Научная статья на тему 'К вопросу о модернизации образования в области физической культуры в вузе'

К вопросу о модернизации образования в области физической культуры в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1263
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Н.Д.

Автор в статье рассматривает особенности физической культуры как учебной дисциплины. Образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей как к физической (двигательной) деятельности, так и к социокультурной. Вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. На современном этапе появилась необходимость пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модернизации образования в области физической культуры в вузе»

3. Жуковская Н.К. Исследование и разработка моделей рассуждений в интеллектуальных обучающих системах: Дисс. канд. тех. наук. Таганрог, 2004. С. 161.

4. Березин Н.В. Перспективы создания системы адаптивного тестирования как элемента централизованного тестирования /Научный вестник МГТУГА, Сер. Информатика. 2001. С. 26-38.

Н.Д. Быков

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

Изменение социокультурной и экономической ситуации, смена образовательных и научных парадигм на современном этапе развития общества вызвали необходимость в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения. Это, в свою очередь, привело не только к изменениям содержания образования, направленного на решение новых образовательных задач, но и к переосмыслению понятия, отражающего суть и новое содержание образования в области физической культуры. Речь идет о том, что образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей как к физической (двигательной) деятельности, так и к социокультурной [1, 2, 7].

Одной из причин критического отношения к терминологическому понятию «физическое образование» является переосмысление самого понятия «физическая культура», квалифицируемого как вид общей культуры, что в значительной степени укрепляет ее статус в системе методологических понятий. Именно поэтому сращение двух слов «физическая» и «культура» воспринимается как снижение значимости второго компонента сочетания - культура. Следует признать, что физическая культура может трактоваться и как сочетание двух равноправных слов (физическая культура личности) [3, 7].

Особо на наш взгляд, следует отметить еще один важный факт в отношении неспециального физкультурного образования, получаемого студентами в высших учебных заведениях через обязательную для всех вузов учебную дисциплину «физическая культура». Прежде всего, остановимся на названии кафедр, обеспечивающих преподавание курса физической культуры [2, 3, 5].

В подавляющем большинстве кафедры имеют название «Кафедра физического воспитания», в ряде случаев - «Кафедра физического воспитания и спорта» или «Кафедра физической культуры и спорта». Однако очевидно, что «физическое воспитание» - это лишь одна из задач курса дисциплины «физическая культура» (хотя и само «физическое воспитание» правильнее ха-растеризовать как «физкультурное воспитание»). Что касается приставки к «физической культуре» термина «спорт» (напомним, в учебной дисциплине «спорт» - это одна из деятельности сфер физической культуры, это «спортивная физическая культура»), то, по сути, следовало бы говорить -«Кафедра физической культуры и спортивной физической культуры» [2, 5].

Как известно, цель вузовского курса физической культуры как учебной дисциплины -формирование физической культуры личности как одного из факторов ее социкультурного бытия. Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании [1, 4, 8].

Для достижения поставленной цели через курс «физическая культура» предусматривается решение следующих задач: 1) воспитательных, 2) образовательных, 3) развивающих, 4) оздоровительных.

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено выделение 408 ч. на дисциплину «физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации [6, 8].

В таблицах 1, 2 приводятся данные мониторинга проводимого кафедрой физической культуры в ТГПИ и данные социологических исследований приведенных Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономаревым, 2005 г. в вузах Санкт-Петербурга.

Таблица 1

Распределение учебных часов вузовской программы по дисциплине «Физическая культура» Минобразования РФ и их реальное выполнение в ТГПИ 2004-2005 гг.

Курс обучения Кол-во часов по разделам программы Всего часов

Теоретический Практический Контрольный

лекции методико-практический подраздел учебно-тренировочный подраздел

1-й 16/2 (12%) 14/0 (0%) 88/122 (138%) 18/12 (66%) 136/136 (100%)

2-й 6/2 (33%) 14/0 (0%) 98/124 (126%) 18/12 (66%) 136/136 (100%)

3-й 2/0 (0%) 6/0 (0%) 50/0 (0%) 10/0 (0%) 68/0 (0%)

4-й 2/0 (0%) 2/0 (0%) 54/0 (0%) 10/0 (0%) 68/0 (0%)

Всего: 26/4 (15%) 36/0 (0%) 290/246 (84%) 56/24 (49%) 402/212 (67%)

Таблица 2

Распределение учебных часов вузовской «Примерной программы по физической культуре» Минобразования РФ и их реальное выполнение в программах большинства университетов Санкт-Петербурга

(Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарева, 2005)

Курс обучения Кол-во часов по разделам программы Всего часов

Теоретический Практический Контрольный

лекции методико-практический подраздел учебно-тренировочный подраздел

1-й 16/2 (12%) 14/0 (0%) 88/122 (138%) 18/12 (66%) 136/136 (100%)

2-й 6/0 (0%) 14/0 (0%) 98/124 (126%) 18/12 (66%) 136/136 (100%)

3-й 2/0 (0%) 6/0 (0%) 50/0 (0%) 10/0 (0%) 68/0 (0%)

4-й 2/0 (0%) 2/0 (0%) 54/0 (0%) 10/0 (0%) 68/0 (0%)

Всего: 26/2 (8%) 36/0 (0%) 290/246 (84%) 56/24 (49%) 402/272 (67%)

Для построения учебного процесса программа Минобразования РФ предполагает следующее распределение обязательных учебных часов на освоение трех основных разделов программы по годам обучения (в табл. 1, 2). Фактическая реализация учебной программы в часах и процентах представлена в таблицах 1, 2.

На основании данных опроса преподавателей оказалось, что 1) вместо положенных восьми семестров дисциплина «физическая культура» преподается в вузах только четыре семестра; 2) фактически отсутствуют лекционный курс дисциплины и проведение методико-практических занятий, предусмотренные учебной программой; 3) полностью отсутствует итоговая аттестация студентов; 4) профессора и доценты кафедр фактически выполняют учебную нагрузку преподавателей / старших преподавателей; 5) отсутствует должная учебно-спортивная и материально техническая база; 6) в библиотеках университетов и институтов отсутствуют учебники и учебные пособия по дисциплине «физическая культура», рекомендованные Минобразованием РФ; 7) учебные группы включают до 30 и более студентов (вместо 12-15 по рекомендации Минобразования РФ); 8) основное внимание на кафедрах направлено не на выполнение учебной программы, а на проведение многочисленных соревнований по различным видам спорта (межгрупповые, межфакультетские, межвузовские и т.д.), не составляющих учебную нагрузку преподавателей; 9) до сих пор при подборе кадров квалификация преподавателей оценивается не по уровню специального физкультурного образования, наличию ученой степени, а по их спортивному званию; 10) спортивные клу-

бы, которые могли бы взять на себя организацию студенческого спорта и проведение спортивных состязаний, подчинены профсоюзным организациям, которые далеки от учебного процесса и проблем кафедры физической культуры вуза.

При такой постановке учебного процесса кафедры действительно не способны давать физкультурное образование студентам, а могут лишь в какой-то мере заниматься физической подготовкой студентов (и только на первых двух курсах). Вместе с тем вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Такое гуманитарное направление физической культуры в вузе существенно повышает ее культу-рообразующие функции. С помощью знаний, полученных по дисциплине «физическая культура», студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу формированию навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течении всей жизни. Такой подход к физкультурному образованию студентов влечет за собой отказ от традиционных моделей вузовского педагогического процесса и необходимости пересмотра целей физкультурного процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций на современном этапе [2, 3, 5].

Командно-строевые методы, доминирующие до настоящего времени в так называемом физическом воспитании студентов привели к потере личности занимающегося и приоритетом воспитания до настоящего времени являются чисто внешние показатели уровня физической подготовленности и сдаваемые контрольные нормативы учебной программы. Отсюда принудительная подгонка личности под какие-то усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности, гуманистических принципов ее формирования.

Более 46% опрошенных нами студентов 1-2-го курсов в качестве объективных причин нежелания посещать академические занятия указывают на чрезмерную дидактичность учебного процесса и автократичный стиль управленческой деятельности преподавателя, перегруженность спортивных залов, использование морально устаревшего и изношенного спортивного оборудования, игнорирование их индивидуальных особенностей.

Таким образом, на наш взгляд, обязательные занятия по физической культуре в различных образовательных учреждениях, в том числе и в высшей школе, должны составлять основу формирования физической культуры личности студента. Особое внимание при этом должно быть уделено значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении - саморазрушающему поведению (наркомании, алкоголизма, курения, гиподинамии и т.д.).

Организация учебного процесса в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и установками примерной учебной программы по физической культуре требует от соответствующих кафедр коренных преобразований в содержании работы, подчиняя его достижению основной цели, сформулированной в программе: формированию физической культуры личности студента. Особенно значимые изменения должны произойти в организации учебной работы, содержание которой в большей степени определяет эффективность всего учебного процесса.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. записано: «модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, цель которой состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования». Следовательно, модернизация образования должна привести к изменению и общества, и преподавателя, и студента. Современный студент требует высокого качества образования от системы и преподавательского корпуса, чтобы затем бесконфликтно войти в окружающий мир, социум. Для этого современный преподаватель обязан поднять студента над существующей усредненной педагогической обыденностью, вселив в него веру, разумность, творчество посредством педагогических инноваций [4, 5].

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса;

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение своей необычностью, новизной, заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Эти явления могут возникать не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребностей [4].

На современном этапе модернизации отечественной системы образования актуальным становится понятие «инновационные технологии» в педагогике, которое может быть представлено в следующей трактовке: «Инновационные технологии есть системная совокупность педагогических новшеств, применяемых для достижения нового качества образования» [4, 7].

Инновационные технологии необходимо рассмотреть вкупе с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность - новая форма отношений человека к окружающей действительности, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование [5].

Анализ качества учебного процесса по физической культуре в высших учебных заведениях позволяет очертить основные пути модернизации образования:

1. Считать обязательным реальное выполнение в каждом высшем учебном заведении требований Государственного образовательного стандарта в области организации и проведения учебного процесса по физической культуре (полноценное чтение лекционного курса и проведение ме-тодико-практических занятий в пределах рекомендованной Министерством образования РФ программы учебной дисциплины; прохождение в соответствии с вузовской программой курса «Физическая культура» на 1, 2, 3 и 4-м курсах с проведением обязательной итоговой аттестации студентов).

2. Осуществить укрепление учебно-спортивной и научно-методической базы кафедр физической культуры и создать студентам условия для занятий физической культурой во внеучебное время.

3. Каждое высшее учебное заведение обязано обеспечить студентов учебником «Физическая культура студента» и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования РФ.

4. Следует повысить качество издаваемых в вузах учебных и учебно-методических пособий по дисциплине «физическая культура» путем проведения их обязательной предварительной экспертизы ведущими специалистами.

5. Предпринять реальные шаги по созданию необходимых условий для регулярного повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по физической культуре в рамках «Примерной учебной программы дисциплины «Физическая культура» Минобразования РФ».

6. Шире использовать в учебном процессе по физической культуре современные образовательные и информационные технологии.

7. Ввести в штат кафедр физической культуры спортивные клубы, способные осуществлять организацию и развитие студенческого спорта и проведение спортивных мероприятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристова Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта (Теоретические проблемы социальной политики. Особенности государственного регулирования) // Теория и практика физ. культуры. 1999. № 5. С. 2-8.

2. Григорьев В.И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов: Автореф. докт. дисс. СПб.: ГАФК, 2002. С. 60.

3. Давиденко Д.Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 5. С. 52-54.

4. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПиПРО, 2002.

6. О физической культуре и спорте: Федеральный закон № 80-ФЗ от 29.04.99.

7. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб.: ГАФК, 1996. 284 с.

8. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. М., 2000. 34 с.

9. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы. М.: Советский спорт. 2002. С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.