распространенных в современной отечественной психологической практике, и которые построены на том самом «слепом эмпиризме», о котором писал Б.М. Теплов?
Думается, что ответы на эти вопросы могут существенно повысить интерес современных психологов к работам, которые традиционно относят к источникам историко-психологических исследований, в том числе, к не самым известным работам Б.М. Теплова.
Литература
1. Отчет о проведении тестов по математике и физике у студентов I курса химико-технического института. 4 января 1930 г. // ОР РГБ. Ф. 815. Теплов Б.М. Картон 1. Ед. хр. 16. 12 л.
2. Психологические тесты для взрослых по Эд. Торндайку в обработке Б.М. Теплова, П.А. Шеварева и А.А. Смирнова. Ч. 1, 2, 3. 1931. // ОР РГБ. Ф. 815. Теплов Б.М. Картон 2. Ед. хр. 41. 14 л.
3. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. Т.П. М.: Педагогика, 1985. - 360 с.
4. Теплов Б.М. Отзыв о работе по теме «Экспериментальная разработка психологических методик для изучения работоспособности летного состава. 9 января 1961 г. // ОР РГБ. Ф. 815. Теплов Б.М. Картон 5. Ед. хр. 63. 1 л.
5. Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 5. М.: Просвещение, 1967. С. 239-286.
6. Теплов Б.М. Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927 г.): К 100-летию Психологического ин-та имени Л.Г. Щукиной (1914-2014). М.: Твердислов, 2006. 166 с.
7. Теплов Б.М. Рефераты работ советских и зарубежных ученых по вопросам проведения психологического эксперимента и разработки тестов. 1960-е. // ОР РГБ Ф. 815. Теплов Б.М. Картон 17. Ед. хр. 15. 95 л.
8. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2004. 440 с.
Б.М. ТЕПЛОВ И Б.Г. АНАНЬЕВ В ЮБИЛЕЙНЫХ ДОКЛАДАХ К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Журавлев А. Л., Москва (Россия), Академик РАН, профессор, научный руководитель ФГБУН Институт психологии РАН, [email protected]
Стоюхина Н. Ю., Нижний Новгород (Россия), кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected]
DOI:
В статье анализируются тексты публичных лекций выдающихся советских психологов Б.М. Теплова и Б.Г. Ананьева, сделанные в 1947 г. к тридцатилетию советской власти. Несмотря на схожесть содержания: предыстория советской психологии, идущая от российской психологии XIX в., ее история, начиная с 1917 г., развитие советской психологии на фоне борьбы материализма с идеализмом, советская психология до Великой отечественной войны и после Победы, - есть некоторая разница в содержании, что позволяет до сих пор
рассматривать эти доклады в совокупности, как взаимодополняемые историко-психологические источники.
Ключевые слова: история психологии, 30 лет советской психологии, публичная лекция, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев.
B.M. TEPLOV AND B.G. ANANIEV IN THE REPORTS TO THE THIRTIETH ANNIVERSARY OF SOVIET PSYCHOLOGY
Zhuravlev A. L., Moscow (Russia), Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences; Academician of the Russian Academy of Sciences, Scientific Supervisor of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, [email protected]
Stoyukhina N.Yu., Nizhny Novgorod (Russia), Candidate of Psychology, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, [email protected]
The article analyzes the texts of public lectures of prominent Soviet psychologists B.M. Teplov and B.G. Ananyev, made in 1947 for the thirtieth anniversary of the Soviet regime. Despite the similarity of their content: the prehistory of Soviet psychology, coming from Russian psychology of the 19th century, its history, starting from 1917, the development of Soviet psychology against the background of the struggle between materialism and idealism, Soviet psychology before the Great Patriotic War and after the victory - there are some differences, which still allow us to consider these reports in aggregate as complementary historical-psychological sources.
Keywords: history of psychology, 30 years of Soviet psychology, public lecture, B.M. Teplov, B.G. Ananyev.
Традиционно в Советском Союзе крупные руководители организаций делали доклады к большим государственным праздникам. Эти доклады представляли собой своеобразные отчеты за некий период, прошедший с предыдущего отчета. Важнейшей государственной датой была годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, она отмечалась каждый год заседаниями в организациях всех уровней. Когда бывали «круглые» даты, т.е. количество прошедших лет было кратно 5 или 10, ценность праздника увеличивалась многократно, соответственно, возрастал уровень приглашенных гостей и статус докладчиков.
В 1947 г. страна отмечала тридцать лет советской власти, и потому психологи в двух столицах торжественно праздновали тридцатилетие психологии в Советском Союзе. В Москве, в Доме Союзов в рамках Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний Борис Михайлович Теплов (1896-1965), действительный член общества, профессор кафедры психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, прочел публичную лекцию «Советская психологическая наука за 30 лет». В Ленинграде подобное мероприятие прошло чуть позже - 12 декабря член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) выступил с публичной лекцией «Успехи советский психологии».
Стенограммы лекций были напечатаны отдельными брошюрами: лекция Б.М. Теплова вышла тиражом 100 тысяч экземпляров, Б.Г. Ананьева - 15 тысяч экземпляров.
Сейчас, спустя почти 75 лет после тех докладов, к их содержанию и к самому событию возникает интерес, обусловленный количеством прошедших десятилетий, что позволяет проанализировать и сравнить оба выступления.
В 1947 г. Борис Михайлович Теплов был профессором кафедры психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, много и напряженно трудился [3, 7]. Как писал М.Г. Ярошевский, он был «научной совестью целого поколения» [7, с. 192].
В 1944 г. Б.Г. Ананьев был избран заведующим кафедрой психологии факультета философии ЛГУ.
На первый взгляд, содержание их выступлений было во многом схожим: история советской психологии на фоне истории мировой психологии, становление советской психологии на основе марксизма и диалектического материализма, достижения советской психологии и перспективы ее развития при неизменно руководящей роли В.И. Ленина, И.В. Сталина и ЦК ВКП(б). Остановимся на отдельных моментах содержания лекций обоих выступавших; сейчас эти выступления, рассматриваемые в дополнении друг к другу, показывают нам картину послевоенной советской психологии.
Перечисляя наиболее важные исторические вехи советской психологии (борьба материализма с идеализмом за «командные высоты» в психологии (1918-1924); первые опыты построения материалистической психологии (1925-1929); перестройка психологической науки на основе ленинского философского наследства (1930-1935)), Б.М. Теплов не отступал от важного тезиса: «критика и самокритика являлись подлинной движущей силой развития» [6, с. 10], поэтому происходившее до 1936 г. - до Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» 4 июля 1936 г. - он оценивал весьма критично.
Интересно выделить имена упомянутых в лекции ученых, повлиявших на развитие психологии до 1936 г., ставшим своеобразным рубежом, поделившим развитие психологии на «до» и «после»: В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, К.Н. Челпанов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, М.Я. Басов,
A.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Сахаров, Л.В. Занков, С.В. Кравков, Л.М. Шварц,
B.А. Артемов, С.Л. Рубинштейн.
Психологическая наука, перестроившаяся на основе ленинского философского наследия, развивалась по направлениям: детская психология с углубленным исследованием основных видов деятельности ребенка - учения и игры, педагогическая психология, изучающая мыслительную деятельность учащихся в конкретных условиях учебной работы, конкретных видов школьных навыков. Важны также вопросы воспитания, возникающие в психологии обучения: вопросы воспитания воли, характера, моральных чувств. Издаются учебные пособия по психологии (К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, Л.М. Шварц), книга
C.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Б.М. Теплов обратил внимание на то, что «при изучении психических свойств личности советская психологическая наука ставит перед собой задачу - изучить три основных вопроса: о способностях, о направленности личности (потребности, интересы, идеалы) и о характере» [6, с. 26] и насколько возможно подробно остановился на вопросах изучения способностей, которыми занимался сам. Не обошел вниманием и исследование ощущений, упомянув работы Г.В. Гершуни, Б.М. Теплова, Н.А. Гарбузова, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкина, Б.Г. Ананьева, Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова, А.Н. Соколова.
Невозможно не вспомнить, что через два года состоялась «Павловская» сессия, где Теплов был первым из четырех выступавших психологов [4]. Еще до сессии он был весьма
осведомлен об учении мозговых механизмах психической деятельности, над которыми работали психофизиологи: «работы выдающихся советских физиологов - Орбели, Беритова, Анохина, Асратяна и других - заложили основы для разработки подлинно научной психофизиологии мозга» [6, с. 29].
Весьма полезным и перспективным фактом для развития советской психологии Теплов считал введение преподавания психологии и логики в выпускных классах средней школы, что, безусловно, повысит количество психологов и качество исследований.
При большом сходстве лекции Б.Г. Ананьева с лекцией его московского коллеги мы отметим отличия. Борис Герасимович назвал шесть основных принципов советской психологии: 1. единство психических и нервных мозговых процессов, единство психического и материального, психика как свойства материи, мозга, являющегося высшей формой органической материи; 2. субъективное отображение внешнего мира психическими свойствами мозга в соответствии с марксистско-ленинской теорией отражения; 3. зависимость нервно-психической деятельности от образа бытия; 4. классово-исторический характер человеческого сознания и психических процессов; 5. основные противоречия в нервно-психическом развитии и переходы между различными формами бытия и сознания вскрываются советской психологией, основанной на марксистском философском материализме; 6. принцип единства сознания и деятельности [2, с. 8-10].
Если Б.М. Теплов говорил о своих исследованиях способностей, то Ананьев рассказывал об исследовании проблемы ощущений, которой занимался со своими коллегами в последнее время.
Пережитые годы войны не могли пройти бесследно для обоих выступавших, они конечно же посвятили этому по два абзаца в своих выступлениях. Как писала исследовательница творчества Б.Г. Ананьева Н.А. Логинова, «к концу войны он сформировал собственную методологическую концепцию на базе марксизма и вместе с тем в тесной связи с материалистической традицией всей русской психологии и особенно психологическими и антропологическими взглядами В.М. Бехтерева. Борис Герасимович определил основные теоретические позиции своей персонологический концепции, очертил ее контуры на материале характерологических исследований своей лаборатории воспитания в Институте мозга и на примере подвига советских людей в Великой Отечественной войне» [5, с. 26].
Нельзя не отметить, что лекция Б.Г. Ананьева имела расширенный вариант в периодической печати - в конце 1947 г. в журнале «Советская педагогика» вышла развернутая статья «Тридцать лет советской психологии» [1].
Сейчас, спустя почти семьдесят пять лет, очевидно, что выступления Б.Г. Ананьева и Б.М. Теплова содержат множество историко-психологических фактов, которые, подкрепленные точкой зрения выступавшего, представляют собой ценность для современных историков психологии и потому активно используются в качестве источников.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Тридцать лет советской психологии // Советская педагогика. 1947. № 11. С. 41-55.
2. Ананьев Б.Г. Успехи советский психологии. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 12 декабря 1947 года в Ленинграде. Л.: Лениздат, 1948.
3. Голубева Э.А., Гусева Е.П. Борис Михайлович Теплов - Ученый // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 51-59.
4. Журавлев А.Л., Стоюхина Н.Ю. «Павловская» сессия глазами психологов (к 70-летию проведения) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 5. С. 4-12.
5. Логинова Н.А. Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
6. Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 13 октября 1947 года в Доме Союзов в Москве. М.: Изд-во «Правда», 1947.
7. Ярошевский М.Г. Борис Михайлович Теплов - Ученый, Личность // Мир психологии. 2002. № 4. С. 187-193.
ПСИХОЛОГИ ЖИЗНИ: Б.М. ТЕПЛОВ И М. ВЕРТГЕЙМЕР В ПОИСКАХ
НАУЧНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Мазилов В.А., Ярославль (Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, [email protected]
DOI:
Статья посвящена анализу научного творчества в области психологии двух выдающихся психологов двадцатого столетия. Отмечается сходство научных интересов, образования, известное сходство тематики научных исследований. Утверждается, что глубинное сходство научной деятельности двух ученых состоит в том, что независимо один от другого они пытались создать такую психологию, которая была бы одновременно строго научной, но и жизненной, то есть можно было бы использовать на практике. Показаны способы решения этой задачи учеными.
Ключевые слова: психология, Б.М. Теплов, М. Вертгеймер, научность, жизненность, теория, практика
LIFE PSYCHOLOGISTS: B. M. TEPLOV AND M. WERTHEIMER IN SEARCH OF
SCIENTIFIC LIFE PSYCHOLOGY
Mazilov V. A., Yaroslavl (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Head Department of General and Social Psychology, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D.Ushinsky, [email protected]
The article is devoted to the analysis of scientific creativity in the field of psychology of two outstanding psychologists of the twentieth century. The similarity of scientific interests, education, a certain similarity of research topics are noted. It is argued that the deep similarity of the scientific activities of the two scientists is that, independently of one another, they tried to create a psychology that would be both strictly scientific, but also vital, that is, could be used in practice. The ways of solving this problem by scientists are shown.
Keywords: psychology, B. M. Teplov, M. Wertheimer, scientific character, vitality, theory, practice
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156