Научная статья на тему 'К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах'

К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / МОТИВАЦИЯ / СТРЕМЛЕНИЕ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА / СТРЕМЛЕНИЕ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ADULT EDUCATION / MOTIVATION / DESIRE TO ACHIEVE SUCCESS / DESIRE TO AVOID FAILURE / STUDENTS IN MATURITY / STUDENTS IN OLD AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнина Л.В.

В статье рассматривается актуальная для эпохи обучения в течение всей жизни проблема мотивационной направленности обучающихся взрослых. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования двух основных мотивационных тенденций (стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудачи) у взрослых и пожилых обучающихся. Сделан вывод о различиях мотивационной направленности личности в данных возрастных периодах, обусловленных отличающимися социальными ситуациями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the motivational orientation of adult learners that is relevant for the epoch of lifelong learning. The results of a comparative empirical study of two main motivational tendencies (the desire to achieve success and the desire to avoid failure) of students in maturity and old age are presented. It is concluded that the differences in the motivational orientation in these age are caused by different social situations of development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах»

«Профессиональная ориентация»

201МЙ щт

УДК 159.922.6

Л.В. Лежнина

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Ола, Россия

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТАХ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для эпохи обучения в течение всей жизни проблема мотивационной направленности обучающихся взрослых. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования двух основных мотивационных тенденций (стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудачи) у взрослых и пожилых обучающихся. Сделан вывод о различиях мотивационной направленности личности в данных возрастных периодах, обусловленных отличающимися социальными ситуациями развития.

Ключевые слова: обучение взрослых, мотивация, стремление к достижению успеха, стремление к избеганию неудачи, обучающиеся зрелого возраста, обучающиеся пожилого возраста.

Abstract. The article deals with the problem of the motivational orientation of adult learners that is relevant for the epoch of lifelong learning. The results of a comparative empirical study of two main motivational tendencies (the desire to achieve success and the desire to avoid failure) of students in maturity and old age are presented. It is concluded that the differences in the motivational orientation in these age are caused by different social situations of development.

Key words: adult education, motivation, desire to achieve success, desire to avoid failure, students in maturity, students in old age.

Российское образование начала XXI века впервые в своей истории сталкивается с новой реальностью - массовым (пере)обучением взрослых. Изменившаяся экономика и капитальные общественные преобразования обусловили социальный заказ на «обучение в течение всей жизни» (lifelong learning). Эта необходимость возникла в ответ на вызовы третьей (цифровой) революции и стоящей на пороге четвертой промышленной революции (роботизации). Современный человек не может довольствоваться профессиональными знаниями, полученными в университете десятилетия назад. Какое бы качественное образование не было получено ранее, для поддержания и развития своей квалификации необходимо оставаться в информационном поле стремительно обновляющихся профессиональных знаний и компетенций. Их усвоение требует постоянного дополнительного профессионального образования, различные формы которого, избираемые взрослым обучающимся, выстраивают индивидуальную образовательную траекторию личности на всех этапах профессионализации.

Электронный научный журнал

научный журнал

В психологической науке раскрыты теоретические основы и накоплен эмпирический опыт учета специфики обучения взрослых:

- вскрыты психологические особенности зрелой личности как субъекта образования (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, С.Г. Вершловский, Е.И. Степанова и др.);

- обоснованы принципы обучения взрослых и модели андрагогики (М. Ноулз, Дж. Роджерс, К. Фопель и др.);

- доказана возможность и условия эффективной учебно-образовательной деятельности на различных этапах зрелости (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А. Маслоу, В. Франкл и др.).

С увеличением возраста выхода на пенсию в России вопросы психологии обучения взрослых еще более актуализируются и требуют научного поиска условий эффективной образовательной деятельности личности в зрелом и пожилом возрастах.

Известно, что одним из ведущих внутренних ресурсов активности личности является ее мотивация (С.Л. Рубинштейн). Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил (потребности, интересы, стремления, установки, идеалы и пр.), побуждающих личность к целенаправленной деятельности, задающих ее границы и формы [1].

Мотивация как процесс и условие познавательной деятельности и как средство побуждения к усвоению содержания образования, в т.ч. профессионального, подробно изучена в исследованиях Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Б.А. Сосновского, Н.Ф. Талызиной и других ученых [2-5,8]. Установлено, что мотивация является необходимым условием эффективности деятельности и определяет готовность личности к ее выполнению. Поэтому формирование мотивации обучения является центральной проблемой современного образования, в т.ч. взрослых. Поскольку мотивация - это изменяющаяся система побуждений, в которой личность осуществляет анализ и оценку альтернатив, выбор и принятие решений, необходимо понимать ее содержание в разных возрастных периодах.

Целью данного исследования явилось изучение мотивационной направленности обучающихся в зрелом и пожилом возрастах. Согласно теории Х. Хекхаузена мотивация личности характеризуется соотношением двух основных тенденций - стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудачи [7]. Мотивация достижений является индикатором стремления личности к повышению уровня своих возможностей, к самостоятельному и быстрому поиску путей достижения необходимого, к совершенствованию и самореализации. Мотивация избегания неудачи - противоположная первой тенденции и характеризует

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №2 ПАРАДИГМА научный журнал

направленность личности действовать так, чтобы избежать ошибок, вплоть до изменения и даже не достижения первоначальной цели.

Предметом данного исследования выступила мотивационная направленность личности в виде соотношения стремлений к достижению и к избеганию у обучающихся в зрелом и пожилом возрастах.

Эмпирическое исследование с участием студентов зрелого возраста (30-50 лет) в количестве 30 человек и слушателей «Университета третьего возраста» пожилого возраста (55-68 лет) в количестве 28 человек, было проведено под нашим руководством на базе психолого-педагогического факультета Марийского государственного университета в 2017-18 гг.1 Для изучения мотивационной направленности респондентов использовались два тест-опросника Т. Элерса - методика диагностики мотивации к достижению успеха и методика диагностики мотивации к избеганию неудач [6]. Результаты эксплицированности мотивационной направленности в двух возрастных выборках представлены на рис. 1 и 2.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Слишком высокий Умеренно высокий Средний

■ зрелый возраст ■ пожилой возраст

40%

10%

Низкий

Рисунок 1 - Уровни мотивации к достижению успеха у обучающихся зрелого и пожилого возрастов, в %

Согласно полученным данным, 90% пожилых обучающихся имеют высокий (30%) и средний (60%) уровни мотивации к успеху, т.е. направлены на достижение целей, получение желаемого, проявляя активность, инициативу и смелость в случае возникновения препятствий. Такая целеустремленность присуща только 6 из 10 представителей зрелого возраста. То есть мотивация к успеху у обучающихся зрелого возраста, ведущей деятельностью которых является трудовая самореализация и достижение вершины своего развития, ниже, чем у пожилых людей.

1 Сбор эмпирических данных проводился студенткой выпускного курса О.А. Боченковой.

научный журнал

Рисунок 2 - Уровни мотивации к избеганию неудач у обучающихся зрелого и пожилого возрастов, в %

Половина обучающихся зрелого возраста и 56% пожилых характеризуются средним уровнем мотивации к избеганию неудач, обеспечивающим оптимальный учет личностью возможных рисков и неудач при принятии решения. Почти каждый четвертый (24%) обучающийся пожилого и более трети (37%) представителей зрелого возрастов имеют низкий уровень негативной мотивации. Однако у каждого пятого пожилого обучающегося слишком высокий (13%) и высокий (7%) уровни боязни неудач, сопровождающейся чрезмерной осторожностью и неуверенностью в результате желания избежать ошибок и концентрации на возможных трудностях.

Сравнение результатов выраженности позитивной и негативной мотивации у обучающихся зрелого и пожилого возрастов позволяет отметить ряд тенденций:

Относительная сбалансированность двух видов мотивации обучающихся изученных возрастных групп с незначительным перевесом в сторону мотивации достижений, что является, по мнению психологов, наиболее благоприятным состоянием мотивационной сферы личности.

Большая выраженность мотивации достижения успеха у обучающихся пожилого возраста по сравнению с представителями зрелого возраста. Это может быть следствием разных социальных ситуаций развития личности в этих возрастных периодах: в зрелости актуальны задачи самореализации и достижения акме (вершины развития), которые могут восприниматься личностью как необходимость, тяжкий труд («крест») и подавлять ее внутреннюю позитивную мотивацию, в то время как в пожилом возрасте большинство социальных задач уже решены и появляется возможность реализации ранее отодвигавшегося на последний план («когда-нибудь, когда появится свободное время»).

научный журнал

Мотивация избегания, более выраженная в пожилом возрасте, по-видимому, объясняется богатым и разносторонним жизненным опытом, формирующим обдуманность, осторожность, рациональность личности к данному возрасту. Низкий уровень мотивации избегания, распространенный в зрелом возрасте, напротив, повышает рискованность поведения.

Таким образом, выявленные тенденции составляют основание для заключения о необходимости поиска дополнительных мотивационных ресурсов для эффективного дополнительного профессионального образования личности в зрелом возрасте и о высоком потенциале позитивной мотивации в пожилом возрасте при условии личностно-ориентированного дополнительного образования (хобби-программы). Подтверждение и уточнение выявленной мотивационной направленности требует проведения более широкого эксперимента на репрезентативной выборке испытуемых.

Библиографический список

1. Вилюнас В. Психология развития мотивации: современные и классические исследования, научные данные и жизненные примеры. СПб.: Речь, 2011. 457 с.

2. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 11-17.

3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.

4. Лебедева Н.В. Учебная мотивация слушателей в системе переподготовки и повышения квалификации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 4. С. 74-78.

5. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2012. № 9. С. 123-130.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.

8. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Академия развития, 2009. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.