К вопросу о методологии оценки государственной поддержки АПК
И.Н. Крутова, к.э.н., Мордовский ГУ
В настоящее время в России существует объективная необходимость унификации оценки уровня государственной поддержки аграрного сектора. Это связано с множеством факторов, ключевым из которых является обоснованность принятия решений в области аграрной политики. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выработать единую методологию оценки уровня государственной поддержки аграрного сектора. Основным требованием к новой методологии должна стать возможность проводить адекватные сопоставления между АПК различных регионов России; АПК России и развитых в сельскохо-
зяйственном аспекте стран мира со сходными природно-климатическими условиями; сельскохозяйственными отраслями избранного региона; сельскохозяйственными отраслями различных регионов России; сельскохозяйственными отраслями различных регионов мира.
Преимуществами использования этой методологии должны быть:
1. Репрезентативность: полнота охвата всех мер аграрной политики.
2. Точность.
3. Универсальность: возможность использовать методологию для сравнения мер аграрной политики на региональном, отраслевом и глобальном уровнях.
4. Адекватность современным тенденциям развития государственной поддержки аграрного сектора в мировом сообществе.
5. Возможность делать адекватные выводы, основанные не только на анализе в горизонтальном разрезе, но и во временном, охватывающем весь период ведения статистических наблюдений.
6. Выявление путём мониторинга приоритетных с точки зрения получения прибыли, а значит, и банковской маржи, сельскохозяйственных отраслей.
Задача государства — с помощью проводимой экономической политики сделать прибыльными те отрасли АПК, которые являются приоритетными для страны с точки зрения продовольственной безопасности и других мотивов. В разработанной нами системе прединвестици-онного мониторинга мы выделяем следующие его направления, которые касаются поддержки сельскохозяйственного производителя.
1. Исследование поддержки сельскохозяйственного производителя, отражающей ежегодную сумму валовых трансфертов в денежном выражении от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики относительно их природе, целям и влиянию на производство или доход фермы.
2. Исследование отношения между реальным валовым доходом сельскохозяйственного предприятия, включая государственную поддержку, и валовым доходом, измеряемым с учётом мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
3. Исследование отношения между ценами на сельскохозяйственную продукцию, установленными сельхозпредприятием, и мировыми ценами.
4. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов, выраженных в денежном эквиваленте, от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, напрямую связанных с производством такого конкретного продукта, который позволил бы производителю получить трансферт только в случае производства именно этого продукта.
5. Исследование трансфертов на определённый сельскохозяйственный товар, выраженных в процентах, доли трансфертов на определённый сельскохозяйственный товар в выручке от его производства.
6. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов в денежном выражении от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, напрямую связанных с производством перечня таких
продуктов, которые способствовали получению трансфертов производителем только при условии производства им какого-либо продукта из этого перечня.
7. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов (в денежном выражении) от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, которые не накладывают конкретных ограничений на выбор по производству сельскохозяйственных товаров.
8. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов (в денежном выражении) от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, которые не требуют производства каких-либо сельскохозяйственных товаров.
В разработанную нами методику оценки диспаритета цен в АПК региона (на базе методики оценки поддержки сельскохозяйственного производителя Организации Экономического Сотрудничества и Развития [1]) входят следующие задачи, требующие пошагового исполнения.
1. Расчёт стоимости производства сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем показатель стоимости производства сельскохозяйственной продукции по формуле:
СППг = ППг • СПг /1000 , (1)
./ ./ ./
где СППг — стоимость производства у-й сель-
з
скохозяйственной продукции в г-м году; ППг — фактическое производство у-й сель-
з
скохозяйственной продукции в г-м году; СПг — себестоимостьу-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.
2. Расчёт реализационной цены переработчика сельскохозяйственной продукции. Рассчитаем искомый показатель по формуле:
РЦПг.= РЦг, - щ.. - ТГ , (2)
./ ./ ./
где РЦПг — реализационная цена переработчика
. „ з'
]-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
РЦ. — розничная цена на у-ю сельскохозяйственную продукцию после переработки в г-м году;
ТН. — торговая наценка на у-ю сельскохозяйственную продукцию после переработки в г-м году;
ТГг — тариф на грузоперевозки в г-м году.
3. Расчёт разницы себестоимости производства и реализационной цены переработчика
сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем данный показатель по формуле:
ВППл = СП,.. -рцп. , (3)
з з з
где ВПП, — валовая прибыль переработчика у-й
з
сельскохозяйственной продукции в г-м году;
СП, — себестоимость производствау-й сель-
з
скохозяйственной продукции в г-м году; РЦП, з — реализационная цена переработчика у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.
4. Расчёт рыночного трансферта сельскохозяйственному товаропроизводителю от переработчика сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:
РТ, = РП, • ВПП, /1000 (4)
з' з з'
где РТ, — рыночный трансферт сельскохозяй-
з
ственному товаропроизводителю от перера-ботчикау-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
РП, — объём реализации у-й сельскохозяй-
з
ственной продукции в г-м году;
ВПП, — разница себестоимости производства и реализационной цены переработчика
у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.
5. Расчёт затрат на внутреннее потребление сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:
ВПi = К, • ВПП,,/1000, (5)
з з
где ВП, — затраты на внутреннее потребление
з
сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
К, з = ПП у - РПу — объём внутреннего потребления сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
ВПП, — разница себестоимости производства и реализационной цены переработчика у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.
6. Расчёт совокупной поддержки рыночной цены сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:
СПЦ,= РТ,+ ВП, (6)
з з з
где СПЦ — совокупная поддержка рыночной
V. „ „
цены у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
РТ, — рыночный трансферт сельскохозяй-
з
ственному товаропроизводителю от перера-ботчикау-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;
ВП, — затраты на внутреннее потребление
з
сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.
Очевидно, что диспаритет цен и чрезмерное внутреннее потребление в АПК можно рассматривать как скрытые резервы развития той или иной отрасли. На примере оценки скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия мы ставим задачу доказать, что наиболее эффективной, с точки зрения проектного финансирования, организационной формой хозяйствования является вертикально интегрированная организационная структура с полным циклом хозяйственной деятельности (производство — переработка — сбыт сельскохозяйственной продукции) [3, 4, 5]. Под внутренним потреблением мы подразумеваем
1. Расчёт скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия, млн. руб. [2]
Зерно Молоко Яйца
1995 -(233,0 + 765,0 - 8,9)= -989,1 +(1,0 + 1809,0 - 17,6) = +1792,4 -(26,0 + 32,0) = -58,0
2000 -(946,0 + 1583,0 - 55,4) = -2473,6 -(478,0 + 985,0 - 23,6) = -1439,5 -(98,0 + 74,0) = -172,0
2003 -(2095,0 + 2713,0 - 111,7) = -4696,3 -(796,0 + 1373,0 - 68,9) = -2100,1 -(153,0 + 90,0) = -234,0
2004 -(1760,0 + 2647,0 - 77,3) = -4329,7 -(1094,0 + 1837,0 - 57,9) = -2873,1 -(175,0 + 93,0) = -268,0
2005 -(1816,0 + 2800,0 - 146,9)= -4469,1 -(1301,0 + 1887,0 - 79,9) =-3108,1 -(215,0 + 89,0) = -304,0
2006 -(2559,0 + 3189,0 - 129,1) = -5618,9 -(1333,0 + 1603,0 - 76,8) = -2859,2 -(375,0 + 94,0)= -469,0
2007 -(3537,0 + 3851,0 - 165, 5) = -7222,5 -(1572,0 + 1716,0 - 86,0)= -3202,0 -(523,0 + 125,0) = -648,0
2008 -(4984,0 + 8072,4 - 802,9) = -12253,5 -(1874,3 + 1859,6 - 335,9) = -3398,0 -(607,1 +152,2) = -759,3
2009 -(6752,8 + 7497,8 - 668,3) = -13582,3 -(2158,1 + 1769,2 - 330,1) = -3597,2 -(472,4 + 107,7) = -580,1
1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
4000 2000 0
-2000 -4000 -6000 -8000 -10000 -12000 -14000 -16000
В зерно в молоко В яйца Рис. 1 - Скрытые финансовые резервы в сельском хозяйстве Республики Мордовия в 1995-2009 гг., млн. руб.
натуральный товарообмен, откорм животных, естественную убыль продуктов и социальнопроизводственный антагонизм работников, который заключается в расхищении и попустительском отношении к сохранности «чужого» имущества. Результаты расчёта скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия представлены в таблице 1.
Визуализация полученных данных представлена на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что наибольшие финансовые резервы (потери из-за диспаритета цен и нерационального внутреннего потребления) сокрыты в сельскохозяйственном производстве зерна — (—13582,3) млн. руб. в 2009 г. В три раза меньше резервов, но они тоже существенны, сокрыто в сельскохозяйственном производстве молочной продукции — (—3597,2) млн. руб. в 2009 г. Самые малые потери несут горизонтально
интегрированные с полным циклом хозяйствования (производство—переработка—реализация) птицефабрики — (—580,1) млн. руб. в 2009 г. Таким образом, для того, чтобы получить эффективное с точки зрения прибыли сельскохозяйственное производство в масштабах региона, необходимо способствовать созданию вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов с полным циклом хозяйствования.
Литература
1. Крутова И. Оценка государственной поддержки аграрного сектора в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Саранск, 2004. 32 с.
2. Мордовия: стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Мордовиястат. Саранск, 2010. 444 с.
3. Лушникова И. Развитие интеграционных процессов в АПК региона // АПК: экономика, управление. 2006. № 9. С. 45-46.
4. Пушкин В. Влияние масштаба сельскохозяйственного производства на уровень его развития // АПК: экономика, управление. 2004. № 5. С. 40-48.
5. Шутьков А. Будущее за коллективным и корпоративным агропроизводством // АПК: экономика, управление. 2005. № 3. С. 29-32.