Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МОДАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ В ЯЗЫКЕ'

К ВОПРОСУ О МОДАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ В ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / модально-эмоциональная функция / речевые единицы / высказывание / интонация / кинесика / эмфатические средства / просодические средства / паралингвистика / language / modal-emotional function / speech units / utterance / intonation / kinesics / emphatic means / prosodic means / paralinguistics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М Ш. Алдиева, П Р. Амирова

В статье исследуются вопросы, связанные с модально-эмоциональной функцией интонации в языке. Выявлены особенности живой устной речи в сложном взаимодействии фонетических, лексических и грамматических средств в английском языке. Целью исследования является детальный анализ вопросов модально-эмоциональных функций интонации в языке. Задачами исследования являются: выявление обобщенных фонетико-семантических и лексических характеристик речевых единиц; классификация интонации в речи. Авторы обращают особое внимание на особенность интонации, которая заключается в употреблении эмфатических форм речевой интонации в языке, поскольку эмфатические формы интонации служат созданию эффекта контраста, и выражают интенсивность эмоции. Кроме того, в работе рассматривается важный эффект эмфазы, создающий лексические и грамматические средства речевой выразительности, которые выступают вместе с интонацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE MODAL-EMOTIONAL FUNCTION OF INTONATION IN LANGUAGE

The article explores issues related to the modal-emotional function of intonation in the language. The features of living oral speech in the complex interaction of phonetic, lexical and grammatical means in the English language are revealed. The aim of the study is a detailed analysis of the modal-emotional functions of intonation in the language. The objectives of the study are: to identify generalized phonetic-semantic and lexical characteristics of speech units; classification of intonation in speech. The authors pay special attention to the peculiarity of intonation, which consists in the use of emphatic forms of speech intonation in the language, since emphatic forms of intonation serve to create a contrast effect and express the intensity of emotion. In addition, the paper considers the important effect of emphase, which creates lexical and grammatical means of speech expressiveness, which act together with intonation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МОДАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ В ЯЗЫКЕ»

6. Ростов Н.Д., Панченко И.А. Иркутск и русско-китайский конфликт 1900 г (по материалам «Известий Иркутской городской Думы»). Известия Лаборатории древних технологий. 2018; № 14 (4): 137-147.

7. Гузей Я.С. Боксерское восстание и синдром «Желтой опасности»: антикитайские настроения на российском Дальнем Востоке (1898-1902 гг.). Известия Алтайского государственного университета. 2011; Выпуск 69, № 1-1: 82-86.

8. Сибирские очерки. Восточное обозрение. 1901; Выпуск 35, № 1.

9. Сибирские очерки. Восточное обозрение. 1900; Выпуск 163, № 1.

10. Из Иркутского уезда. Восточное обозрение. 1900; Выпуск 159, № 3.

11. По Забайкалью (продолжение). Восточное обозрение. 1900; Выпуск 209; № 2.

12. Владивостокское письмо. Восточное обозрение. 1900; Выпуск 223, № 3.

13. Вести и факты. Китайские события. Восточное обозрение. 1901; Выпуск 19, № 3.

14. Корреспонденция. Нерчинский завод. Восточное обозрение. 1901; Выпуск 53, № 3.

15. Отъезд «запасных». Восточное обозрение. 1900; Выпуск 201, № 2.

References

1. Dacyshen V.G. Sibirskij okrug vo vremya voennoj kampanii v Kitae v 1900-19001 gg. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 6 (22): 119-128.

2. Dashycen V.G. Bokserskaya vojna. Voennaya kampaniya russkoj armii i flota v Kitae v 1900-1901 gg. Krasnoyarsk. 2001.

3. Leonov A.Yu., Dugarov V.D. Formirovanie russkih vojsk v Irkutskoj gubernii i Zabajkal'skoj oblasti nakanune i v gody russko-yaponskoj vojny 1904-1905 gg. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2011; № 1 (32): 159-164.

4. Avilov R.S. Problema razrabotki planov oborony rossijskogo Dal'nego Vostoka v 1896-1900 gg. Kanun kitajskogo pohoda 1900-1901 gg. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; Ch. 2, № 441: 128-141.

5. Kunzharov E.M. Voennye materialy v «Irkutskih gubernskih vedomostyah» v 1900-1913 gg. Problemy social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2021; № 4: 115-119.

6. Rostov N.D., Panchenko I.A. Irkutsk i russko-kitajskij konflikt 1900 g. (po materialam «Izvestij Irkutskoj gorodskoj Dumy»). Izvestiya Laboratoriidrevnih tehnologij. 2018; № 14 (4): 137-147.

7. Guzej Ya.S. Bokserskoe vosstanie i sindrom «Zheltoj opasnosti»: antikitajskie nastroeniya na rossijskom Dal'nem Vostoke (1898-1902 gg.). IzvestiyaAltajskogogosudarstvennogo universiteta. 2011; Vypusk 69, № 1-1: 82-86.

8. Sibirskie ocherki. Vostochnoe obozrenie. 1901; Vypusk 35, № 1.

9. Sibirskie ocherki. Vostochnoe obozrenie. 1900; Vypusk 163, № 1.

10. Iz Irkutskogo uezda. Vostochnoe obozrenie. 1900; Vypusk 159, № 3.

11. Po Zabajkal'yu (prodolzhenie). Vostochnoe obozrenie. 1900; Vypusk 209; № 2.

12. Vladivostokskoe pis'mo. Vostochnoe obozrenie. 1900; Vypusk 223, № 3.

13. Vesti i fakty. Kitajskie sobytiya. Vostochnoe obozrenie. 1901; Vypusk 19, № 3.

14. Korrespondenciya. Nerchinskij zavod. Vostochnoe obozrenie. 1901; Vypusk 53, № 3.

15. Ot'ezd «zapasnyh». Vostochnoe obozrenie. 1900; Vypusk 201, № 2.

Статья поступила в редакцию 19.12.22

УДК 82

Aldieva M.Sh., Associate Professor of the Department of General Linguistics of the Kadyrov Chechen State University,

Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Chechen State Pedagogical University of Grozny, (Grozniy, Russia),

Е-mail: [email protected]

Amirova P.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University, (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

ON THE QUESTION OF THE MODAL-EMOTIONAL FUNCTION OF INTONATION IN LANGUAGE. The article explores issues related to the modal-emotional function of intonation in the language. The features of living oral speech in the complex interaction of phonetic, lexical and grammatical means in the English language are revealed. The aim of the study is a detailed analysis of the modal-emotional functions of intonation in the language. The objectives of the study are: to identify generalized phonetic-semantic and lexical characteristics of speech units; classification of intonation in speech.

The authors pay special attention to the peculiarity of intonation, which consists in the use of emphatic forms of speech intonation in the language, since emphatic forms of intonation serve to create a contrast effect and express the intensity of emotion. In addition, the paper considers the important effect of emphase, which creates lexical and grammatical means of speech expressiveness, which act together with intonation.

Key words: language, modal-emotional function, speech units, utterance, intonation, kinesics, emphatic means, prosodie means, paralinguistics.

М.Ш. Апдиееа, доцент кафедры общего языкознания Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова,

доцент кафедры иностранных языков Чеченского государственного педагогического университета г. Грозный,

Е-mail: [email protected]

П.Р. Амироеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О МОДАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ В ЯЗЫКЕ

В статье исследуются вопросы, связанные с модально-эмоциональной функцией интонации в языке. Выявлены особенности живой устной речи в сложном взаимодействии фонетических, лексических и грамматических средств в английском языке. Целью исследования является детальный анализ вопросов модально-эмоциональных функций интонации в языке. Задачами исследования являются: выявление обобщенных фонетико-семантических и лексических характеристик речевых единиц; классификация интонации в речи.

Авторы обращают особое внимание на особенность интонации, которая заключается в употреблении эмфатических форм речевой интонации в языке, поскольку эмфатические формы интонации служат созданию эффекта контраста, и выражают интенсивность эмоции. Кроме того, в работе рассматривается важный эффект эмфазы, создающий лексические и грамматические средства речевой выразительности, которые выступают вместе с интонацией.

Ключевые слова: язык, модально-эмоциональная функция, речевые единицы, высказывание, интонация, кинесика, эмфатические средства, просодические средства, паралингвистика.

В последнее время в языкознании отмечается, что всесторонний и углубленный анализ живой устной речи имеет большую значимость.

Актуальность исследования обусловлена тем, что речевая интонация на сегодняшний день является наименее исследованной частью языкознания. Выявление особенностей живой устной речи в сложном взаимодействии фонетических, лексических и грамматических средств в английском языке, да и в любом другом, имеет немаловажное значение. С их помощью говорящий выражает в

ярких и образных формах свои чувства, мысли, настроения. Придает этим высказыванию соответствующую модально-эмоциональную направленность [1- 6].

В языкознании наметилась особая область, которая ставит своей задачей изучение модально-эмоциональных способов речевой выразительности. Исходя из этого анализ эмоциональной интонации приобретает большое значение.

Цель исследования заключается в детальном анализе вопросов модально-эмоциональных функций интонации в языке.

Задачами нашего исследования являются:

- выявление обобщенных фонетико-семантических и лексических характеристик речевых единиц;

- классификация интонации в речи.

Научная новизна заключается в выявлении особенностей живой устной речи в сложном взаимодействии фонетических, лексических и грамматических средств в английском языке, с помощью которых говорящий выражает в ярких и образных формах свои чувства, мысли, настроения.

Теоретическая значимость состоит в том, что модально-эмоциональные речевые единицы, выражающие все оттенки устной живой речи наиболее ярко иллюстрирующие ее и делающие наиболее понятной, еще не получили должного освещения в лингвистике. Вся речевая интонация в целом и любой из ее компонентов составляют живые и доходчивые средства речевой выразительности.

Практическая ценность заключается в том, что материалы данной статьи можно использовать в диалогах разговорников, учебных пособий и практикумов в преподавании русского и иностранных языков в вузах и в колледжах.

В современной период, когда отмечается усиленное внимание к развитию навыков устной речи, в особенности эмоциональной, важную роль играет изучение всего комплекса интонационных, лексических и грамматических средств. Речевые единицы, выражающие юмор, иронию, сарказм, в устной коммуникации достаточно употребительны. Одним из первых термин «речевая единица» была введена В.Д. Аракиным [1].

Для исследования нами отобраны примеры выраженным контекстуальным окружением всех видов речевых единиц. Живая устная речь, то есть средства речевой выразительности, посредством которых говорящий в ярких эмоциональных формах доносит до слушателя все богатство содержания высказывания сов всеми тончайшими оттенками смысла - это одно из ключевых моментов в обучении любому языку.

Здесь важно обратить внимание на фонетическое, лексическое составляющее живой устной речи. Также немаловажна и синтаксическая составляющая, так как интонация и ее роль в стилистике относится к модально-эмоциональной сфере.

«Предложения и фразы либо представляют собой просто некоторое констатирование действительности, либо могут выступать как противопоставление двух констатирования» [6, с.118].

В.В. Виноградов утверждает, что «различаются четыре основные функции интонации: грамматически-синтезирующая, расчленяющая на синтагмы, предикативная и модально-дифференцирующая [3, с. 91].

В.А. Артемов распределяет интонацию на «коммуникативную, синтаксическую, логическую, модальную» [2, с. 4].

Концепция о второй функции интонации получает свое развитие не в узко-фонетическом плане, а в более широком лингвистическом. Так, модально-эмоциональная роль интонации исследуется не изолированно, а в тесной связи и взаимодействии с лексическими и грамматическими средствами речевой выразительности. Здесь наиболее важной является раскрыть многообразие синтаксических связей и отношений, а также лексико-семантическое содержание речи, ее интонационно-мелодическое строение. Указанные средства имеют тесную связь между собой.

На наш взгляд, интонация выполняет свою коммуникативную функцию в единстве с лексическим составом, с синтаксическим строем и стилистическими особенностями предложения. На это и указывал В.А. Артемов, когда проводил классификацию интонации.

Важно также обратить внимание и на другую особенность интонации, которая заключается в употреблении эмфатических форм речевой интонации в языке. Поскольку эмфатические формы интонации служат созданию эффекта контраста, и выражают интенсивность эмоции.

Ряд исследователей рассматривают интонацию как единственное средство создания эффекта эмфазы (эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков).

Однако, здесь важно отметить, что эффект эмфазы создают такие лексические и грамматические средства речевой выразительности, которые выступают вместе с интонацией. К таким средствам относятся фразеологические единицы, метафоры, эпитеты, пословицы и поговорки и т.д.

Эмфатические средства интонации используются для дополнительного усилительного значения. К таким относятся и тон, тембр, темп, диапазон, ударение - все то, что может входит в подтекст. Интонация рассматривается в тесной связи со структурными особенностями и модально-эмоциональной направленностью, которой они характеризуются, поскольку и структурные особенности и модальность накладывают свой отпечаток на интонацию.

Отдельные исследователи исходят из самой формы модально-эмоциональной функции интонации, а не ее содержания.

В лингвистике существует и семантический подход, которого придерживаются лингвисты D. Grystal и R. Quirk.

Утверждается, что ключевое значение играют вокальные характеристики слова, кинесика (жесты, мимика). Они, вместе взятые, и образуют ту общность, которая передает содержание высказывания. Эта общность взаимоотношения различных компонентов языка и другие средства коммуникации составляют основу, посредством которой создается значение. При изучении интонации необходимо обратить внимание на эмоции.

Погожая С.Н. пишет, что «появилось терминологическое разграничение: лексика эмоций и эмоциональная лексика. Выделение двух типов эмотивной лексики учитывает различную функциональную природу этих слов: лексика эмоций сориентирована на объективацию эмоций в языке, их инвентаризацию (номинативная функция), эмоциональная лексика приспособлена для выражения эмоций говорящего и эмоциональной оценки объекта речи (экспрессивная и прагматическая функции)» [5, с. 124].

Изучение модально-эмоциональной лексики, структуры и интонации как средств речевой выразительности способствовало возникновению нового направления, которое связывает лингвистику и лингвистическую психологию. В совокупности они образуют паралингвистику, которая изучает эмоциональные стороны коммуникации.

Как известно, паралингвистика изучает просодические средства речевой выразительности в тесной связи с кинесическими, а также лексико-грамматиче-скими средствами речевой выразительности.

Просодические средства участвуют в оформлении коммуникативных типов в единстве с лексическими и грамматическими средствами языка. В различных случаях ведущую роль играют то лексические, то грамматические, то просодические средства [4, с. 21].

Живая разговорная речь включает в себя весь комплекс оттенков значения, которые выразительно и ярко сопровождают ее.

Достаточно ярким средством выражения эмоциональной направленности являются лексика и фразеология. Такие категории как экспрессивность, образность тесно связаны с эмотивной лексикой. Они достигаются в речи за счет использования различных лексических и фразеологических единиц. Фразеологические единицы делают язык образным, эмоционально окрашенным. Например, такие фразеологизмы, как «не стоит и выеденного яйца», «гол как сокол», «хуже некуда» и другие используют для выражения отрицательных эмоций, а для того, чтобы выразить восхищение, радость, употребляют такие фразеологические единицы, как «полон сил», «писаная красавица», «первый парень на деревне» и т.д. Все эти устойчивые единицы выражают интонацию, оценку, образность.

Эмотивная лексика передается часто особой экспрессивностью. Это и проявление чувств, волнений, настроения. К примеру, для того, чтобы передать положительные эмоции и восторг используют слова «замечательный, прекрасный». Все они произносятся с особой интонацией, с ярко-выраженным логическим ударением.

В устной речи интонация является одним из основных элементов коммуникации. Интонация - средство оформления любого слова или выражения, способствующая уточнению коммуникативного смысла и различных эмоциональных оттенков.

Темп, тембр, ударение всегда взаимодействуют между собой, выполняя коммуникативные, смыслоразличительные функции.

Основными компонентами в интонировании речи выступают ударение (смысловое, логическое, фразовое), так как они способствуют интенсивности речевого сигнала. От них зависит и ритмическая структура слога, законченность фразы, ее коммуникативный смысл. Виды ударения могут иметь множество различных эмоциональных смыслов и проявлений в речи.

Интонация имеет определенную систему характеристик: фонетическая интонация, коммуникативная, кульминативная.

Фонетическая функция интонации связана с звуковым составом высказывания. Это выделение в процессе коммуникации тона, тембра, длительности, высоты звука. Высказывая предложение говорящий выделяет определенную цель - вопрос, восклицание, повествование и т.д. Фонетическая функция интонации лучше всего выражается через подтекст. Подтекст определяется, как конкретное выражение эмоционального значения в устном предложении. Лексические средства, взаимодействуя с интонацией, оказывают на эмоциональную направленность большое влияние. Они способствуют раскрытию подтекста, но здесь они оказываются менее яркими.

При выведении обобщенной фонетической характеристики, в дополнение к фонетическим показателям, суммируются также лексические и грамматические признаки.

Коммуникативная функция интонации связана с оформлением предложения, как единицы речи. Интонация способствует установлению контакта или его завершению. В данном случае интонация является своего рода сигналом о завершении или начале коммуникации. Важна и смыслоразличительная роль интонации, которая включает в себя темпоральные и другие отношения.

Кульминативная функция интонации зависит от смыслового ударения, замедлении, ускорении темпа речи.

На наш взгляд, эмоционально-окрашенные предложения наиболее ярко выражают свое значение через подтекст. Подтекст как бы является дополнительным, усилителем значения интонации, именно подтекст составляет основную идею высказывания.

Эмоциональное значение имеют также такие виды речи, как юмор, шутка, ирония и сарказм. Эти оттенки эмоционального значения имеют одну цель -создание комического эффекта в речи. Они довольно часто передаются через устойчивые сочетания. Помимо прочего, они дают меткую характеристику. Все они дают дополнительное значение, усиливают эффект. Сюда включены и различные междометия.

Интонация в речи выполняет достаточное множество различных функций. С ее помощью организуется и оформляется устная речь, определяется коммуникативное и эмоционально-экспрессивное значение любого предложения. Помимо этого, она играет значимую роль в классификации высказываний в коммуникации. С помощью интонации происходит расчленение текста на различные семантические и структурные группы. Интонация считается основной в устной, звучащей речи. Она представляет собой сложное лингвистическое целое, которое может состоять таких элементов, как мелодика, темп, пауза и т.д. Интонационное распределение предложения фиксируется знаками препинания, а на письме они способствуют передаче смысловых оттенков различного характера. Интонация соединяет части высказывания в единое целое. Это смыслоразличи-тельный компонент речи, помогающий правильно и наиболее точно расставить знаки препинания в предложении. В разных языках может быть различным интонационный анализ текста, поскольку просодические элементы - это средство выражения знаков препинания в потоке речи.

Библиографический список

Интонация тесно взаимодействует с синтаксисом и семантикой, так как она выполняет одно из главных ролей в передаче знаков препинания в устной речи, назначение которых заключена в разграничении предложений и их частей.

Таким образом, проведенный анализ функционирования модально-эмоциональных речевых единиц в языке приводит к следующим выводам: Живая устная речь выразительна. Она насыщена многочисленными модально-эмоциональными единицами, при помощи которых говорящий в ярких и образных формах выражает свое отношение к высказыванию, свои чувства, мысли, настроения, придавая этим единицам ту или иную эмоциональную направленность. Интонация способна передавать и дифференцировать тончайшие оттенки значения в речи, она охватывает комплекс эмоций. Различные лексические средства способствуют яркому и выразительному раскрытию интонации. В лингвистике выделилась особая область, назначением которой является изучение модально-эмоциональных способов речевой выразительности.

1. Аракин В.Д. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1967.

2. Артемов В.А. Коммуникативная, синтаксическая, логическая и модальная функции речевой интонации. Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. Москва, 1966.

3. Виноградов В.В. Синтаксис русского языка. Вопросы синтаксиса. Москва, 1950.

4. Витт Н.В. Выражение эмоциональных состояний в речевой интонации. Автореферат диссертации... кандидата филологических наук. Москва, 1965.

5. Погожая С.Н. Способы выражения эмоциональности в языке (на примере эмоционального состояния «восхищение»). Научные ведомости. Гуманитарные науки. 2010; № 18 (89), Выпуск 7.

6. Базарбаева З.М. Исследование интонации в прагмалингвистическом аспекте. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; № 3-1: 114-118.

References

1. Arakin V. D. Obschaya metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva, 1967.

2. Artemov V.A. Kommunikativnaya, sintaksicheskaya, logicheskaya i modal'naya funkcii rechevoj intonacii. Materialy kollokviuma po 'eksperimental'noj fonetike i psihologii rechi. Moskva, 1966.

3. Vinogradov V.V. Sintaksis russkogo yazyka. Voprosy sintaksisa. Moskva, 1950.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vitt N.V. Vyrazhenie 'emocional'nyh sostoyanij v rechevoj intonacii. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 1965.

5. Pogozhaya S.N. Sposoby vyrazheniya 'emocional'nosti v yazyke (na primere 'emocional'nogo sostoyaniya «voshischenie»). Nauchnye vedomosti. Gumanitarnyenauki. 2010; № 18 (89), Vypusk 7.

6. Bazarbaeva Z.M. Issledovanie intonacii v pragmalingvisticheskom aspekte. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2015; № 3-1: 114-118.

Статья поступила в редакцию 15.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.