Научная статья на тему 'Развитие кооперативных и интеграционных связей в АПК: проблемы, направления'

Развитие кооперативных и интеграционных связей в АПК: проблемы, направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ И СХЕМЫ СВЯЗЕЙ В АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукежева Л. З., Куантов А. С.

В статье рассмотрены кооперативные и интеграционные связи в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Предложены различные модели взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперативных и интеграционных связей в АПК: проблемы, направления»

бумаг и других институтов. Необходимо стимулировать субъекты хозяйственной деятельности к использованию возможностей банковской системы при решении задач развития бизнеса, а также стимулировать банковское сообщество к упрощению процедур финансового обслуживания субъектов экономики. Требуется также развитие рынка страховых услуг для всех субъектов хозяйственной деятельности, финансовых институтов, органов исполнительной и законодательной власти.

В результате реализации поставленных задач произойдет рост объема инвестиций от стратегических инвесторов; увеличится объем привлеченных средств населения на банковские депозиты и объем инвестиций банками в экономику рекреационных регионов, увеличится количество субъектов данных регионов в международных рейтингах инвестиционной привлекательности; повысится доля респондентов, считающих низким уровень инвестиционного риска.

Таким образом, основными приоритетными направлениями стимулирования развития рекреационных территорий в перспективе являются: организация и развитие курортов в направлении, обеспечивающих диверсификацию и повышение качества услуг по профилактике, оздоровлению и лечению; увеличение коечной емкости курортов, инфраструктурное обустройство и освоение новых курортных участков; сохранение и грамотное использование на новых курортах богатого опыта курортного лечения; сохранение природно-ресурсного потенциала территории; внедрение и развитие популярных SPA технологий, использование мирового опыта организации SPA курортов; увеличение числа туристов; повышение качества работы всех социально-бытовой и культурной сферы; организация системы подготовки кадров для санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплексов, расширение культурно-досуговой сферы, строительство новых объектов туристической инфраструктуры; организация системы подготовки кадров для санаторно-курортного и туристского комплексов, разработка политики стимулирования ресурса труда и занятости. ^

ЛИТЕРАТУРА f

1. Гершкович Б.Я., Слепаков С.С. Экономическое и правовое положение курортного субрегиона: состояние щ и перспективы // Вестник ПГЛУ, Пятигорск: 2006.

2. Даниелян А.В. Специфика стимулирования в рекреационном регионе // Вторая межвузовская научно- ^ практическая конференция «Актуальные проблемы социально-экономического и духовного развития Z регионов Российской Федерации. Тезисы докладов. Пятигорск, 2000. С. 116. Ш

3. Кузнецова С.Г. Ресурс труда на рынке рекреационных территорий. Автореферат на соискание ученой ]> степени кан.эк.наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2003.

4. Стратегия социально-экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных щ

Вод. Санкт-Петербург 2006. □

0 а ф

со S

1

>

ГУКЕЖЕВА Л.З., КУАНТОВ А.С.

РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНЫХ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ В АПК:

ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

Гукежева Л.З. Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, д.э.н., профессор, q

зав. кафедрой «Статистика», 360000, КБР, г.Нальчик, ул. Тарчокова 1А;

Куантов А.С. Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, аспирант, Ф

360000, КБР, г.Нальчик, ул. Тарчокова 1А £

£1

В статье рассмотрены кооперативные и интеграционные связи в сельском хозяйстве и перерабатыва- ^

ющей промышленности. jj

Предложены различные модели взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих пред- О

приятий. О

■_

О

Ключевые слова: формы и схемы связей в АПК О

со

Коды классификатора JEL: Q 12, Q 16

За годы реформ ситуация в отраслях перерабатывающего комплекса характеризуется не только спадом производства всех основных продуктов питания, сокращением ассортимента вырабатываемой продукции, но и тяжелым финансовым состоянием большинства предприятий, старением производственных фондов на фоне сокращающихся инвестиций.

Усилилась тенденция к разрыву и дезинтеграции хозяйственных связей в сложившейся системе взаимоотношений «сельхозпроизводитель - переработчик - реализация». Резко сократились поставки продукции непосредственно сельхозпроизводителями, в частности, крупными хозяйствами. В условиях нарастающего дефицита сырья, особенно животноводческого, перерабатывающие предприятия вынуждены приобретать скот и молоко у населения, фермеров и частных посредников. В результате растут трансакци-онные и транспортные издержки перерабатывающих предприятий.

о

I—

о о

CL

о ф

о ф

Т

0

1

о 0)

На сегодня явно проглядывается стремление самих предприятий к поиску новых форм интеграции, попытки непосредственно через инициативу снизу сформировать различные кооперативные формы сотрудничества и партнерства, заново выстроить цепочку движения агропродукции от сельхозпроизводителя к розничной торговле. Такая ситуация особенно характерна для мясомолочной отрасли [1].

В настоящее время сфера заготовок и переработки потребительской кооперации, развиваясь практически в каждом сельском районе, выступает одним из основных связующих звеньев между сельскохозяйственным производителем, потребителем и, в некоторой степени, определяет экономическое положение страны, особенно уровень жизни сельского населения.

Кооперация длительное время выступала одним из основных заготовителей сельскохозяйственных продуктов и сырья в стране. Исторический опыт и практика свидетельствуют о высочайшей жизнеспособности потребительской кооперации в аграрной сфере экономики. Причем во многом успех ее деятельности объясняется тем, что она является не только заготовителем этой продукции, но и потребителем ее.

В определенной степени потребительская кооперация является замкнутой структурой. Закупка продукции осуществляется, в основном, для обеспечения необходимыми товарами предприятий розничной торговли и общественного питания, снабжения сырьем своих перерабатывающих предприятий. Произведенная продукция промышленных предприятий является основным источником товарных ресурсов кооперативной торговли.

Неудивительно, что наилучших результатов достигают кооперативные организации, сохранившие заготовки и переработку сельскохозяйственной продукции. Организации у которых выше доля заготовительного оборота и объема реализации собственной продукции промышленных предприятий в валовом П обороте, имеют большую долю в товарообороте региона и более высокую рентабельность. Л) Рынок сельскохозяйственной продукции ориентирован на удовлетворение потребностей населения. О Игнорирование запросов людей приводит к тому, что произведенная продукция не находит рынка сбыта,

-р не получает признания у покупателя. Поэтому расширение ассортимента, улучшение качества товаров и

их конкурентоспособность - главнейшие задачи потребительской кооперации в условиях рынка. а Реальная конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в заготовительно-перерабатыва-Й ющем комплексе обеспечивается, главным образом, за счет перевода его экономики на интенсивный путь Ш развития. Такая точка зрения подкрепляется вводом в эксплуатацию новых, более производительных ма-2 шин и оборудования, совершенствованием технологий производства, увеличением поставок оборудования ° и материалов, материальных ресурсов, закупкой современного технического оборудования за рубежом.

□ Решение этих вопросов способствует вводу в эксплуатацию новых мощностей, обеспечивающих сохран-

□ ность сельскохозяйственной продукции и глубокую ее переработку.

Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения комплексной переработки сельскохозяйственного сырья, обновления и расширения ассортимента продукции, выпуска улучшенных и новых ее видов,

Ш

О

0 направленных на повышение конкурентоспособности. ф Немаловажную роль в развитии заготовительно-перерабатывающего комплекса должно сыграть также ё внедрение новых видов и технологий упаковки и расфасовки товаров. Это направление развития должно о. стать стратегическим, так как обеспечивает рекламу кооперативной продукции без дополнительных за® трат, формирует торговую марку и имидж предприятия, увеличивает сроки полноценного хранения про-

1 дукции, упрощает отношения с контролирующими органами.

о За последние годы в Кабардино-Балкарской республике проводится определенная работа по при-

0 ватизации предприятий и организаций сферы сервисного обслуживания сельскохозяйственного произ-

1 водства путем создания, в основном, акционерных обществ закрытого типа. Акционерный сектор предел ставляют предприятия перерабатывающей, заготовительной, агросервисной, обслуживающей сферы, о которые приватизированы по второму варианту. Всего акционерных обществ в республике насчитыва-о ется в настоящее время более 40. Опыт показывает, что практически все созданные и создающиеся новые ^ формы хозяйствования в АПК имеют специфическую организационную структуру и характеризуются о многообразием организационно-правовых форм и механизмов как внутрихозяйственных, так и межхо-о зяйственных [2].

о Фактически акционирование консервных заводов, хлебоприемных пунктов (элеваторов), молокозаво-

о дов, мясокомбинатов, заготовительных организаций, сельхозтехники, агрохимслужбы и других обслужи-

о вающих сфер не привнесло каких-либо позитивных сдвигов во взаимоотношениях с сельхозтоваропроиз-

0 водителем. Более того, сложилась такая ситуация при которой хозяйства, в силу возможностей, стараются ^ не прибегать к услугам сферы переработки и агросервиса. Отношения между ними, как и прежде, остались

1 противоречивыми и, на наш взгляд, на данном этапе вряд ли будут меняться в лучшую сторону. Сама по ^ себе ситуация в перерабатывающих отраслях даже при положительных сдвигах в деле поставки сырья из-ю за как морально, так и физически устаревшей техники и технологии производства, производства не конку->:р рентоспособной продукции, экономически несостоятельна.

Сложившаяся система во многом «отсекает» производителя от торговли в силу отсутствия у него воз-

о

ш можностей самостоятельно перерабатывать продукцию, а усиление монополии акционерных обществ, пе-

т

рерабатывающих отраслей, агросервисного обслуживания вынуждает реализовать продукцию кому попа-о ло. Главным фактором здесь является наличный расчет.

I

о В этих условиях назрела необходимость создания самими производителями собственных закупочно-(Т) сбытовых кооперативов, могущих выступать в качестве альтернативы существующей системы. Такая форма

позволит товаропроизводителю перехватить инициативу в политике ценообразования и маркетинговых исследований [3].

В настоящее время существует достаточно большое количество предложений моделей по интеграции «производство - агросервис - переработка - торговля» (кооперация, акционирование, торгово-производственные объединения, агрофирмы, создание совместных предприятий и др.). Естественно, что каждая модель имеет право на жизнь, однако главным недостатком всех предложений является именно жизнеспособность этих моделей. По нашему убеждению, попытка «тащить» сельхозтоваропроизводителей любой формы хозяйствования и собственности через перерабатывающие отрасли и торговлю обречена. Здесь не может и не должен он быть одновременно в «трех лицах». На данном этапе, нам представляется возможным следующие варианты кооперации. Первый - это создание на районном, а возможно и на межотраслевом уровне, союза производителей определенной продукции. В зависимости от объема производства союзы могут быть узкоспециализированными или отраслевыми. Членство - добровольное, объединение юридических и физических сельхозтоваропроизводителей любой формы собственности. Союз работает на договорных условиях с перерабатывающей и сервисной службами. Реализация осуществляется через систему оптовых рынков. Союз - добровольное объединение коммерческих организаций юридических и физических лиц на основе договора в целях координации их предпринимательской деятельности, предоставления и защиты имущественных интересов членов, регулирования спроса и предложения, ценообразования и реализации продукции Члены союза сохраняют свою юридическую самостоятельность причем, в зависимости от ассортимента производимой продукции, они могут быть одновременно членами одного, двух и более союзов.

Управление союзом осуществляет общее собрание. Союз нанимает менеджеров, которые занимаются маркетингом и осуществляют сбыт продукции. Тариф на услуги менеджеров по сбыту продукции уточняется ежегодно, исходя из объемов, качества и реализационной цены, оперативности сделок. П Второй вариант - создание агрофирм. работающих по принципу замкнутого производственного цикла, ^ то есть объединяющих производство, переработку и сбыт продукции. Следует иметь в виду, что рыночные д отношения, основанные не на дефиците продукции, а в основном на ее качестве, эффективнее создавать по принципу технологической завершенности производства и реализации продукции. Это становится возможным лишь при производстве достаточного объема продукции, обеспечивающего круглогодичное, эффективное использование производственных мощностей, выработку конкурентоспособной продукции.

Третий вариант - межхозяйственная кооперация в виде ассоциаций, объединений, кооперативных сис- ^ тем по всему спектру технологического процесса на всех уровнях производства, переработки, реализации ^ продукции. I-

Четвертый - кооперативы по сервисному обслуживанию сельхозтоваропроизводителей, обеспечиваю- (д щие оперативное, отвечающее необходимым стандартам, выполнение работ, связанных с использованием □ активной части основных средств. ^

В настоящее время возможности удовлетворения покупательского спроса населения потребительской кооперацией используются недостаточно. Отдельные отрасли заготовительно-перерабатывающего комплекса отстают в своем развитии от темпов роста потребностей населения. И вместе с тем, налаживается снабжение торговых предприятий фруктами, молоком, яйцами, другими видами сельскохозяйственных продуктов. Составной частью проводимых мероприятий становится развитие широкой сети пекарен малой мощности в комплексе с магазинами. Особое внимание уделяется удовлетворению потребностей населе- ® ния в хлебобулочных изделиях национального ассортимента, булочной, бараночной и мучнисто-конди-терской продукции. ^

Ассортимент выпускаемой продукции имеет важное значение для повышения эффективности произ- ^ водства. В США, например, свыше 50% картофеля, предназначенного для пищевых целей, перерабатывается в различную продукцию и только 31% потребляется в свежем виде. Ежедневно на американском рынке ш представлено более 60 наименований продуктов из переработанного картофеля и 10-12 новых находятся о в стадии освоения. В нашей стране выпускается около 20 наименований [6]. ^

Организация заготовок в современных условиях должна опираться на прогрессивную, индустриальную ^ технологию их ведения. Технология закупок представляет собой совокупность технических и технологи- о ческих процессов по доведению сельскохозяйственной продукции от производителя до потребителя, осуществляемых в сфере заготовок. Технологическая цепь подготовки и движения продукции от производства 2 до потребителя включает следующие основные процессы: уборку продукции, ее товарную обработку, сор- ^ тировку, упаковку, затаривание, погрузку, транспортирование, разгрузку, хранение и др. Эта технологи- со ческая цепь выходит за рамки сферы заготовок. £

Заготовители включаются в технологическую цепь движения продукции от производства до потреби- о теля не с начальных ее стадий, а с момента поступления продукции к ним. Начальные стадии, от которых ^ зависит вся рациональная технология заготовок находятся, по существу, вне поля деятельности заготови- 1 телей, а хозяйства, в силу объективных и субъективных причин недостаточно ориентируются на техноло- о гические процессы, выходящие за пределы сдачи ими продукции заготовителю. Отсюда нередко низкое т качество товарной обработки, сортировки, упаковки и других процессов, выполняемых в хозяйствах.

Чтобы совершенствовать технологию и организацию заготовок, и тем самым улучшить качество сель- о скохозяйственной продукции, необходимо управление всей технологической цепью сосредоточить в од- ^ них руках. Целесообразно, чтобы эти процессы выполнялись или самими заготовительными организация- | ми, или под их руководством, что позволит сориентировать все технологические процессы на требования о конечного потребителя и достичь их реализации [4]. о

00

О о

I—

ш

Наиболее важным и сложным моментом в этом процессе является приемка продукции по качеству. Проблема повышения качества сельскохозяйственной продукции - комплексная и очень сложная, в ее решении должны участвовать многие отрасли агропромышленного комплекса, в том числе и заготовки. В основу комплексной системы управления качеством продукции, внедряемой в заготовках, входят следующие элементы: обеспечение хозяйств и предприятий, организаций и объединений сельского хозяйства необходимыми стандартами, нормативами и другими документами; анализ качества продукции и проводимых мероприятий; планирование качества; материально-техническое обеспечение качества; внедрение передовой технологии заготовок и сбыта продукции; организация службы сбыта и качества продукции; подготовка квалифицированных кадров и контроль за соблюдением качества и сроков проведения всех работ по обеспечению высокого качества продукции; моральное и материальное стимулирование работников за обеспечение сохранности продукции, а также повышение ее качества за счет доработки и подсортировки и т.д.

При методе организации заготовок, по которому хозяйства сами доставляют продукцию заготовительным, торговым и перерабатывающим предприятиям, заготовители, как правило, не оказывают достаточной помощи хозяйствам в оценке качества закупаемой продукции и в подготовке ее к переработке и реализации. Размещение кооперативных лабораторий по контролю качества закупаемой продукции сложилось в условиях старого метода - они сосредоточены, в основном, на заготовительных пунктах и складах, что является далеко не оптимальным условием контроля [2].

Все это вызывает необходимость перестройки организации работы по определению качества и самой организации контроля за качеством сельскохозяйственной продукции. В этом плане центр тяжести в работе П заготовителей следует перенести на приемные пункты, расположенные в хозяйствах. В период заготовок Л) на этих пунктах должны работать товароведы и кладовщики - приемщики заготовительных организаций.

0 Обеспечение правильной товарной обработки, сортировки и оценки качества продукции непосредственно ® в хозяйствах является одним из важнейших условий повышения качества продукции.

При развитии потребительского рынка, формирующегося на основе многообразия форм собственности, а оптовой торговли средствами производства, эффективных горизонтальных связей, производственно-сбы-Й товая деятельность предприятий и организаций в агропромышленном комплексе, согласно маркетинговой Ш концепции, должна полностью ориентироваться на конкретных потребителей.

2 Концепция маркетинга предполагает ориентацию предприятий на потребителя и определения на этой ° основе того, какая продукция, когда, где и в каком количестве необходима. С учетом данной концепции

□ строится весь процесс планирования производства, распределения и сбыта продукции, реализация услуг.

□ Современный маркетинг расширил свою деятельность от торгово-сбытовых операций до решения таких сложных проблем, как формирование эстетического вкуса покупателей; анализ и прогнозирование тенденций развития научно-технического прогресса общества, а, следовательно, и научное предвидение

^ изменения его потребностей; организация производства; борьба за улучшение экологии окружающей сре-ф ды; противодействие «черному рынку» и многие другие.

ё Агропромышленный маркетинг как самостоятельное направление теории современного маркетинга о. предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйски твующих субъектов рынка в области производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации

1 сельскохозяйственной продукции с целью извлечения максимальной прибыли [1].

о В связи с этим, целью маркетинга является получение наивысшей прибыли на основе всестороннего

0 изучения, анализа и прогноза изменения конъюнктуры рынка, наиболее полное удовлетворение платежес-

1 пособных потребностей населения путем организации производственных процессов и обеспечения соот-со ветствующих потребительских свойств производимых товаров.

о Таким образом, эффективное управление сельскохозяйственным производством в условиях неустой-о чивой конъюнктуры аграрного рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой ^ службы на сельскохозяйственных предприятиях [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Исходя из вышеизложенного, для нормального функционирования регионального продовольственно-о го рынка необходимо решить следующие задачи:

о - формирование единой информационной системы анализа и прогнозирования развития региональ-о ного рынка;

о - создание условий для развития регионального продовольственного рынка и повышения эффектив-

0 ности его функционирования;

^ - разработка единой экономической и технической политики развития регионального продовольс-

1 твенного рынка;

^ - координация работы всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по продо-ю вольственной безопасности республики;

- создание благоприятного экономического и инвестиционного климата в регионе для привлечения ^ новых инвестиций из других регионов и государств;

ф - введение гибких закупочных цен на сырье, поставляемых сельскохозяйственными товаропроизводи-

Ш

О

телями предприятиям перерабатывающей промышленности, занимающим доминирующее положение о на местном рынке;

о - оказание поддержки на государственном уровне сельскохозяйственным товаропроизводителям в (Т) строительстве цехов и минизаводов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.