Научная статья на тему 'Авторская песня как особый тип текста'

Авторская песня как особый тип текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2005
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВО / ТЕКСТ / АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ЛЕКСЕМЫ / ИНТОНАЦИЯ / АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ / AUTHOR'S SONG / WORD / TEXT / KEY LEXEMES / INTONATION / AUTHOR-PERFORMER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Патракеева Елена Борисовна

Авторская песня является особым типом текста, имеющим трехчастную структуру: музыкальную сторону, вербальную выраженность и «интонационную» оформленность, под которой понимается совокупность интонации как признака речи, текстовой интонации, музыкального рисунка и индивидуально-авторского исполнения. Специфика данного текста отражается отдельными признаками именно в вербальной части и, прежде всего, в роли ключевых лексем, их подборе и концентрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author's song as a special type of text

Author's song is a special type of text having threepart structure: musical side, verbal expression and intonational appearance, which means integrity of intonation as a feature of speech, text intonation, musical picture and individual author's performance. The specific nature of the given text is reflected by certain features specifically in the verbal part and primarily in the role of key lexemes, its selection and concentration.

Текст научной работы на тему «Авторская песня как особый тип текста»

8. В.П. Боткин и И.С. Тургенев. Неизданная переписка. 1851-1869. М.; Л., 1930. С. 264.

9. Фет А.А. Мои воспоминания // Фет А.А. Воспоминания. М., 1983. С. 385.

Поступила в редакцию 20.07.2009 г.

Kalashnikova I.A. F.I. Tyutchev and I.S. Turgenev: the question of personal and creative communications. In

spite of F. Tyutchev’s and I. Turgenev’s obvious interest in the personality and creativity of each other, the problem of their relationship hasn’t got an extensive interpretation in the native study of literature so far. Their personal friendship became a sound foundation for a fruitful creative dialog lasted long years and appeared at different levels: interquoting, literary estimations etc.

Key words: Tyutchev; Turgenev; dialog; personal relations; creative communications.

УДК 784.69

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА

© Е.Б. Патракеева

Авторская песня является особым типом текста, имеющим трехчастную структуру: музыкальную сторону, вербальную выраженность и «интонационную» оформленность, под которой понимается совокупность интонации как признака речи, текстовой интонации, музыкального рисунка и индивидуально-авторского исполнения. Специфика данного текста отражается отдельными признаками именно в вербальной части и, прежде всего, в роли ключевых лексем, их подборе и концентрации.

Ключевые слова: слово; текст; авторская песня; ключевые лексемы; интонация; автор-исполнитель.

Тексты авторской песни, являющиеся предметом нашего исследования, по их совокупным свойствам можно с полным правом отнести к поэтическому типу текста. В 5060-е гг. ХХ в. данное культурное явление имело множество названий, т. к. трудно было дать единое определение направлению, где человек выступает одновременно как автор стихов, музыки, исполнитель и аккомпаниатор. Исполнителей именовали «поющими поэтами», «авторами-исполнителями», «бардами», «менестрелями». Песню называли «туристской», «костерной», «балладной»,

«студенческой», «гитарной», «бардовской», «самодеятельной», «авторской». Некоторые из данных терминов соответствовали названиям отдельных направлений в авторской песне, но ни один не раскрывал суть явления в целом. Самыми распространенными стали определения «самодеятельная» и «авторская» (песня), поэтому они представляют для нас наибольший интерес.

Термин «самодеятельная песня» возник в связи с тем, что большинство авторов-исполнителей имели профессии, далекие от искусства. Данное определение приветствовалось властями и профессиональными деятелями культуры, которые пытались регламентировать работу клубов самодеятельной

песни - КСП. С ним не соглашались многие авторы, считавшие себя не любителями, а профессионалами. Однако аббревиатура КСП сохранилась до сегодняшних дней - так и сейчас именуют клубы и объединения любителей авторской песни.

Термин «авторская песня» предположительно был употреблен журналисткой А. Гербер в 1968 г. и оказался наиболее подходящим к данному явлению, хотя и содержал в себе противоречие: всякое произведение является авторским. Однако, как справедливо заметил исследователь авторской песни В. Новиков, «... любой термин несет в себе ту или иную степень условности, соглашения между теми, кто им пользуется» [1].

Среди самих представителей жанра присутствует речевое ситуативное понимание авторской песни как «разговора». Данная мысль выражена и в текстах. Ср.: «Чужак решит - поет нестройный хор. // Простим ему, ведь он не понимает, // Что мы ведем душевный разговор, // Душевней разговора не бывает.» (Л. Кузмичев). Такое общение предполагает не только узкий круг единомышленников, но и разговор с любым человеком: «Давай с тобой поговорим, // Прости, не знаю, как зовут. // Но открывается другим // Все то, что близким берегут.»

(О. Митяев), «Наш неспешен разговор и не ко времени, // Ах, как будто бы ко времени беда. // Мы так много заплатили за прозрение, // Что, казалось, обнищали навсегда» (Ю. Визбор).

Слово «разговор» выносится авторами и в название песен: «Разговор с мамой поздней осенью» (В. Луферов), «Разговор» (М. Черкасова), «Ночной разговор» (Б. Окуджава), «Разговор с обиженной гитарой» (А. Аполи-наров) и т. д. Немаловажно и то, что «разговор» предполагает двусторонний процесс коммуникации: автор, обращаясь к слушателю, рассчитывает на его непосредственное участие в процессе общения. В связи с этим В. Высоцкий определял сущность и способы словесно-музыкального выражения данных текстов: авторские песни - это песни «.в очень упрощенной форме, вернее, не в упрощенной, а в доверительной форме разговора, беседы» [2]. Вместе с тем это еще и особая философия, декларируемые жизненные установки. В наши дни авторская песня, вышедшая уже на новый уровень, выполняет ту же задачу, что и в 60-70-е гг. ХХ в., - сохранение духовных ценностей. В. Новиков называет авторскую песню «многогранным социокультурным явлением», «общественным движением ХХ века» [1].

Опыт исследования синкретичных текстов (диалектных, оперных, рок-текстов и т. д.) позволяет утверждать, что авторская песня является особым типом текста, под которым понимается особый уровень организации, заключенный в самом термине «песня».

Отличительной чертой «песни» является синтез музыкального и вербального текстов, и о приоритете того или другого можно говорить лишь с точки зрения их конкретно профессионального рассмотрения и области бытования. Однако в связи с повышенным интересом к новому направлению в искусстве в 50-60-е гг. ХХ в. возник спор о принадлежности авторской песни к литературным или музыкальным жанровым разновидностям. Разногласия по вопросу о доминирующем характере слов или музыки были вызваны и тем, что эти песни создавались людьми, которым гитарные аккорды помогали только задавать ритм стихотворению (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким), хотя уже в эти годы появилась тенденция к усложнению музы-

кального рисунка (А. Дольский, С. Никитин, А. Суханов).

Б. Окуджава, А. Галич, М. Анчаров называли авторскую песню поэзией и считали, что в ней главным компонентом были и остаются стихи. Исследователь жанра Б. Савченко отмечал ведущую роль стихотворной основы [3], а С. Бирюков назвал авторскую песню «особым родом фонетической поэзии» [4]. Некоторые авторы-исполнители (Н. Матвеева, А. Дольский, А. Суханов) доказывали важную роль музыкального рисунка при восприятии их текстов, а Ю. Кукин считал, что соединение музыки и слов дают «намного больше информации, чем то же самое, выраженное непесенными стихами» [5].

Несомненно, что основная нагрузка в данном жанре ложится на слово, но важность музыки нельзя отрицать. В современной авторской песне, когда появилась тенденция к усложнению музыкального оформления, мелодия часто накладывается на основной, вербальный смысл, так что, как писал Ю. Кукин, «... убранные лишние слова можно заменить им созвучными ритмическими характеристиками» [5]. Поэтому авторскую песню можно определить как особую песенную поэзию, образ которой одновременно и музыкальный, и словесный.

Современные авторы и исследователи говорят о неразрывном единстве слов и музыки, которые одинаково важны для восприятия песни. Таким образом, особенность авторской песни состоит «в неразрывной гармонии всех переплавленных в новое качество исходных компонентов, где, - по словам критика Ю. Андреева - «единица измерения - именно вся песня, а не отдельные ее части» [6].

На наш взгляд, к пониманию авторской песни как особого типа текста ближе всех подошел бард и философ А. Мирзаян, который определяет это явление как «синтез трех текстов: вербального, музыкального и интонационного, которые и создают результирующее высказывание - конечный Текст» [7].

Таким образом, авторская песня - это особый тип текста, который состоит из нескольких знаковых систем: вербальной выраженности, музыкального рисунка и «интонации» (под которой в данном случае понимается сложная структура, включающая в себя интонацию как признак речи, текстовую ин-

тонацию, музыкальный рисунок песни и индивидуально-авторский способ исполнения).

Интонация как признак речи определяется сложным комплексом просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тон и логическое ударение, служащих для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций.

Текстовая интонация связана с наполнением произведения языковыми единицами, каждая из которых несет определенный признак. Данная интонация связана со структурой текста, актуальным членением, выделением ключевых лексем и может возникать в тексте независимо от автора.

Интонация музыкального рисунка в широком смысле трактуется как выявление мысли, чувства, воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В текстах авторской песни она подчеркивает вербальную выраженность и соотносится с ней.

Интонация как индивидуально-авторский способ исполнения представляет собой совокупность всех составляющих речевой интонации, характерной для конкретного человека и музыкального рисунка (мелодии). Каждый автор имеет свою собственную, неповторимую, самобытную манеру исполнения песни, влияющую на восприятие текста. Так, например, паузы, сделанные автором при пении, могут не совпадать с паузами при чтении зафиксированного на бумаге текста.

А. Мирзаян называет авторскую интонацию Текстом (как категорией), который имеет «очень тонкую природу и неимоверно сложную знаковую систему и существует лишь в звучании» [7]. В этой связи необходимо отметить, что при традиционном в жанре «перепевании» возникает новый текст, т. к. исполнитель привносит в чужое произведение новую семантику за счет личной «интонации». Характерными примерами является исполнение разными бардами песен Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, проекты «Песни нашего века», «Время наших песен» и т. п.

При традиционной передаче авторской песни в устной форме проявляется важная особенность, свойственная устной разговорной речи, - способность человека в пределах одного текста проявлять себя субъектом ре-

чи, действия, реализовывать оценочный и эмоциональный планы, что психологически обогащает текст. Однако отсутствие важных компонентов, характерных для устной разговорной речи, - неподготовленность, спонтанность, зависимость от ситуации - не позволяет идентифицировать ее с авторской песней. Следовательно, данные тексты находятся на стыке устной (по форме) и книжной (по содержанию) речи. Несомненно и то, что основой данного образования является зафиксированный на письме и не раз «проигранный» текст, который сознательно стилизован под разговорно-бытовую форму выражения. По форме авторская песня приближена к «публичной речи», где основой является подготовленный текст, а устное произнесение определяет набор языковых средств, но по содержанию представляет собой совершенно иное образование.

Устная форма бытования художественных текстов характерна прежде всего для фольклора, явная связь с которым просматривается у авторской песни (создается огромное количество песен с похожими сюжетами и ключевыми лексемами, большинство из них многократно перепевается без определения авторства, что приводит к их многовариантности). Однако на этапе, когда авторская песня из «надличностной» превращается в глубоко «личностную» [8], устная форма бытования способствует актуализации апел-лятивной функции языка. Из устной передачи и восприятия в условиях непосредственного контакта автора-исполнителя со слушателем вытекают и особенности вербальной выраженности данных текстов, их поэтизация и депоэтизация.

Появившаяся в конце 1980-х гг. возможность письменной фиксации текстов авторской песни привела к следующим особенностям восприятия:

а) при условии что песня и ее автор известны, напечатанный на бумаге текст «поется» в сознании читателя за счет мысленного воспроизведения авторского исполнения. Это очень хорошо видно на примере восприятия письменных текстов В. Высоцкого;

б) если читатель не знаком с песней, в его сознании возникает импровизированная музыкальная тема; в противном случае данный текст нейтрализуется с обычным поэтическим произведением. Автор-исполнитель

О. Митяев считает, что «.когда песни напечатаны на бумаге, они выглядят, как стихи. И стихи, чаще всего, плохие. Не у всех, конечно, но, во всяком случае, у меня» [9]. Данное высказывание доказывает неразрывное единство музыкального и вербального текстов, т. к. без мелодического рисунка некоторые особенности ритма и рифмы выглядят как неточности.

Способ бытования авторской песни доказывает ее непосредственную соотнесенность с «певческой» речью, которая имеет свои особенности в плане реализации модели «автор - текст - слушатель». Пение текста -это, по мнению С. Татубаева, «социально значимая, прагматически активная и эффективная форма реализации языка» [10]. Вокальная речь отличается от разговорной тем, что субстанция фонемы поющего включает в себя звуковысотную характеристику, тогда как субстанция фонемы говорящего не имеет четкой звуковысотной характеристики, зависящей от тональности, что в значительной степени влияет на семантику текста.

Таким образом, при «певческой речи» возрастает роль как эмотивной, так и апелля-тивной функций языка. В связи с этим важную роль играет музыкальный текст, который понимается прежде всего как мелодический рисунок и шире - как музыкальное оформление с помощью различных инструментов. В авторской песне музыкальное оформление не только подчеркивает внутреннюю гармонию текста, но и помогает общению исполнителя со зрителями и слушателями. Музыкальный текст может стать и критерием, по которому песни классифицируются по жанровым разновидностям (романсы, колыбельные, различные стилизации и т. п.).

На восприятие текстов авторской песни оказывают влияние и другие экстралингвис-тические факторы, например, ситуация, при которой происходит исполнение. Большую роль играет и облик самого автора-исполни-теля, его поведение. К авторской песне можно с полным правом отнести высказывание И. Андроникова: «Паузы в речи, улыбка, смех, жесты, нахмуренные брови - все это расширяет емкость звучащего слова, выявляет новые смысловые резервы» [11].

Дополнительную информацию несет и знакомство с биографией барда, его жизнью и

особенностями творчества (например, на песни Окуджавы о войне и об Арбате накладываются ассоциативные параллели, связанные с трагическими фактами его жизни). Нередко авторы предваряют выступление рассказом об истории создания песни или о себе. В этой связи Л. Беленький пишет: «Каждый значительный автор в совокупности своих песен прежде всего являет себя, свою неповторимую индивидуальность. Авторские песни узнаваемы даже в другом исполнении» [12].

Таким образом, текст авторской песни находится на стыке устной и письменной формы фиксации, книжной и разговорной разновидностей речи, произносимой и певческой речи и представляет собой единство трех составляющих: вербального текста, музыки и индивидуально-авторской интонации. Вербальный текст авторской песни обладает всеми признаками поэтического текста, в котором слово является определяющим. Фонетическая организация этих текстов играет менее значимую роль, т. к. вербальная выраженность дополняется музыкальным рисунком, часто влияющим на семантику. Роль «интонационного» рисунка в авторской песне возрастает за счет устной формы исполнения. В традиционном поэтическом тексте, зафиксированном на бумаге, данный фактор выделяется только при анализе, в читательском восприятии, часто как предполагаемый, который может не совпадать с авторским.

Слово, являясь первоосновой любого текста, в авторской песне играет преобладающую роль. Оно организует текстовую структуру и становится элементом поэтизации с усложнением его семантики. В авторской песне слово обеспечивает естественное словесное наполнение композиции, поэтизирует данную композицию, создает основу для классификационных типов. Языковые особенности находятся в прямой зависимости от типа текста, соответствующего жанровым разновидностям. Тексты авторской песни нельзя свести к одним и тем же параметрам, т. к. они очень разнообразны по жанрам и функциональным стилям и имеют признаки трех «родов», на которые подразделяют все виды художественных текстов.

В тексте авторской песни лексическое наполнение часто ограничено рамками определенного направления, к которому относится тот или иной текст. Поэтическая нагрузка

слова возрастает, возникают лексемы, характерные для отдельно взятого текста, тематической группы, творчества одного автора. Данные лексемы расширяют свою семантику и часто наполняются символическим значением, которое может быть нескольких типов:

а) реализация символики единицы как культурно-исторического знака;

б) приобретение единицей символического значения в рамках данного явления (авторской песни);

в) приобретение текстового ситуативного символического значения (например, поэтизация бытовой лексики является признаком текстов авторской песни). Иногда такое развитие происходит за рамками текста, во времени и в системе языка.

Форма бытования и языковые особенности определяют и синтаксические закономерности построения данных текстов, которые носят признаковый характер: преобладание простых предложений, наличие риторических вопросов, вокативов, моделей, характерных для устной речи, свободное включение в текст прямой речи, диалогических и полилогических конструкций. Данные синтаксические, а также грамматические и фонетические способы служат дополнительными средствами поэтизации.

Все вышеперечисленное позволяет рассматривать авторскую песню как особый тип текста с его характерными особенностями.

1. Новиков В. Авторская песня как литературный факт // Авторская песня. М., 1997. С. 9.

2. Высоцкий В. Я не люблю.: Песни, стихотворения. М., 1998. С. 54.

3. Савченко Б.А. Авторская песня. М., 1987. С. 4.

4. Бирюков С.Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М., 1994. С. 208.

5. Кукин Ю. Дом на полпути: сб. / сост. и примеч. А. и М. Левитанов. М., 1990. С. 119.

6. Андреев Ю.А. Наша, авторская: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991. С. 66.

7. Мирзаян А. В начале была песня // АП АРТ. 1996. № 1. С. 2-4.

8. Бирюкова С. С. Спасите наши души (Окуджава - Высоцкий - бард-рок). Тамбов, 1990. С. 31.

9. Митяев О. Давай с тобой поговорим. Песни. М., 1992. С. 3.

10. Татубаев С.С. Певческая речь как особый способ функционирования языка // Вопр. языкознания. 1982. № 2. С. 115.

11. Андроников И. Я хочу рассказать вам. М., 1965. С. 358.

12. «Возьмемся за руки, друзья!» Рассказы об авторской песне / авт.-сост. Л.П. Беленький. М., 1990. С. 9.

Поступила в редакцию 13.09.2009 г.

Patrakeeva E.B. Author’s song as a special type of text. Author’s song is a special type of text having three-part structure: musical side, verbal expression and “intona-tional” appearance, which means integrity of intonation as a feature of speech, text intonation, musical picture and individual author’s performance. The specific nature of the given text is reflected by certain features specifically in the verbal part and primarily in the role of key lexemes, its selection and concentration.

Key words: word; text; author’s song; key lexemes; intonation; author-performer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.