Научная статья на тему 'К вопросу о методических рекомендациях по работе с авторской песней'

К вопросу о методических рекомендациях по работе с авторской песней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
поэзия / жанр / лексико-грамматический комментарий / лингвостилистический анализ / стилистические приёмы / конструктивные особенности / тип интонации / индивидуальность тембровых красок / музыкальное интонирование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маргарита Фаритвона Булычёва, Динара Талатовна Зайнутдинова

Статья представляет интерес для филологов, преподавателей, руководителей кружков и клубов русского языка, так как содержит интересный материал для организации работы над текстом с учётом конкретных условий обучения и интересов студентов. Методические рекомендации по работе с авторской песней и материал по этой теме, представленные в публикации, помогут преподавателям в организации занятий, а также могут быть использованы как материал для внеаудиторной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методических рекомендациях по работе с авторской песней»

К вопросу о методических рекомендациях по работе с

авторской песней

Маргарита Фаритвона Булычёва Университет общественной безопасности Республики Узбекистан

Динара Талатовна Зайнутдинова Ташкентский университет информационных технологий

Аннотация: Статья представляет интерес для филологов, преподавателей, руководителей кружков и клубов русского языка, так как содержит интересный материал для организации работы над текстом с учётом конкретных условий обучения и интересов студентов. Методические рекомендации по работе с авторской песней и материал по этой теме, представленные в публикации, помогут преподавателям в организации занятий, а также могут быть использованы как материал для внеаудиторной работы.

Ключевые слова: поэзия, жанр, лексико-грамматический комментарий, лингвостилистический анализ, стилистические приёмы, конструктивные особенности, тип интонации, индивидуальность тембровых красок, музыкальное интонирование

On the issue of methodological recommendations for working

with the author's song

Margarita Faritvona Bulycheva University of Public Security of the Republic of Uzbekistan

Dinara Talatovna Zainutdinova Tashkent University of Information Technologies

Abstract: The article is of interest to philologists, teachers, leaders of circles and clubs of the Russian language, as it contains interesting material for organizing work on the text, taking into account specific learning conditions and students' interests. Guidelines for working with the author's song and material on this topic presented in the publication will help teachers in organizing classes, and can also be used as material for extracurricular work.

Keywords: poetry, genre, lexical and grammatical commentary, linguo-stylistic analysis, stylistic devices, design features, type of intonation, individuality of timbre colors, musical intonation

Порой трудно бывает объяснить, почему всплывают в памяти те или иные поэтические строчки. Скажем, эти: «время выбрало нас» - нечто пафосное, или - «времена не выбирают» - это уже что-то своё, тихое, настоящее, поэтическое.

Странно, что и пафос, и камерность так легко объединяются, когда речь заходит об авторской песне. И так легко это объяснимо: в годы пафоса очень хочется человечности.

Авторская песня. Она же - самодеятельная, студенческая, гитарная, туристская, поэтическая, самоходная... есть ли смысл продолжать длинный перечень? Из всех этих определений, пожалуй, лишь термин «авторская» как-то отражает суть явления. И то не полностью. Да и вообще, песня ли это?

Давайте начнём с самого начала. Начало нашего разговора об авторской песне связано с появление на свет самого жанра.

1937 год. Сейчас эта дата вызывает вполне определённые ассоциации. И думается, что в качестве альтернативы, противостояния этому страшному времени и появились первые авторские песни.

Этот же год. Осень. Москва. Два совсем ещё мальчика - школьник Жора Лепский и студент-первокурсник Института философии, литературы и искусства Павел Коган пишут песню. Пожалуй, неожиданно даже для самих себя. И пишут именно «для себя». Пока есть четыре строчки, озарившие Когана:

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Вот уже Жора подсаживается к роялю (он в то время немного музицировал) и через несколько часов совместными усилиями появляется на свет песенка, которой суждено стать Первой.

Не суть важно, была ли она прекрасной или средней. Наверное, было в ней много поэтических неточностей, спорных образов, детского романтизма. короче, критик наверняка бы счёл её образцом псевдоромантики 30-х годов. Но песня зажила своей, уже ни от кого не зависящей жизнью.

Один из её авторов - поэт Павел Коган - погиб в 1942 году под городом Новороссийском (Новороссийск - город в Краснодарском крае, порт на Чёрном море, город-герой) во время второй мировой войны.

О, как давно всё это было! Некоторые могут сказать, что сейчас всё это не так актуально. Да соглашусь с ними - не актуально, но интересно и следует знать, ведь поколение современных молодых людей с упоением смотрит франшизу «Пираты Карибского моря» и многим очень по душе её главный герой Джек Воробей и рокк-композиции в исполнении талантливого скрипача

современности Дэвида Герретта из этих фильмов. Так что Бригантина, как и раньше, поднимает паруса, а на капитанском мостике опять не похожие на остальных и жаждущие романтики.

Бригантина

Музыка Г.Лепского Слова П.Когана

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись нас, На прощанье подымай бокалы, Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непохожих,

За презревших грошевый уют.

Вьётся по ветру «весёлый Рождер»

Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза -В флибустьерском дальнем синем море Бригантина поднимает паруса.

И небольшой комментарий к песне:

Флибустьерский (от флибустьеры - морские разбойники, пираты 17-начала 18 века) - разбойничий, пиратский.

Бригантина - морское парусное двухмачтовое судно (16-18 вв.)

«Весёлый Роджер» - чёрный пиратский флаг с изображением черепа.

Флинт - легендарный предводитель морских разбойников в 17- нач.18 вв.

Познакомившись с первой авторской песней, обратимся немного к теории.

Теория авторской песни - дело тонкое, как всё, связанное с творчеством. Есть ли аналоги авторской песни в мировой практике? Американская песня протеста? Французский шансон? Пожалуй, прямых аналогов нет. В основе авторской песни - проблемы: собственная, друзей, страны. Или - картинка жизни: собственной, друзей, страны. Боль или радость: собственная, друзей, страны. Видите, как широк диапазон. От Я до МЫ. А ведь надо иметь право говорить МЫ так, чтобы мы были с этим согласны. Значит, одно из главных условий появления барда (именно так в России называют представителей этого жанра) - умение выразить общие настроения, чувства, мысли, идеи. Важно общее: умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным,

обаятельным, чуть-чуть психологом (ибо как иначе «работать» с тысячными залами?). Ещё важнее другое: объединить всё это в одном человеке.

А теперь переходим к ещё одной очень известной песне «Атланты». Для тех, кто не знаком с авторской песней, образ атлантов скорее всего ассоциируется со знаменитыми каменными фигурами древних гигантов, ставшими определённым символом главного храма искусств в России - Санкт-Петербургского Эрмитажа. Для тех, кто с авторской песней знаком, атланты -это герои очень популярной песни:

Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди, Где, без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках. Держать его махину - не мёд со стороны. Напряжены их спины, колени сведены. Их тяжкая работа важней иных работ: Из них ослабни кто-то - и небо упадёт. Всё ясно и легко узнаваемо. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фигуры атлантов. Картина, созданная словами, убеждает нас зримой образностью. Чёткий, маршевый ритм. Оживает камень, первоначальный пафос сменяется обыденностью:

Стоят они, ребята, точёные тела, Поставлены когда-то, а смена не пришла. Их свет дневной не радует, им ночью не до сна. Их красоту снарядами уродует война.

... Стоят они навеки, упёрши лбы в беду, Не боги - человеки, привычные к труду. И жить ещё надежде до той поры, пока Атланты небо держат на каменных руках. Они «не боги - человеки», а вот и финал, столь важный для понимания сути жанра: «И жить ещё надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках».

Я специально более подробно останавливаюсь на одной конкретной песне. Она - одна из самых известных. Её исполнением заканчивались многие концерты во многих городах страны. Автор - очень талантливый человек. Но самое важное то, что она очень характерна для жанра авторской песни. Создатель «Атлантов» - геофизик, доктор наук, член Союза писателей Александр Городницкий.

«Атлантами» зачастую называют первое поколение бардов - тех, чьё творчество начиналось в 40-е «роковые», 50-е послевоенные. Их песни -

золотой фонд жанра, а сами они пользовались огромной популярностью в стране.

Я назову их имена: поэт, прозаик Булат Окуджава; актёр, поэт Владимир Высоцкий; драматург, поэт Александр Галич; художник, поэт Михаил Анчаров; поэтесса Новелла Матвеева; журналист, поэт, писатель, драматург Юрий Визбор; журналистка, поэтесса Ада Якушева; драматург, поэт Юлий Ким; два профессиональных барда, связавшие свою жизнь с эстрадой - поэты Евгений Клячкин и Юрий Кукин. Но надо остановиться, иначе даже краткий список займёт слишком много места. Обратите внимание, что в этом всё же длинном списке есть одно общее для всех определение - поэт. Поэт, создающий необычное произведение, в котором объединён талант поэта, и композитора, и певца, и музыканта, и актёра. Каждый истинный бард - маленький театр.

Стоит рассказать лишь о двух «атлантах» так, чтобы вам стали понятны и остальные, потому что хотя они и не похожи, «атлантская» основа их - едина. ЮРИЙ ВИЗБОР (1932-19840)

Из автобиографии: «О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная «база» в близлежащем парке, а под небо - московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить...»

Он не стал ни футболистом, ни лётчиком. Не стал писателем, хотя успел написать несколько ярких, самобытных рассказов. Не стал и киноактёром, хотя снялся в восемнадцати художественных фильмах. Не стал звездой журналистики, хотя придумал новый жанр радиопублицистики - «песня-репортаж». Не стал знаменитым кинодокументалистом, хотя по его сценариям снято несколько десятков кинолент. Не стал художником, хотя после него осталось немало картин. И, наконец, не выпало ему стать известным альпинистом, хотя горы были его вторым домом и две горные вершины названы сейчас его именем.

Не стал потому, что судьба, определив ему жизненный срок лишь в пятьдесят лет, отметила его как талантливого дилетанта. В толковом словаре русского языка В. Даля это слово определяется как «любитель; человек, занимающийся музыкой, искусством, художеством не по промыслу, а по склонности, по охоте, для забавы».

Его «забавы» до сих пор волнуют умы, сердца и души десятков тысяч людей. Его имя известно среди писателей, деятелей кино, инженеров, врачей, лётчиков, спортсменов, моряков; его имя известно на Чукотке и в Прибалтике, в горах Памира и в космосе, потому что среди космонавтов были его близкие друзья. Первыми песенными строчками, прозвучавшими из космоса, были

строчки песни Юрия Визбора (её исполнял, аккомпанируя себе на гитаре, космонавт Александр Иванченков):

Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой.

Месяц кончается март. Скоро нам ехать домой.

Здравствуйте хмурые дни, горное солнце, прощай.

Мы навсегда сохраним в сердце своём этот край.

Почему именно Юрий Визбор был и остаётся одним из самых любимых бардов?

Пожалуй, потому, что он пел о своей жизни, говорил о том, что волнует его самого, рассказывал о своём понимании любви и ненависти, дружбы и предательства, трусости и мужества. Пел о своём - а люди узнавали себя. Или не узнавали, но очень хотелось узнать, потому что лирические герои Визбора -люди неординарные в мыслях, поступках, чувствах, переживаниях.

Какая музыка была, какая музыка звучала!

Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Звала добром считать добром, а хлеб считать благодеяньем,

Страданье вылечить страданьем, а душу греть вином или огнём.

Лучшие авторские песни имеют свой сюжет, свою драматургию, и что очень важно - в них есть открытость, идёт рассказ о самом сокровенном, личном.

Претендуя на имя, и на ваши права,

Шли ко мне всё иные имена и слова.

То трубил я охоту, то я путал следы,

То туман над болотом принимал за сады.

То я строил квартиры, в которых не жил. То владел я полмиром, в котором тужил. От хлопот тех осталось: чемодан да рюкзак, Книги, письма и жалость, что всё вышло не так.

Юрий Визбор не дожил ни до своего первого сборника, ни до первого диска. Официальное признание к нему пришло после смерти. Официальное -после смерти, народное - давным-давно и навсегда.

Атланты - мужские статуи, поддерживающие перекрытие здания, портика и т.д.

Эрмитаж - один из крупнейших в мире художественных и культурно -исторических музеев .Находится в Санкт-Петербурге.

Александр Сергеевич Иванченков (р. 1940 - ) - лётчик-космонавт, совершил 140-суточный полёт на корабле «Союз-29» и орбитальной станции «Салют-6».

ЮЛИЙ КИМ - ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР

Юлий Ким - один из самых непредсказуемых бардов. В его песенном творчестве переплелись лирика и сарказм, ирония и боль непонимания, правда и фантастический вымысел. Он готовился стать учителем, закончил Московский педагогический институт, работал в школе маленького посёлка Анапка на Камчатке, в московских школах и интернатах. Его очень любили ребята (это стало известно от них самих) - он не просто преподавал, но и рассказывал, объяснял, помогал разобраться, просто дружил со своими воспитанниками. Ещё он писал песни. Необычные для того времени: где действовали озорные мальчишки и где отличники не являлись героями, а были объектами иронического «восхищения». Причём, все понимали, что в общем-то знания - дело нужное, но ведь есть ещё тайга, океан, тундра. Есть друзья, с которыми так прекрасно проводить время после уроков. Короче, первые песни, написанные в институте и на Камчатке, довольно быстро стали популярны в стране, особенно среди молодёжи, технической и творческой интеллигенции.

Пожалуй, одной из главных удач Юлия Кима в 60-е годы был цикл песен, посвящённых войне 1812 года. Песен, собственно, шуточных, театрализованных, потому что сатира, юмор, ирония - главное творческое направление Кима. Вот, скажем, прекрасно увиденная картинка прошлого:

Красотки, вот и мы - кавалергарды.

Наши палаши чудо хороши.

Ужасны мы в бою, как леопарды...

Грудь вперёд. Баки расчеши!

Кавалергарды мы и кавалеры.

Зря не будем врать - вам не устоять.

Графини, герцогини, королевы -

Всё одно, нам не привыкать!

В бою, в любви - нигде мы не бежали,

Боже, сохрани, боже, сохрани.

И если мы падём в пылу баталий,

То, слава Богу, ляжем не одни!

Шутка? Конечно, но очень красочная. Так и слышится цоканье копыт, видны красивые мундиры, кивера, лица с лихо закрученными усами.

Для справки:

Война 1812 года - национально-освободительная война России против наполеоновской армии.

Кавалергарды - почётная стража русского императора во время торжеств, с 1800 г. - кавалерийский полк.

Палаш - холодное рубящее и колющее оружие с длинным клинком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кивер - высокий головной убор с круглым дном, козырьком подбородочным ремнём и различными украшениями, существовавший в русской армии в 19-нач.20 вв.

Итак, человек-театр. Для того чтобы это понять, надо побывать на концерте Юлия Кима. Он не только часто выступал в своей стране, но и побывал во Франции и Дании и других странах.

Представьте себе человека небольшого роста, с восточными чертами лица, худенького и очень симпатичного. Представили? Это и есть Юлий Ким -человек-театр: он говорит, поёт, рассказывает, играет свои песни, иногда приплясывая или слегка притоптывая, отбивает такт. Герои его песен отчётливо видны - у каждого персонажа свой характер, своя интонация, свой образ.

Я не знаю, получился бы из него театральный актёр или артист кино, но я знаю, насколько этот человек, взяв в руки гитару и выйдя на сцену, перевоплощался в актёра-барда или барда-актёра - кому как удобнее считать. Он написал более десяти пьес, около 300 песен, «озвучил» песнями десятки известных фильмов и спектаклей, шедших на сценах лучших театров страны.

Познакомившись с самыми известными, как сейчас принято говорить «культовыми» фигурами авторской песни, вернёмся опять к теории.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА О ТЕОРИИ

Неофициальные историографы авторской песни (официальных пока нет) часто делят бардов, как вы уже заметили, на поколения -первое, второе, третье. Или - поколение 50-х, - поколение 60-х, .70-х, .80-х. И всё же 50-е -60-е годы дали авторской песне больше имён (и песен), чем все последующие. Это естественно: первым (да и вторым) некому было подражать, собственно они сами закладывали основы жанра.

Это были песни, под которыми мог «подписаться» любой из слушателей. В них была реальная жизнь, реальные чувства, а не придуманные конфликты и ситуации. В них было откровение души. Одним из первых это понял композитор Аркадий Островский (1914-1967), который пропагандировал творчество бардов, затем Микаэл Таривердиев. Эти два композитора способствовали признанию авторской песни как самостоятельного жанра, так как в песнях авторов-исполнителей всегда главенствовали стихи. В этих стихах чётко была отражена личная позиция автора, видна поразительная мера искренности, помноженная на заинтересованное восприятие мира, нестандартная точка зрения автора. Позиция эта была всегда индивидуальна, личностна и тем интересна. Очень часто в авторской песне великолепная поэзия была связана с очень яркой музыкой. В этой песне расчёт делался только на то, что тех, кто её слушает, беспокоят, точно так же, как автора, судьбы человеческие, слова о несправедливости рвут душу и скребут по

нервам, расчёт был только на доверие. Цель творчества в песне, и в театре, и в кино - человеческое сопереживание. Только оно способно помочь духовному совершенствованию.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АВТОРСКОЙ ПЕСНЕЙ

Авторские песни Окуджавы, Высоцкого, Городницкого и других не оставят аудиторию равнодушной. Поэтому у многочисленных поклонников и единомышленников бардов они вызывали желание присоединить и свой голос к высказыванию наболевших проблем, подтвердить своё согласие с чётко оформленной мыслью поющего поэта. Так происходило приобщение к жанру, и это подтверждало его особый демократизм. Так появлялись новые поколения поющих поэтов.

Считалось, что лучше самих авторов песни их исполнить ещё не удавалось никому. Факт этот был и остаётся источником самых разнообразных, часто взаимоисключающих суждений. Одни считают, что никому не удалось и не удастся. Раз не удастся, то и не стоит пробовать, - продолжают другие. Ну а третьи категорично заявляют: раз не стоит пробовать, то и вообще нельзя.

Но если есть у людей потребность не только слушать, но и самим петь Окуджаву ли, Высоцкого ли, то пусть поют. Другое дело, что воспроизвести в точности исполнение того или иного автора почти невозможно, да и вряд ли это необходимо. Новая интерпретация, новое интонационное оформление не могут заглушить основную идею, заложенную в стихи. А именно стих, словно является главенствующим среди трёх компонентов, составляющих авторскую песню.

Вниманию читателей предлагаются некоторые рекомендации для проведения лингвомузыкальных занятий по теме «Авторская песня».

I. На одном занятии можно разучить 1-2 песни. Формы работы на занятии могут быть различными: разучивание песен для исполнения, прослушивание для знакомства, сочетание того и другого. Но во всех случаях особо важное значение имеет предварительная работа над текстом песни.

Обычно после первого прослушивания песни в записи и полученного первого впечатления от её исполнения необходимо: 1) сделать лексико-грамматический комментарий; 2) провести лингвостилистический анализ текста.

Правильное понимание содержания текста, его оригинальных поэтических образов, использованных в тексте стилистических приёмов и различных языковых средств, его конструктивных особенностей поможет студентам в дальнейшем при исполнении песен.

II. Следующий важный этап работы над текстом - его фонетическое прочтение, работа над звуковой стороной слова.

На какие же моменты следует обратить внимание, разучивая «бардовскую» песню? Это, прежде всего, тот особый тип интонации, который характерен для этих песен. Здесь наблюдается слияние речевой и музыкальной интонации: подчёркнутая эмоциональность речевой интонации, выраженная в большей степени индивидуальностью тембровых красок исполнителя, преобладание декламационности, которая «размывает» чёткость музыкального интонирования.

III. Следующий этап работы с песней - это слуховой анализ.

1. Восприятие формы всего произведения.

а) Сопоставление количества строф текста и количества куплетов песни.

б) Определение построения куплета (запев - припев).

в) Наличие или отсутствие мелодического или ритмического контраста между запевом и припевом.

2. Структурный анализ текста (поэтических строф).

а) Соотношение количества речевых фраз и законченных музыкальных построений (предложений).

б) Наличие повторов музыкальных фраз и соответствие им конкретных предложений в тексте.

3. Анализ мелодии.

а) Направление движения мелодии (общий принцип, частные фрагменты).

б) Характер мелодии (плавная или скачкообразная).

в) Соотношение направления мелодического движения и структурного строения текста.

4. Ритмический анализ.

а) Определить характер ритма, исходя из общего замысла произведения (песни) - простой или так называемый пунктирный ритм, присущий напряжённому, нервозному характеру высказывания.

5. Анализ гармонии (аккордов гитары).

а) Внимательно вслушиваться в аккомпанемент гитары и попытаться определить моменты (конкретный слог в слове), где происходит смена гармонии (аккорда).

6. Анализ авторского исполнения песни.

а) Прослушать и определить оригинальные признаки авторского исполнения, особенности дикции, тембра, фонетического произнесения (длинно звучащие согласные, тянущиеся, поющиеся сонорные согласные).

После такого детального слухового анализа можно приступить к разучиванию песни.

Это сначала неоднократное осмысленное повторение песни вслед за автором при помощи записи фонограммы; затем пропевание под контролем преподавателя отдельных музыкальных фраз и предложений, представляющих трудность для запоминания мелодии, ритма или музыкальной интонации. И как конечный результат - самостоятельное исполнение песни студентом с учётом правильной эмоционально-смысловой интерпретации песни.

Такое исполнение может сопровождаться аккомпанементом на фортепиано или гитаре. Как правило, в молодёжных группах (аудиториях) всегда находится один или несколько человек, умеющих играть на гитаре с использованием самых простых аккордов и ритмов. Помощь в определении и подборе этих аккордов может оказать педагог-музыкант или человек, имеющий музыкальное образование.

И вместо заключения...Творчество талантливых и ярких представителей «поющейся поэзии» даёт в полной мере ощутить «триединство», характерное для этого жанра: слово, музыка, исполнение. Рядом с автором-исполнителем всегда вечно молодая гитара. Её простые, незатейливые аккорды, нежные переборы струн или призывно отбиваемый ритм-пульс сопровождают доверительный рассказ или любовное признание, настраивают на восприятие шутливой иронии или гневного протеста, заставляют поразмышлять вместе с автором о жизни и о своём месте в этой жизни, о тех непреходящих ценностях, которые выработало человечество на протяжении многих веков.

Со своими мыслями о цене человеческого достоинства и мужества, дружеского понимания и прощения, о радости встреч и грусти расставаний, о светлых стремлениях и надеждах на удачу обращаются к нам в наш ожесточённый век через поэтические строки «поющие поэты».

Потребность обратиться к жанру авторской песни появилась потому, что это, прежде всего, хорошие стихи и как подлинное искусство, они заставляют людей задуматься о самих себе, о собственном предназначении и смысле жизни. Авторская песня возвышает Добро, Любовь, Человеческую Личность и тем самым объединяет людей.

Использованная литература

1. Булычёва М. Ф. Учебные экскурсии для формирования лингвокультурологической компетенции курсантов //Science and Education. -2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 808-813.

2. Булычёва М. Ф. Применение на начальном этапе различных видов наглядности //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 12. - С. 751-758.

3. Булычёва М. Ф. АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 298-304.

4. Булычёва М. Ф. СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ [НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП] //Вестник науки и образования. - 2020. - №. 24-1 (102). - С. 71-76.

5. Булычёва М. Ф., Валиева Х. А. Принципы и правила проведения занятия в малых группах на примере военного вуза //Наука и образование сегодня. -2019. - №. 12 (47). - С. 72-74.

6. Narkulova, I. R. "PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF CADETS." International journal of conference series on education and social sciences (Online). Vol. 3. No. 1. 2023.

7. Наркулов А. К. У. Алгоритмизация как эффективный метод оптимизации патрулирования //Science and Education. - 2023. - Т. 4. - №. 1. - С. 1165-1168.

8. Закирова А. О., Наркулова И. Р. К,. Роль русского языка в работе сотрудников органов внутренних дел //Science and Education. - 2023. - Т. 4. -№. 1. - С. 737-740.

9. Наркулова И. Р. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 7.

10. Наркулова И. Р. К. ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВОЕННЫХ ЮРИСТОВ» КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН) //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - №. 3. - С. 225-233.

11. Ёкубова И. Р. Роль синтаксической сочетаемости глаголов восприятия при изучении русского языка в высших военных учебных учреждениях //International scientific review. - 2019. - №. LXIV. - С. 77-81.

12. Наркулова И. Р. К. СВОЙСТВА ГЛАГОЛОВ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Т. 2. - №. Special Issue 28. - С. 421-423.16:48

13. Ёкубова И. Р. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТА В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ГЛАГОЛАМИ ВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ //LBC 72 Modern science International scientific journal, № 04, Vol. I, 2019. - 2019. - С. 307.

14. Narkulova I. R. VERBS OF PERCEPTION IN RUSSIAN AND THE WAYS OF THEIR TEACHING TO CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS //International journal of conference series on education and social sciences (Online). - 2022. - Т. 2. - №. 8.

15. Наркулова И. Р. К. Реализация межпредметных связей через бинарные занятия (на примере дисциплин «Русский язык» и «Гражданское право») //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 11. - С. 932-935

16. Наркулов А. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ К ПРИМЕНИЮ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ //Образовательные исследования в универсальных науках. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 117-122.

17. Наркулов А. К. У. Патрулирование основа обеспечения общественного порядка //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - No. 11. - С. 1334-1339.

18. Наркулов А. К. У. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ //Academic research in educational sciences. - 2022. - Т. 3. - No. 3. - С. 217-224.

19. Ёкубова И. Р. Формирование профессиональной компетентности тюркоязычных студентов при обучении русскому языку как иностранному (на примере авторской интерактивной программы «Русский язык для военных юристов») //II Международный конгресс «Языковая политика стран Содружества Независимых Государств (СНГ)». - 2021. - С. 207-209.

20. Mamatkulov, Khurshid Abdurashidovich. "DEVELOPING SELF-STUDY COMPETENCE OF PEDAGOGIES IN ENGLISH LANGUAGES BY COMPUTER TECHNOLOGIES." Наука и образование сегодня 11 (2019): 45-48.

21. Ёкубова И. Р. К., Халилов Н. О. У. Особенности изучения актантных структур глаголов восприятия в современном русском языке //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 20-1 (74). - С. 82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.