Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ'

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / CUSTOMS AUTHORITIES / INTEGRATION ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Е.С.

В статье рассматривается международное таможенное сотрудничество, основной задачей которого является унификация и сближение национального законодательства государств в области таможенного дела, таможенных норм и процедур, направленных на облегчение международной торговли, а также на эффективное международное таможенное сотрудничество по различным вопросам на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION

The article deals with international customs cooperation, the main task of which is the unification and convergence of national legislation of states in the field of customs affairs, customs norms and procedures aimed at facilitating international trade, as well as effective international customs cooperation on various issues at the present stage.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНОМ ТАМОЖЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Е.С. Григорьев, студент

Научный руководитель: О.М. Петрушина, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11047

Аннотация. В статье рассматривается международное таможенное сотрудничество, основной задачей которого является унификация и сближение национального законодательства государств в области таможенного дела, таможенных норм и процедур, направленных на облегчение международной торговли, а также на эффективное международное таможенное сотрудничество по различным вопросам на современном этапе.

Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, Федеральная таможенная служба, таможенные органы, интеграционные объединения.

В настоящее время, в условиях глобализации и расширения международного сотрудничества, ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. В связи с этим страны объединяются в различные интеграционные группировки для реализации своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Одной из наиболее важнейших отраслей, играющих решающую роль в становлении российской экономики, является международное таможенное сотрудничество. Его целью в рамках международных организаций является, во-первых, модернизация таможенной службы России, во-вторых, продвижение интересов страны в таможенном сообществе на мировом уровне. Однако, в настоящий момент данная цель решается не в полную силу, поскольку само сотрудничество имеет множество нерешенных проблем, которые связаны преимущественно с механизмами организационно-правового характера [5].

Международное таможенное сотрудничество является одним из важнейших аспектов развития экономики государств. Финансовая интеграция между странами ведет к упрощению перемещения товаров, лиц и капиталов. Все страны заинтересованы в развитии мировой торговли, расширении круга партнеров, создании необходимых условий для перемещения товаров. Это все возможно только исключи-

тельно при активной интеграции государств в мировую экономику.

Географическое расположение России и транспортная инфраструктура нашего государства способны гарантировать формирование внешнеторговых транспортировок товаров по транспортным коридорам, связывающими страны Азии и Европы. Активность таможенных органов России в сфере защиты экономической безопасности государства, выявления и пресечения контрабанды, борьбы с таможенными преступлениями и правонарушениями также определяет авторитетность международного таможенного сотрудничества.

Федеральная таможенная служба России проводит непрерывную работу по взаимодействию с таможенными службами прочих государств в рамках интеграционных объединений и международных проектов как многосторонних и двусторонних. Генеральными направлениями партнерства ФТС России являются формирование и развитие сотрудничества в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС и других международных организаций.

ФТС России является координатором корпоративных действий таможенных служб стран СНГ в масштабах ВТО и локомотивом в интеграционных процессах в масштабах ЕАЭС. Основополагающими направлениями международного сотрудничества ФТС России являются углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС, а также формиро-

вание международного информативного обмена и сотрудничество в правоохранительной области. ФТС России благополучно сотрудничает с таможенными службами стан СНГ, странами дальнего и ближнего зарубежья. Несмотря на образовавшуюся в последнее время политическую и экономическую напряженность во всем мире, ФТС России расширяет географию таможенного сотрудничества, поскольку в условиях глобализации от правильности решений и своевременного построения международных отношений в сфере таможенного дела зависят трейдер-ские взаимоотношения всех государств мира.

Главным индикатором состояния процессов интеграции в рамках ЕАЭС служит таможенное сотрудничество, которое не в полной мере отвечает современным реалиям. Несмотря на создание международных организаций, принятие единых нормативно-правовых актов, налаживание переговорных каналов, сотрудничество остается на невысоком уровне и имеет ряд недостатков, к которым относятся:

1) споры между таможенными службами ЕАЭС;

2) проблема защиты прав интеллектуальной собственности;

3) слабые коммуникативные связи между таможенными службами;

4) устаревшие технологии и техника;

5) проблема коррупции.

Причиной возникновения споров между таможенными службами стран-участниц ЕАЭС могут послужить торговые интересы государств-членов, затрагиваемые неисполнением Договора о ЕАЭС и иных норм Союза одной из сторон. Что касается защиты прав интеллектуальной собствен-

ности, то регулирование отношений данной области в ЕАЭС осуществляется на основе Договора о Евразийском экономическом союзе, Таможенного кодекса ЕА-ЭС, а также иных соглашений в рамках нового интеграционного объединения. Однако одной из основных проблем в этом плане является отсутствие унификации защитных механизмов в странах-членах ЕАЭС [3].

В отношении слабых коммуникативных связей с таможенными администрациями других государств, требуются совершенствования в части сбора и обработки информации об основных тенденциях развития таможенного дела за рубежом и доведение такой информации до руководства таможни отделением таможенного сотрудничества.

В настоящее время некоторые таможенные службы ЕАЭС характеризуются слабой технической оснащенностью средствами контроля и связи, которая приводит к увеличению времени для выполнения процедур осмотра, досмотра и пропуска грузов, туристов, прибывших со спортивными, научными, культурными и деловыми целями. Вследствие этого необходимо разработать направления совершенствования таможенной инфраструктуры, которая бы отвечала новейшим тенденциям преобразования мира и отвечала бы решению задач по ее модернизации [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент цель международного таможенного сотрудничества решается не в полном объеме, а само сотрудничество имеет множество нерешенных проблем, которые связаны с несовершенством таможенных служб государств-участниц и организационно-правовыми механизмами.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.11.2020).

2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://customs.ru (дата обращения: 05.11.2020).

3. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4-1. - С. 158.

4. Петрушина О.М., Борисов С.В. Направления по совершенствованию таможенного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях». - 2017. - С. 208-210.

5. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. №6. - С. 79-83.

6. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Развитие форм торгово-экономического сотрудничества России и Германии в санкционных условиях // Вектор экономики. - 2019. - №12 (42). - С. 47.

TO THE QUESTION OF INTERNATIONAL CUSTOMS COOPERATION E.S. Grigoriev, Student

Supervisor: O.M. Petrushina, Candidate of Economic sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. The article deals with international customs cooperation, the main task of which is the unification and convergence of national legislation of states in the field of customs affairs, customs norms and procedures aimed at facilitating international trade, as well as effective international customs cooperation on various issues at the present stage.

Keywords: international customs cooperation, Federal Customs Service, customs authorities, integration associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.