нечто важное. Модули же не так связаны друг с другом, что позволяет быстро и без нарушений курса ознакомиться с основными аспектами каждого блока, а после выбрать последовательность их изучения.
Как видно из вышесказанного, система дополнительного профессионального образования достаточно многогранна и специфична. Она обладает массой комплексных и неоднозначных структур и элементов, что позволяет ей оказывать значительное влияние на систему высшего профессионального образования в целом.
Выводы. В заключение настоящего исследования хотелось бы отметить особый потенциал системы дополнительного профессионального образования, который уже сегодня проявляет себя на достаточно высоком концептуальном уровне и является приоритетной сферой развития современной педагогики. Кроме того, именно такое образование предоставляет массу новых, ранее неизвестных студентам, возможностей, по типу параллельного овладения двумя специальностями. На наш взгляд, такая система профессионального образования посредством грамотного и целенаправленного применения ведущих современных педагогических технологий способна значительно пополнить как теоретическую, так и практическую базу современной педагогической науки.
Аннотация. Текст настоящей статьи отражает результаты анализа теоретической литературы в области оснащения системы дополнительного профессионального образования средствами современных педагогических технологий, оказывающих влияние на качество профессиональной подготовки будущих специалистов. Рассматриваются отдельно взятые наиболее актуальные педагогические технологии. Выявляется и актуализируется роль личностно-ориентированного и компетентностного подходов в системе дополнительного профессионального образования, выделяются их отдельные, особенно значимые для исследования, элементы. Сопоставляются мнения педагогов, обращающихся к исследованию системы современных педагогических технологий, на основе чего делается заключение, нашедшее свое отражение в заключительной части статьи.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательные электронные ресурсы, педагог, готовность и подготовка.
Annotation. The text of this article reflects the results of the analysis of theoretical literature in the field of equipping the system of additional professional education with the means of modern pedagogical technologies that affect the quality of professional training of future specialists. The most relevant pedagogical technologies are considered separately. The role of personality-oriented and competence-based approaches in the system of additional professional education is identified and updated, their separate elements, especially significant for research, are highlighted. The opinions of teachers who turn to the study of the system of modern pedagogical technologies are compared, on the basis of which a conclusion is made, which is reflected in the final part of the article.
Key words: digital educational environment, educational electronic resources, teacher, readiness and preparation.
Литература:
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 154 с.
2. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1986. - 142 с.
3. Злыгостева, Т.Е. Рейтинговая технология модульного обучения / Т.Е. Злыгостева. - Владикавказ: СКВКИ МВД РФ, 2003.
4. Кавера, В.А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей / В.А. Кавера // ТРУДЫ СПБГИК. - 2013.
5. Кларин, М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В. Кларин. - М.: Просвещение, 1989. - 234 с.
6. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. - СПб.: ДРОФА, 2003.
7. Лернер, И.Я. Болевые точки процесса обучения / И. Я. Лернер // Советская педагогика. - 1991. - № 5. - С. 24-29
8. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург: РГППУ, 2005. - С. 5-19
9. Сазонов, Б.А. Система зачетных единиц: особенности организации и календарного планирования учебного процесса / Б.А. Сазонов // Материалы к седьмому заседанию методологического семинара 17 мая 2005 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 28-30
10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - Народное образование, 1998. - 256 с.
11. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
12. Фейлинг, Т.Б. Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании / Т.Б. Фейлинг // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - № 44.
13. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методич. пос. / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
14. Якиманская, И.С. Основы личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. - 221 с.
УДК 373.2
К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
кандидат педагогических наук, доцент Малашенкова Валентина Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Тельнова Жанна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
Постановка проблемы. Проблема патриотического воспитания исследуется с точки зрения конечного результата -патриотизма. Однако патриотизм в дошкольном образовании не может быть полноценно сформирован в связи с его многогранностью Ограниченность большинства публикаций исследованием преимущественно знаний детьми государственных символов не позволяет увидеть полноту проблемы патриотического воспитания. В связи с выходом Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее программа воспитания) необходимо определить содержание выделенных в документе критериев патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Многоплановость проблемы
патриотического воспитания затрудняет выделение основных содержательных линий мониторинга, в том числе на региональном и муниципальном уровнях.
Изложение основного материала исследования. Теоретико-методологические основы исследования патриотического воспитания дошкольников рассматривались в работах Е.Н. Бородиной, М.С. Голубь, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, М.Д. Маханевой, Е.А. Царегородцевой и др.
В программе воспитания патриотизм рассматривается как «воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу» [5, С. 11].
Анализ работ Е. Коротаевой, С. Белоусовой, И.А. Саввинова, Е.А. Царегородцевой, Н.Г. Пантелеевой В старшем дошкольном возрасте становится возможным сформировать интерес к историко-культурным, национальным и географическим, природным особенностям своего родного края через погружение в разные виды деятельности [2, 4, 6, 8].
Авторским коллективом кафедры педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета (Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова, М.В. Мякишева, Е.В. Намсинк) была разработана парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дошколятам о нашем Отечестве» (далее парциальная программа). Программа включает в себя шесть тематических модулей: «Я и мир вокруг меня», «Мой дом», «Моя улица», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета». Каждый модуль находит отражение в содержании трех блоков -тематических линий («Природа России», «Культура народов России», «История России») [1].
Педагогическая диагностика патриотического воспитания имеет своей целью измерить и оценить результативность педагогической деятельности в области реализации блоков парциальной программы - «Природа России», «Культура народов России», «История России». Мониторинговое исследование, инструментом которого являются педагогическая диагностика и анализ, предполагает регулярное их осуществление, с целью установления тенденций, выявления устойчивых связей и зависимостей, влияющих на успешность педагогической деятельности, в нашем случае - на успешность патриотического воспитания дошкольников.
Мониторинг рассматривается как самостоятельная функция управления педагогическим процессом дошкольной образовательной организации (далее ДОО), тесно связанная в реальной практике с другими функциями: с целеполаганием, сбором информации, ее анализом, прогнозированием дальнейшего развития педагогической системы, с функциями планирования, организации, руководства, с контролем и коррекцией. Если мониторинг рассматривается как процесс, то качество образования выступает как результат. В то же время, между этими явлениями прослеживается взаимосвязь: качество проведения мониторинговых процедур непосредственно влияет на качество получаемой информации, которая позволяет своевременно вносить коррективы в педагогической процесс и обеспечивать качество образования.
Именно поэтому одной из актуальных проблем управления является проблема качества мониторинговых исследований. Снятию остроты проблемы может способствовать осуществление последних в соответствии с научно-обоснованным алгоритмом:
- определение целей образования с учетом современных требований;
- разработка системы критериев и показателей оценки результатов педагогической деятельности;
- отбор диагностических методик, с одной стороны, позволяющих получить в высокой степени достоверную информацию об образовательном процессе и, с другой - адекватных выделенным критериям;
- подготовка наглядно-практических материалов для проведения мониторинга и обучение исполнителей процедуре отслеживания результатов деятельности;
- непосредственное диагностирование и фиксацию полученных данных;
- обработка результатов диагностики и формирование педагогических выводов для дальнейшего совершенствования образовательной практики [3].
Образовательная деятельность в рамках патриотического воспитания «связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России» [5, С. 11].
Рассмотрим критерии и показатели оценки результатов педагогической деятельности по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет.
Критерий 1. Когнитивно-смысловой (знания).
Когнитивно-смысловой критерий по блоку «Природа России» отражает уровень системности знаний ребенка о природе родного края, России и включает следующие показатели: обобщенные представления о растениях и животных как живых организмах (свойства, потребности, приспособления к сезонным и климатическим условиям жизнедеятельности); представления о сущностных признаках систематических групп растений и животных родного края; представления о закономерностях и взаимосвязях мира природы (на примере природных сообществ родного края, природных зон России).
Когнитивно-смысловой критерий по блоку «Культура народов России» предполагает выявление уровня представлений ребенка о себе, своей семье, сверстниках (друзьях); отношение к себе; знаний о традиционной русской культуре и включает следующие показатели: представление о себе как индивиде, члене своей семьи, участнике детского сообщества, представителе своего народа; знание национальных особенностей своего народа; знания культурных традиций и достижений многонационального народа России; представления о родном крае, родном языке, культурном наследии своего народа; представления о современной культуре родного края, России, мира.
Когнитивно-смысловой критерий по блоку «История России» направлен на выявление уровня знаний и представлений: об истории своей семьи, своей малой Родины; о путешественниках-первооткрывателях земли русской; о защитниках Отечества; о государственной символике родного края и России. Показателями являются знания об истории своей семьи, малой Родины; представления о защитниках Отечества; знания об истории родного края, о путешественниках-первооткрывателях земли русской; знания и представления о государственной символике родного края и России.
Критерий 2. Эмоционально-ценностный (чувства и отношения).
Эмоционально-ценностный критерий по блоку «Природа России» предполагает выявление уровня наличия и устойчивости интереса к природе родного края, России, других стран; бережного и ответственного отношения к природе родного края; ценностного отношение к природе планеты Земля и включает следующие показатели: положительный опыт эмоционально-чувственного восприятия природы родного края и России, ее эстетического видения; проявление любви к
природе родного края, России; интерес к природе родного края, России, других стран; проявление бережного и ответственного отношения к природе родного края; ценностное отношение к природе планеты Земля.
Эмоционально-ценностный критерий по блоку «Культура народов России» предполагает выявление уровня наличия и устойчивости интереса к культурному наследию своего народа, к родному языку, к национальной культуре народов России и мира и включает следующие показатели: интерес к культурному наследию своего народа, к родному языку; любовь, уважение к своим национальным особенностям и чувство собственного достоинства как представителя своего народа; интерес и уважительное отношение к национальной культуре народов России и мира; гордость за достижения родного края в разных сферах человеческой деятельности (искусство, спорт, наука и т.д.).
Эмоционально-ценностный критерий по блоку «История России» предполагает выявление интереса и уважительного отношения к истории своей семьи, родного края, России, к государственной символике родного края и России. Показателями являются интерес к история своей семьи: своему роду, семейным традициям, к истории родного края, историческому наследию своего народа, интерес и уважение к истории России, подвигам наших предков, уважение к защитникам Отечества, к памяти героев Великой отечественной войны, интерес и уважительное отношение к государственной символике родного края и России.
Критерий 3. Регулятивно-волевой (деятельность).
Регулятивно-волевой критерий по блоку «Природа России» предполагает выявление: уровня сформированности умений и элементарных навыков природоохранной деятельности: экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в природе, рационального природопользования, пропаганды идей охраны природы; проявления ответственности за свои поступки и понимание их последствий для ближайшего природного окружения; проявление самостоятельности, инициативы, творчества в познании природы родного края, России, других стран; проявление навыков использования знаний о природе родного края, России в самостоятельной деятельности). Показателями выступают навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения; навыки экологически грамотного поведения в природе; элементарные навыки рационального природопользования; элементарные умения пропаганды идей охраны природы; ответственность за свои поступки и понимание их последствий для ближайшего природного окружения; проявление самостоятельности, инициативы, творчества в познании природы родного края, России, других стран; навыки использования знаний о природе родного края, России в самостоятельной деятельности.
Регулятивно-волевой критерий по блоку «Культура народов России» предполагает выявление уровня проявления у детей в речевом общении со сверстниками и взрослыми уважительного отношения к национальной русской культуре, культуре народов России и мира. Показателями являются: проявление навыков культурного поведения и вежливого обращения в детском саду, дома, и в общественных местах; самостоятельное или с помощью взрослого правильное оценивание своих поступков и поступков сверстников; использование культурно-этнического материала в своей самостоятельной деятельности; проявление в речевом общении со сверстниками и взрослыми уважительного отношения к национальной культуре народов России и мира.
Регулятивно-волевой критерий по блоку «История России» предполагает выявление уровня проявлений в речевом общении со сверстниками и взрослыми уважительного отношения к истории своей семьи, родного края, России, подвигам наших предков и воинам Российской армии; использование государственной символики родного края и России в изобразительной, игровой и конструктивной деятельности; наблюдение навыков использования знаний об истории своей семьи, родного края, России в самостоятельной деятельности. Показателями являются: проявление интереса и уважительного отношения к истории своей семьи (своему роду, семейным традициям) и уважительного отношения к государственной символике родного края и России; интерес к истории родного края, историческому наследию своего народа; проявление в речевом общении со сверстниками и взрослыми уважительное отношение к истории России, подвигам наших предков; навыки использования знаний об истории своей семьи, родного края, России в самостоятельной деятельности.
Сегодня достаточно актуальна проблема информационного обеспечения качества образования, которое может быть рассмотрено с двух позиций.
Во-первых, с позиции получения многоуровневой информации о результатах образовательного процесса, протекающего в различных подсистемах. В этом контексте можно выделить как минимум три уровня:
Первый уровень - мониторинг в системе «ребенок - возрастная группа» - позволяет увидеть, как индивидуальные достижения ребенка, так и его отставание по отдельным показателям исследуемой проблемы на основе сравнения с обобщенными результатами возрастной группы детского сада. Результаты мониторинга, полученные на этом уровне, будут интересны педагогам, реализующим программу патриотического воспитания и родителям воспитанников.
Второй уровень - мониторинг в системе «группа - дошкольная образовательная организация» - дает возможность увидеть обобщенные результаты по всей параллели групп, реализующих названную программу, и на основе их анализа выявить как индивидуальные затруднения педагогов, так и затруднения, характерные для коллектива педагогов в целом. Результаты, полученные на этом уровне мониторинга, могут явиться основанием для индивидуальной и групповой работы с педагогическим коллективом, для выявления причин возникших затруднений и планирования мероприятий для их устранения. Результаты 2 уровня будут интересны педагогам образовательной организации и управленческой команде в лице заведующего, старшего воспитателя (методиста) как инициаторов реализации программы.
Третий уровень - мониторинг в системе «дошкольная образовательная организация - департамент образования» -позволяет оценить уровень патриотического воспитания дошкольников в городе, муниципальном районе (округе). Эта информация интересна, прежде всего, разработчикам программы для корректировки отдельных материалов, разработанных для ее реализации (конспекты занятий, рабочие тетради), а также руководителям ДОО, работникам муниципальных органов образования.
Обозначенные уровни отличаются, прежде всего, степенью обобщенности получаемой информации (на уровне конкретного ребенка, группы, параллели групп, дошкольной образовательной организации в целом, муниципального района) о качестве реализации парциальной программы.
Во-вторых, качество образования рассматривается с позиции адекватности информации, получаемой на каждом из этих уровней. Речь идет о «сводимости» данных, о возможности сравнивать полученные результаты и выявлять на этой основе отдельные проблемы и общие тенденции.
Именно поэтому важно обеспечить при проведении мониторинга, использование одних и тех же инструментов (диагностических методик) во всех дошкольных образовательных организациях города и области.
Все перечисленное напрямую связано с качеством образования, в нашем случае - с качеством патриотического воспитания дошкольников.
Существует ряд проблем, связанных с организацией мониторинга, а именно: подготовка качественного научно-обоснованного инструментария для проведения мониторингового исследования; повышения достоверности получаемых данных; получения обратной информации о результатах мониторинга, позволяющей увидеть успешность патриотического воспитания на уровне конкретного ребенка, возрастной группы в сравнении с результатами дошкольной образовательной организации, муниципального района, города; проблема периодичности мониторинга: так, на муниципальном уровне управления образованием достаточно получение информации по качеству патриотического воспитания 1 раза в год, а в дошкольной образовательной организации - 2 раза в год.
Выводы. Критерии патриотического воспитания должны соответствовать программе воспитания, являющейся ориентиром для педагогов ДОО России. В качестве содержательных линий мониторинга патриотического воспитания должны рассматриваться когнитивно-смысловой, эмоционально-ценностный, регуляторно-волевой критерии, отражающие содержание познавательного развития детей в образовательных плоскостях - природа России, культура народов России, история России, с учетом региональных и муниципальных компонентов программы воспитания.
Аннотация. В статье рассматривается алгоритм проведения мониторинга патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Выделены критерии и показатели оценки результатов педагогической деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, мониторинг, критерии, показатели, старший дошкольный возраст.
Annotation. The article discusses the algorithm for monitoring the patriotic education of preschool children. The criteria and indicators for evaluating the results of pedagogical activity on patriotic education of older preschool children are highlighted.
Key words: patriotic education, monitoring, criteria, indicators, senior preschool age.
Литература:
1. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж.Н. Тельнова, В.Л. Малашенкова, М.В. Мякишева, Е.В. Намсинк. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. - 60 с.
2. Коротаева, Е.К основам патриотического воспитания детей в детском саду / Е. Коротаева, С. Белоусова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. - С. 80-86
3. Мониторинг (сборник диагностических материалов) достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения парциальной программы «Дошколятам о нашем Отечестве» / Авт.-сост.
B.Л. Малашенкова, Ж.Н. Тельнова. - Омск: ОмГПУ, 2022. - 73 с.
4. Пантелеева, Н.Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников / Н.Г. Пантелеева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия педагогика, 2019. - № 2. -
C. 13-20.
5. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21)]
6. Саввинов, И.А. Патриотическое воспитание детей и молодежи, региональный аспект / И.А. Саввинов // Перспективы науки и образования, 2018. - № 4 (34). - С. 270-273
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 80 с.
8. Царегородцева, Е.А. Психолого-педагогические подходы ознакомления с родным регионом детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Царегородцева // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 54-3. - С. 79-82
УДК 376.2
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ
кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
магистрант Бондарева Кристина Андреевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
Постановка проблемы. Общее недоразвитие речи - это полное нарушение речевой системы, её смысловой и акустической стороны при наличии сохранного интеллекта и слуха.
В наше время сложно успевать за быстро развивающимися и совершенствующимися технологиями. Поэтому учителя-логопеды тоже должны не отставать от современных тенденций и помимо коррекционной работы по устранению речевых дефектов, должны внедрять более результативные и увлекательные методы работы. К таким методам мы можем отнести лого-психологические тренинги. Также, такие тренинги можно применять для коррекции связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [3, С. 87]
Изложение основного материала исследования. Тренинг - это сочетание обучающих игр, с помощью которых педагог оттачивает такие речевые умения как правильное формулирование предложений, словообразование, звукопроизношение, корректное изменение слов и т.д. С помощью тренингов можно усовершенствовать высшие психические функции и навыки общения. В процессе логотренинга логопеду не приходится нацеливать детей на проговаривание определённого звука. Интересные игровые сюжеты увлекают детей, и они забывают, что находятся в процессе обучения. Дети с желанием делают то, что хотят и могут. Также, тренинги полезны и для родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. С помощью лого-психологических тренингов у них есть возможность в специально созданных условиях отработать те навыки и умения, которыми должны овладеть дети при организации совместной деятельности в домашних условиях [1, С. 38].
Именно поэтому в педагогический процесс с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста нами введен лого-психологический тренинг.
Целью исследования является выявление эффективности применения лого-психологического тренинга в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Данная цель реализовывалась нами на основе поэтапного экспериментального плана:
1. Первичное диагностическое изучение речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
2. Разработка и апробация программы развития связной речи с помощью лого-психологического тренинга.
3. Контрольное диагностическое изучение речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
4. Формулировка выводов исследования.