Научная статья на тему 'К вопросу о моделировании модернизации высшего и среднего профессионального образования в России'

К вопросу о моделировании модернизации высшего и среднего профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / EDUCATIONAL SYSTEM IN RUSSIA / СТУПЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / STAGES OF EDUCATIONAL PROCESS / ГРУППЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / GROUPS OF INSTITUTES OF HIGHER LEARNING / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / МОДЕЛИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MODELLING AND MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

В статье изложена авторская позиция относительно характера (экстенсивный и интенсивный пути) возможной реструктуризации модели высшего и среднего образования в России. Предложены пути совершенствования образовательной системы, расширения объемов государственного финансирования, повышения качества образования и интенсификации международной деятельности образовательных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of modernization modelling of higher and secondary professional education in Russia

The article presents the author's position regarding the way (extensive and intensive) of possible restructurization of higher and secondary education model in Russia. He suggests the ways in educational system improvement, broadening the scope of public fi nancing, education quality increase and intensifi cation of educational structures international activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделировании модернизации высшего и среднего профессионального образования в России»

К вопросу о моделировании модернизации высшего и среднего профессионального образования в России

To the issue of modernization modelling of higher and secondary professional education in Russia

CD o;

m <

УДК 378

Винокуров Михаил Алексеевич

ректор Байкальского государственного университета экономики и права (г Иркутск), председатель Совета ректоров вузов Иркутской области, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ 664003, г Иркутск, ул. Ленина, д. 11

Vinokurov Mikhail Alekseevich

664003, Irkutsk, ul. Lenina, 11

В статье изложена авторская позиция относительно характера (экстенсивный и интенсивный пути) возможной реструктуризации модели высшего и среднего образования в России. Предложены пути совершенствования образовательной системы, расширения объемов государственного финансирования, повышения качества образования и интенсификации международной деятельности образовательных структур.

The article presents the author's position regarding the way (extensive and intensive) of possible restruc-turization of higher and secondary education model in Russia. He suggests the ways in educational system improvement, broadening the scope of public financing, education quality increase and intensification of educational structures international activity.

Ключевые слова: система образования в России, ступени образовательного процесса, группы высших учебных заведений, Болонский процесс, моделирование и модернизация образовательного процесса Keywords: educational system in Russia, stages of educational process, groups of institutes of higher learning, Bologna process, modelling and modernization of educational process

В России на протяжении многих лет реформируется высшее и среднее профессиональное образование. Однако эффективность преобразований пока низка из-за размытости целей, отсутствия четких критериев оценки конечных результатов, сравнительно низкого уровня финансирования. По уровню расходов высших образовательных учреждений (включая все услуги) на одного студента Россия занимает весьма скромное место в мире (рис. 1).

Сложившаяся практика подготовки кадров обуславливает необходимость совершенствования системы образования. Это возможно в рамках двух взаимодополняющих вариантов, которые условно можно назвать «экстенсивным» (А) и «интенсивным» (Б). При этом целью реформирования, на наш взгляд, должны стать повышение эффективности учебного процесса и качества получаемых знаний и, на этой основе, — конвертируемости российских дипломов. Однако при проведении реформы важно придерживаться прин-

ципа «не навреди», т. е. не допускать снижения уже достигнутого уровня.

Вариант А предполагает увеличение доли расходов государства на образование в общем объеме ВВП и доведение данного показателя до уровня развитых стран (рис. 2). В ближайшей перспективе России необходимо ликвидировать отставание от других государств, тем более что ведущие страны неуклонно наращивают расходы на образование. По сравнению с 1995 г. в развитых странах бюджеты образования были увеличены на 40-45% (более 6% ВВП с перспективой роста до 8% ВВП). Аналогичная ситуация отмечается и при финансировании научных исследований (рис. 3).

Одна из особенностей сложившейся в России ситуации заключается в том, что в структуре финансирования научных исследований крайне мала доля средств, вкладываемых предпринимательским сектором (примерно 30% против 60-65% в зарубежных странах). Научные исследования дополнительно финансируются, как это ни странно, не за счет средств ведущих корпораций, а из собственных средств российских университетов. Например, Байкальский государственный университет экономики и права ежегодно направляет более сотни миллионов рублей из внебюджетных средств на научные исследования.

Видимо, правительству РФ в ближайшее время предстоит решить серьезную задачу по кардинальному увеличению финансового обеспечения образования. Это тем более важно, поскольку стратегия развития государства ориентируется на «экономику знаний». Высокое качество преподавательской деятельности в сфере высшего образования немыслимо без весомой поддержки научных исследований со стороны государства. Что касается среднего профессионального образования (колледжи, техникумы), то здесь главной целью является поддержка высококлассной профессиональной подготовки педагогов.

Вариант Б ориентирован на реформирование образования в следующих направлениях:

• совершенствование управления образовательной системой страны;

• расширение финансирования образования и науки за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников;

• повышение качества знаний и обеспечение их соответствия современным требованиям;

• расширение международной деятельности;

• усиление социальной роли профессиональной школы.

США Швейцария Канада Швеция Норвегия Австралия Великобритания Германия Япония Финляндия Франция Израиль Новая Зеландия Испания Бразилия Португалия Словения Италия Корея Чехия Чили Мексика Словакия Польша Эстония Россия В среднем

24 370

21 734

20 156

Ц 15 946 15 552

14 579

13 506

] 12 446 12 326 12 285

] 10 995 10 919

] 10 262 | 10 089 9994

] 8787 8573

8026

7606

] 6649 ] 6620 6402

] 5783 5593

Ц 3869 3421

со о;

со <

< >

11 512

Рис. 1. Расходы высших образовательных учреждений (все услуги) различных стран мира в расчете

на одного студента в 2005 г., долл. США

Источник: [1].

7,00 □ —1998

6,20 □ —2010

4,72 4,80 4,50

3,23

2,80 2,50

США Франция Россия Китай

Рис. 2. Динамика расходов на образование в 1998-2010 гг., % к ВВП страны

3,0 3,0 □ —2000

2,3 □ —2010

2,0 2,0

1,3

0,9 0,7

Франция США Китай Россия

Рис. 3. Динамика внутренних затрат на научные исследования в 2000-2010 гг., % к ВВП

со к

т <

12 лет 3 года 2 года 3-4 года

Школа Бакалавриат Аспирантура

Магистратура

Рис. 4. Ступени образовательного процесса в западных странах

11 лет 3 года 5 лет Згода 2-3 года

3 Школа Техникум Аспирантура

ш Высшее образование Докторантура

^ (специалитет)

сг

^ Рис. 5. Ступени образовательного процесса в традиционной российской системе

ш

^ 11 лет Згода 4 года 5 лет 2 года Згода 2-3 года

<

> Школа Техникум Специалист Аспирантура

< Бакалавриат Магистратура Докторантура

Рис. 6. Ступени образовательного процесса в современной России

Рассмотрим эти направления в определенной последовательности.

Совершенствование управления образовательной системой России. В современных условиях необходимо исходить из дальнейшей децентрализации системы высшего и среднего профессионального образования. Это требует предоставления широкой автономии учебным заведениям, включающей в себя финансовую, административную, учебную и международную деятельность. По нашему мнению, Министерство образования и науки РФ должно оставить за собой лишь роль единого методического центра, координатора деятельности всех вузов, делая упор на осуществлении важнейших функций по лицензированию и аккредитации учебных заведений.

На уровне Минобрнауки устанавливается федеральный государственный заказ на подготовку специалистов в конкретном вузе (который в общем приеме может составлять в среднем до 50%, в зависимости от специальностей и потребностей государства). Кроме государственного заказа на подготовку специалистов, вузы могут самостоятельно разрабатывать планы приема студентов в соответствии с имеющимися у них учебной базой и кадрами преподавателей, а также рыночной потребностью в специалистах. В этом случае деятельность вуза финансируется исключительно за счет его собственных средств.

Требует дальнейшего совершенствования и сама структура среднего и высшего образования. Известно, что в соответствии с Болонским процессом мы перешли на принятую в большинстве стран мира двухуровневую систему высшего профессионального образования. Но для того чтобы принципы Болонско-го процесса были эффективными и прижились у нас, необходимо комплексное их внедрение, от начальной и средней школы до получения ученых степеней.

В развитых странах последовательность такова: обучение в школе — 12 лет, высшее образование (бакалавриат) — 3 года. Следующей ступенью высшего образования является магистратура (2 года). Обучение в аспирантуре занимает 3-4 года (ученая степень доктора наук) (рис. 4).

В России школьное обучение осуществляется в течение 11 лет. Далее выпускник имеет возможность

выбора между поступлением в техникум (среднее профессиональное образование), время обучения в котором составляет 3 года, или университет (высшее образование, специалитет), где он будет учиться 5 лет. Обучение в аспирантуре продолжается в течение 3-4 лет (ученая степень кандидата наук). И, наконец, докторантура рассчитана на 2-3 года (ученая степень доктора наук) (рис. 5).

Российская образовательная система имеет гораздо больше промежуточных ступеней. В стране до сих пор сохраняется квалификация «техник» и ученая степень «кандидат наук». Правда, с 2011 г. мы перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования, сохранив по ряду профессий квалификацию «специалист». При этом совершенно не затронули сроки обучения в школе. Осталась неизменной и система получения ученых степеней кандидата и доктора наук. Схематически система образования в современной России представлена на рис. 6.

Сегодня в России существует сложная многоступенчатая структура, вобравшая в себя элементы старой и новой систем образования. Вместо простой и ясной 4-ступенчатой западной системы мы имеем эклектику из 7 ступеней. Дальше сохранять такое положение нельзя.

На наш взгляд, необходима четкая программа реформирования всего образовательного процесса в России, от детского сада до ВАКа (Высшей аттестационной комиссии). При этом детский сад целесообразно квалифицировать как ступень первоначального образования. Посещение детского сада в старших группах (последние 2 года) должно быть обязательным, так как в течение двух лет перед школой закладываются основы первичных знаний (счет, пропись и т. д.).

Школу (как на Западе) следует перевести на 12-летний цикл, и начинать специализацию учащихся уже в 11-12-х классах. Здесь в учебный план можно было бы ввести часть дисциплин гуманитарного и общетеоретического циклов, которые в настоящее время изучаются на первых курсах вузов. Это позволит существенно усилить последующий уровень подготовки бакалавров. В этом случае ступенями высшего образования станут бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Роль и значение ВАКа должны быть кардинально изменены. В развитых странах подобная структура отсутствует. У нас ВАК утверждает все диссертации, не доверяя ученым советам университетов, в которых проводятся защиты диссертационных работ. В ВАКе часто назначают перезащиту диссертаций. Дело дошло до того, что почти 1/3 диссертантов снова приглашаются в Москву (ВАК) для перезащиты, уточнений, разъяснений и т. д. Все заклинания о реформировании ВАКа так и остаются на бумаге. Это не научная система аттестации кадров, а бюрократическая, создающая благодатную почву для злоупотреблений, субъективизма и коррупции.

Разработав четкую программу реформирования всего образования в соответствии с Болонским процессом, мы сможем достичь искомой цели — повышения качества образования и конвертируемости российских дипломов на мировом рынке труда.

На федеральном уровне целесообразно иметь две группы университетов. Первую группу образуют федеральные и инновационные университеты, вузы с сильной научно-исследовательской компонентой. Их задача состоит в формировании кадрового потенциала науки и осуществлении активной научно-исследовательской деятельности. Костяк таких вузов уже создан. Однако с самого начала создания федеральных университетов был допущен серьезный просчет: чтобы создать один крупный вуз, стали объединять несколько разнолинейных вузов, подведомственных Минобрнауки РФ.

Большой новизны в этом нет. Но, что самое главное, не достигается изначальная цель создания сильной научной компоненты. На наш взгляд, при формировании федеральных и инновационных университетов в их структуру необходимо вливать академические и отраслевые научно-исследовательские институты с их базой и кадрами. Это резко усилило бы научный потенциал вузов. Кроме того, начала бы эффективно работать связка «студент — аспирант — научный работник», что решило бы проблему подпитки молодежью академических научных кадров. Только при такой схеме мы достигнем искомого — создания крупных научно-образовательных и исследовательских университетов по всей территории России.

Вторую группу образуют федеральные вертикально-интегрированные учебные комплексы (университеты). Основная цель вузов этой группы — подготовка высокопрофессиональных специалистов для конкретных производств, ведомств и т. д. В такие университетские комплексы включаются вузы, средние специальные учебные заведения и крупные учебные центры профессиональной подготовки. Вертикально-интегрированные университеты должны существовать как единое целое, с единым финансовым и административным центром. Большинство техникумов и колледжей, существующих на федеральном уровне (а их около 800), целесообразно включить в состав таких университетов.

Оставшуюся часть университетов, академий и институтов необходимо перевести на региональный уровень. В эту третью группу вузов войдет большинство высших учебных заведений, которые работают на кадровое обеспечение регионов (учителя, врачи, агрономы, работники культуры и спорта и т. п.). Это самая многочисленная группа вузов. Источником их финансирования должны стать региональные бюджеты. Эти вузы войдут в структуру управления регионов, а Минобрнауки РФ будет осуществлять лишь общее методическое руководство.

При этом необходимо ужесточить аккредитацион- ^ ные требования и открывать новые вузы (государ- ^ ственные или частные) только при условии строгого о соблюдения соответствующих нормативов (речь идет ^ об учебных площадях, кадрах, научном обеспечении ^ и т. д.). Сегодня открыты и аккредитованы более 1 тыс. к частных вузов, в то время как буквально единицы из ^ них соответствуют государственным образовательным ^ стандартам. Большинство предприятий отказываются « от выпускников таких учебных заведений. Как след- ^ ствие, идет подрыв всей системы высшего образо- ^ вания, растет недоверие к российскому диплому. ш

По нашему глубокому убеждению, слабые вузы из следует либо закрыть, либо присоединить к сильным, 2 либо перевести их из группы вузов в центры пере- | подготовки и повышения квалификации кадров. Сюда з уйдут около тысячи вузов, в основном частных, так ^ как большинство из них не отвечает требованиям < высшего профессионального образования. н

В то же время необходимо снять все ограничения < с государственных вузов по подготовке специалистов на платной основе. Целесообразно разработать системы не только полностью платного или бесплатного обучения, но и смешанного типа, с частичной оплатой образовательных услуг при условии хорошей успеваемости. При существующей системе студент, поступивший в вуз на бюджетной основе, все годы обучается бесплатно, с выплатой ему стипендии. Студент же, поступивший на платной основе, не имеет права перейти на бюджетную форму обучения, даже если он круглый отличник.

Мы предлагаем перейти на новую систему бюджетного финансирования студентов: по окончании каждого курса (с I по IV), аттестовывать всех студентов на потоке и ранжировать их по рейтингу успеваемости. После этого на следующий курс (начиная со II и т. д.) зачислять на бюджетную форму обучения только в соответствии с достигнутыми успехами в учебе. Количество бюджетных мест остается таким же, как на I курсе, но право учиться бесплатно и получать стипендию будет ежегодно завоевывать каждый студент, независимо от формы обучения, по которой он поступил в вуз.

Это позволит, во-первых, восстановить социальную справедливость, ибо бесплатно учиться будут только сильные, талантливые студенты. Во-вторых, резко возрастет стимул к получению знаний и хорошей учебе. И в-третьих, будет нанесен превентивный удар по коррупционным схемам поступления на бюджетные места в вузы, которые (схемы) сегодня, в связи с введением ЕГЭ, перекочевали в школы и районные и городские отделы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается изыскания средств, то финансирование деятельности вузов целесообразно осуществлять многоканально. Финансирование университетов из первой и второй групп должно осуществляться из федерального бюджета. Такое государственное финансирование будет обеспечивать реализацию государственного заказа на подготовку первоклассных специалистов для страны в целом. Сложившаяся в течение последнего десятилетия система госзаказа показала свою жизнеспособность, и нет смысла ее ломать. Для финансирования федеральных вузов следует привлечь и региональные, и муниципальные бюджеты в части удовлетворения местных потребностей в профессиональных кадрах.

Вузы третьей группы должны финансироваться за счет региональных бюджетов. Региональные и муниципальные заказы особенно нужны при подготовке

^ учителей, врачей, экологов и т. д. Тем самым регио-

^ нальные власти будут напрямую принимать участие

о в финансировании учебных заведений, в которых они

^ готовы разместить свой заказ на подготовку специ-

^ алистов.

т

к Следующим источником финансирования высшей ¡Е школы, вторым по значению, должны стать собствен-^ ные средства вуза, которые складываются за счет: « • платного обучения;

^ • предоставления консультативных, научных и других ^ аналогичных услуг;

ш • продажи научных разработок, проектов, бизнес-ш планов и т. д.;

2 • переобучения и повышения квалификации кадров; ^ • банковских кредитов.

3 Для более эффективного осуществления деятель-^ ности вузов следует освободить их от излишних огра-

< ничений и установить максимально льготные налоги н (при условии рефинансирования заработанных средств

< в учебный и научно-исследовательский процессы). Целесообразно вернуться к практике финансовой самостоятельности вузов, предоставив им право пользоваться банковскими кредитами, существовавшей в 1990-е гг., в соответствии с Указом № 1 президента России Б. Н. Ельцина. Без этого невозможно реализовать ни одну программу долгосрочного развития вуза. В этом случае вузы смогут развивать опытное производство, активно участвовать в научных и проектных работах, проводить комплексные обследования (по заказам предприятий) и т. д.

Опыт зарубежных стран, особенно близкого к нам Китая, где в лабораториях технологических вузов зарабатываются десятки миллиардов юаней, подтверждает перспективность данного направления, в то время как в России многие классические и технические университеты забыли, что технопарки являются важнейшим источником их доходов. Непрофильная подготовка юристов и экономистов на платной основе стала для технических вузов едва ли не главным источником получения внебюджетных средств.

Четвертый источник финансирования — привлечение средств спонсоров. В ряде американских вузов он достигает 25-30% бюджета учебного заведения. Проходя по территории таких вузов, нередко встречаешь вывески, свидетельствующие о том, что тот или иной корпус построен в дар университету. Чтобы такой источник заработал в России, необходимо, во-первых, пересмотреть законодательство РФ в части спонсирования и дарения, а во-вторых, сделать дар целевым, чтобы он принадлежал университетской корпорации (а не государству).

Несколько замечаний о расширении международной деятельности вузов. Международную деятельность университетов следует рассматривать с позиции продвижения и закрепления российской системы образования в мире, ее широкого распространения, повышения престижности российских дипломов.

Следует увеличить приток абитуриентов из-за рубежа в ведущие российские вузы, известные высоким качеством подготовки по многим специальностям (математика, физика, программирование и т. д.). Тем более что обучение в российских вузах относительно недорого (80-150 тыс. руб. на студента в год).

Вследствие «демографической ямы», начиная с 2002 г. резко уменьшился приток российских абитуриентов в вузы. За последние десять лет он сократился вдвое. Процесс этот продолжится еще несколько

лет. Встает вопрос: как заполнить вузы и сохранить 1

их? Самое простое — сократить их по примеру того, как закрывали детские сады и школы в кризисные 1990-е гг. Но что дальше? Получить сейчас место для ребенка в детском саду или в школе — острейшая проблема в регионах. Поэтому Россия должна сохранить полноценные вузы, и прежде всего за счет привлечения иностранных студентов. В настоящее время это должно стать приоритетной задачей высшей школы России. (Для сравнения: в вузах США доля иностранных студентов достигает 20%.)

Если мы введем среднюю плату для зарубежных студентов в размере 3-5 тыс. долл. в год (без учета затрат на проживание), то она будет вполне конкурентоспособной в сравнении с ценами западных университетов и позволит привлечь в страну иностранных студентов. При ежегодном приеме 150 тыс. иностранных студентов их общая численность в течение нескольких лет может достичь 700-800 тыс. чел., что позволит практически в 1,5 раза увеличить бюджет системы высшего образования. По мере развития наших университетов первоначальные демпинговые цены на образовательные услуги будут возрастать и приближаться к общемировым.

Привлечение иностранных студентов на учебу в российские вузы решит несколько задач:

1. Наполнит вузы студентами в условиях демографического провала.

2. Увеличит финансирование университетов, так как обучение иностранных студентов ведется преимущественно на коммерческой основе.

3. Позволит обучать бесплатно значительный контингент молодежи России за счет более высокой оплаты обучения иностранных студентов.

4. Сделает сферу образования экспортообразующей отраслью, производящей самый «экологически чистый продукт» — интеллект.

5. Распространит российскую систему образования в мире, решая одновременно стратегические задачи по усилению политического и гуманитарного влияния России. А лучшие головы иностранных специалистов, подготовленных в российских университетах, могут быть востребованы в самой России.

Вузы и ссузы решают сегодня не только образовательную, но и важнейшую социальную функцию, обеспечивая «занятость» 16-20-летних юношей и девушек в условиях высокой безработицы и маргинализации молодежных групп. Для поддержания этой функции образовательных учреждений целесообразно формировать государственный и муниципальный заказы на подготовку специалистов на уровне 35-50% от общего количества выпускников школ. Емкость приема молодежи в вузы, по нашим расчетам, должна быть в 2-3 раза выше федерального заказа, при этом дополнительный прием должен происходить на платной или, как упоминалось выше, на частично платной основе.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что у большинства высших и средних профессиональных учебных заведений, выживших в условиях экономического и демографического кризисов, есть значительные возможности для устойчивого и динамичного развития на благо России и ее модернизации.

Литература

1. Organization for Economic Co-operation and Development: Complete database available via SourceOECD, OECD's iLibrary // Режим доступа: www.stats.oecd.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.