Научная статья на тему 'КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ'

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание образования / качество учебников / учебный материал / методики преподавания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемошкина Л. В., Клюшникова А. К.

Обеспечение качества образования – фундаментальная научная проблема и основная государственная задача. Содержание образования определяет методы и формы преподавания. Сомнительное наполнение современных учебников заставляет родителей переводить детей в частные школы или на домашнее обучение, как правило, с использованием советских пособий. Необходимы междисциплинарные исследования и анализ современной школьной учебной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черемошкина Л. В., Клюшникова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ»

«В последние десятилетия многие вспоминают китайскую поговорку. Китайский народ мудрый, у него много мыслителей и много всяких ценных мыслей, которые мы и сегодня можем использовать. Одна из них, как известно, - не дай бог жить в эпоху перемен. Но мы в ней уже живем, хотим мы того или нет, и перемены эти все глубже, все фундаментальнее. Так что вспомним и кое-что другое из китайской мудрости: слово «кризис» состоит из двух иероглифов - здесь наверняка есть представители Китайской Народной Республики, если я в чем-то ошибаюсь, они меня поправят - так вот два иероглифа: «опасность» и «возможность». А как говорят уже у нас, в России, «борись с трудностями умом, а с опасностями - опытом»

[4].

Исходя из этого, мы предлагаем создать «рабочую группу» для разработки методологии «ментальной войны» и найти союзников в министерстве обороны и в союзе кинематографистов.

Литература

1. Ильницкий А. М., Ментальная война России / «Военная мысль», №8, 2021, с. 19-32

2. Ленин В. И. Крах II Интернационала // ПСС. Т. 26.

3. Найденко М. К. Элементы экспериментальной психологии в системе К.С. Станиславского // «Культурная жизнь юга России», 4 (55), 2014.

4. Путин В. В. Стенограмма заседания клуба «Валдай» - Стенограмма заседания дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 года - Президент России (prezident.org) (обращение 16.10.2021)

5. Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980

6. Стенограмма беседы Н.И. Подвойского с С.М. Эйзенштейном и Г.В. Александровым накануне I Всесоюзного партийного совещания по вопросам кино. 9 марта 1928 г.

7. Сулейманян А. Г. Как важно быть спортивным // Российская Федерация сегодня. 2010. N 8. С. 28.

8. Теплов Б. М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам - В кн.: Теплов Б. М. Избр. труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1985. С. 223-305.

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Черемошкина Л. В., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, МПГУ (Москва) и ГГТУ (Орехово-Зуево), lvch2007@yandex.ru

Клюшникова А. К., Москва (Россия), студентка магистратуры, МПГУ (Москва), Московский государственный педагогический университет, Klyushnikova81@gmail.com

DOI:

Обеспечение качества образования - фундаментальная научная проблема и основная государственная задача. Содержание образования определяет методы и формы преподавания. Сомнительное наполнение современных учебников заставляет родителей переводить детей в частные школы или на домашнее обучение, как правило, с использованием советских пособий. Необходимы междисциплинарные исследования и анализ современной школьной учебной литературы.

Ключевые слова: содержание образования, качество учебников, учебный материал, методики преподавания.

HIGH QUALITY ADUCATION AS A GEOPOLITICAL NECESSITY

Cheremoshkina L. V., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow) and State University of Humanities and Technology (Orehovo-Zuevo), vch2007@yandex.ru

Klyushnikova A. K., Moscow (Russia), student, Moscow State Pedagogical University, Klyushnikova81@gmail. com

Ensuring the quality of education is a fundamental scientific problem and the main state task. Only its content determines the methods and forms of teaching, and its understanding is especially important. The dubious content of modern textbooks forces parents to transfer their children to private schools or home schooling, usually using Soviet textbooks. Interdisciplinary research and analysis of modern school educational literature are strongly needed.

Keywords: education content, quality of textbooks, teaching material, teaching methods.

Борис Михайлович Теплов, окажись он в нашем времени, неминуемо обратил бы внимание на качество учебников, учебных пособий, методических разработок и различного рода обучающих программ. Психология была для Б.М. Теплова не совокупностью абстрактно-методологических рассуждений, а практико-ориентированной наукой, призванной решать и способствовать решению насущных проблем. К их числу, вне всяких сомнений, относится и состояние школьного образования. Качеством образовательного процесса озабочены учителя и преподаватели вузов, родители и чиновники. Результаты ЕГЭ 2021 года вплотную подвели к обсуждению содержания школьного образования и методик преподавания различных дисциплин. Содержание образования в сложившихся геополитических условиях должно рассматриваться как фундаментальная научная проблема и первоочередная государственная задача. Начальная и средняя школа не справляются со своими прямыми обязанностями: обучать, воспитывать и развивать личность. В качестве доказательств такого положения выступают не только низкие результаты ЕГЭ и повсеместная практика репетиторства, но и участившиеся случаи криминала в стенах образовательных учреждений. Состояние системы образования требует глубокого и всестороннего анализа. Начинать исследование накопившихся проблем надо с обсуждения содержания образования. Содержание образования первично, именно оно должно определять методы и формы преподавания. Учителя и родители должны понимать целесообразность того или иного образовательного контента и направленность методик обучения. Непонимание происхождения современных учебников и несогласие с их наполнением заставляет родителей переводить детей в частные школы или на домашнее обучение, часто с использованием учебников советского периода. Почему родители переводят детей на семейное обучение и в частные школы? Почему Русская Классическая Школа наращивает популярность, филиалы которой открываются в Екатеринбурге, в Москве и других городах РФ?

Почему родители начали объединяться и создавать новые частные школы? Почему появились организации, которые возобновили издание учебников советского периода? Ответы на эти вопросы потребуют ни одной статьи или монографии, а серии исследований, направленных на объяснение причин и условий реформаторского «зуда» руководителей

548

образования, начавшегося в конце 80-х годов прошлого века и продолжающегося до настоящего времени. О необходимости обсуждения содержания образования и качества учебников опубликовано ряд статей, которые получили одобрение со стороны психолого-педагогического сообщества [5; 6; 7; 8]. Основу любого учебника составляет единство образовательного контента и методики его изложения. Именно это обстоятельство превращает тот или иной текст в образовательный ресурс, который способен заложить основы картины мира ребенка. Учебник обязан быть доминантой образовательного процесса, системообразующим фактором взаимодействия учителя и ученика.

Целью настоящей статьи является попытка обратить внимание методологов образования, педагогов и психологов на качество учебной литературы, издаваемой в постсоветский период.

Начнем сравнительный анализ учебной литературы с двух учебников русского языка, изданных в 1953 и в 2016 гг. Оба учебника предназначены для второго класса и имеют соответствующий министерский гриф. Автором учебника 1953 года является Н.А. Костин, авторами учебника 2016 года - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий [1; 2; 3]. Общий обзор тем и способов их преподнесения показывает, что эти учебники различаются по целому ряду принципиальных позиций. Во-первых, учебник 1953 года направлен на обучение учеников 2 класса грамматике, а учебник 2016 года - фонетике и устной речи. Во-вторых, учебник 1953 г. по сравнению с учебником 2016 г. содержит отчетливую направленность на повторение пройденного материала. В-третьих, существенно различаются подходы к их оформлению. Учебник 2016 года насыщен иллюстрациями, которые выполнены в жанре мультипликации. Изображения детей и животных трудно назвать реалистичными, пропорции тел и лиц нарушены, животные очеловечиваются.

Особенности изложения учебного материала, его объяснения и закрепления рассмотрим на примере конкретного параграфа. Оказалось, что программы обучения русскому языку во втором классе 1953 и 2016 годов не совпадают и по темам. Не удалось отыскать 2-х параграфов, совпадающих по названию и содержанию.

Общая характеристика изложения темы «Разделительный мягкий знак» в учебниках 1953 и 2016 гг. представлена в таблице №1.

Таблица 1

Название учебника Русский язык Н.А. Костин УЧПЕДГИЗ 1953г 2 класс Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2016 г. 2 класс (два тома)

Количество страниц, отведенных на тему: «Разделительный мягкий знак» 3 8 (в поурочной методике на эту тему рекомендовано три урока)

Методика объяснения правил употребления мягкого разделительного знака Объяснение с точки зрения грамматики Объяснение с точки зрения фонетики и грамматики

Направленность упражнений Задания даются на прочтение и запись Задания даются на прочтение, запись и размышление

Объем упражнений Объем упражнения для тренировки письма составляет 120 знаков Объем упражнения для тренировки письма составляет 90 знаков

Содержание упражнения Тексты; стихотворения; пословицы и поговорки; загадки; слова, в которых необходимо вставить орфограмму, выполнить письменно дополнительное задание на повторение или воспользоваться словами для справок; выделение орфограммы в тетради. Слова, стихотворения, пословица, словосочетания, задания на фонетику, текст только один

Иллюстрации В данном параграфе отсутствуют иллюстрации 10 иллюстраций на один параграф

Образец Присутствует (прописными буквами) Присутствует (печатными буквами)

На примере объяснения одной темы, посвященной разделительному мягкому знаку, видно, что учебники разных эпох по-разному относятся к формированию умений грамотного письма. Учебник 1953 года наполнен заданиями, направленными на формирование и закрепление умений грамотного письма, т.е. превращение их в навыки, в отличие от учебника 2016 года. Подчеркнем, что современная начальная школа лишена такого предмета как чистописание [2,3].

Это приводит к серьезным последствиям: неразборчивый и некрасивый почерк, неправильное положение руки и тела при письме, нарушение осанки и, как следствие, быстрая утомляемость ребенка в процессе выполнения письменных заданий. Чистописание, грамматические упражнения являлись основой обучения в начальной школе. Вспомним слова В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» [4].

Особое внимание стоит уделить целесообразности и необходимости иллюстраций в учебнике русского языка. Учебник 2016 года явно перегружен значками и картинками. Нам представляется, что наполнение учебника 2016 года иллюстрациями не способствует развитию произвольного внимания ребенка, учитывая перенасыщенность современных школьников образной информацией благодаря интернету. Учебник 1953 года оснащен реалистичными изображениями, которые расширяют кругозор и имеют воспитательное значение: достопримечательности Москвы, Кремль, Спасская башня, МГУ и т.д. Содержание соответствует образному ряду: стихи о Родине, Москве, природе, труде. Подчеркнем, что метапредметность, на которую ориентированы ФГОСы, с наибольшей отчетливостью реализуется именно в старом учебнике. При объяснении темы «Разделительный мягкий знак» указанные тенденции отчетливо проявляются, несмотря на то, что сущность данной темы осталась прежней. Качество учебников, издаваемых в постсоветский период, требует тщательного анализа, исходя из общенациональных целей образования. Учебник является учебником только в том случае, если его содержание неразрывно связано с методикой его преподнесения. Именно единство содержания и методики его освоения превращает книгу в учебник.

Литература

1. Костин Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе.

2. Канакина В. П. и Горецкий В. Г. Учебник русского языка для 2 класса в двух томах,

Издательство «Просвещение» 2016.

3. Костина Н. А. Учебник русского языка для 2 класса, УЧПЕДГИЗ 1953.

4. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям», М.: Концептуал, 2018. 320 с.

5. Черемошкина Л. В. О содержании национально ориентированного образования: http://rusrand.ru/analytics/o-soderjanii-nacionalno-orientirovannogo-obrazovaniya (дата обращения 6 октября 2020).

6. Черемошкина Л. В. О необходимости создания теории национально ориентированного образования// Вестник Мос. ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. 2020, № 3, с. 94-108.

7. Черемошкина Л. В. Учитель не нужен? // Газета «Завтра», № 43, 28 октября 2020.

8. Черемошкина Л. В. Формирование личности в условиях реально-виртуального бытия и проблемы образования//, Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8-10 октября 2020 г. / Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 124-128.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ЛОГИКЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Шабельников В. К., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор Института психологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), shabelnikov@rambler.ru

DOI:

Геополитические конфликты и противостояния в разных странах связаны с формированием у людей разных психологических мотивов и векторов активности. В статье рассматривается зависимость психологических различий народов от логики организации жизни в разных регионах планеты.

Ключевые слова: мотивы, геополитика, биосфера, государство, народы.

PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES IN THE LOGIC OF GEOPOLITICAL STRUGGLE

Shabelnikov V. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Institute of Psychology of the Russian State University for the Humanities (RSUH), shabelnikov@rambler.ru

Geopolitical conflicts and confrontations in different countries are associated with the formation of different psychological motives and activity vectors in people. The article examines the dependence of the psychological differences of peoples on the logic of the organization of life in different regions of the planet.

Keywords: motives, geopolitics, biosphere, state, peoples.

Проблемы индивидуальных различий человека, исследовавшиеся Б.М. Тепловым, в новом аспекте разворачиваются на фоне обострения психологического противостояния между народами и разными социальными системами. Способности людей имеют значение лишь для качества выполнения ими какой-либо деятельности, в то время как векторы активности людей определяются их мотивами. Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева позволяют рассматривать формирование психических процессов человека как продукт интериоризации социальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.