Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ В МИФОЭПИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЧЕРКЕССКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА)'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ В МИФОЭПИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЧЕРКЕССКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ВРЕМЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ГЕРОЙ / КУЛЬТУРА / МИФ / МУЗЫКА / НАРОД / ОНТОЛОГИЯ / ПРОСТРАНСТВО / ПЕСНЯ / ТЕКСТ / ФИЛОСОФИЯ / ФОЛЬКЛОР / ЭПОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хоконов Мурат Анатольевич, Шоранова Залина Владимировна, Урусов Руслан Хаталиевич

Работа посвящена философскому анализу мифоэпических текстов и музыкальных компонентов фольклора черкесов. Проводится философско-культурологическое исследование конкретно взятых эпических образов и связанных с ними песен, исследуется их культурно-мировоззренческий потенциал. На материале эпических нарративов прослеживается роль и значение музыкальной культуры в черкесском традиционном обществе. В качестве художественно-эстетического материала рассматриваются некоторые героические циклы нартского эпоса, где общий сюжетно-композиционный центр эпической культуры продуцирует весьма специфичную картину мира с набором космогонических мифологем. На примере нескольких героических персонажей и связанных с ними циклов песенного фольклора высказывается идея о многоуровневом характере построения онтологических оснований мифа и эпоса. Обосновывается гипотеза, согласно которой важным фактором сохранения и трансляции не только песенного фольклора, но и многих других форм художественной действительности выступает целый комплекс мнемических лингвистических и экстралингвистических средств. Делается вывод о том, что нартский эпос в указанных аспектах следует понимать не только как этический, но и как эстетический кодекс черкесов, где эпические тексты и песни содержат в себе множество предфилософских универсалий и идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF MUSIC AND SONG COMPONENTS IN THE MYTHOEPIC PICTURE OF THE WORLD (ON THE MATERIAL OF THE CIRCASSIAN NART EPIC)

The article presents a philosophical analysis of mythoepic texts and musical components of the Circassian folklore. In particular, the study explores specific epic images and related songs, as well as their cultural and philosophic implications. The role and significance of music culture in the Circassian traditional society are traced using epic narratives. Heroic cycles of the Nart epic are viewed as an art-aesthetic material, where the common plot-compositional centre of the epic culture produces a very specific worldview with a set of cosmogonic mythologies. Using the example of several heroic characters and the cycles of song folklore associated with them, the idea of the multilevel nature of the construction of the ontological foundations of myth and epic is expressed. The paper substantiates the hypothesis that an important factor in the preservation and translation of not only song folklore, but also many other forms of artistic reality is a whole complex of mnemic linguistic and extralinguistic means. It is concluded that the Nart epic in these aspects should be understood not only as an ethical, but also as an aesthetic code of Circassians, where epic texts and songs contain many pre-philosophical universals and ideas.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ В МИФОЭПИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЧЕРКЕССКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА)»

ISSN2687-0770 BLЧJЖI^ЮГШGHEREDUCL^Л0]<ALINSIITUП0^1S. NOBIH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

Научная статья УДК 008:39

doi: 10.18522/2687-0770-2022-1-27-32

РОЛЬ II ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ПЕСЕННЫХ КОМПОНЕНТОВ В ХШФОЭПИЧЕСКОП КАРТИНЕ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЧЕРКЕССКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА)

Мурат Анатольевич Хоконов1 ; Зялнна Владимировна Шоранава:, Руслан Хатадиевпч Урусов''

1:2,3 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия 1 mhokouov@gmail.com' : pazalina@mail.ni 5 urkbr07@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена философскому анализу мнфоэпическнх текстов н музыкальных компонентов фольклора черкесов. Проводится фшюсофско-культурологнческое исследование конкретно взятых эпических образов н связанных с ними песен, исследуется нх культурно-мнровотзренческнй потенциал. На материале эпических нарратнвов прослеживается роль и значение музыкальной культуры в черкесском традиционном обществе. В качестве художественно-эстетического материала рассматриваются некоторые героические циклы нартского эпоса, где общий с юж етн о - к омп оащн оннь ш центр эпической культуры продуцирует весьма специфичную картину мира с набором космогонических мифологем. На примере нескольких героических персонажен и связанных с ними циклов песенного фольклора высказывается идея о многоуровневом характере построения онтологических оснований мифа и эпоса. Обосновывается гипотеза, согласно которой важным фактором сохранения и трансляции не только песенного фолыслора. но и многих других форм художественной действительности выступает целый комплекс мнемнческнх лингвистических и экстралннгви-стнческнх средств. Делается вывод о том, что нартскнй эпос в указанных аспектах следует понимать не только как этический, но и как эстетический кодекс черкесов, где эпические тексты и песни содержат в себе множество пред философских универсалий и идей.

Ключевые слова: бытие, время, герменевтика, герой, культура, миф, музыка, народ, онтология. пространство, песня, текст, философия, фольклор, эпос

Для цитирования: Хоконов М.А., Шоранова З В.: Урусов Р.Х. Роль и значение музыкально-песенных компонентов в мифоэпической картине мира (на материале черкесского нартского эпоса) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные наукн. 2022. № 1С. 27-32.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Original article

THE ROLE AXD SIGNIFICANCE OF MUSIC AND SONG COMPONENTS ПЧ THE MYTHOEPIC PICTURE OF THE WORLD (ON THE MATERIAL OF THE C IRCASSIAN NART EPIC)

I Хоконов MA, Шоранова 3 В., Урусов P.X., 2022

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮ]lEGI0N. 2022. Ж 1

Mural A. Hokonov1Bf ZafiniV. SIioranova% Ruslan H. Umsov3 1 2' - Berbekov Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia 1 mhokoiiov@gmail.coinr-: pazalina@inail.ni 5 urkbr07@mail.ru

Abstract. The article presents a philosophical analysis of mythoepic texts and musical components of the Circassian folklore, hi particular, the study explores specific epic images and related songs, as well as their cultural and philosophic implications. The role and significance of music culture ш the Circassian traditional society are traced using epic narratives. Heroic cycles of the Nart epic are viewed as an art-aesthetic material, where the common plot-compositional centre of the epic culture produces a very specific worldview with a set of cosniogonic mythologies. Using the example of several heroic characters and the cycles of song folklore associated with them, the idea of the multilevel nature of the construction of the onlological foundations of myth and epic is expressed. The paper substantiates the hypothesis that an important factor m the preservation and translation of not only song folklore, but also many other forms of artistic reality is a whole complex of miiemic linguistic and extralinguistic means. It is concluded that the Nart epic m these aspects should be understood not only as an ethical, but also as an aesthetic code of Circassians, where epic texts and songs contain many pre-philosophical universals and ideas.

Keyn'ords: being, time, heimeneutics. hero, culture, myth, music, people, ontology, space, song, text, philosophy, folklore, epic

For citation'. Hokonov M.A., Shoranova Z.V., Urusov R.H. The Role and Significance of Music and Song Components in the Mythoepic Picture of the World (on the Material of the Circassian Nart Epic). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022;(l):27-32. (hi Russ).

This is an open access a)iicle distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Основным объектом представленной философ ско-культурологнческой рефлексии является традиционная парадигма миропредставления черкесов, запечатленная: в песенно-музыкальных компонентах нартского эпоса. Наше исследование нацелено на выявление сущности н содержания некоторых этно философских универсалий и концептов, структурирующих рассматриваемую духовную культуру, отражающих на предфнлософском уровне осмысления такие фундаментальные вопросы, как диалектическое соотношение добра н зла, роль и значение музыки в жнзни общества, соотношение личности н коллектива в социальном бытнн. отношение человека к богу н т.д. Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что семиотическое, герменевтическое, функциональное изучение нарративов нартского эпоса необходимо, с одной стороны, для обогащения научно-методологическнх подходов к природе фольклора, а с другой — культурологическая и философская рефлексия о специфических особенностях мнфоэпнческого мировосприятия может способствовать углублению общего понимания эволюции духовной культуры народов Северного Кавказа.

Мнфоэпическая культура черкесского народа генерировала на протяжении многовековой этногенетической истории весьма сложную сюжетно-образную систему различных мнфоэпнческнх произведений. Сформировавшись на базе традиции н различных каналов этнокультурной коммуникации, эпическая духовность оказала огромное влияние на становление культурной парадигмы черкесов и формирование многих духовных констант культур кавказских народов. Безусловно, в центре любой проблематики с о цн огуманнт арного познания стоит фундаментальный вопрос о соотношении человека и историко-культурного универсума, закономерностях и принципах духовного бытия человека. Человек встроен в мнр культуры как субъект временного действия, ищущий с помощью своих

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № J

ШИТ2687-0770 BUUIJBIOFBKttR EDUCmOfUL ВСПТШКШ. NORTH CÄUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No l

трансцендентных проектов (творчество, свобода, религиозный и мистический порыв, раздвигаемые с помощью науки и техники материальные формы освоения сущего) наиболее универсальные способы коэволюции с природой и культурой. В этом смысле одной из самых значимых форм духовной трансценденции человека является музыка, получившая на уровне мифа н эпоса весьма глубокое осмысление как определенная творческая энергия, не только гармонизирующая индивидуальный человеческих дух. но и отражающая мировой порядок с помощью непостижимых рациональностью законов [1].

В черкесском нартском эпосе, который по праву можно считать наиболее архаичной и универсальной основой традиционного миров ос приятия этноса, мы обнаруживаем идеи о музыкальном творчестве как мнропорождающей деятельности, осознание музыки как космогонической субстанции. Нартскне сказания представлены в двух основных формах. Наиболее архаическая, музыкально-певческая, являющаяся предметом нашего исследования, называется «нарт пшыналъэ» (нартовскне ппшнатли). Вторая форма - это эпическая проза. В ней сложные для восприятия эпические ппшнатлн комментируются, интерпретируются отдельные сюжеты, поясняются детали эпической биографии героев.

Традиционные сюжеты нартского эпоса концентрируются вокруг центральных героев (Сосруко, Бадыноко, Тотреш, Ашемез, Озермес, Щауей) и существуют в мнфоэгагческой памяти как циклы сказаний н песен-пшннатлей. Музыкальная специфика ппшнат лей также исследуется в соответствии с этой циклической закономерностью [2].

Огромную роль в способах, характере и особенно динамике трансляции эпической информации о мире, обществе, героях-первопредках, их деяниях занимает музыка. Музыка эпических пшннатлей в традиционном черкесском социуме являлась не только средством эстетического воздействия на духовную культуру коллектива, отдельной личности, но еще и выполняла мировоззренческую функцию. Недаром черкесская народная мудрость гласит: <(Мывэрн зэгуэудынущ, бгыжь нэхьуейншэхэрн сэтей хьужынущ, ауэ макьамэр мыл1эжын кьзхьуныгьэщ», что переводится на русский язык примерно так: «Камень расколется на части, величавые горы сравняются с поверхностью Земли, но только музыка останется частью вечности». На эту особенность оценки музыки в народной культуре обратил внимание один из ярких представителей кавказского просветительского движения Адыль-Гнрей Кешев, который неоднократно подчеркивал значение песни в миропонимании адыгов: «Песнл дорога для Аднге не только потому, что она единственный памятник его прошедшего, наследие отцов, но еще и потому, что она служила всегда неиссякаемым источником его воинственного энтузиазма. Песня служила для черкесской молодежи школою для воспитания» [3, с. 161 — 162].

На наш взгляд, осознание универсальной сущности музыки как творческой стихни, мифологические н эпические нден о музыкальном происхождении космического и социального порядка можно обнаружить в пшинатлях об Ашемезе, Тотреше, Батаразе.

Обратимся к анализу пшннатлей об Ашемезе и Батаразе. Циклы сказаний и песен об этих героях конституируются по универсальной сюжетной линии, детально повествующей об основных этапах героической инициации рождение, детство, юность, взросление, первый подвиг, месть, сакральный брак, героический апофеоз и гибель. Дж. Кэмпбелл по этому поводу писал: «Путь мифологического приключения героя обычно является расширением формулы всякого обряда перехода: уединение — инициация — возвращение: которую можно назвать центральным блоком мономнфа. Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного: там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу: из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам» [4, с. 2S].

Согласно сюжету одной из основных песен эпического цикла «Ашэмэз и бжьамнйр кьызэрнгьуэтыжар», герой получает от бога земледелия н плодородия Тхаголега свою чудесную свирель, которую вместе с красавицей Ахумиде крадет терриоморфный персонаж благьуэ (дракон, который мог перевоплощаться в очень смуглого человека). Любопытно,

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЬБСШЮК 2022. Ж 1

что эпический нарратнв не отклоняется от использования бинарной оппозиции мифопоэтн-ческого мышления, излеченной еще К. Левн-Строссом [5, с. 41—42]. Структурирование картины «дохающего мира на основе антитетического принципа свойственно, как мы полагаем, не только мифу, но и эпическому мышлению. В эпосе сказитель пытается упорядочить свое представление о мире, культурном герое, его подвигах, категорнзнруя отдельные явления с помощью бинарных оппозиций. Антитетические взгляды об устройстве общества (разделение на мужское/женское, верх'низ и т. д.), принцип противопоставления и объединения в пары противоположностей мы виднм на примере музыкального инструмента Аше-меза н его звучания. Свирель Тхаголега бжьамнй имеет два конца (к1апэ) — белый и черный. Мелодия, издаваемая с белого конца, возрождает мнр: появляются новые звезды на небе, ослепительный свет заливает пространство, умершие возрождаются, завершаются войны, а если человек поднесет к устам инструмент с черного конца, мнр ввергнется в хаос. Таким образом, космогоническая функция музыки, ее эпическое понимание как силы, способной одновременно создать и уничтожить природное н социальное бытие, очевидны.

В осетинском варианте нартского эпоса Ацамаз не только обладатель необычайного дара игры на свирели богов, но и еще унаследовал от отца Ацы звонкий голос, дар песнопения. Аца, как это можно увидеть в эпических сказаниях, был похож на солнце, обладал звонким голосом. В одном из сказаний Аца является сыном колдунья н нарта Алагуана нз рода Ал агата [6, с. 69]. Бинарная оппозиция эпической реальности, символизируемая чудесным предметом (меч, му зыкальный инструмент, двузубое копье героя Тотреша. шлем Сосруко), снимается противостоянием героического и хтоннческого, инфернального. В анализируемой эпической песне Ашемез с помощью воинства нартов освобождает плененную Ахумнде, поражает антагониста получеловека-дракона стрелой и забирает бжьамнй Тхаголега. В конце эпической песнн мы видим героя, который игрой на свирели возрождает вселенскую гармонию. Таким образом, природные н социокультурные явления предстают в эпической песне в единую картину музыкальной космогонии.

Другим эпическим героем, в образе которого черкесский музыкальный эпос также воплощает идеи космогенеза, выступает Батараз. Следует обратить внимание на то, что в преданиях о Батаразе встречаются отдельные сюжетные композиция, где сочетаются традиционные певческие н непевческне. прозаические формы исполнения. Так, например, эпическое повествование «Детство Батараза, сына Хнмнша» открывается в прозе, затем продолжается песней воспитательницы героя старухи Вако-наны н заключительная часть вновь строится в прозаической форме [7]. Главный персонаж эпического цикла Батараз по своей образной гиперболизации, обладанием сверхъестественными способностями максимально сближается с мифологическими персонами нли субъектами архаического эпоса.

В центре художественного внимания стоит персонификация архетипа культурного героя, совершающего подвиги, однако уже с самой ранней фазы эпической биографии образ Батараза обрамляется сугубо мифо логическими сюжетными линиями. Рождению героя предшествует гибель Хнмнша, его отца, а мать, происходившая из рода карликов-нспов, после смерти мужа уходит к своему народу, оставив новорожденного на попечении стар-пгнх. Взглянув на младенца н убедившись в том, что он — необычный ребенок, его относят к старой пророчице Вако-нана. Далее эгшческий цикл повествует о том, как Вако-нана внимательно рассматривает дитя и начинает петь величальную песню. В ней, как и в пшн-натле об Ашемезе, можно проследить мифологические космогонические мотивы сопоставления времени рождения героя и сотворения мира: «Дуненжьыр щымыджэ-мыпц1эм, Щ1ыльэр щызэпц1эгьащ1эм Ныбэм урндзэгьащ1эт, Уафэр хъык1э щаухуэм, Щ1ыльэр мэлк1э щаубэм: Абы щыгьуэм щ1алэ джэгум уахэтт» [Е, с. 296]. Примерный перевод фрагмента эпической песнн звучит так: «Когда эта старая Вселенная еще не приняла свои очертания. а Земля не стала единым миром людей, ты, Батараз, только зародился в чреве матери своей».

Связь героического бытня с мифологической художественной действительностью становятся еще более очевидной при проведении параллели с Баградзом. героем осетинского

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. tel

ISSN2687-0770 ВтЕЕПМОРШШЕКЕОиСАШШЕВ^ПШТКШ. NORTH CAUCASUS SEGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

нарте кого эпоса. Его отцом был Хамыц (в черкесском варианте — Хымыш), нз его спины вышел раскаленный докрасна младенец. Сатаней, мать нартов. увидев новорожденного, схватила его и забросила далеко в море, надеясь, что он утонет. Но он не утонул, а стал жить у владыкн подводного царства Донбепыра. Под водой Батрадз жил до тех пор, пока не вырос [9, с. 68-69].

На основании вышеизложенного можно предположить, что музыкальный фольклор и многоуровневый в семантическом смысле язык эпических песен продуцируют весьма специфичную картину миропонимания, народной философии, в которой рефлекснруется связь между музыкой и возможностью социокультурного и космического порядка. Данное обстоятельство позволяет, на наш взгляд, сделать следующий вывод: эпические песни об Ашемезе н Батаразе углубляют пред-фшюсофскую, антропоцентрическую идею о человеке как активной, творческой, разумной субстанции. С этой исследовательской позиции нарт-скнй эпос — не только этический, но н эстетический кодекс черкесов, где само эпическое наследие содержит в себе множество пред философских универсалий и идей. К ним еще следует отнести нден гуманизма, экзистенциальной ответственности личности, непреходящего смысла свободы, в которых провозглашается зависимость существования добра, справедливости, гармонии и существования самого мира от выбора человека, его жизненных решений. Следует отметить, что мир художественно-эстетических ценностей нарте кого эпоса не стал духовной основой, первоисточником для становления самостоятельных философских школ, концепции и дискурсов, но. тем не менее, он не перестает быть источником вдохновений для многих, философ ско-культурологических обобщений, в той или иной степени характеризующих особенности генезиса и эволюции этнокультурного пространства Северного Кавказа.

Список источников

1. Закс Л. А. О культурологическом подходе к музыке Н Музыка. Культура. Человек. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. С. 9-44.

2. Народные пеенн и инструментальные наигрыши адыгов. М: Советский композитор, 1981.

т. и с. б-7.

3. Keuiee Адылъ-Гирей. Избранные произведения / встутт статья и подгот. текстов P. X. Хашхо-жевой. Нальчик: Эльбрус, 1976.264 с.

4. КэмтгбеллД. Тысячелнкнй герои: пер. с англ. М: РЕФЛ-бук; Киев: ACT, 1997.378 с.

5. Леви-Стросс К. Мнфологнкн. Т. 1: С ырое и приготовленное. М.: Флюнд, 2002. 399 с.

6. Плаева З.К. Музыкальные инструменты в Нлртовском эпосе: свирель Адаызза // Традиционная культура : науч. альманах. М, 2016. №4. С. 67-7S.

7. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Краснодарское кн. нзд-во, 1987.406 с.

8. Нартхэр. Адыгэ эпос. Нальчик: Эль-Фа, 1997. 559 с.

9. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология / пер. с фр.; под ред. и с после сл. В. И. Абаева. M Наука, 1976. 27Ö с.

References

1. Zaks L.A. On the cultural approach to music Music, Culture. Pierson. Sverdlovsk, 1988:9-44. (la Russ).

2. Folk songs and instrumental tunes of the Circassians. Moscow: Sovetskir kompozitor Publ.; 1981;11:6-7. (In Rnss ).

3. Keshev Adyl-Gney. Selected works. Eutr. article and intr. texts by R. Kh. Khashkhozlieva. Nalchik: Elbrus Publ.; 1976.264 p. (la Russ.).

4. Campbell D. Thousand-faced hero. Transi, from English. Moscow: REFL-book Publ.; Kiev: AST PubL; 1997. 378 p. (In Russ.).

5. Levi-Straus s К. Afythdogy. Vol. 1: Rmv and cooked. Moscow: Fluid Publ. ; 2002. 399 p. (hi Russ.).

TSSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l

G. Plaeva Z.K Musical instruments in the Nart epic: Atsamaz's flute. Traditsionnaya kul'tura: nauch ai'manakh = Scientific almanac "Traditional Culture". 2016;{4): 67-78 (InRuss).

7. Gadagail' A. M. The heroic epic "Narts" of the Adyghe (Circassian) peoples. Maykop: Krasnodar Publishing House: 1987.406 p. (In Kms )

8 Narthere. Adyghe epic. Nalchik: El-Fa Publ.; 1997. 559 p. (In Adyghe).

9. Dumezil J. Ossetian epos and mythology. Transl. from French. Ed. and int. and afterword by V. L Abaev. Moscow: Nauka Publ.; 1976.276 p. (In Russ.).

Информация об авторах

MA. Хоконов - кандидат философских наук, доцент кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики.

З.В. Шарапова - доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы.

PJL Урусов — старший преподаватель кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики

Information about the authors

MA. Hokonov - Candidate of Science (Philosophy), dissociate Professor of the Department ofEthnology, History of the KBR Peoples and Journalism.

Z. V. Shoranova - Associate Professor, Candidate of Science (History), Associate Professor of the Department of Theory and Technology of Social Work.

R.H. Urusov — Senior Lecturer of the Department of Ethnology, History of the KBR Peoples and Journalism.

Стагм поступила в редакцию 30.01.2022; одобрена после репетирования 15.02.2022: принята к публикации 17.03.2022. The article was submitted 30.01.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 17.03.2022._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.