Научная статья на тему 'К вопросу о межэтнических контактах и летних кочевках башкир и калмыков в ХVII В. В Степном Заволжье'

К вопросу о межэтнических контактах и летних кочевках башкир и калмыков в ХVII В. В Степном Заволжье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
832
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маннапов Марсель Муритович

Исследована история башкиро-калмыцких взаимоотношений. Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные архивные материалы. Установлено, что в начале ХVII в. в результате усиления калмыков башкиры вынуждены оставить Степное Заволжье и переселиться в Уфимскую провинцию. Часть башкир, чтобы сохранить свои кочевья, признали номинальную власть калмыков. Калмыки ценили боевой дух башкир и в большинстве случаев привлекали их в ряды своего воинского контингента для совершения военных походов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Guestion about Interethnic Contacts and Summer Removals of the Bashkirs and the Kalmyks in the XVIIth Century in the Steppe Trans-Volga Area

The source base of the research consists of published and non-published archival documents. As a result of the research it was established that: at the beginning of the XVII-th century Bashkirs had to leave Steppe Trans-Volga area and resettled to the Ufa province as a result of the consolidation of the Kalmyks. There is a high probability to suppose that a part of Bashkirs recognized nominal power of Kalmyks to preserve their camps of nomads. Kalmyks in the person of taisha Daichin valued competitive spirit of Bashkirs and in most cases they got their mercenaries vassals to take part in their military campaigns.

Текст научной работы на тему «К вопросу о межэтнических контактах и летних кочевках башкир и калмыков в ХVII В. В Степном Заволжье»

М.М. Маннапов

К вопросу о межэтнических контактах и летних кочевках башкир и калмыков в ХУП в. в Степном Заволжье

Степи Заволжья, как известно из источников с эпохи Средневековья, входили в обширную зону кочевых территорий башкирских родов и племен (Ибн Фадлан, Идриси и др.). В начале ХУЛ в. на исконной территории башкир в Приуралье и в Степном Заволжье появляется новая политическая сила - калмыки. В этот период они начали движение на запад к верховьям рек Яика и Ори. В 1608 г. часть калмыков появилась на реке Эмбе, где их обнаружили ногаи, кочевавшие по Яику. Тогда и произошло первое столкновение между калмыками и ногаями. В 1611 г. ногайский князь Иштерек, кочевавший по Яику, сказал русскому переводчику Прокофию Врасскому, что он посылает в Москву только небольшой вспомогательный отряд, потому что опасается нападения калмыков, а мурза Келмамет отказался присоединиться к этому отряду под предлогом, что стоит на заставе против башкир и калмыков. Прокофий Врасский возразил Келмамету, что на башкирской стороне стоять на заставе против калмыков не приходится, так как калмыки идут из-за Яика, а не от Уфы.

Итак, наметился новый маршрут, по которому двигались калмыки - на Эмбу, Яик и далее к Волге. Данное направление имело большое значение, так как движение на север натолкнулось на сопротивление вооруженных русских военных сил. Калмыкам были необходимы звероловные и рыболовные угодья, но возле сибирских городов такие угодья были уже заняты русскими поселенцами. Движение калмыков в яицком направлении также встретило сопротивление [1, с. 56-57]. Следует отметить, что ожидание мурзой Келмаметом нападения башкир предполагает их присутствие в Степном Заволжье. Во второй половине XVI - начале XVII в. башкиры кочевали в степях Степного Заволжья по рекам Большой и Малый Узень, Чижи в низовьях Яика. Во время тебеневок в Степном Заволжье у башкир возникали споры с калмыками [2, с. 504; 3, с. 159; 4, с. 25]. Первоначально калмыки проявляли большую сдержанность по отношению к башкирам. В 1623 г. один из тайш упрекал башкир, что они вторгаются в занятые калмыками места, а калмыки не могут ничего сделать, так как старшие тайши запретили обижать башкир. Последние так осмелели, что один башкир на охоте убил калмыка «за посмех» [1, с. 62]. С этого момента начались башкирско-калмыцкие конфликты, которые усилились с появлением калмыков в верховьях Тобола, на среднем течении Яика, по Илеку, Ори, Киилу (Кизилу)

и Сакмаре [4, с. 88], т.е. на основных территориях проживания башкир. К сожалению, мнение авторитетного исследователя Н.В. Устюгова о том, что эти территории использовались башкирами как охотничьи угодья [5, с. 49], закрепилось в исторической литературе, тем самым исказилась реальная историко-географическая этнокартина. В действительности в данных местностях проживали и проживают представители башкирских родов бурзян, усерган, тангаур и кып-сак, поэтому башкиры не могли отказаться от своих территорий, так как это принесло бы экономический ущерб их собственному хозяйству.

Калмыки вели непрерывные войны со своими соседями - башкирами, ногаями и казахами. В основном борьба шла за кочевья. Выбор места кочевок зависел от политических соображений. В 1629 г. астраханский воевода Ф. Куракин обнаружил калмыков Хо -Орлюка в низовьях Эмбы и доложил в Москву, что калмыцкие тайши приблизились к Яику, желают быть «в холопстве», т.е. просят о подданстве, а также разрешения на кочевания по Эмбе и Яику [6, с. 51]. 24 июня 1630 г. послам Балте и Баучину по вопросу территории для кочевий не было разрешено кочевать в Приуралье и Эмбе и порекомендовали уходить на старые кочевья к сибирским городам, где они прежде кочевали, чтоб «им с нагай и з башкирцы ссор не было». В июле 1630 г. в Москву прибыли послы от Далай-Батыра с просьбой о разрешении на кочевку вблизи Уфы, а уфимский воевода И.Г. Желябужский еще раз напомнил калмыкам, что в башкирских вотчинах по Ембе и по Яицким вершинам им кочевать запрещено, а также чтобы «по Яику бы вниз и по Ембе и по Тоболу не кочевали» и возвращались на кочевьях в Иртышских вершинах [3, с. 159]. Следовательно, в источниках говорится о пределах башкирских вотчин, которые располагались до Эмбы, но из-за малочисленности башкиры были вынуждены оставить территорию и переселиться в Уфимскую провинцию на берега Белой, Сакмары и Ика [1, с. 13]. Большая вероятность того, что часть башкир, чтобы не потерять свои кочевья признали власть калмыков.

Калмыки не желали делить с ногаями богатые пастбища междуречья Волги и Яика. В 22 апреля 1633 г. объединенные силы русских и ногайцев потерпели поражение, поэтому некоторые из ногаев, не чувствуя себя в безопасности, откочевали на Дон и при этом принудили к переселению часть подвластных им башкир, которые через некоторое время вернулись

[6, с. 58-59]. С этого момента калмыки становятся полными хозяевами региона, окончательно оттеснив ногайцев за Волгу, на правобережье. При этом они в 1634-1635 гг. совершили дерзкие военные походы в Волго-Уральское междуречье. Нужно отметить, что на Яике расположился со своими улусами старший сын Хо-Орлюка Дайчин, а сам Хо-Орлюк остановился на Эмбе [8, с. 13]. Таким образом, в 30-х гг. XVII в. присутствие калмыков в степях Заволжья и Южного Урала носило характер непродолжительных военных экспедиций, которые стали повторяться все чаще, но постоянные калмыцкие кочевья расположились к востоку от Эмбы.

С начала 40-х гг. XVII в. обнаруживается тенденция к освоению пространства между Яиком и Волгой как постоянных кочевий. Тайша Лаузан кочевал в Рын - песках по рекам Большой и Малый Узень, приближаясь к Астрахани на расстоянии трех дней пути, намеревался кочевать на урочище Иргизе между Самарой и Саратовом. Летом 1643 г. Хо-Орлюк перешел Яик и прикочевал к Самаре, а его сыновья Сююнч и Шункей расположились по Чагре на расстоянии дневного перехода от Самары к югу [1, с. 78-81]. В 1644 г. возмущенная нападениями калмыков царская администрация решила вытеснить их за Яик. Из Уфы и Астрахани воеводы Л. Плещеев и Ф. Волконский направили к калмыцким улусам отряд русских ратных людей и башкирских воинов и вытеснили калмыков за Яик, на Орь, Иргиз, Илек, Оил и Сагиз [9, с. 8; 10, с. 106]. В 1645 г. Дайчин тайша уладил конфликт мирным путем, и потому калмыки, возглавляемые тай-шами Лаузаном, Шункеем, Йелденом, Нама-Сереном, продолжали кочевать на Илецких и Индерских вершинах, по рекам Уил, Киил, Сагыз, т.е. между Яиком и Эмбой, а в 1649 г., как отмечают источники, улусы кочевали по Яику, Ори, Сакмаре, Киилу [6, с. 45].

В апреле 1646 г. сорвался процесс переговоров между уфимским представителем царской администрации стрелецким сотником А. Б. Кудрявцевым и тайшой Лаузаном по причине обострения калмыцко-башкирских отношений из-за неурегулирования вопроса о кочевьях в верховьях Яика [11, с. 58]. Остро стоял вопрос о кочевьях в бассейне реки Большой Иргиз, где произошли столкновения с башкирами «Ицких волостей Ногайской дороги». Сегодня название местности в Большечерниговском районе Самарской области, где XVII в. произошло сражение башкир с калмыками имеет специфическое название «Оло уба» (Большой курган). (Информатор Хадый Давлетбаевич Хасьянов (1938 г.р., д. Утекаево Болшечерниговскиго района Самарской области) вспоминал рассказы старожила Сагадея Фахретдинова - уроженца д. Муратшино Большеглушицкого района и жителя д. Кочкиновка Болшечерниговскиго района Самарской области).

В июле 1649 г. царская администрация предложила Дайчину отойти за Яик и Эмбу для прекращений

столкновений с башкирами [11, с. 58]. Дайчин тайша при разговоре с Иван Онучиным о причинах и перспективах калмыцко-башкирских столкновений ясно давал понять, что башкиры вправе сами решать, кому подчиняться, они все равно перейдут под его руку, потому что он сильнее и его верховенство для них предпочтительнее русского владычества [6, с. 58-90]. Дайчин ценил боевой дух башкир и не терял надежды привлечь их на свою сторону. По мнению Дайчина, быстрое подчинение ему башкир было невозможно, поскольку в вооруженных стычках победа в большинстве случаев доставалась башкирам. По этой причине он задумал добиться добровольного подчинения башкир калмыкам [5, с. 53]. Вскоре Дайчин захватил 200 башкирских дворов и склонил к отъезду еще 1500 дворов. Влиятельный тархан Ногайской дороги Ишмухамет Давлетбаев признал над собой власть калмыцкого тайши Аюки и получил от него район кочевья вверх по Яику, а башкир «Ицких волостей» Карабаш Утеев подчинился Дайчину и собирался кочевать с ними по Волге [6, с. 90]. Астраханский боярин Петр Шубников, прибывший в улусы Дайчина в январе 1663 г., встретил там башкир, которые договорились с Дайчином о переезде в его улусы и только «упро-шали срока до лета, покамест хлеб снимут» [5, с. 91]. Г.И. Перетяткович отметил, что «земли луговой стороны (Заволжья. - М.М.) в продолжение первой четверти XVIII в. было вполне во власти калмыков, которых посещали наездом - башкирцы. Область, орошаемая реками Б. и М. Иргизами, был местом, где, кажется, они временно встречались и вместе кочевали» [12, с. 127-133].

Исследователь А.А. Гераклитов убежден, что близкое соседство с калмыками и башкирами уменьшает безопасность соседних территорий. Так, крестьяне монастырских поселений Терса и Малыковка на правой стороне Волги свидетельствовали перед правительством, что земли и угодья, отведенные их монастырю в конце XVII в. на левой стороне Волги, «остались не меряны и не межеваны, потому что межевать той земли и с вервью идти и столбов ставить и ям копать и на деревьях грани насекать невозможно для того что по Иргизу и по степи калмыки и башкирцы кочуют зимовьями; а опричь татарских кочевий на той луговой стороне русских людей жилья ничего нет». Эти же старожилы жаловались, что земли невозможно размежевать, так как по р. Иргизу «калмыки и башкирцы воровскими кочевьями и зимуют и за зверьми ходят и их колют и грабят и от того их воровства они на луговой стороне пашни не пашут и сен не косят, а вокруг де той земли дикая порозжая степь и жилья ничего нет» [13, с. 333].

В 1680 г. в Казанский дворец из разных мест с Ломовой черты воеводы сообщали, что приходившие к Пензе азовцы, калмыки, черкесы, возвращавшиеся с полоном, встретили калмыков и башкир

«и промеж собою советовали», а «воинским людям» велели идти на «украинные» города. На Яик была прислана военная помощь Аюке, который захотел прийти к низовым и «украинным» городам, соединяясь с башкирами. В разных числах июля 1680 г. видели переход калмыков и башкир [14, с. 44, 113]. Следовательно, утверждение самарского исследователя Ю.Н. Смирнова о невозможности постоянного совместного обитания и регулярных кочевок башкир и калмыков в Степном Заволжье является ошибочными [15, с. 8].

Нормативные документы 1655 г., а также 1657 и 1661 гг. окончательно оформили принятие калмыками российского подданства и определили место их обитания. С начала второй половины XVII в. калмыки обрели постоянные и обширные территории - оба берега Волги, от Астрахани до Царицына и Самары, к степи Придонья, по которой они могли беспрепятственно и спокойно кочевать [11, с. 61, 67]. Следовательно, Русское государство предоставило калмыкам территорию для кочевок за счет малозаселенных русскими земель на юго-востоке, а также за счет территории обитания ногаев и кочевок башкир. Например, был потерян ряд совместных кочевий в долине реки Сал [6], которые вскоре были преобразованы в Сальский калмыцкий округ Донского казачьего войска.

Следует отметить, что после подписания договора 1661 г. русское правительство повело решительную борьбу с набегами башкир на калмыцкие владения [16, с. 69]. Возможно, в связи развернувшимися событиями башкиры в 1661 г. ходатайствовали о подтверждении жалованной грамоты царскими властями, и результат был положительным. Согласно тексту жалованной грамоты границы расселения юговосточных башкир, согласно шежере, определялись течениями рек Кизил, Сакмара, Зилаир, Большой и Малый Сурень, Саелмыш, Таналык, Ассель, т.е. восточные и южные пределы расселения башкир доходили в конце XVT-XVП вв. до Яика и ее правых притоков [4, с. 23]. Территория, нижняя граница которой шла «от упомянутого Сарымсака, три Узени,

до горы в степной стороне, три реки Узени и Камелек, от истоков до устьев со всеми горами; верхняя граница - до глубокого Дурткуль», являлась особенным владением племени бурзян [17, с. 200-203]. Тем самым с принятием калмыками русского подданства и предоставления им территории ареал обитания башкирских племен сократилась до рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи (Сэде). Необходимо отметить, что большинство калмыков, посчитавших себя стесненными, в 1771 г. покинули регион, откочевав на свою историческую родину - в Джунгарию [18, с. 170]. После этого башкиры в массовом порядке стали возвращаться на свои старые кочевки в бассейнах рек Большой и Малый Узень, Большой и Малый Чижи (Сэде) и у озера Сакрыль [7, с. 14].

Таким образом, в начале XVII в. в Волго-Уральском регионе появились новый кочевой народ - калмыки, которым были необходимы звероловные и рыболовные угодья, и по этой причине на протяжении века постоянно происходили их столкновения с башкирами. Во второй половине XVI - начале XVII в. башкиры кочевали в степях по рекам Узень, Чижи (Сэде), Эмба, Чаган и низовья Яика и не могли отказаться от своих территорий, так как это принесло бы экономический ущерб их хозяйствам. В результате усиления калмыков башкиры вынуждены были оставить Степное Заволжье и переселиться в Уфимскую провинцию. Мы можем предположить, что часть башкир, чтобы сохранить свои кочевья, признали номинальную власть калмыков. Калмыки в лице тайши Дайчина ценили боевой дух башкир и в большинстве случаев привлекали их как наемников-вассалов в ряды своего воинского контингента для совершения военных походов. По нашему мнению, башкиры Степного Заволжья сосредоточили свой военный потенциал с X в. от рек Чагана до Кондурча, а в начале XVII в. источники отмечают пределы башкирских вотчин, которые располагались до Эмба. С принятием русского подданства калмыкам предоставили территорию за счет кочевок башкир, которые были сокращены до бассейнов рек Узень и Чижи (Сэде).

Библиографический список

1. Богоявленский, С.К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII века / С.К. Богоявленский // Исторические записки. - 1939. - Т. 5.

2. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения / Р.Г. Кузеев. - М., 1974.

3. Материалы по истории русско-монгольских отношений. - М., 1959.

4. Томашевская, Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время / Н.Н. Томашевская. - Уфа, 2002.

5. Устюгов, Н.В. Башкирское восстание 1662-1664 гг. / Н.В. Устюгов // Исторические записки. - 1947. - Т. 24.

6. Колесник, В.И. Последнее великое кочевье: Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVП-XVПI веках / В.И. Колесник. - М., 2003.

7. Асфандияров, А.З. История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации / А.З. Асфандияров, К.М. Асфандиярова. - Уфа, 2002.

8. Беликов, Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей родины (XVII - начало XIX вв.) / Т.И. Беликов.

- Элиста, 1965.

9. Кичиков, М.Л. О социально-экономических и политических предпосылках поселения калмыков (части ойратов) в степях Приуралья и Нижнего Поволжья / М.Л. Кичиков // Вестник Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Кал-

мыцкой АССР. - Вып. 15. - Серия историческая. - Элиста, 1976.

10. Очерки истории Калмыцкой АССР. - М., 1967.

11. Максимов, К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVП-XX вв.) / К.Н. Максимов. - М., 2002.

12. Перетяткович, Г.И. Поволжье в XVI-XVП вв. / Г.И. Перетяткович. - М., 1857.

13. Гераклитов, А.А. История Саратовского края в XV[-XVШ вв. / А.А. Гераклитов. - Саратов. 1923.

14. Новосельский, А.А. Исследования по истории эпохи феодализма / А.А. Новосельский. - М., 1994.

15. Смирнов, Ю. Башкиры в Степном Заволжье (конец XVIII в. - середина XIX в.) / Ю. Смирнов // Истоки. - 2001.

- №6.

16. Преображенская, П.С. Из истории русско-калмыцких отношений в 50-60-х годах XVII века / П.С. Преображенская // Записки Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории при Совете Министров Калмыцкой АССР. - Вып. 1. - Элиста, 1960.

17. Башкирское шежере / сост., перевод текстов и комментарии Р.Г. Кузеева. - Уфа, 1960.

18. Новиков, А. Заволжский кордон / А. Новиков // Волга. - 1995. - №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.