Научная статья на тему 'К вопросу о междисциплинарном изучении традиционного черкесского празднества Созереш'

К вопросу о междисциплинарном изучении традиционного черкесского празднества Созереш Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
время / возрождение / история / космос / культура / миф / образ / обряд / общество / праздник / ритуал / символ / фетиш / time / revival / history / space / culture / myth / image / ritual / society / holiday / ritual / symbol / fetish

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хоконов Мурат Анатольевич, Лиссев Роман Петрович

Рассматриваются вопросы, связанные с междисциплинарным исследованием традиционного черкесского зимнего праздника Созереш. Приводятся основные историографические версии и сведения, в которых описываются сюжетно-композиционные особенности обряда. Уделяется внимание его мировоззренческим составляющим, где через определенные последовательности традиционных действий и посредством системы ряда культурных символов транслируются традиционные представления о мироустройстве, его закономерностях, циклах. Поднимается вопрос о необходимости дальнейшего культурологического и специального этнографического анализа функциональных аспектов празднества. Впервые предлагается философско-культурологическое осмысление праздника Созереш, его видение как одного из важнейших компонентов специфической социокультурной самоорганизации традиционного черкесского социума. Обосновывается авторское видение сущности основного артефакта обряда – «фетиша Созереша» как символа плодородия и упорядоченности мира, показывается факт постепенной реактуализации архаической праздничной культуры. Определяется, что мифоэпический образ Созереша неразрывно связан с характерным для архаического мировосприятия циклическим паттерном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хоконов Мурат Анатольевич, Лиссев Роман Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Interdisciplinary Study of the Traditional Circassian Festival of Sozeresh

The article discusses issues related to the interdisciplinary study of the traditional Circassian winter holiday Sozeresh. The main historiographical versions and information are given, which describe the plot and compositional features of the rite. Attention is paid to its ideological components, where traditional ideas about the world order, its patterns, and cycles are transmitted through certain sequences of traditional actions and through a system of a number of cultural symbols. The question is raised about the need for further cultural and special ethnographic analysis of the functional aspects of the festival. For the first time, a philosophical and cultural understanding of the Sozeresh holiday is proposed, its vision as one of the most important components of the specific socio-cultural self-organization of traditional Circassian society. The author's vision of the essence of the main artifact of the ritual the “fetish of Sozeresh” as a symbol of fertility and orderliness of the world is substantiated, and the fact of the gradual reactualization of the archaic festive culture is shown. It is determined that the mytho-epic image of Sozeresh is inextricably linked with the cyclical pattern characteristic of the archaic worldview.

Текст научной работы на тему «К вопросу о междисциплинарном изучении традиционного черкесского празднества Созереш»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Научная статья УДК 008: 39

doi: 10.18522/2687-0770-2024-2-19-26

К ВОПРОСУ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ИЗУЧЕНИИ ТРАДИЦИОННОГО ЧЕРКЕССКОГО ПРАЗДНЕСТВА СОЗЕРЕШ

Мурат Анатольевич Хоконов1И, Роман Петрович Лиссев2

1 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

1 mhokonov@gmail.comH

2 romalis@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с междисциплинарным исследованием традиционного черкесского зимнего праздника Созереш. Приводятся основные историографические версии и сведения, в которых описываются сюжетно-композиционные особенности обряда. Уделяется внимание его мировоззренческим составляющим, где через определенные последовательности традиционных действий и посредством системы ряда культурных символов транслируются традиционные представления о мироустройстве, его закономерностях, циклах. Поднимается вопрос о необходимости дальнейшего культурологического и специального этнографического анализа функциональных аспектов празднества. Впервые предлагается философско-культурологическое осмысление праздника Созереш, его видение как одного из важнейших компонентов специфической социокультурной самоорганизации традиционного черкесского социума. Обосновывается авторское видение сущности основного артефакта обряда - «фетиша Созереша» как символа плодородия и упорядоченности мира, показывается факт постепенной реактуализации архаической праздничной культуры. Определяется, что мифоэпический образ Созереша неразрывно связан с характерным для архаического мировосприятия циклическим паттерном.

Ключевые слова: время, возрождение, история, космос, культура, миф, образ, обряд, общество, праздник, ритуал, символ, фетиш

Для цитирования: Хоконов М.А., Лиссев Р.П. К вопросу о междисциплинарном изучении традиционного черкесского празднества Созереш // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 2. С. 19-26.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

ON THE ISSUE OF INTERDISCIPLINARY STUDY OF THE TRADITIONAL CIRCASSIAN FESTIVAL OF SOZERESH

Murat A. Khokonov1^, Roman P. Lissev2

1 Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia

2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

1 mhokonov@gmail.comH

2 romalis@mail.ru

Abstract. The article discusses issues related to the interdisciplinary study of the traditional Circassian winter holiday Sozeresh. The main historiographical versions and information are given, which describe the plot and compositional features of the rite. Attention is paid to its ideological components, where traditional ideas about the world order, its patterns, and cycles are transmitted through certain sequences of traditional actions and through a system of a number of cultural symbols. The question is raised about the need for fur-

© Хоконов М.А., Лиссев Р.П., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ther cultural and special ethnographic analysis of the functional aspects of the festival. For the first time, a philosophical and cultural understanding of the Sozeresh holiday is proposed, its vision as one of the most important components of the specific socio-cultural self-organization of traditional Circassian society. The author's vision of the essence of the main artifact of the ritual - the "fetish of Sozeresh" as a symbol of fertility and orderliness of the world is substantiated, and the fact of the gradual re-actualization of the archaic festive culture is shown. It is determined that the mytho-epic image of Sozeresh is inextricably linked with the cyclical pattern characteristic of the archaic worldview.

Keywords: time, revival, history, space, culture, myth, image, ritual, society, holiday, ritual, symbol, fetish

For citation. Khokonov M.A., Lissev R.P. On the Issue of Interdisciplinary Study of the Traditional Circassian Festival of Sozeresh. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(2).19-26. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Основным объектом нашего исследования выступает традиционный праздник черкесов Со-зереш, в котором заключаются, на наш взгляд, очень эффективные средства самоорганизации общества и социализации молодежи, механизмы трансляции и закрепления нравственных, эстетических, философских воззрений народа. Наш анализ нацелен в первую очередь на выявление мировоззренческого содержания и символической структуры обрядово-ритуальных действий празднества.

Общеизвестно, что празднества и обряды выступают неотъемлемыми компонентами оригинального художественно-эстетического сознания народа, способами концентрации и воспроизведения культурных символов, обеспечивающими межпоколенную трансмиссию, непрерывную социализацию подрастающего поколения. Поэтому междисциплинарное изучение, реконструкция обрядовых форм традиционных культур Северо-Кавказского региона, на наш взгляд, представляется актуальным, важным для выявления степени вовлеченности в этнокультурные процессы разных групп населения, определения специфических способов культурно-исторического обмена, обобщения исторического опыта взаимодействия различных социокультурных образований, прогнозирования этнокультурных процессов в будущем. Не менее актуальной является задача сохранения и возрождения компонентов устного народного творчества народов РФ, а точнее - определение статуса фольклора, который сегодня в международных документах отождествляется с народной культурой и позиционируется как важнейший компонент нематериального культурного наследия человечества.

Одним из таких малоизученных компонентов черкесской культуры можно назвать праздник, связанный с наступлением нового космического цикла, знаменующего начало нового тотального цикла космической и общественной жизни, творчества, хозяйствования, и получивший этнокультурную номинацию Созереш (на восточночеркесском - Созэрэщ, в западночеркесских диалектах - Шъыузэрэхъ). Этот главный зимний праздник черкесов был связан с одноименным Тхьэ, покровителем самых разных стихий Созерешем.

Созереш в основном зимнем празднике черкесов - это покровитель хлебопашцев, семейного очага, изобилия и благополучия, плодородия. Празднование ночи Созереш приходится в ночь с 21 на 22 декабря, что навлекает на мысль о его приуроченности к важному астрономическому явлению - дню зимнего солнцестояния, который восточные черкесы традиционно называли дыгъэгъазэ, а западные - тыгъэгъаз (что буквально можно перевести как «поворот Солнца, солнцеворот»). В черкесском народном календаре не только день, но и весь месяц обозначен именно этим термином - дыгъэгъазэ, закрепляющим, по всей видимости, и опыт житейских эмпирических знаний о взаимосвязи космических циклов и основных форм народного хозяйствования.

День зимнего солнцестояния - это универсальный праздник символического возрождения, который отмечался во многих архаических культурах. С незапамятных исторических времен такие календарные праздники были неотъемлемым компонентом духовной культуры человечества. Ритуалы зимнего солнцестояния прежде всего были ориентированы на практику очище-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ния от всего старого, а также от всего, что уже не нужно, другими словами, магическое освобождение от пережитков прошлого.

Так, например, в древнеримской культуре важное место занимал праздник Сатурналии, знаменующий цикл завершения земледельческих работ. Сатурналии были учреждены в V столетии до н.э. и проводились как пышные празднества в честь царя царей Сатурна - божества до-римского периода, покровителя аграриев и бога плодородия. Отмечали Сатурналии во второй половине декабря, начиная с 17-го числа. Церемониал и обрядовые игры могли продолжаться вплоть до 24 декабря, включая и день зимнего солнцестояния. Длились торжества в разные времена до семи дней.

В таких праздниках, как можно предположить, коллективное сознание на короткое время вырывалось из непрерывного порочного круга профанного времени, где за пределы обыденного сознания вытеснялись такие основополагающие идеи культуры, как сущность времени, вечность, смысл творчества. В экзистенциальном аспекте понимания подобный торжественный коллективный опыт давал обществу жизнерадостную оптику относительно духовных или же материальных, хозяйственных перспектив будущего, порождая определенную уверенность в возможности успешного повторения времени.

Подобный праздник можно найти и в Древней Персии, и в некоторых регионах современного Ирана, где еще сильны древние религиозно-магические традиции в культуре повседневности. 21 декабря иранцы символически встречают триумф Митры, бога Солнца, над мировым злом. Согласно подробному описанию М. Элиаде, в этот день Митра поражает тьму, что означает победу добра над злом [1, с. 271-272].

Такие специфические праздники можно рассматривать как некие лиминальные фазы между прошлым годом и наступающим в качестве торжественного возвращения к некой изначальной космогонической точке, к мифологическому времени начала бытия. Весьма точно эту важную сторону традиционного понимания темпоральности показал М. Элиаде: «Время начала реальности, т. е. время первого появления, имеет значимость и функцию примера, поэтому человек стремится периодически восстановить его в настоящем с помощью обрядов. Периодическое воспроизведение в настоящем созидательных действий, совершенных божествами in illo tempo-re, и составляет священный календарь-свод праздников. Любой праздник всегда разворачивается в начальном времени» [2, с. 57].

Действительно, и праздник Созереш был основан на ежегодной повторяемости явлений природы, соответствовавших круговороту солнца. В чем же состояла суть основной сюжетной модели Созереш? С целью выяснения основных характеристик, функции и ролей участников праздника, выделения его основных символов и определения культурной значимости обратимся к историографии проблемы. Необходимо отметить, что не представляется возможным точно установить историческое первенство в упоминании и первичной этнографической дескрипции изучаемого феномена. Тем не менее в ходе историографического рассмотрения были выявлены два важных факта.

Во-первых, самые ранние исторические упоминания о празднике относятся к XIX в., и краткое описание обрядности праздника можно найти в этнографических записках российского ученого Люлье и французского путешественника Ф. Д. де Монперэ. Во-вторых, практически во всех этнографических свидетельствах, исторических описаниях праздника отмечаются единство и некоторые различия в фиксации сюжетно-композиционной последовательности обрядных действий, существенные различия в деталях, оценках, толкованиях их смысловых сторон. Поэтому здесь приведем общий научный нарратив праздника, в ходе анализа которого будет определена и его целостная модель.

Так, Ф. Д. де Монперэ, отмечая важность этого праздника в культуре черкесов, писал: «Сеосерес (адыгейское souzeref - пророк, посредник между богом и людьми) - большой любитель путешествий, и ему подчиняются ветры и воды; его особенно почитают шапсуги и натух-аджи. Его образ - молодое грушевое дерево, срубленное в лесу, которое несут, обрубив ветки и оставив только суки, к себе домой для того, чтобы поклоняться ему как божеству - покровителю стад» [3, с. 55].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

В этнографических заметках французского ученого прослеживается явный анахронизм, когда он говорит о некой пророческой функции Созереша, ошибочно выделяя не общекультурную, а культово-религиозную значимость. Черкесы не приписывали Созерешу никаких пророческих, тем более мессианско-проповеднических качеств, так как он был чистым порождением мифопоэтического мышления, а не исторически существовавшим персонажем, сгенерировавшим определенные религиозные идеи и транслировавшим их различным сообществам.

Ф. Д. де Монперэ наделяет Созереша еще и статусом медиатора между профанным и сакральным миром, с чем можно уже согласиться исходя из таких соображений, что данный сакральный субъект в посвященных ему обрядовых действиях действительно обнаруживает посреднические функции. О них писал в свое время К. Леви-Стросс. Ученый утверждал, что снятие противоречий в традиционном мировосприятии происходит с помощью введения в бинарные оппозиции («жизнь и смерть», «свое и чужое», «сырое и приготовленное») третьего.

Третье звено в бинарной оппозиции может выступать мифологическим субъектом или символической единицей и обозначаться французским ученым как медиатор. Посредник уменьшает конфликт и застой между противоположностями, позволяет сократить контраст отношений между ключевыми структурами мифологической картины мира. В качестве фундаментальной для мифа, а затем и в религии и философских дискурсах выступает, безусловно, «жизнь/смерть» [4, с. 321]. Мы полагаем, что образ Созереша в обрядовых действиях в день зимнего солнцестояния выполняет именно роль медиатора, связывающего воедино модусы социального и космического времени.

Продолжая наши рефлексии о природе праздника Созереш, перейдем теперь к самой лаконичной из всех этнографических описаний версии академика Л.Я. Люлье: «Созерис считается божеством - покровителем хлебопашцев. Пришествия его горцы ожидают и празднуют его ежегодно в декабре, в одно время с нашим праздником Рождества Христова. К этому времени вносится в дом сук о семи ветвях известного дерева, называемого гамшхут (к ветвям прикрепляются свечи из желтого воска, пирожки и кусочки сыра)» [5].

Можно предположить, что сложно переводимое с черкесского языка слово «гамшхут», которым автор обозначает какую-то породу дерева, это не что иное, как «хьэмк1ут1, хьэмк1ут1ей». Это номинация боярышника в традиционных дендрологических представлениях черкесов, наиболее почитаемое в сакральной культуре народа дерево, которому приписывались особые магические, целебные свойства.

Другой автор, Э. Спенсер, дает общую картину проведения праздника таким образом: «Самым могущественным среди этих святых является Сеозерес, у которого находятся в подчинении ветры и воды. Его почитают с особым почтением те, кто живет недалеко от берега моря; и также пастухи, так как Сеозерес - защитник стад мелкого и крупного скота. Его праздник отмечают жители каждой деревни или хутора в начале весны, когда его символ, высохшее грушевое дерево, украшают гирляндами цветов и различными другими украшениями, как майское дерево» [6].

Э. Спенсер приводит совершенно другое время проведения празднества - первую декаду весны, начало марта. Можно предположить, что в некоторых субэтнических сообществах праздник Созереш отмечали как цикл с разделением на интервалы в три месяца, что астрономически совпадает с главными солнечными событиями года (22 декабря - день зимнего солнцестояния, 22 марта - день весеннего равноденствия, 22 июня - день летнего солнцестояния, 22 сентября - день осеннего равноденствия).

Необходимо отметить, что подобное предположение пока еще невозможно подтвердить какими-то точными эмпирическими материалами, поэтому причины отнесения Э. Спенсером праздника Созереш к первому весеннему месяцу еще остаются неясными и представляют тему для дальнейших исследований.

Французский дипломат, археолог Тэбу де Мариньи, побывавший в Черкесии в XIX в. и составивший систематическое описание ее культуры, так презентует содержание праздника: «.. .Ствол сухого грушевого дерева, на котором остаются только обрубки сучьев, олицетворяет его; в каждой семье есть этот ствол, который держат во дворе дома; никто не дотрагивается до него, кроме дня праздника в его честь, который бывает весной... Едят и пьют в течение трех

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

дней, а в промежутках просят Сеозереса защитить от разрушений, приносимых водой и ветрами» [7, с. 176].

Практически не отличается и описание известного российского кавказоведа XIX в. И. Бла-рамберга: «Сеозерес олицетворен в молодом грушевом деревце, которое черкесы вырубают в лесу и которое, после того как у него обрубают ветви таким образом, что остаются только одни сучья, приносят к себе в дом и почитают как божество. Оно есть почти в каждом доме; к осени, в день его праздника, его с большими церемониями вносят внутрь дома под шум различных инструментов и радостные крики обитателей дома, которые приветствуют его по случаю счастливого прибытия. Оно украшено маленькими свечами, а сверху насажена головка сыра; вокруг него пьют бузу, едят, поют, после чего с ним прощаются и переносят во двор, где оно проводит оставшуюся часть года, прислоненное к стене, без всяких признаков божественного почитания. Сеозерес - покровитель стад» [8, с. 374].

В описании обряда этим автором весьма важным моментом является процесс изготовления фетиша Созереша именно из груши-дички. Это уточнение не ошибка И. Бларамберга по поводу того, из какой именно породы дерева продуцировали мистический артефакт в традиционной культуре черкесов: и грушевое дерево, и боярышник почитались одинаково. Возвращаясь к непосредственному предмету исследования, мы хотели бы уделить еще раз особое внимание центральному артефакту праздника. Как отмечается во всех отобранных для нашего анализа этнографических источниках, в качестве важнейшего обрядового предмета праздника Созереш выступает отрубленная ветка боярышника или груши-дички, очищенной от коры. На ней оставляли семь сучков приблизительно одинакового размера.

Невольно напрашивается следующий вопрос: а почему после обработки деревянного фетиша ему придавалась конфигурация в виде какого-то жезла с семью отростками? В первую очередь следует отметить, что число 7 характеризует, на наш взгляд, у многих культур универсальную мифологему упорядоченности, с помощью которой можно выразить как вещественные, континуальные, так и темпоральные структуры мира. К.Г. Юнг называл их архетипиче-скими числами, отражающими на уровне мифоэпического восприятия [9, с. 31].

В.А. Дмитриев, посвятивший некоторые свои работы основательному исследованию символической культуры черкесов, отмечал, что у них, как и во многих других этнокультурных системах народов Северного Кавказа, семерка присутствует как сакральное число. В качестве подтверждающего такую мысль примера он приводит тот самый «идол Созыреша», культовый предмет, имевший семь ветвей и посвященный божеству плодородия.

Автор пишет: «В мифологии адыгов семерка выступает в качестве основы организации космоса (священные предметы группировались по 7, во вселенной - 7 сфер, через 7 единиц времени менялись качества явления), 7 дней длился праздник в честь бога-громовержца, во время засухи 7 раз совершали обряд обливания водой очажной цепи, воспитатель доказывал свое право на воспитанника, привлекая 7 свидетелей, на поминках имущество умершего раздавали 7 соседям, иголка, которой шили 7 раз, становилась священной. Семидневная неделя присуща большинству календарей мира, в том числе иудейско-христианскому и мусульманскому, для которых грузинское и арабское посредничество были каналами проникновения их элементов в календарь народов Северного Кавказа» [10, с. 41-42].

Интересную интерпретацию одной из функции Созереша можно проследить в работах А.С. Марзея. Проводя комплексный анализ института наездничества в черкесской культуре, он писал: «Бог домашнего очага Созыреш (Сэузерэщ) у адыгов считался покровителем всадников, находящихся в походе и вообще всех путешественников» [11, с. 264]. Таким образом, Созереш покровительствовал мореходам и рыболовам, воинам в пеших, конных и морских походах-набегах, хлебопашцам и всем земледельцам, скотоводам, путешествующим, отвечал за здоровье и оберегал от сглаза, был покровителем домашнего очага и благополучия. Столь обширный спектр, охватывавший практически все сферы жизнедеятельности, и превращал Созереша в один из основных персонажей в традиционном мировоззрении черкесского этноса.

На основании всего вышеизложенного можно представить конструктивные моменты обря-дово-ритуальных действий праздника и сделать определенные выводы. Во-первых, Созереш отмечался черкесами в ночь с 21 на 22 декабря как общественное, всенародное, так и семейное

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

торжество, целью которых было сакральное преодоление лиминальности, т. е. порога между старым и наступающим годом через тосты, благодарение высших сил Тха (Тхьэ) за все прошлые и ожидаемые в грядущем цикле времени блага.

Обрядовые действия праздника связаны с аграрной магией, отражающей зависимость человека традиционного общества от природных явлений и прогнозируемой цикличности сезонных природных процессов. Черкесы верили, что от умения посредством магических манипуляций воспользоваться силами природы напрямую зависят плодовитость людей, хороший урожай, приплод и здоровье скота, как и благополучие соседа.

Во-вторых, основными действующими персонажами обряда выступали мужчина из старшего поколения в роли своеобразного жреца, обращавшийся к Созерешу с просьбой-тостом (хъу-эхъу), старшая женщина, руководившая семейным праздником, молодая женщина из последних новобрачных в селении или девушка на выданье, которая символизировала возрождающуюся природу, наступающий год. Безусловно, в вышеприведенных образах и их обрядовых действиях явно прослеживается взаимосвязь между человеком архаического мышления и космическим временем, которая функционирует на уровне ощущений, направляет человеческую деятельность на упразднение уходящего мирского времени и в пространстве обряда как бы вызывает наступление нового темпорального цикла.

Накануне праздничных мероприятий молодая женщина, повернувшись лицом на восток, зажигала свечи на общественном фетише. Опять-таки символическая непрерывность модусов времен обеспечивалась актом зажигания женщиной свечей ветки Созереша свечой с прошлогоднего праздника. Особая роль женского начала в обряде очевидна: символическая структура календарной обрядности нацелена не только на получение хорошего урожая, но и на обеспечение плодородия, продолжение жизненного цикла всего общества. А все это в соответствии с логикой традиционного сознания является результатом успешной хозяйственной деятельности людей и магического воздействия матери-земли, коллективным воплощением которой и можно считать основных участниц празднества.

В-третьих, старший мужчина произносил в виде молитвенного текста благодарение за прошлый плодородный год, а потом - торжественный тост от лица всего сообщества, чтобы и этот год был наполнен светом, добром, чувством еще большей сплоченности людей и почтительным отношением всех к старшему поколению. После завершения этого этапа ритуала старший вкушал напиток (санэ - красное вино или махъсымэ - хмельная буза) и хлеб, то же самое делали остальные участники торжества. Часть праздничной еды уносилась в гостевой дом - Хьэщ 1эщ, обозначая таким образом коллективное желание пришествия гостя как персонификации Созереша. Если же в эту ночь гости или путник появлялись в доме, то это считалось хорошим предзнаменованием и мистическим подтверждением того, что новый год будет благодатным, счастливым.

Завершающим действием праздника являлся унос ветки Созереша в амбар и прекращение всякого контакта с ним до следующего года. Как можно предположить, фетиш Созереша, создавая сакральную границу, обеспечивал отсутствие контакта между потенциальным носителем опасности и охраняемым объектом - урожаем. В отличие от природных социальных подпространств, являющихся местами постоянного пребывания злых сил, так формировалась апо-тропеическая локация. На месте пребывания фетиша все запасы семьи находились под покровительством Созереша.

В заключение нашей работы хочется отметить, что изучаемый нами традиционный праздник, подвергаясь определенным модификациям, активно возрождается. Первое значительное усилие по возвращению мифологического образа Созереш, его центрального символа - жезла, а в целом и самого праздника в актуальное социокультурное пространство черкесов было совершено старшим научным сотрудником Музея истории города-курорта Сочи Амнетой Хушт. В 1997 г. она впервые поставила в создаваемую тогда экспозицию музея в комплексе «Традиционная культура и быт адыгов» ветку с семью сучьями - и это культурное действие, по нашему представлению, само по себе стало первым символическим актом, первым шагом к постепенной реактуализации аутентичного праздника в социокультурной памяти народа. Кроме того, в ауле Большой Кичмай вот уже несколько десятилетий отмечается Созерешева ночь.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Таким образом, можно прийти к выводу, что для черкесов праздник Созереш является полноценным этнокультурным воплощением идеи возрождения. Он не только персонифицировал природу мифологического мышления, но и стал ярким отражением имевшихся в арсенале традиционных представлений черкесов о циклической закономерности бытия и о конкретном астрономическом времени начала обновления сил природы. В новогодних ритуалах как компонентах самого празднества как бы повторяется акт сотворения мира, периодическое возрождение природной и социальной энергии осуществляется путем очищения от прошлого и магического призыва будущего. Мифоэпический образ Созереша как медиатор между сакральным и про-фанным миром связан, судя по семантике обряда, с архетипическим, свойственным практически всем традиционным мировоззренческим представлениям, ритуально-мифологическим сценарием ежегодного обновления мира.

Список источников

1. Элиаде М. Мистерии Митры // История веры и религиозных идей. Т. 2 : От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2002. С. 271-275.

2. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., пред. и коммент. Н.К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

3. Монперэ Ф. Д. де. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму / пер. с фр. Н.А. Данкевич-Пущиной. Сухуми: АБГИЗ, 1937. 180 с.

4. Леви-Стросс К. Мифологики: сырое и приготовленное. М.: Флюид, 2006. 399 с.

5. Люлье Л. Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов. URL: http:// apsnyteka.org/418-liulie_izbrannye_raboty.html (дата обращения: 12.04.2024).

6. Спенсер Э. Письмо 27 // Путешествия в Черкесию / предисл., пер. и коммент. Н. Нефляшевой. Майкоп: Адыгея, 1994. URL: http://apsnyteka.org/file/Spenser_Puteshestviya_v_Cherkessiyu.pdf (дата обращения: 16.04.2024).

7. Тэбу де Мариньи Э. Поездки в Черкесию / сост. и пер. с франц. К.А. Мальбахова. Нальчик: Рес-публ. полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., Эль-Фа, 2006. 206 с.

8. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. С. 353-434.

9. Сэмуэлс Э., Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии К. Г. Юнга / пер. с англ.

B. Зеленского. 3-изд. М.: Добросвет, Городец, 2016. 270 с.

10. Дмитриев В. А. Бытовые предметы как источник восстановления архаических приемов счета времени (на примере адыгских жезлов из ореха). Историческая этнография // Динамика этнической культуры народов России : сб. ст. памяти проф. А.В. Гадло / под ред. В. А. Козьмина. СПб.: СПбГУ, 2004.

C. 35-49.

11. Марзей А.С. Черкесское наездничество - «Зек1уэ» (Из истории военного быта черкесов в XVIII -первой половине XIX века). Нальчик: Эль-Фа, 2004. 302 с.

References

1. Eliade M. Mysteries of Mithras. History of faith and religious ideas. Vol. 2: From Gautama Buddha to the triumph of Christianity. Moscow: Kriterion Publ.; 2002:271-275. (In Russ.).

2. Eliade M. Sacred and secular. Transl. from French, pref., and comm. N.K. Garbovsky. Moscow: Moscow State University Press; 1994. 144 p. (In Russ.).

3. Monpere F.D. de. Travel around the Caucasus. Among the Circassians and Abkhazians, in Colchis, in Georgia, in Armenia and in the Crimea. Transl. from French by N.A. Dankevich-Pushchina. Sukhumi: ABGIZ Publ.; 1937. 180 p. (In Russ.).

4. Levi-Stross K. Mythologies: raw and cooked. Moscow: Flyuid Publ.; 2006. 399 p. (In Russ.).

5. Lyul'e L.Ya. Beliefs, religious rituals, and prejudices among the Circassians. Available from: http://apsnyteka.org/418-liulie_izbrannye_raboty.html [Accessed 12th April 2024]. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

6. Spencer E. Letter 27. Travels to Circassia. Preface, transl. and comm. by N. Neflyasheva. Maykop: Ady-geya Publ.; 1994. Available from: http://apsnyteka.org/file/Spenser_Puteshestviya_v_Cherkessiyu.pdf [Accessed 16th April 2024]. (In Russ.).

7. Tebu de Marin'i E. Trips to Circassia. Comp. and transl. from French by K.A. Mal'bakhova. Nalchik: Revolutions of 1905 Republic Printing Plant; El'-Fa Publ.; 2006. 206 p. (In Russ.).

8. Blaramberg I.F. Historical, topographical, statistical, ethnographic, and military description of the Caucasus. Adygs, Balkars and Karachais in the news of European authors of the 13th-19th centuries. Nalchik: El'brus Publ., 1974:353-434. (In Russ.).

9. Semuels E., Shorter B., Plot F. Dictionary of analytical psychology by K.G. Yung. Transl. from English by V. Zelensky. 3rd ed. Moscow: Dobrosvet, Gorodets Publ.; 2016. 270 p. (In Russ.).

10. Dmitriev V.A. Household objects as a source of restoration of archaic methods of counting time (using the example of Adyghe wands made of walnut). Historical ethnography. Dynamics of the ethnic culture of the peoples of Russia: collection of articles in memory of prof. A.V. Gadlo. Ed. by V.A. Koz'min. St. Petersburg, St. Petersburg State University Press; 2004:35-49. (In Russ.).

11. Marzey A.S. Circassian horsemanship - "ZekIue " (From the history of the military life of the Circassians in the 18th - first half of the 19th century). Nalchik: El'-Fa Publ.; 2004. 302 p. (In Russ.).

Информация об авторах

М.А. Хоконов - кандидат философских наук, доцент кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики.

Р.П. Лиссев - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений.

Information about the authors

M.A. Khokonov - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Ethnology, History of Peoples of the KBR and Journalism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R.P. Lissev - Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations.

Статья поступила в редакцию 19.04.2024; одобрена после рецензирования 12.05.2024; принята к публикации 29.05.2024. The article was submitted 19.04.2024; approved after reviewing 12.05.2024; accepted for publication 29.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.