Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
443
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграционные процессы / миграционная политика / борьба с незаконной миграцией / преступления / миграционное законодательство / нелегальные мигранты / migration processes / migration policy / fight against illegal migration / crimes / migration legislation / illegal migrants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Владимирович Воеводин

Статья посвящена изучению современной миграционной политики в Российской Федерации. Автор рассматривает некоторые особенности реализации миграционной политики Российской Федерации. Предлагает обоснование путей совершенствования миграционной политики Российской Федерации относительно привлечения и эффективного использования квалифицированных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Migration policy of the Russian Federation

The article is devoted to the study of modern migration policy in the Russian Federation. The author considers some features of the implementation of the migration policy of the Russian Federation. It offers a justification for ways to improve the migration policy of the Russian Federation regarding the attraction and effective use of qualified workers.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 325 ББК 65.248

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-1-221-223

К ВОПРОСУ О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Максим Владимирович ВОЕВОДИН,

заместитель начальника отдела ОКМС УВМ ГУ МВД России по г. Москве mvoevodin@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Статья посвящена изучению современной миграционной политики в Российской Федерации. Автор рассматривает некоторые особенности реализации миграционной политики Российской Федерации. Предлагает обоснование путей совершенствования миграционной политики Российской Федерации относительно привлечения и эффективного использования квалифицированных работников.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная политика, борьба с незаконной миграцией, преступления, миграционное законодательство, нелегальные мигранты.

Annotation. The article is devoted to the study of modern migration policy in the Russian Federation. The author considers some features of the implementation of the migration policy of the Russian Federation. It offers a justification for ways to improve the migration policy of the Russian Federation regarding the attraction and effective use of qualified workers.

Keywords: migration processes, migration policy, fight against illegal migration, crimes, migration legislation, illegal migrants.

В Российской Федерации вопросам управления в сфере миграции уделяется достаточное внимание. Это вызвано рядом объективных причин, одной из которых является приток мигрантов в рамках «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»1, став источником трудовых ресурсов для экономики.

Анализируя миграционные процессы, целесообразно отметить положительное влияние на естественную убыль населения в Российской Федерации — ее восполнение за счет притока мигрантов.

В 2017 г. приток составил 320 тыс. человек при естественной убыли 129 тыс. человек, в 2018 г. — 295 тыс. и 4,2 тыс. человек соответственно.

Еще одна причина обусловлена суммарным приростом мигрантов в Российской Федерации, носящим нелегальный характер. По экспертным оценкам2, их насчитывается до 10 млн, чему способствует выдача фиктивных сертификатов о знании русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации3, отсут-

ствие императивного характера обязательного прохождения иностранными гражданами и лицами без гражданства геномной регистрации.

Следующая причина заключается в массовом сознании негативных стереотипов у россиян к представителям так называемых «южных» национальностей, в том числе гражданам государств — участников СНГ. В них они видят, прежде всего, иную культуру и, соответственно, иной образ поведения, что приводит к неблагоприятным последствиям.

Мигранты, по мнению россиян, «создают давление» на экономическую и социальную структуру субъектов Российской Федерации. При этом обостряются ситуация на рынке труда, эпидемиологическая, психологическая атмосфера.

Опрос показал, что 30% россиян в своей трудовой деятельности испытывают конкуренцию со стороны мигрантов, чаще на данное обстоятельство указывают респонденты, которые приехали на заработки из другого субъекта Российской Федерации. Данный факт также отмечают 60,3% респондентов — жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодарского края и Московской области. Можно отметить, что кон-

№ 1/2021

куренция распространена преимущественно в таких областях экономики, как строительство, торговля, транспорт4.

Нельзя не упомянуть и объективную причину, вызванную притоком мигрантов — криминогенную.

Наибольшее влияние миграция оказывает на состояние и тенденции следующих видов преступности: торговля людьми и криминальная эксплуатация человека; экстремизм и террористическая деятельность; незаконный оборот оружия; незаконный оборот наркотических средств.

В 2019 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации совершено 39 917 преступлений, 31 010 преступлений из них совершено гражданами государств — участников СНГ, что составило 88,8% от всех преступлений, совершенных лицами, не являющимися гражданами Российской Фе-дерации5.

Совершение ими преступлений нельзя объяснять только материальными условиями жизни, они порождаются комплексом переплетающихся психологических, духовных, экономических, нравственных, организационных и иных явлений и процессов6.

К чему же, по нашему мнению, указанные объективные причины приводят?

Во-первых, ухудшается социально-экономический уровень жизни россиян.

Во-вторых, стимулируется рост теневой экономики.

В-третьих, инициируется формирование криминальных структур и создание почвы для межнациональных конфликтов.

В связи с этим уместнее было бы рассматривать не объективные причины, а вести речь об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации7 определены ее цели, и прежде всего: предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды. В том числе сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в настоящее время осуществляется ГУВМ МВД России8 — самостоятельным структурным подразделением системы МВД России.

Как следует из содержания Указа Президента Российской Федерации9, на МВД России и его территориальные органы возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в миграционной сфере. Подобного рода реформирование было обусловлено различными причинами субъективного и объективного характера. Одной из причин явилась неспособность ФМС России справляться с увеличением миграционного притока. Вторая причина была связана с недостаточно полным перечнем полномочий у ФМС России для осуществления розыска и задержания нелегальных мигрантов, которые подлежали административному выдворению.

Недостаточность названных выше полномочий вынуждала ФМС России обращаться к МВД России за помощью и нередко приводила к снижению эффективности деятельности ФМС России из-за увеличения сроков реализации на практике данных полномочий.

В качестве самостоятельной причины можно назвать также необходимость исключения дублирования контрольных полномочий различных ведомств в отношении оценки законности режима пребывания мигрантов на территории Российской Федерации. Важно отметить и то, «что в современных реалиях назрела объективная необходимость проведения кодификации миграционного законодательства, на примере Евросоюза»10.

В завершение вышесказанного полагаем уместным констатировать, что в процессе реформы произошло усиление механизма контроля въезда мигрантов на территорию Российской Федерации. Это обусловлено совершенствованием миграционного законодательства, расширением взаимодействия ГУВМ МВД России с правоохранительными органами в этой сфере по использованию их потенциала.

Безусловно, это позволит стимулировать приток в страну «квалифицированной миграции» — образованных и законопослушных граждан», тех, кто с уважением будет относиться к российской культуре и национальным традициям, и это снизит социально-экономические риски и укрепит экономическую составляющую в Российской Федерации.

№ 1/2021

1 Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 (ред. от 24.07.2020 г.) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СПС «Консультант Плюс»

2 Аванесова АА. Вынужденная миграция в Российской Федерации на современном этапе // Миграционное право. 2015. № 3.

3 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, ст. 15.1 / СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

4 Катаева О.В. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учебник. Белгород: Белгородский ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2018.

5 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 г. Генеральная прокуратура РФ, Главное управление правовой статистики и информационных технологий // https://docviewer.yandex.ru/view/

6 Аналитический обзор. Подготовлен ФГКУ «ВНИИ МВД России» по заявке ГУВМ МВД России от 21.07.2017 г. № 20/20794.

7 Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

8 Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» / СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.

9 Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 25.12.2019 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

10 Рыжих В.А МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики // Вестник Белгородского ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина. 2018. № 3.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ / СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2. Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 (ред. от 24.07.2020 г.) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СПС «Консультант Плюс»

3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» / СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

4. Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» / СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.

5. Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 25.12.2019 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Аналитический обзор. Подготовлен ФГКУ «ВНИИ МВД России» по заявке ГУВМ МВД России от 21.07.2017 г. № 20/20794.

7. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 г. Генеральная прокуратура РФ, Главное управление правовой статистики и информационных технологий // https:// docviewer.yandex.ru/view/

8. Аванесова АА. Вынужденная миграция в Российской Федерации на современном этапе // Миграционное право. 2015. № 3.

9. Катаева О.В. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учебник. Белгород: Белгородский ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2018.

10. Рыжих В.А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики // Вестник Белгородского ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина. 2018. № 3.

№ 1/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.