3. Так как растворимость хлористого свинца в воде относительно высока (до 9 г в 1 л при комнатной температуре), в то время как основная углесвинцовая соль является практически нерастворимой, в осадок перегнивателей будет попадать исключительно последняя. При этом расчет следует вести на полный переход в сточных водах хлористого свинца в основную углесвинцовую соль.
4. Дозы свинца до 100 мг РЬ на 1 л сточной жидкости (введенного как РЬСЬ) не ухудшают окислительной работы активного ила. При больших дозах заметна ее депрессия.
5. Влияние основной углесвинцовой соли выражено значительно более слабо. При оценке действия свинца на работу биологических окислителей расчет следует вести в предположении, что весь свинец находится в форме хлористого свинца.
М. И. ПЕРЦОВСКАЯ (Москва)
К вопросу о методах санитарно-бактериологического исследования почвы
Из Центрального института коммунальной санитарии и гигиены
Разнообразие способов изучения степени загрязнения почвы не позволяет получить сравнимые результаты, поэтому мы приступили в 1938—1939 г. к разработке унифицированных методов санитарно-бактериологического исследования почвы на основе как литературного материала, так и экспериментальных исследований. Не имея возможности в рамках журнальной статьи подробно остановиться на данном вопросе, ограничимся лишь описанием отдельных основных моментов исследования почвы, а именно: методов забора средней пробы почвы; влияния длительного хранения проб почвы на общее количество бактерий и В. coli и влияния длительности взбалтывания и отстаивания почвенной суспензии на общее количество бактерий и В. coli.
Взятие мало характерных с санитарной точки зрения образцов почвы может привести к неправильной оценке исследуемой территории, поэтому необходимо брать образцы таким образом, чтобы они отражали истинную картину состояния почвы.
Объектами наших исследований являлись 2 участка Москвы:канализованные домовладения № 11 по Б. Савинскому переулку общей площадью 2 ООО <м2 и неканализованные домовладения в Б. Кочках площадью 5 000 м2.
В каждом домовладении были выделены 2 участка по 25 м2 с таким расчетом, чтобы один из них соответствовал месту наибольшего загрязнения, а другой — наименьшего.
Пробы почвы брались на глубине 0,25 см из центра каждого квадратного метра (т. е. по 50 проб на домовладение). Общее число бактерий определялось путем посева нисходящих количеств почвенной суспензии (в соотношении 1!: 10) на мясо-пептонный агар. Температура инкубации 37°. Подсчет выросших колоний производился через 24 часа. Полученные количества бактерий лересчитывались на сухое вещество почвы. Определение В. coli велось ¡по методу Кесле-ра-Свенертона. Температура инкубации 43°, продолжительность 48 часов.
Прежде всего можно отметить, что пробы, взятые на одном и том же участке в промежутке 1 м2 при одинаковых условиях, разнятся между собой .в широких пределах как в отношении общего числа бактерий, так и В. coli (колебание общего числа бактерий от 600 до 4—5 млн., титр В. coli от 1,0 до 0,0001).
Таким образом, по одному взятому образцу нельзя судить об истинной картине бактериального загрязнения почвы. Только путем анализа смешанных образцов, взятых из нескольких точек исследуемого участка, с учетом источника загрязнения можно получить близкие к действительности результаты, характеризующие санитарное состояние почвы.
СРЕДНИЕ ДАННЫЕ B.-COLI СМЕШАННЫХ ОБРАЗЦОВ ПОЧВЫ
О о
о
о о
о
о
о
о
о
о
о
о
о о
о
о о
Канализовэиное домовладение по Б. Саввинскому пер.
Неканализованное домовладение — Б. Кочки
80 420
60 420
100
670
100
360
460 620
2 080 2 223
460 640
2 240 4 220
Помещаемая диаграмма дает представление о средних количествах В. coli, исчисленных 'путем взятия из 10 следующих 4 наиболее характерных комбинаций: средние данные В. coli, взятые из 25 точек исследуемой площади, дают такую картину: в канализованном домовладении 1-го участка индекс В. coli 320, 2-го участка — 720 в 1 г почвы; в неканализованном домовладении 1-го участка индекс В. coli 360, во 2-м участке — 4 280 в 1 г почвы.
Отсюда вытекает, что для канализованного и неканализованного домовладений наибольшее количество бактерий, близкое к среднему из 25 точек, будет получено при комбинации 5 точек, взятых по диагонали участка, или из 5 центральных точек.
Из проведенных нами экспериментов можно сделать следующие выводы:
1. При санитарно-бактериологическом исследовании почвы необходимо прежде .всего выделить путем санитарного обследования участки (как близкие к источнику загрязнения, так и удаленные от него) для характеристики менее загрязненного участка.
Ü. Установление пунктов для выборочного обследования должно быть мотивировано при описании местности.
3. В зависимости от всей площади исследуемого объекта необходимо выделить участки в 25—50 м2 для забора проб почвы.
4. При взятии проб почвы с исследуемого участка площадью в 25 м2 следует исходить из средней смешанной пробы, полученной путем смешения 5 образцов почвы, взятых по диагонали участка.
Возможность сохранения проб, особенно при массовых исследованиях, является весьма заманчивой. Для этого необходимо выяснить, может ли проба при длительном ее хранении в лабораторных условиях или на леднике, сохранить ту микрофлору, которую она имела в момент забора проб почвы.
Неблагоприятное влияние длительного хранения проб почвы на В. coli и общее количество бактерий могут быть обусловлены в первую очередь изменением жизненного режима почвы, когда бактерии
находят для себя в почве ряд неблагоприятных условий, как-то: недостаточное количество питательного материала, аэрация, низкая температура, недостаточная влажность, в силу чего жизненные функции микроорганизмов оказываются в значительной мере подавленными.
Иное мы наблюдаем, когда при хранении проб изменяется температурный режим почвы, а следовательно, и условия развития микроорганизмов. Тогда число бактерий увеличивается.
Необходимо также учесть антагонистическое влияние более устой чивых форм бактерий, что приводит к уменьшению в пробах первоначального количества микроорганизмов.
Для изучения указанных факторов нашей лабораторией было проведено экспериментальное исследование влияния длительного хранения проб почвы на общее число бактерий и В. coli. Пробы почвы забирались нами с двух участков: слабо загрязненного, где коли-титр колебался от 0,01 до 10,0, и сильно загрязненного участка, где коли-титр колебался в пределах 0,0001—0,001. Пробы хранились при комнатной температуре и на леднике. Посев почвы производился через 30 минут, через 4 часа, 24 часа и 48 часов после забора проб.
Нами применялась следующая методика. Пробы почвы забирались в количестве 500 г. Из почвы, после тщательного ее перемешивания, готовилась суспензия из расчета 10 г почвы на 100 см3 воды. Взбалтывание производилось в течение 10 минут; после двухминутного отстаивания суспензия засевалась на мясо-пептонный агар для определения общего количества бактерий и в среду Кеслера-Свенертона для определения коли-титра. Остальное количество почвы распределялось в равном по весу количестве в двух банках, из которых одна хранилась на леднике при температуре от ?Ч-3 до +5°, другая—при комнатной: 20—25° ¡в июне и 15—18° в сентябре. Через определенный промежуток времени производился высев из обеих банок.
Для июньской пробы влажность колебалась от 6,7 до 8%, для сентябрьской 9,6—9,7%. Колебания влажности за время хранения проб на леднике не превышали 0,1%, колебания влажности при комнатной температуре — от 0,2 до 0,3%. Всего было взято 36 проб почвы как из загрязненного, так и незагрязненного участков.
Исследования показали параллельное уменьшение количества В. coli как при хранении проб почвы в условиях комнатной температуры, так и на леднике. Хранение проб почвы в продолжение 4 часов дало уменьшение количества В. coli от 0,01 до 0,1—0,2 и через 24 и 28 часов хранения — от 1,0 до 10,0.
Отсюда вытекает, что неблагоприятное воздействие на В. coli длительного хранения в промежутке между забором проб почвы и ее обработкой вызывается не столько неблагоприятными температурными колебаниями, сколько антагонистическим влиянием со стороны сапрофитов, а возможно, что и недостатком питательного материала.
Пробы почвы, взятые с сильно загрязненного участка, показали незначительное уменьшение количества бактерий, а именно: хранение при комнатной температуре в течение 4 часов не изменило коли-титра (0,0001), через 24 часа отмечено небольшое снижение его (0,001), после чего на протяжении 48 часов коли-титр не меняется.
Хранение проб на леднике вызвало незначительное падение коли-титра (с 0,0001 до 0,001) через 4 часа, после чего коли-титр не менялся на протяжении 48 часов.
Следовательно, при длительном хранении проб почвы, сильно загрязненной кишечной палочкой, ни антагонистическое влияние сапрофитов, ни температурные колебания не могут иметь существенного значения. Возможно, что большое количество органических
веществ является достаточным питательным материалом для поддержания жизнеспособности В. coli.
Хранение проб почвы в условиях комнатной температуры в продолжение 4 часов вызывает быстрое увеличение числа бактерий — с 640 ООО до 1 600 ООО. Видимо, почвенные микроорганизмы, попав в более благоприятные температурные условия, начинают интенсивно развиваться. При хранении проб почвы в течение 24 и 48 часов отмечается резкое снижение количества бактерий (с 1 600 000 до 350), возможно, в силу антагонистического влияния более устойчивых форм бактерий.
Хранение почвенных образцов на леднике дало несколько иную картину. Через 4 часа количество бактерий уменьшилось с 740 000 до 440 000. Через 24- часа оно в известной мере стабилизировалось (440 000—470 000), видимо, в силу отбора более устойчивых форм, а после 24 часов снова отмечается уменьшение общего количества бактерий (с 470 000 до 270 000).
Такие колебания при хранении проб почвы в условиях комнатной температуры и хранении на леднике можно отнести за счет резких температурных колебаний, вследствие которых бактерии либо развиваются, либо, наоборот, впадают в состояние некоторого анабиоза.
Из проведенных нами экспериментальных работ можно сделать следующие выводы:
1. Неблагоприятное влияние длительности хранения в периоде, между забором проб почвы и ее обработкой можно объяснить температурными колебаниями, антагонистическим влиянием сапрофитов и наличием или отсутствием питательного материала.
2. Длительное хранение проб снижает точность санитарно-бак-териологичеекой оценки почвы, так как в зависимости от ряда условий можно получить преувеличенные или преуменьшенные данные.
3. При санитарно-бактериологических исследованиях необходима быстрая обработка проб почвы — не позже чем через час после! их. забора.
Продолжительность взбалтывания и отстаивания зависит от механического -состава почвы и ее адсорбирующей способности. Из работ ряда авторов (проф. Худяков, Дианова и Ворошилова, Карпинская и др.) видно, что различные почвы обладают неодинаковой адсорбирующей способностью в зависимости от величины почвенных частей.
По этим соображениям мы при сравнении оценки влияния продолжительности взбалтывания и отстаивания почвенной суспензии на общее число бактерий и В. coli проводили экспериментальные наблюдения с песчаной, глинистой, черноземной, торфяной и супесчаной почвами. Методика определения общего числа бактерий и В. coli применялась нами та же, что и в описании предыдущих разделов.
В отношении продолжительности взбалтывания почвы наблюдения ряда авторов дали весьма разноречивые результаты. Так, например, опыты Ваксмана о влиянии взбалтывания почвы в течение 1,5 и 10 минут на общее количество бактерий, показали, что наибольшее число их наблюдается при 5-минутном взбалтывании. Дианова же и Ворошилова при аналогичных условиях эксперимента наибольшее-количество бактерий получили при 10-минутном взбалтывании почвы. Следующая взятая ими экспозиция — 20 минут—-показала еще большее количество бактерий. Упомянутые авторы объясняли это явление тем, что- некоторые бактерии, имеющие форму цепочек (сар-цин, диплобацилл), при длительном взбалтывании почвы могут отделяться друг от друга, вследствие чего на чашках с мясо-пептонным; агаром вырастает большое число колоний.
Нашей лабораторией при изучении влияния продолжительности взбалтывания на общее количество бактерий и В. coli были взяты экспозиции в 5, 10, 15 и 20 минут с 39 пробами почвы на каждую экспозицию. При этом мы пришли к следующим выводам:
1. Для всех видов почв, кроме торфяной, наибольшее количество-общего числа бактерий и В. coli дает взбалтывание в течение 10 минут.
2. В торфяной почве, более богатой органическими веществами,, чем исследуемые образцы, в силу чего вымывная способность бактерий замедляется, наибольшее число бактерий отмечается при ^-¡минутном взбалтывании.
3. Новый рост общего числа бактерий при 20-минутном взбалтывании в почвах песчаной и глинистой подтвердил предположение Диановой и Ворошиловой о возможном механическом влиянии грубых частиц почвы на сложную форму бактерий, в результате чего-при посевах на чашки с агаром получается преувеличенное количество микроорганизмов.
Анализ наших опытов показал, что в черноземной почве отмечается резкое увеличение общего числа бактерий при 2-минутном-отстаивании и затем еще более резкое снижение при отстаивании почвенной суспензии в течение 5 минут, после чего кривая снижения идет медленнее. Количество В. coli при отстаивании до 5 минут держится на одинаковом уровне, а потом снижается.
Работами ряда авторов установлено, что чем меньше частицы почвы, тем выше их адсорбирующая способность. В составе данной почвы частицы меньше 0,25 мм составляли 53%, от 1 до> 0,5 мм— 29%. Следовательно, в наших опытах такое резкое падение общего числа бактерий можно отнести за счет быстро наступившей адсорбции.
Можно считать, что В. coli в наших опытах являлась до известной степени контролем. Учитывая слабую поглощаемость почвы, уменьшение отмечалось позже, т. е. после 5 минут отстаивания.
В песчаной почве зафиксировано увеличение общего числа бактерий при 2-минутном отстаивании, в то время как количество В. coli остается неизменным; после 10 минут отмечается снижение общего числа бактерий и более значительное падение В. coli. Механический состав почвы обнаружил много крупных частиц (от 1 до 0,5 мм) — 46% и мало мелких (меньше 0,25 мм) — 29%.
Установлено, что песчаная почва слабо адсорбирует бактерии. Следовательно, в нашем опыте мы можем констатировать снижение-общего числа бактерий и В. coli за счет механического влияния крупных частиц почвы.
Торфяная почва является менее характерной в том отношении, что она содержит в себе больше неразгаожившихся органических веществ, чем исследуемый образец. Тем не менее при непосредственном высеве из почвенной суспензии без ее отстаивания общее количество бактерий больше, чем при 2-минутном отстаивании, а количество В. coli остается одинаковым как при непосредственном высеве, так и при 2-минутном отстаивании. После 2 минут кривые снижения общего числа бактерий и В. coli идут параллельно. Здесь, иовидимо-му, имеет значение не столько адсорбция бактерий, сколько механическое влияние органического вещества.
В глинистой почве в отличие от других- отмечается увеличение общего числа бактерий при 5-минутном отстаивании, а затем оно резко снижается. Количество В. coli держится на одинаковом уровне при отстаивании в течение 5 минут, после чего отмечается значительное снижение. Механический состав почвы показал, что более крупных частиц почвы (от 1 до 0,5 мм) в этом образце содержалось лишь 12%. Следовательно, механическое влияние почвенных частиц на
бактерии здесь невелико. Значительно большее количество содержится малых частиц почвы (менее 0,25 мм) — 48°/с|.
Видимо, ¡в данном случае, помимо влияния адсорбции мелких частиц почвы «а бактерии, сказывается большой удельный вес почвенных частиц. Последние при отстаивании некоторое время находятся во взвешенном состоянии, удерживая на своей поверхности бактерии, после чего начинают медленно оседать на дно, увлекая за собой и микробы.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. В черноземной, песчаной, супесчаной и торфяной почвах наибольшее количество как общего числа бактерий, так и В. coli отмечается при отстаивании почвенной суспензии в течение двух минут.
2. В глинистой почве наибольшее количество бактерий и В. coli отмечается при 5-минутном отстаивании.
Проф. В. М. КАГАНОВ (Москва)
О работе Центрального института питания
В 1940 г. отделы, лаборатории и клиники Центрального института питания уделяют большое внимание таким важным вопросам, как нормы питания, проблема белка в питании человека, вопросы пищеварения и усвояемости пищевых продуктов, проблемы витаминов, рациональное питание ослабленных и больных детей, фармако-дина-мическое действие пищевых продуктов, влияние режимов питания на течение патологических процессов, диференциальная диэтотерапия при различных заболеваниях, этиология и профилактика пищевых отравлений, оздоровление условий производства и хранения пищевых продуктов и санитарная оценка их, рационализация технологического процесса приготовления пищи, организация питания в лечебных учреждениях ¡и т. д.
Особое внимание уделялось темам, имеющим оборонное значение.
Институтом проделана большая работа по составлению санитарных норм, правил и требований МПВО в отношении различных объектов пищевой промышленности и общественного питания. В эту работу были вовлечены все институты питания и ряд крупных пищевых лабораторий.
Далее проводились исследования, задачей которых явилась физиологическая, кулинарная и санитарно-гигиеническая оценка рыбной муки. Работа эта закончена и передана заинтересованным организациям для практического использования.
Много сил и средств было уделено изучению некоторых новых видов концентратов, улучшению качества концентратов, разработке .способов изготовления блюд из концентратов в термосах и т. д.
Клиникой лечебного питания института успешно разрабатывается вопрос о влиянии шиповника (витамина С) на некоторые виды физического утомления. Проведенные эксперименты показали, что под влиянием аскорбиновой кислоты и шиповника значительно сокращается период восстановления после физической нагрузки. Аналогичные данные были получены в опытах над декомпенсированными сердечными больными (с утомленным сердцем). В настоящее время изучается влияние витамина С при хроническом утомлении.