Научная статья на тему 'К вопросу о методологии оценки государственной поддержки АПК'

К вопросу о методологии оценки государственной поддержки АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА / ВАЛОВЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЫНОЧНЫЙ ТРАНСФЕРТ / СКРЫТЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / AIC (AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX) / STATE POLICY OF THE AGRARIAN SECTOR SUPPORT / GROSS TRANSFERS / MARKET TRANSFER / LATENT FINANCIAL RESERVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутова Ирина Николаевна

Методология оценки государственной поддержки агропромышленного комплекса в Российской Федерации на современном этапе, на наш взгляд, требует глубокого переосмысления. В данной статье авторы предприняли попытку уточнения методики организации экономического сотрудничества и развития и переложения её основных постулатов в область применения агропродовольственной политики российских регионов на примере Республики Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF EVALUATION METHOLOGY OF THE AIC STATE SUPPORT

It is noted that methodological evaluation of state support of the RF agro-industrial complex nowadays demands thorough reconsidering. The authors of the article made an attempt to adjust the existing methods of economic co-operation and development organization and to shift its main postulates into the sphere of regional agro-foodstuffs policy on the pattern of Mordovia Republic.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологии оценки государственной поддержки АПК»

К вопросу о методологии оценки государственной поддержки АПК

И.Н. Крутова, к.э.н., Мордовский ГУ

В настоящее время в России существует объективная необходимость унификации оценки уровня государственной поддержки аграрного сектора. Это связано с множеством факторов, ключевым из которых является обоснованность принятия решений в области аграрной политики. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выработать единую методологию оценки уровня государственной поддержки аграрного сектора. Основным требованием к новой методологии должна стать возможность проводить адекватные сопоставления между АПК различных регионов России; АПК России и развитых в сельскохо-

зяйственном аспекте стран мира со сходными природно-климатическими условиями; сельскохозяйственными отраслями избранного региона; сельскохозяйственными отраслями различных регионов России; сельскохозяйственными отраслями различных регионов мира.

Преимуществами использования этой методологии должны быть:

1. Репрезентативность: полнота охвата всех мер аграрной политики.

2. Точность.

3. Универсальность: возможность использовать методологию для сравнения мер аграрной политики на региональном, отраслевом и глобальном уровнях.

4. Адекватность современным тенденциям развития государственной поддержки аграрного сектора в мировом сообществе.

5. Возможность делать адекватные выводы, основанные не только на анализе в горизонтальном разрезе, но и во временном, охватывающем весь период ведения статистических наблюдений.

6. Выявление путём мониторинга приоритетных с точки зрения получения прибыли, а значит, и банковской маржи, сельскохозяйственных отраслей.

Задача государства — с помощью проводимой экономической политики сделать прибыльными те отрасли АПК, которые являются приоритетными для страны с точки зрения продовольственной безопасности и других мотивов. В разработанной нами системе прединвестици-онного мониторинга мы выделяем следующие его направления, которые касаются поддержки сельскохозяйственного производителя.

1. Исследование поддержки сельскохозяйственного производителя, отражающей ежегодную сумму валовых трансфертов в денежном выражении от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики относительно их природе, целям и влиянию на производство или доход фермы.

2. Исследование отношения между реальным валовым доходом сельскохозяйственного предприятия, включая государственную поддержку, и валовым доходом, измеряемым с учётом мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.

3. Исследование отношения между ценами на сельскохозяйственную продукцию, установленными сельхозпредприятием, и мировыми ценами.

4. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов, выраженных в денежном эквиваленте, от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, напрямую связанных с производством такого конкретного продукта, который позволил бы производителю получить трансферт только в случае производства именно этого продукта.

5. Исследование трансфертов на определённый сельскохозяйственный товар, выраженных в процентах, доли трансфертов на определённый сельскохозяйственный товар в выручке от его производства.

6. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов в денежном выражении от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, напрямую связанных с производством перечня таких

продуктов, которые способствовали получению трансфертов производителем только при условии производства им какого-либо продукта из этого перечня.

7. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов (в денежном выражении) от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, которые не накладывают конкретных ограничений на выбор по производству сельскохозяйственных товаров.

8. Исследование ежегодной суммы валовых трансфертов (в денежном выражении) от потребителей и налогоплательщиков сельскохозяйственным производителям, измеряемой на сельскохозяйственном предприятии и проистекающей из мер аграрной политики, которые не требуют производства каких-либо сельскохозяйственных товаров.

В разработанную нами методику оценки диспаритета цен в АПК региона (на базе методики оценки поддержки сельскохозяйственного производителя Организации Экономического Сотрудничества и Развития [1]) входят следующие задачи, требующие пошагового исполнения.

1. Расчёт стоимости производства сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем показатель стоимости производства сельскохозяйственной продукции по формуле:

СППг = ППг • СПг /1000 , (1)

./ ./ ./

где СППг — стоимость производства у-й сель-

з

скохозяйственной продукции в г-м году; ППг — фактическое производство у-й сель-

з

скохозяйственной продукции в г-м году; СПг — себестоимостьу-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.

2. Расчёт реализационной цены переработчика сельскохозяйственной продукции. Рассчитаем искомый показатель по формуле:

РЦПг.= РЦг, - щ.. - ТГ , (2)

./ ./ ./

где РЦПг — реализационная цена переработчика

. „ з'

]-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

РЦ. — розничная цена на у-ю сельскохозяйственную продукцию после переработки в г-м году;

ТН. — торговая наценка на у-ю сельскохозяйственную продукцию после переработки в г-м году;

ТГг — тариф на грузоперевозки в г-м году.

3. Расчёт разницы себестоимости производства и реализационной цены переработчика

сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем данный показатель по формуле:

ВППл = СП,.. -рцп. , (3)

з з з

где ВПП, — валовая прибыль переработчика у-й

з

сельскохозяйственной продукции в г-м году;

СП, — себестоимость производствау-й сель-

з

скохозяйственной продукции в г-м году; РЦП, з — реализационная цена переработчика у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.

4. Расчёт рыночного трансферта сельскохозяйственному товаропроизводителю от переработчика сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:

РТ, = РП, • ВПП, /1000 (4)

з' з з'

где РТ, — рыночный трансферт сельскохозяй-

з

ственному товаропроизводителю от перера-ботчикау-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

РП, — объём реализации у-й сельскохозяй-

з

ственной продукции в г-м году;

ВПП, — разница себестоимости производства и реализационной цены переработчика

у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.

5. Расчёт затрат на внутреннее потребление сельскохозяйственным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:

ВПi = К, • ВПП,,/1000, (5)

з з

где ВП, — затраты на внутреннее потребление

з

сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

К, з = ПП у - РПу — объём внутреннего потребления сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

ВПП, — разница себестоимости производства и реализационной цены переработчика у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.

6. Расчёт совокупной поддержки рыночной цены сельскохозяйственной продукции. Для этого рассчитаем искомый показатель по формуле:

СПЦ,= РТ,+ ВП, (6)

з з з

где СПЦ — совокупная поддержка рыночной

V. „ „

цены у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

РТ, — рыночный трансферт сельскохозяй-

з

ственному товаропроизводителю от перера-ботчикау-й сельскохозяйственной продукции в г-м году;

ВП, — затраты на внутреннее потребление

з

сельскохозяйственным товаропроизводителем у-й сельскохозяйственной продукции в г-м году.

Очевидно, что диспаритет цен и чрезмерное внутреннее потребление в АПК можно рассматривать как скрытые резервы развития той или иной отрасли. На примере оценки скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия мы ставим задачу доказать, что наиболее эффективной, с точки зрения проектного финансирования, организационной формой хозяйствования является вертикально интегрированная организационная структура с полным циклом хозяйственной деятельности (производство — переработка — сбыт сельскохозяйственной продукции) [3, 4, 5]. Под внутренним потреблением мы подразумеваем

1. Расчёт скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия, млн. руб. [2]

Зерно Молоко Яйца

1995 -(233,0 + 765,0 - 8,9)= -989,1 +(1,0 + 1809,0 - 17,6) = +1792,4 -(26,0 + 32,0) = -58,0

2000 -(946,0 + 1583,0 - 55,4) = -2473,6 -(478,0 + 985,0 - 23,6) = -1439,5 -(98,0 + 74,0) = -172,0

2003 -(2095,0 + 2713,0 - 111,7) = -4696,3 -(796,0 + 1373,0 - 68,9) = -2100,1 -(153,0 + 90,0) = -234,0

2004 -(1760,0 + 2647,0 - 77,3) = -4329,7 -(1094,0 + 1837,0 - 57,9) = -2873,1 -(175,0 + 93,0) = -268,0

2005 -(1816,0 + 2800,0 - 146,9)= -4469,1 -(1301,0 + 1887,0 - 79,9) =-3108,1 -(215,0 + 89,0) = -304,0

2006 -(2559,0 + 3189,0 - 129,1) = -5618,9 -(1333,0 + 1603,0 - 76,8) = -2859,2 -(375,0 + 94,0)= -469,0

2007 -(3537,0 + 3851,0 - 165, 5) = -7222,5 -(1572,0 + 1716,0 - 86,0)= -3202,0 -(523,0 + 125,0) = -648,0

2008 -(4984,0 + 8072,4 - 802,9) = -12253,5 -(1874,3 + 1859,6 - 335,9) = -3398,0 -(607,1 +152,2) = -759,3

2009 -(6752,8 + 7497,8 - 668,3) = -13582,3 -(2158,1 + 1769,2 - 330,1) = -3597,2 -(472,4 + 107,7) = -580,1

1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

4000 2000 0

-2000 -4000 -6000 -8000 -10000 -12000 -14000 -16000

В зерно в молоко В яйца Рис. 1 - Скрытые финансовые резервы в сельском хозяйстве Республики Мордовия в 1995-2009 гг., млн. руб.

натуральный товарообмен, откорм животных, естественную убыль продуктов и социальнопроизводственный антагонизм работников, который заключается в расхищении и попустительском отношении к сохранности «чужого» имущества. Результаты расчёта скрытых финансовых резервов в сельском хозяйстве Республики Мордовия представлены в таблице 1.

Визуализация полученных данных представлена на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что наибольшие финансовые резервы (потери из-за диспаритета цен и нерационального внутреннего потребления) сокрыты в сельскохозяйственном производстве зерна — (—13582,3) млн. руб. в 2009 г. В три раза меньше резервов, но они тоже существенны, сокрыто в сельскохозяйственном производстве молочной продукции — (—3597,2) млн. руб. в 2009 г. Самые малые потери несут горизонтально

интегрированные с полным циклом хозяйствования (производство—переработка—реализация) птицефабрики — (—580,1) млн. руб. в 2009 г. Таким образом, для того, чтобы получить эффективное с точки зрения прибыли сельскохозяйственное производство в масштабах региона, необходимо способствовать созданию вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов с полным циклом хозяйствования.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Крутова И. Оценка государственной поддержки аграрного сектора в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Саранск, 2004. 32 с.

2. Мордовия: стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Мордовиястат. Саранск, 2010. 444 с.

3. Лушникова И. Развитие интеграционных процессов в АПК региона // АПК: экономика, управление. 2006. № 9. С. 45-46.

4. Пушкин В. Влияние масштаба сельскохозяйственного производства на уровень его развития // АПК: экономика, управление. 2004. № 5. С. 40-48.

5. Шутьков А. Будущее за коллективным и корпоративным агропроизводством // АПК: экономика, управление. 2005. № 3. С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.