исполнителем моих Пяти пьес для фортепиано. Я был в восторге от тех возможностей, которые нам давали техники нетрадиционного звуко-извлечения — казалось, что целый новый мир открывался перед композиторами. Особенно я был впечатлен тем, как Бёрдж

<3

мгновенно и абсолютно точно овладел этими техниками, представляющими органичный синтез традиционных (на клавиатуре инструмента) и нетрадиционных (внутри инструмента) приемов звукоизвлечения. У меня появилось желание создать продолжение Пяти пьес <...> и две или три зародившиеся в это время идеи в конце концов воплотились в "Макрокосмосе"» [3, 3]. Вторая тетрадь была завершена американским композитором в 1973 году.

Как пишет автор, название и форма первых двух тетрадей цикла, куда вошли 24 пьесы-фантазии, отражают его восхищение двумя величайшими композиторами XX века — Белой Бартоком и Клодом Дебюсси (в первую очередь композитор подразумевает 24 Прелюдии Дебюсси и цикл Бартока «Микрокосмос»). Тем не менее, это чисто внешние ассоциации. Крам считает, что «духовный импульс» его музыки сродни «скрытой стороне» Шопена и даже детской фантазии раннего Шумана.

Продолжая рассуждать об идеях, ставших смыслообразующими и особенно значимыми для композитора в период сочинения «Макрокосмоса», Крам очерчивает круг интересующих его в то время вопросов: «магические» свойства музыки, проблема происхождения зла, «вечные ценности», чувство глубокой иронии жизни (что превосходно, по мнению композито-

ра, выражено в музыке Моцарта и Малера). Также Крам упоминает «врезающиеся в память» слова французского философа Блеза Паскаля: «Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня» и несколько строк австрийского поэта Рай-нера Марии Рильке:

И прочь летит от звездного мерцанья в ночь одиночества тяжелый шар земли.

Мы тоже падаем. Склоняется рука. Взгляни вокруг: во всем паденье.

Но есть Один, кто в благосклонном бденье нас держит, и рука его легка7.

Первая и вторая тетради включают в себя по 12 пьес. Внутри каждой тетради пьесы объединяются в три группы. Каждый номер ассоциируется с определенным знаком Зодиака. При этом Крам задумал причудливую шараду, поместив в конце пьес инициалы людей, рожденных под соответствующим знаком Зодиака. Однако, по признанию автора, «мои прозорливые друзья быстро угадали в Овне — Весеннем огне Дэвида Бёрджа и меня в Скорпионе — Призрачном гондольере» [3, 3].

Структура двух первых тетрадей цикла может быть представлена следующим об-разом8:

1 тетрадь 2 тетрадь

Название Знак Зодиака Название Знак Зодиака

Часть первая Часть первая

1. Первобытные звуки Рак 1. Утренняя музыка Рак

2. Протей-морское божество Рыбы 2. Мистический аккорд Стрелец

3. Пастораль (из царства Атлантиды, около 10 000 до Рождество Христова) Телец 3. Смерть дождя Рыбы

4. Распятие Козерог 4. Солнца-близнецы Близнецы

Часть вторая Часть вторая

5. Призрачный гондольер Скорпион 5. Призрачная ночная музыка Дева

6. Ночное волшебство Стрелец 6. Горгульи Телец

7. Музыка теней (для эоловой арфы) Весы 7. Тора! Тора! Тора! Каденция Апокалипсиса Скорпион

8. Магический круг бесконечности Лев 8. Предсказание Нострадамуса Овен

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

Проблемы музыковедения: история и современность

Часть третья Часть третья

9. Бездна времени Дева 9. Космический ветер Весы

10. Весенний огонь Овен 10. Голоса короны Борея Водолей

11. Картины мечты Близнецы 11. Литания галактических колоколов Лев

12. Спиральная галактика Водолей 12. Агнец Божий Козерог

Рассмотрим более подробно принципы объединения цикла. Обычно сюитные циклы объединяются по следующим принципам: контраста, монотематизма, тональных связей, зашифрованных символов, жанровому родству, единства драматургии или симфонизации цикла, сюжетным линиям.

Один из приемов, характерный для Крама, — визуализация нотного текста, схожая с таким литературным приемом, как графические стихи (стихографика). Ясно читаемые графические символы обнаруживаются в следующих номерах: из I тетради № 4 «Распятие», № 8 «Магический круг бесконечности», № 12 «Спиральная галактика»; из II тетради № 4 «Солнца-близнецы», № 8 «Предсказание Нострадамуса», № 12 «Агнец Божий».

В качестве объединяющего фактора выступают и композиторские техники, и приемы фактурной организации, характерные как для позднего средневековья, так и для композиторской практики второй половины XX века. Так, в № 1, 2, 4, 7, 8, 9, 12 из I тетради автор обращается к технике го-кета. В № 1 из II тетради появляется канон, perpetuum mobile воплощается в № 10 I тетради. Антифонные переклички можно обнаружить в № 6 I тетради, дискантовые параллелизмы — в № 11 II тетради.

Элементы сонорной техники проявляются практически во всех номерах. К алеаторике композитор обращается в № 1, 5, 7, 9, 10 в I тетради и № 3, 4, 7, 11 во II тетради. В № 2,8,9 I тетради проявляется пу-антилистическая манера письма, в № 2, 6 той же тетради — кластерная техника.

Что касается гармонической сферы цикла, отметим атональное письмо, элементы битональности, иногда композитор обращается к двенадцатитоновой технике. Часто в цикле появляются старинные бурдоны, «сцепляющие» весь цикл в единое целое.

В качестве одной из примет стиля назовем обращение Крама к аллюзиям и цитатам. Аллюзия на жанр ноктюрна возникает в № 5 II тетради, а № 7 представляет собой аллюзию на «Фейерверк» Дебюсси.

Кроме того, Крам использует две цитаты: в № 11 I тетради появляется цитата из Фантазии-экспромта Ф. Шуберта, в №11 II тетради цитируется Соната № 29 Л. Бетховена.

Цикл тяготеет к открытой, незамкнутой форме. Преобладает экспозиционный тип изложения, метод варьированного повтора становится основным при развитии.

Цикл Крама обладает и рядом характерных особенностей, связанных с манерой исполнения и нотацией. Выделим несколько наиболее значимых пунктов, приведенных Крамом во вступительных статьях к обеим тетрадям.

1. Все метроритмические указания приблизительны.

2. В первой тетради Макрокосмоса Крам предлагает исполнителю освоить различные неординарные техники звуко-извлечения: пиццикато, игру на засурди-ненных струнах, извлечение обертоновых звуков и т. д. Для того чтобы данные эффекты были аккуратно исполнены, музыканту необходимо обозначить струны соответствующей высоты. В современной практике в качестве маркеров часто используют бумагу и скотч или разноцветную бумагу с клейкой основой. При извлечении обертоновых звуков (эта техника схожа с техникой исполнения флажолетов на струнных инструментах) точку деления струны также необходимо обозначить.

3. Крам предлагает пианисту использовать два вида пиццикато: исполняемое кончиком пальца около середины струны и извлекаемое ногтем так близко к концу струны, как только возможно.

<3

4. Глиссандо по струнам может быть исполнено кончиком пальца или ногтем большого пальца. В нотации Крам использует следующие символы для обозначения соответствующих исполнительских приемов:

Mart. (f.t.) — резкий удар по струне кончиком пальца;

+ — прижать струну кончиком пальца (на расстоянии примерно одного дюйма от конца струны);

-0- — приглушить вибрацию струны кончиком пальца на расстоянии примерно одного дюйма от конца струны.

5. При исполнении отдельных номеров первых двух тетрадей «Макрокосмоса» для создания необычных фонических эффектов исполнителю предлагается воспользоваться дополнительными предметами. Так, в № 1 «Первобытные звуки» из I тетради необходима легкая металлическая цепь (например, алюминиевая), концы которой должны быть прикреплены к металлической раме рояля. Для исполнения № 5 «Призрачный гондольер» понадобятся два металлических наперстка, при помощи которых исполнитель с нажимом проводит по струнам либо резко ударяет по ним. По желанию пианиста возможно использование и третьего наперстка (для первого пальца) для облегчения исполнения трелей. В качестве металлического медиатора, упоминаемого в № 9 «Бездна времени», можно использовать канцелярскую скрепку среднего размера. Для исполнения № 1 «Утренняя музыка» из II тетради необходим лист (или полоска) бумаги для создания «жужжащего эффекта». При этом композитор отмечает, что вес и размер бумаги подбирается для каждого рояля индивидуально. Для исполнения № 5 «Призрачная ночная музыка» понадобятся два стеклянных бокала.

»

6. Необычна техника педализации, предложенная Крамом. Обращая внимание на точность выполнения всех указаний, касающихся педали, автор вводит следующие обозначения:

PI — правая педаль;

PII — педаль sostenuto;

PIII — левая педаль.

Специально композитор маркирует те фрагменты, где предполагается длительное педальное звучание (PI sempre).

7. Ноты, взятые в рамку, нажимаются исполнителем беззвучно.

8. Крам предполагает использование не только нетрадиционных исполнительских приемов, но и голосовых — в широком понимании этого понятия — возможностей исполнителя. При этом он специально оговаривает, что пианистки исполняют вокальные фрагменты на октаву выше приведенной нотации, однако свист должен соответствовать в высотном отношении партитуре.

9. Крам предполагает использование микрофона для усиления звучности фортепиано. При этом он должен обладать достаточно высокой степенью чувствительности, чтобы кульминационные зоны прозвучали эффектно.

Само издание нот Крама — уникальный образец эстетической красоты ното-продукции. Такой же подход свойственен и строгому додекафонисту А. Веберну. Один из наиболее ярких примеров приведен в конце статьи.

В заключение отмечу, Крам, безусловно, является новатором в области трактовки фортепиано. За счет обращения к нетрадиционным техникам звукоизвлече-ния и усиления фортепиано обогащается темброво-регистровая палитра звучания и формируется полифонический стиль, где индивидуализирован каждый пласт и каждый голос многосоставной фактуры.

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

у -* *----

Проблемы музыковедения: история и современность Ш

Примечания

1 Статья публикуется в редакции О. А. Воробьевой.

2 Среди наиболее известных — «Эхо времени и реки», «Пейзаж с привидениями».

3 «Звезда-дитя».

4 «Черные ангелы», «Голос кита».

5 «Ночная музыка I», «Песни, бурдоны и рефрены смерти», «Мадригалы» в четырех книгах, «Древние голоса детей», «Ночь четырех лун» и др.

6 Премьера первой тетради состоялась в Колорадо колледже (г. Колорадо-Спрингс) 8 февраля 1973 года.

7 Фрагмент стихотворения Р М. Рильке «Осень» (в переводе В. Куприянова) [2].

8 Перевод названий автора статьи.

Литература

1. Соколов А. Введение в музыкальную композицию ХХ века. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. С.196-199.

2. Р М. Рильке в переводе В. Куприянова / Литературный портал Стихи.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stihi.ru/avtor/kupr&book=108 (дата обращения: 20.04.2016).

3. Georg Crumb. Makrokosmos. Volume II. New York, London, Frankfurt, 1973. P. 19.

© Максименко С. Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.