Научная статья на тему 'К вопросу о направлениях развития индустрии туризма как фактора формирования синергетического эффекта'

К вопросу о направлениях развития индустрии туризма как фактора формирования синергетического эффекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ТУРИСТСКИЕ СЕТИ / SYNERGETIC EFFECT / HORIZONTAL AND VERTICAL INTEGRATION / TOURIST INDUSTRY / COMPETITIVENESS OF A REGION / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездудная А.Г., Пашина М.А.

В статье рассматривается ситуация, которая сложилась за последние годы в индустрии туризма. Определяются причины, препятствующие развитию туристической индустрии, выявляются направления по выходу из сложившейся ситуации, в том числе посредством государственной поддержки. Проведен анализ рисков, которые необходимо учитывать при выстраивании бизнес-процессов в туристической индустрии. Сформулированы рекомендации и практические предложения выстраивания новых форм взаимодействия игроков туристического рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tourist industry as a factor in formation of the synergetic effect (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the situation that formed in the tourist industry over the last fifteen years. Nowadays the industry presents a complex system with a large number of different connections to many adjacent economic branches

Текст научной работы на тему «К вопросу о направлениях развития индустрии туризма как фактора формирования синергетического эффекта»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

К ВОПРОСУ О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

А.Г. Бездудная,

зав. кафедрой менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

доктор экономических наук annaspbru@yandex.ru

М.А. Пашина,

доцент кафедры финансов, кредита и мировой экономики Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук mar-leon@yandex.ru

В статье рассматривается ситуация, которая сложилась за последние годы в индустрии туризма. Определяются причины, препятствующие развитию туристической индустрии, выявляются направления по выходу из сложившейся ситуации, в том числе посредством государственной поддержки. Проведен анализ рисков, которые необходимо учитывать при выстраивании бизнес-процессов в туристической индустрии. Сформулированы рекомендации и практические предложения выстраивания новых форм взаимодействия игроков туристического рынка.

Ключевые слова: индустрия туризма, конкурентоспособность региона, государственное регулирование, государственная денежная единица, экологическая обстановка, синергетический эффект, туристские сети

УДК 378.1 ББК 65.9

За последние годы индустрия туризма в России превратилась в сложноподчиненную систему с большим количеством разнородных связей, которая влияет на целый ряд смежных отраслей (связь, транспорт, общественное питание, строительство и т.д.). При этом приходится признать, что в нашей стране сфера туризма менее развита, чем в других странах (на Россию приходится лишь 2% оборота мирового туризма). В этой связи, исследования, направленные на расширение направлений развития туристической индустрии являются очень актуальными.

Однако, процесс формирования соответствующей теоретико-методологической базы не носит пока системного характера изложения, хотя данная проблема исследуется в работах многочисленных авторов. В частности, в трудах С.В. Валдайцева, В.А. Горемыкина, П.Г. Грабовой, А.А. Крупанина, С.Н. Максимова, Е.И. Тарасевич и др.

Одним из показателей уровня развития индустрии туризма является конвертируемость валюты. Так конвертируемость китайского юаня в странах АТР демонстрирует стремительное развитие туризма в данном макрорегионе. Ситуация повторяется и в Европе: в странах, не состоящих в Евросоюзе (Норвегия, Швейцария), национальная валюта свободно обменивается в других странах их макрорегиона. То же повторяется в Канаде и США. А валюта Австралии имеет свободную конвертируемость в Сингапуре, Индонезии, Таиланде. Актуальна эта тема и в России. Развитие российского туризма, если судить о конвертируемости российской валюты, продвигается в сторону стран Прибалтики, Абхазии, Украины.

Самыми развитыми странами в сфере выездного международного туризма являются страны с высокой степенью конвертируемости «местной» валюты, так как население в этой ситуации расходует и внутренние доходы (например, заработную

254

плату), и доходы от экспортных операций. К примеру, любой житель Европы получающий заработную плату в «евро» тратит на свои путешествия как внешний, так и внутренний доход. Отследить потенциал развития тех стран, которые используют свободно конвертируемые валюты, возможно при помощи макроэкономических показателей, отраженных в формуле: Р = Е + G - I (1)

где Р — потенциально возможная выручка от индустрии международного туризма;

Е — показатель экспорта на единицу населения/год;

G — удельный показатель ВВП на единицу населения/год;

I — удельный показатель импорта на единицу населения/год.

Неконвертируемость же государственной денежной единицы, наоборот, не дает возможности населению напрямую тратить получаемый доход с целью совершения международных туристических путешествий, что существенно сдерживает развитие выездного туризма.

Формула (2) показывает, что государство, которое занимается по большей части вывозом продукции и в незначительной степени зависит от ввоза импорта, имеет большие перспективы для роста индустрии туризма (в денежных единицах) [4].

Р = Е - I (2)

где Р — потенциал развития выездного международного туризма;

Е — вывоз продукции из страны на одного человека/год;

I — ввоз продукции из страны на одного человека/год.

В первую очередь, это касается стран, ориентированных на экспортную экономику: Китай, Южная Корея. То же справедливо и для стран-экспортеров нефти, таких как: ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. В этот список также можно вклю-

© ПСЭ, 2018

Склады лекарственных препаратов

Склады медицинского оборудования

Агентства недвижимости

Предприятия по производству сувениров

Магазины промтоваров

Типография

Рис. 1. Логистический куст в традиционном (познавательном) туризме [7]

чить: Алжир, Нигерию, ЮАР, Сальвадор, Бразилию, Венесуэлу, Россию и Чехию.

По результатам анализа лидером является Египет, туристические потоки в который в несколько раз превышают второе по объему направление — Турцию. Возможными причинами, данного разрыва могут быть:

• более высокий уровень жизни в Турции, по сравнению с Египтом (как следствие: уровень цен за оказываемые туристические услуги более высок для туристов);

• отсутствие сезонности в Египте — туристические потоки формируются в течение всего календарного года.

Часто проблемы политического характера страны ухудшают показатели конкурентоспособности туристического региона. Показатель конкурентоспособности также высок в таких странах Европы, как: Польша, Литва, Финляндия. Хотя такие направления как Венгрия и Чехия, популярные во всем мире, у российских граждан несколько проигрывают [1].

Таким образом, отмечая существенное значение макроэкономических показателей в индустрии туризма, выделим в настоящей статье ряд значимых направлений, на которых в первую очередь необходимо сконцентрировать внимание при формировании программ государственного регулирования туристического сектора:

• регулирование емкости рынка туристических услуг;

• развитие новых туристских направлений;

• контроль процесса производства данного продукта;

• забота о безопасности и уровне качества поставляемых услуг;

• поднятие репутации страны в сфере международного туризма.

Несмотря на то, что туризм является одним из приоритетных направлений развития малого и среднего предприниматель-

ства в стране и государство старается оказывать соответствующую поддержку, данная сфера остается на низком уровне, требуя рисковых вложений.

С целью минимизации рисков в туристической сфере все чаще происходит объединение туроператоров и турагентств в отраслевые формальные и неформальные ассоциации и сети, иногда под управлением единой управляющей компании. В статье предлагается сетевое решение проблемы минимизации рисков путем формирования единого логистически выстроенного объединения субъектов рынка туристических услуг, которое аккумулирует в себе опыт многолетней работы крупнейших игроков розничного туристического бизнеса. На рис. 1 представлены следующие направления [2]:

• объединение предприятий, оказывающих различные виды туристических услуг — горизонтальная интеграция, которая является самой ранней формой интеграции в туризме. Ей обязаны своим появлением первые гостиничные цепи;

• вертикальная интеграция — производственное и организационное объединение субъектов туристической отрасли, связанных общим участием в производстве единых развернутых туристических продуктов [7].

Благодаря внедрению таких способов интеграции игроков туристического бизнеса формируется эффект синергии. Это происходит за счет координации исполнителей и их взаимодействия с потребителями на разных этапах реализации единых туристических продуктов (с учетом начального этапа продвижения продукта на рынке). Такой способ достижения синергетического эффекта в туристической индустрии убедительно представлен в организованных логистических сетевых схемах, один из вариантов которых на примере продукта этноту-ризма в Краснодарском крае и Крыму представлен на рис.2.

Дом-музей истории культуры и быта крымских татар

Музей казачества

КрасноДдатег\край

Литературный музей Кубани ¡33 им/4 часа 30 минут _ Ч, \ —Музей «Военная горка» "X

РЧ 1 'зтническии культурн^^ 6 «\г иа(^звлекательный центр^ Т' «Кавказские легенды» \|я||Л

ууК Чешский

1

история и кулаурь! ¿крымскотатарского народа \ I \ 1 час 3® мии

|узеи

КёрТСНТжйп "паромная nej S KML2-43îa

Этнокультурный казачий комплекс «Атамань»

Анапа

щосия

12 часа

Судак

Этно-центр «Славянская дершуш

Парк национальной

культуры «Добродея»

Армянский культурный центр «Арин Берд»

Центр русской культуры «Живи, российская глубинка!»

Эстонский дом (усадьба «Eesti tare»)

Комната чешской кул Центр культуры крымских татар «Достлукъ»

Музей культуры, (р(Тр и традиций крымски

ЕвптсГ1Ърия

Крымскотатарс кий музей этнографии

Чешский культурно-этнографический центр «Богемия»

Заречненский крымско-татарский национальный культурный центр

Украинский национальный культурный центр □льный

Школьный этнографический музей «История и культура швейцарцев в Крыму»

Кафе-музей еврейской кухни «Йоськин кот»

крымскотатарский этнографический музей

Музей истории и этног^и крымских караимов им. С.Й"'

Севастополь

84 км I I час 30 мин

Этнографический музей «Берегиня»

Новороссийский исторический музер

Краен ода)

Муз&й^крейсер «Михаил Кутузов»

Геленджикский историко-краеведческий музей

Ялта

Условные обозначения Автобусное сообщение по маршруту Краснодэр - Керчь

Автобусное сообщение по маршруту Анапа - города Крымского федерального округа (Феодосии. Судак. Симферополь. Севастополь. Ялта. Евпатория) Автобусное сообщение по маршруту порт Кавказ (стоянка временного хранения автотранспортных средств) - города Крымского федерального округа (Керчь, Феодосия. Судак. Симферополь. Севастополь. Евпатория)

Автобусное сообщение по маршруту порт Керчь [сюянна временночз хранения автотранспортных средств} - Анапа

Стоянка временного хранения звтотрзмсгостны* средств

Рис. 2. Вариант сети при организации единого турподукта в этнотуризме рядом участников туристической индустрии

Достижение синергетического эффекта в туризме особенно рельефно проявляется при групповом обслуживании потребителей в течение длительного периода. Это не исключает и отрицательной величины в случае негативного впечатления туристов от предоставленных услуг, несмотря на их возможно высокое качество. Для снижения подобных рисков и предотвращения всевозможных конфликтов требуется заранее формировать состав туристической группы, учитывая возраст и образование человека, социальный статус и другие характеристики групповых туристов [3]. Нужно отметить, что групповое потребление туристских услуг больше относится к людям экстравертам. Интроверты, по самой своей природе, предпочитают путешествовать в одиночестве или с малым количеством людей.

Можно также выделить синергетический эффект обновления и функционирования. Синергетический эффект обновления появляется, когда обновление происходит в нескольких из элементов комплексных услуг.

Довольно трудной является количественная оценка синергетического эффекта, который в концептуальном плане характеризует степень отклонения интегральной эффективности от линейной арифметической (алгебраической) суммы из-за возникающих, в том числе, факторов мультипликативности и амплификационности.

Количественная оценка синергетического эффекта СумЭ-син в туристических сетях рассматривается как сумма частных эффектов, полученных в процессе объединения различных факторов, и может быть представлена как [6]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СумЭсин = ЭИнв + £ Эс = £ э + А • Эс

е" +У

(3)

где ЭИнв , — инвестиционный эффект сетевой версии оказания туристических услуг;

У ЭСе1 — сумма синергетических эффектов, сформированных за счет синергетических факторов взаимодействия технологических, организационных и управленческих подсистем сетевой версии оказания туристических услуг;

N

У Э{ — сумма эффектов, то есть

1

£ э = 3 + э2 + Эз + э4 +... э 1

где Э1 — прямой экономический эффект от инноваций, Э2 — социальный эффект инноваций, Э3 — научно-технический эффект инноваций, Э4 — экономический (социальный) эффект

1

инноваций, Э5 = У Э] — коммерческий эффект участников проекта; 1

АЭсеа' — эмерджентно-синергетический эффект, вызванный структурными изменениями в связи с внедрением инноваций в технологический процесс формирования, продвижения и реализации туристического продукта при сетевой версии

объединения участников процесса;

к

У э

¿1 МТЭ — умножающийся технический и экономический эффект, связанный с диффузией инноваций во все звенья и

платформы оптимизированной технологической и логистической сети.

Развивающаяся внутренняя конкуренция в стране заставляет рекреационные туристические регионы вступать в конкурентную борьбу и быстро адаптироваться к меняющимся реалиям. При этом важным этапом выстраивания бизнес-процессов в туристической индустрии является анализ сопутствующих рисков [5]:

• ухудшение экологической обстановки вследствие человеческого вмешательства;

• усиление проблемы утилизации отходов;

• зависимость от погоды;

• рост уровня цен;

• ужесточение налоговой политики;

• потеря самобытности территории вследствие гонки за прибылью туристического бизнеса;

• сокращение государственной поддержки (вследствие роста доходов региона от туристического бизнеса могут быть снижены дотации региону из федерального центра);

• рост внутрирегиональной конкуренции;

• миграционный отток населения;

• нехватка трудовых ресурсов с соответствующей квалификацией.

На основании анализа ситуации на туристическом рынке, раскрытия проблем и формирования системы сопутствующих рисков, представленных в статье, можно сделать вывод, что формирование синергетических эффектов в туристических сетях обеспечивается следующими условиями.

1) Необходимостью координировать во времени и пространстве условия для внедрения сетевых систем, их благоприятного взаимодействия.

2) Необходимостью определить основное звено в развитии сети и обеспечить ее функционирование в режиме самоорганизации.

3) При этом внешние воздействия на сетевую версию должны соответствовать внутренним колебаниям системы. Эти взаимодействия должны совпадать по амплитуде и ритмичности; этапы производственного цикла оказания услуги должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, непрерывными и всеобъемлющими.

Таким образом, в практике предпринимательского функционирования при управлении туристскими услугами как формой человеческих потоков необходимо предусматривать образование эффекта синергии потребления в результате взаимодействия всех субъектов и объектов услуг. Практическая реализация различных форм взаимодействия демонстрирует тот факт, что эффект синергии наиболее ярко формируется в логистических сервизных системах, которые способны оптимизировать и обслуживать большие потоки потребителей. Дополнительный синергетический эффект обуславливают нововведения-инновации, которые модернизируют услуги и формы их оказания. При этом организация туристических сетей в определенном регионе существенно усиливает возникающий синергетический эффект от взаимодействия поставщиков и потребителей туристических услуг.

Литература

1. Бездудная А.Г. Научно-методические основы конкурентоспособного развития предпринимательских структур / М.А. Па-шина, А.Г. Бездудная // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12-4 (53-4). — С. 933-936.

2. Бездудная А.Г Развитие организационной структуры управления промышленным предприятием в процессе реализации инновационной стратегии / А.Г Бездудная, К.Б. Герасимов // Российский экономический интернет-журнал. — 2016. — №2. — С. 5.

3. Бездудная А.Г Теоретические и методологические подходы к изучению проблем института малого инновационного предпринимательства / А.Г Бездудная, Д.С. Юдин, С.Ж. Мейерман // Вестник Национальной академии туризма. — 2013. — №3(27). — С. 61-63.

4. Ксенофонтова Т.Ю. Внедрение инноваций как фактор повышения предпринимательской активности предприятий / И.М. Оси-пова, Т.Ю. Ксенофонтова // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. — № 6 (77). — С. 219-223.

5. Ксенофонтова, Т.Ю. Ксенофонтова Т.Ю. Исследование резервов повышения уровня конкурентоспособности производственных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНа. — Серия: Экономика. — 2012. — № 6. — С. 54-62.

6. Ксенофонтова Т.Ю. Формирование российской модели управления интеллектуальным капиталом предприятия // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2012.- №8. — С.13-20.

7. Скоробогатова Т. Образование синергетического эффекта в туризме как результат функционирования логистических сервисных систем // Вюник економiчноí науки Украши. — 2012. — №2. — С.147-151. Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/ bitstream/handle/123456789/45067/33-Semenov.pdf?sequence=1 (дата обращения: 14.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.