Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: НАБРОСКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: НАБРОСКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологическая война / психология и история / психология больших групп / психология кино / реформа образования

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сулейманян А. Г.

Статья посвящена постановке проблемы об активной стратегии России в психологической войне. О возможностях применения концепции Б.М.Теплова об «уме полководца» к разработке методологии и методов стратегии «ментальной» или «психологической войны». Указывается на важность исследования психологии кино для решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: НАБРОСКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

Результаты исследования позволяют говорить о наличии определенных деформаций в системе ценностных ориентаций будущих юристов. Очевидно, что в значительной мере это обусловлено отмеченным выше общим фоном тех негативных социокультурных трансформаций, в условиях которых протекает жизнь современной студенческой молодежи. Однако наряду с данным фактором определенную роль здесь сыграла и специфика юридической профессии. Юрист, работающий с людьми и имеющий дело с социальными и межличностными конфликтами, должен относиться к участникам этих конфликтов, в том числе - к подозреваемым и преступникам, без морального осуждения (т.е. не в плоскости соотношения добра и зла), исходя исключительно из соображений справедливости, ориентирующих на беспристрастное определение меры вины и ответственности. Важно отметить и тот факт, что юридическая деятельность (в отличие от многих иных сфер профессиональной деятельности) детально регламентирована в действующем законодательстве. Это может создавать у обучающихся впечатление, что для достижения искомых ими высоких результатов в своей профессиональной карьере необходимо и достаточно овладеть набором соответствующих знаний. Между тем, как подчеркивают специалисты, профессиональная этика юриста должна формироваться «на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания» [8, с. 184].

Проведенное исследование показало наличие проблемы, нуждающейся в дальнейшем изучении, по итогам которого можно было дать обоснованные предложения, направленные на совершенствование процессов образования и воспитания будущих юристов.

Литература

1. Бауман З., Донскис Л. Моральная слепота. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2019. С.106.

2. Васецкий А. А., Малькевич А. А. «Новые СМИ» в процессе политической социализации молодежи // Управленческое консультирование. - 2011. № 3 (43). С. 43-48.

3. Ильин А.Н. Общество потребления и его сущностные особенности // С.22-36.

4. Кривошеев В. В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социологические исследования. 2004. №3. С. 93-97.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2009.

6. Психологический тест Добро и зло (ДЗ) //

URL: http:// test.grupla.ru>filemanager/download/1912/

7. Теплов В. М. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 1 М.: Педагогика. 1985. С. 306.

8. Цвык В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории. М.: РУДН. 2014.

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДАХ АКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ: НАБРОСКИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Сулейманян А. Г., Москва (Россия), кандидат психологических наук, независимый исследователь, andranikgr@mail.ru

DOI:

Статья посвящена постановке проблемы об активной стратегии России в психологической войне. О возможностях применения концепции Б.М.Теплова об «уме полководца» к разработке методологии и методов стратегии «ментальной» или

«психологической войны». Указывается на важность исследования психологии кино для решения данной проблемы.

Ключевые слова: Психологическая война, психология и история, психология больших групп, психология кино, реформа образования

ON THE QUESTION OF METHODOLOGY AND METHODS OF RUSSIA'S ACTIVE STRATEGY IN PSYCHOLOGICAL WAR: SKETCHES AND PROBLEM STATEMENT

Suleimanian A., Moscow (Russia), PhD in psychology, independent researcher, andranikgr@mail.ru

The article is devoted to the formulation of the problem of Russia's active strategy in psychological war. On the possibilities of applying B.M. Teplov's concept of the "intellect of a commander" to the development of methodology and methods of strategy of "mental" or "psychological war". The importance of studying the psychology of cinema for solving this problem is pointed out.

Keywords: Psychological and mental war, psychology and history, psychology of large groups, psychology of cinema, education reform/

«Тот город крепко укреплен, где вместо кирпичей есть стена людей»

Ликург

К постановке проблемы

В.В. Путин выступил на заседании «Валдайского клуба» с речью, суть которой: мир вступил в системный кризис. кризис, с которым мы имеем дело, - концептуальный, даже цивилизационный. По сути, это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на земле, и нам все равно придется их серьезно переосмысливать. Вопрос - в какую сторону двигаться, от чего отказываться, что пересматривать или корректировать. При этом убежден, что за подлинные ценности нужно побороться, отстаивая их всеми силами» [4]. Недвусмысленно и ясно заявлено, что предстоит война и прежде всего психологическая война.

Незадолго до этого А.М. Ильницкий статье «Ментальная война России» (мы полагаем, термины «ментальная война» и «психологическая война» синонимичны) указывает на отсутствие целостной стратегии у Кремля для ведения психологической войны: «Актуальная суть сегодняшней глобальной повестки заключается в том, что инструменты ведения войны и соперничества мирного времени перемешались до степени совмещения, а спектр угроз изменился радикально. Это привело к возникновению нового типа межгосударственного противоборства - ментальной войны, цель которой заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной, цивилизационной основы общества противника» [1,19].

В этих условиях новую актуальность приобретает классическая работа Б.М. Теплова «Ум полководца». Мы разделяем позицию Б.М. Теплова в отношении качеств, необходимых полководцу: практический ум, величие духа, повышение всех психологических сил в атмосфере опасности, гений целого и гений деталей, превращение сложного в простое, способность решаться, осторожная смелость, быстрота ориентировки и предвидение [8].

Продолжая его мысль можно, основываясь на фактах (прежде всего Великой Отечественной Войны) утверждать, что и нынешние граждане России могут при грамотном психологическом управлении образованием и кино (о чем далее) могут стать инициативными солдатами и офицерами в грядущем противостоянии. Чем больше рядовых бойцов обладают

в той или иной степени качествами полководца, тем вероятнее победа в психологической войне.

Основа любой войны, тем более психологической, «щит и меч». «Щит» ментальной войны - устойчивость к пропаганде открытых врагов (так называемых «либералов») и мнимых союзников («Патриотов» - антисоветчиков и «опереточных монархистов» ), а также «прорабов перестройки» в совершенстве овладевших методами геббельсовкой пропаганды, о чем можно судить, например, по статье бывшего придворного писателя одного из двух «отцов российской демократии» (см. Юмашев В.Б. Свидетели перестройки - Люди эпохи о том, какую страну они потеряли - в спецпроекте ТАСС (tass.ru) (обращение 16.10.2021)).

Что касается «меча» - системной наступательной стратегии, то ее разработка значительно осложняется, во-первых, запретом на идеологию в Конституции РФ; во-вторых, фактором «пятой колонны»: многие «властители дум» сторонники «новой этики»; в-третьих, отсутствием ценностного единства современного российского общества. Поэтому наши соображения всего лишь наброски.

Методология наступательной стратегии (полезно помнить знаменитую футбольную поговорку: «лучшая защита - это нападение»).

Стратегия всегда должна учитывать особенности «театра военных действий». Нынешний мир находится в «революционной ситуации» по В.И. Ленину, все признаки которой налицо.

1. Верхи не могут управлять по-старому - невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде свое господство.

2. Низы не хотят жить по-старому - резкое обострение выше обычной нужды и бедствий угнетенных классов и их желание изменений своей жизни в лучшую сторону.

3. Значительное повышение активности масс, привлекаемых как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами» к самостоятельному историческому выступлению [2, 218].

Самые эффективные способы воздействия на общество, как на большую группу, особенно в этих условиях, система образования и кино, включая его распространение по «социальным сетям». Новый смысл приобретает в условиях «глобальных сетей» знаменитое высказывание В.И. Ленина: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (воспоминания А.В, Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенные им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано: Г.М. Болтянский В. И. Ленин).

Научная стратегия «ментальных войн» должна быть основана на системной методологии, учитывающей культурно-исторический тип общества. Мы полагаем, что в России она должна быть основана на следующих принципах.

- Культурно-историческая теория Н.Я. Данилевского.

- Концепции К. Маркса о возможности «управления историей» при знании ее законов. По-нашему мнению, управление историей - это прежде всего воздействие на человека.

- теория «культурной динамики» П.А. Сорокина. Мы полагаем, что победа России в ментальной войне может быть одержана только при возвращении к «идеациональной культуре»

- концепция коллектива А.С. Макаренко

- «the last, but not the least» концепция «практического ума» Б.М. Теплова

Эти принципы надо применить к реформам образования и управлению киноискусством. Мы ограничимся, в данном случае, основными вопросами обучения воспитания и «героем» современного российского кино.

В основу методов образования должны быть положены: калокагатия», то есть методами педагогики, психологии, этики и эстетики развивать личность каждого ребенка, потому что в потенциале всестороннее и гармоничное развитие - это не идеал немногих избранных; спортивность [7] и развитие ума по Б.М. Теплову [8]. (Подробное изложение программы реформ не является предметом данной статьи).

Что касается киноискусства, необходимо вернуться к идеям школы К.С. Станиславского, в основе которой понятия «сверхзадача» и «сквозное действие». Вопросы психологии кино очень важны, однако до сих пор так и осталась неосуществленной идея И.П. Павлова и К.С. Станиславского о «союзе наук и искусств» [3]. С этой точки зрения очень важны идеи, высказанные С.М. Эйзенштейном: «Один из самых серьезных вопросов -это вопрос методологический: о построении нужных нам вещей: нужна большая научная проработка вопроса ... как должны делаться советские картины и чем они должны являться [6].

Позволим себе несколько предварительных соображений о методологии совместных исследований кино психологами и режиссерами. Сверхзадача кино - показать действительное преображение личности: от метанойи (перемены ума) к действиям, следуя принципу С.Л. Эйзенштейна о «единстве сознания и деятельности». Герой - это простой и неравнодушный человек, несмотря ни на что исполняющий свой долг: например, сохранивший аэродром в тайге (на эту тему уже снят фильм), единственную библиотеку в небольшом городе, писатель, служащий не «капиталу», а истине и т. д. и т.п.

Нельзя обойти вниманием и телевидение. Очень существенно, что в современном российском кино нет сверхзадачи; поэтому оно «сливается» с телесериалами, и невозможно провести отчетливые психологические «границы». Современное российское телевидение -разрушительное соединение гламура массовой культуры, натурализма и постмодернизма. Сверхзадача телесериалов - тема дискуссий и исследований, а не индивидуальных решений «манагеров».

Необходимо провести психологические исследования, предмет которых - различия кино, телевидения и интернета в степени воздействия на массовое создание. Методология исследований не может быть разработана без анализа размышлений великих режиссеров советского кино, «золотого века» Голливуда, и европейского некоммерческого кино. Кино, и особенно посещение кинотеатра, - это мистерия, по мнению Ф. Феллини, к которому мы присоединяемся. Это особенное событие; телевидение же - это «облако повседневности». Психологические различия кинотеатра общественного от домашнего кино - проблема, требующая кропотливых исследований.

Наконец, необходимо понять, почему в современном российском кино, в отличие от западного, отсутствует тема будущего? Причина в отсутствии «Вертикали», то есть компаса, идеала и сверхзадачи.

Заключение

В научных статьях не принято цитировать речи государственных мужей, но в данном случае это уместно.

«В последние десятилетия многие вспоминают китайскую поговорку. Китайский народ мудрый, у него много мыслителей и много всяких ценных мыслей, которые мы и сегодня можем использовать. Одна из них, как известно, - не дай бог жить в эпоху перемен. Но мы в ней уже живем, хотим мы того или нет, и перемены эти все глубже, все фундаментальнее. Так что вспомним и кое-что другое из китайской мудрости: слово «кризис» состоит из двух иероглифов - здесь наверняка есть представители Китайской Народной Республики, если я в чем-то ошибаюсь, они меня поправят - так вот два иероглифа: «опасность» и «возможность». А как говорят уже у нас, в России, «борись с трудностями умом, а с опасностями - опытом»

[4].

Исходя из этого, мы предлагаем создать «рабочую группу» для разработки методологии «ментальной войны» и найти союзников в министерстве обороны и в союзе кинематографистов.

Литература

1. Ильницкий А. М., Ментальная война России / «Военная мысль», №8, 2021, с. 19-32

2. Ленин В. И. Крах II Интернационала // ПСС. Т. 26.

3. Найденко М. К. Элементы экспериментальной психологии в системе К.С. Станиславского // «Культурная жизнь юга России», 4 (55), 2014.

4. Путин В. В. Стенограмма заседания клуба «Валдай» - Стенограмма заседания дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года - Президент России (prezident.org) (обращение 16.10.2021)

5. Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980

6. Стенограмма беседы Н.И. Подвойского с С.М. Эйзенштейном и Г.В. Александровым накануне I Всесоюзного партийного совещания по вопросам кино. 9 марта 1928 г.

7. Сулейманян А. Г. Как важно быть спортивным // Российская Федерация сегодня. 2010. N 8. С. 28.

8. Теплов Б. М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам - В кн.: Теплов Б. М. Избр. труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1985. С. 223-305.

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Черемошкина Л. В., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, МПГУ (Москва) и ГГТУ (Орехово-Зуево), lvch2007@yandex.ru

Клюшникова А. К., Москва (Россия), студентка магистратуры, МПГУ (Москва), Московский государственный педагогический университет, Klyushnikova81@gmail.com

Б01:

Обеспечение качества образования - фундаментальная научная проблема и основная государственная задача. Содержание образования определяет методы и формы преподавания. Сомнительное наполнение современных учебников заставляет родителей переводить детей в частные школы или на домашнее обучение, как правило, с использованием советских пособий. Необходимы междисциплинарные исследования и анализ современной школьной учебной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.