Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОТИВАТОРАХ ЖЕНСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛГОГРАД'

К ВОПРОСУ О МОТИВАТОРАХ ЖЕНСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛГОГРАД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / женское предпринимательство / мотивация / образ предпринимателя / малое предпринимательство / среднее предпринимательство / entrepreneurship / women's entrepreneurship / motivation / image of an entrepreneur / small business / medium-sized business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Рыльцева

В статье рассматривается важность женского предпринимательства как фактора экономического роста и движущей силы для развития социума. Проведен анализ факторов, мотивирующих женщин начать предпринимательскую деятельность, основываясь на глубинных интервью (N=7), проведенных на территории г. Волгограда и данных исследовательских центров. В России внимание государственной политики уделено развитию женского предпринимательства, что поддерживается и созданием центров, предлагающих образовательные программы и мероприятия, стимулирующие вхождение женщин в бизнес. Результаты исследований также показывают, что женщины-предприниматели в России доминируют в определенных сферах бизнеса, таких как здравоохранение, услуги, питание и промыслы. Статья обращает внимание на то, что женщины начинают предпринимательскую деятельность по разным мотивам, среди которых желание контролировать свою карьеру, добиться финансовой независимости, внести социальные изменения и получить перспективы роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MOTIVATORS FOR WOMEN’S ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD

The article examines the importance of women's entrepreneurship as a factor in economic growth and a driving force for the development of society. An analysis of the factors motivating women to start a business was carried out, based on in-depth interviews (N=7) conducted in the city of Volgograd and data from research centers. In Russia, public policy attention is paid to the development of women's entrepreneurship, which is supported by the creation of centers offering educational programs and events that encourage women to enter business. Research results also show that women entrepreneurs in Russia dominate certain business sectors, such as healthcare, services, food and crafts. The article draws attention to the fact that women enter into entrepreneurial activity for a variety of reasons, including the desire to control their careers, achieve financial independence, bring about social change and gain prospects for growth.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОТИВАТОРАХ ЖЕНСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛГОГРАД»

К ВОПРОСУ О МОТИВАТОРАХ ЖЕНСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОЛГОГРАД

А.В. Рыльцева, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-165-168

Аннотация. В статье рассматривается важность женского предпринимательства как фактора экономического роста и движущей силы для развития социума. Проведен анализ факторов, мотивирующих женщин начать предпринимательскую деятельность, основываясь на глубинных интервью (N=7), проведенных на территории г. Волгограда и данных исследовательских центров. В России внимание государственной политики уделено развитию женского предпринимательства, что поддерживается и созданием центров, предлагающих образовательные программы и мероприятия, стимулирующие вхождение женщин в бизнес. Результаты исследований также показывают, что женщины-предприниматели в России доминируют в определенных сферах бизнеса, таких как здравоохранение, услуги, питание и промыслы. Статья обращает внимание на то, что женщины начинают предпринимательскую деятельность по разным мотивам, среди которых желание контролировать свою карьеру, добиться финансовой независимости, внести социальные изменения и получить перспективы роста.

Ключевые слова: предпринимательство, женское предпринимательство, мотивация, образ предпринимателя, малое предпринимательство, среднее предпринимательство.

Динамика развития женского предпринимательства является одним из мировых трендов, а также двигателем экономического роста, что способствует значимости вклада малого и среднего бизнеса в развитие социума. В данной статье рассматриваются факторы, которые стимулируют женщин начать предпринимательскую деятельность. На основе анализа глубинных интервью (N=7), а также данных исследовательских центров нами были определены факторы мотивации становления предпринимательства среди женщин.

В государственной политике РФ в отношении предпринимательства взят курс на развитие женского предпринимательства. Благодаря Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» в регионах создаются центры «Мой бизнес», основная цель которых - создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Данные центры предлагают женщинам различные образовательные программы, а также организуют специальные женские бизнес-форумы и бизнес-конференции, стимулирующие вхождение женщин в бизнес, популяризирующие

предпринимательство как эффективную жизненную стратегию. Весной 2023 г. в РФ зарегистрировано более 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди которых 43% самозанятых и ИП составляют представители женского пола.

Согласно индексу женской деловой активности ^В1), который составляет Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», в 2023 он достиг 73,7 пункта, что является положительным показателем. Данный индекс отражает уровень благосостояния деловой среды для развития женского предпринимательства. Так, в 2023 году 54% женщин-предпринимателей отметили улучшение отношения к бизнесу со стороны общества, 65% посчитали, что предпринимательство позволило им достигнуть финансового благосостояния [6].

Исследованию женского предпринимательства посвящено множество работ известных зарубежных и отечественных ученых. В современной России изучением женского предпринимательства занимаются Е.М. Бухвальд [1], И.В. Ершова [4]. В

исследовании Н.Ю. Уткиной выделены субъективные и объективные факторы, влияющие на становление женского предпринимательства в России, определены сферы бизнеса, в которых доминируют женщины-предприниматели: здравоохранение, дошкольное воспитание, сфера услуг, общественное питание, народные промыслы [9]. В статье А.И. Воронковой произведено «метаописание карьерного пути женщин, состоявшихся в сфере предпринимательства», описаны сценарии выбора и развития карьеры женщин в бизнесе [3]. В статье А.Е. Зориной рассматривается ресурсный потенциал женщин-предпринимателей и их готовность к риску [5]. В исследованиях М.Б. Полтавской, А.Л. Стризое изучается предпринимательская активность бизнес-сообществ в Волгоградской области в условиях пандемии [7], анализируются сообщества социальных предпринимателей, среди которых доминируют женщины [8].

В сентябре 2023 г. ВЦИОМ провел опрос россиян с целью выяснить характеристики, присущие женщинам-предпринимателям. Данный опрос показал, что 30% считают, что «женщинам-предпринимателям свойственны напористость, стойкость, твердость, решительность, уверенность в себе», 21% отмечают «активность, целеустремленность, инициативу», 12% выделили «авторитарный стиль поведения», 9% «дисциплину, организованность и внимательность», 7% «образованность и умственные способности» [3]. Исследовательский центр НАФИ выделил топ 3 стимулов для начала предпринимательской деятельности: «желание улучшить материальное положение» (65%), «возможность реализовать свои идеи» (58%), «независимость в принятии решений» (52%) [6].

Весной 2023 г. нами было проведено исследование методом глубинного интервью (N=7), в качестве информантов выступили женщины предприниматели г. Волгограда. Материалы интервью позволили определить стимулы начала предпринимательской деятельности среди женщин. Один из главных стимулов для женщин заняться предпринимательской

деятельностью - это желание контролировать свою собственную карьеру и работать по своим правилам. Многие женщины стремятся найти баланс между работой и семьей, и предпринимательство дает им возможность гибко управлять своим временем и решать приоритеты. Они могут создать собственное рабочее пространство, найти команду единомышленников, которые соответствуют их ценностям и потребностям, и реализовать свои творческие и предпринимательские идеи.

«Я начала прям вот в тот момент, когда забеременела. Я думала, что это будет такой ужас, ведь я только открыла студию, через месяц мне сказали, что я в положении, а команда состояла из двух преподавателей. Я реально думала, что мы не выживем, но потом карантин, онлайн и вроде все было нормально. Сейчас я хотя бы знаю на что способна моя команда, на что способна студия и мы расширяемся, но главное я нивелировала свои обязанности в этом году и теперь я могу проводить время с сыном» (Информант 3, женщина, 28 лет).

Еще одним важным стимулом является желание добиться финансовой независимости и успеха. Женщины все чаще преуспевают в сфере предпринимательства и создают успешные проекты. Они видят возможность реализовать свой потенциал и достичь финансового благополучия. Также предпринимательство может быть способом решить проблемы с занятостью или найти новые возможности для профессионального и личностного роста.

«Не секрет, что задача бизнеса - это делать деньги. Это задача любого предпринимателя, я открыла бар чтобы наконец-то зарабатывать и креативить» (Информант 1, женщина, 25 лет).

Другим важным стимулом является желание внести социальные изменения и влиять на сообщество. Многие женщины-предприниматели создают бизнес, который направлен на решение социальных проблем, таких как инклюзивное образование, бедность, равенство полов, экологическая устойчивость. Они видят в предпринимательстве средство для позитивных изменений в обществе и стремятся исполь-

зовать свой бизнес как социальный ресурс «Я очень хотела наконец-то расши-

развития. рить свои связи. Волгоград такой крутой,

«Мне было трудно осознавать, что у а я работала в ужасном старом здании нас в городе нет доступного инклюзивного архитектором, теряя возможность соци-образования. Мне очень жалко, что дети ализироваться в среду богатых и креа-с различными отклонениями по физиче- тивных людей. Сейчас это люди заказы-скому здоровью нет возможности зани- вают у меня дизайн своих домов и интерь-маться английским. Как мы можем гово- ера» (Информант 4, 23 года, женщина). рить о том, что его может выучить Таким образом, мотиваторы предпри-

каждый, если для каждого не создаются нимательской деятельности для женщин условия» (Информант 7, женщина, 38 лет). включают в себя желание достичь незави-

Четвертый стимул - это перспективы симости и свободы, реализовать свои та-роста и развития. Быть предпринимателем ланты и способности, создать лучшие дает женщине возможность не только со- условия для своей семьи, а также получить здавать свой собственный бизнес, но и перспективы роста и развития. Общество строить карьеру. Они могут расширять должно поддерживать и поощрять жен-свои знания и навыки, создавать новые щин, желающих заняться предпринима-связи и контакты, и получать опыт, кото- тельством, чтобы создать равные возмож-рый будет полезен не только в бизнесе, но ности и оптимальные условия для их и в личной жизни. успешного развития и вклада в экономику

и общество.

Библиографический список

1. Бухвальд Е.М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. -2018. - №5. - С. 7-24.

2. Воронкова А.И. Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес // Вестник Института социологии. - 2019. - Т. 10. № 4. - С. 231-248.

3. ВЦИОМ. Женское предпринимательство: перспективы и сложности, 07 сентября 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wtiom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhenskoe-predprinimatelstvo-perspektivy-i-slozhnosti (дата обращения: 27.11.2023).

4. Ершова И.В. Женское предпринимательство: от эмпирики и доктрины к правовому регулированию // Lex Russica. - 2022. - № 8 (189). - С. 9-22.

5. Зорина А.Е. Детерминанты готовности к риску как ресурса женского предпринимательства // Социологическая наука и социальная практика. - 2023. - Т. 11. № 3 (43). -С. 176-186.

6. Индекс женской предпринимательской активности достиг рекордного значения: 10-я волна WBI, НАФИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-dostig-rekordnogo-znacheniya-10-ya-volna-wbi/ (дата обращения: 17.11.2023).

7. Полтавская М.Б. Социальная и предпринимательская активность бизнес-сообщества Волгоградской области в условиях пандемии // V Нижневолжские чтения. Социально-политические, экономические и демографические аспекты развития современного общества. Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2021. - С. 190-195.

8. Полтавская М.Б., Стризое А.Л. Социальное предпринимательство в Волгоградской области: процесс становления сообщества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2023. - № 2. - С. 147-156.

9. Уткина Н.Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. - 2017. - № 1 (82). - С. 17-28.

TO THE QUESTION OF MOTIVATORS FOR WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD

A.V. Ryltseva, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article examines the importance of women's entrepreneurship as a factor in economic growth and a driving force for the development of society. An analysis of the factors motivating women to start a business was carried out, based on in-depth interviews (N=7) conducted in the city of Volgograd and data from research centers. In Russia, public policy attention is paid to the development of women's entrepreneurship, which is supported by the creation of centers offering educational programs and events that encourage women to enter business. Research results also show that women entrepreneurs in Russia dominate certain business sectors, such as healthcare, services, food and crafts. The article draws attention to the fact that women enter into entrepreneurial activity for a variety of reasons, including the desire to control their careers, achieve financial independence, bring about social change and gain prospects for growth.

Keywords: entrepreneurship, women's entrepreneurship, motivation, image of an entrepreneur, small business, medium-sized business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.