Верхний и нижний транспортеры движутся в одну сторону, а средний — в противоположную.
Хлопок загружается через отверстия в потолке и, вследствие движения привода, пересыпается с верхних лент на нижние. В таком виде хлопок сушится, лежа на лентах транспортеров. После сушки хлопок вращением приводов подается в приедючное отверстие, извлекается через дверцу вручную и насыпается в мешки.
Конструкция эта довольно капризна, цепи, связывающие барабаны во время работы, часто спадают, и сушильщику приходится стоять внутри камеры, придерживая рукой цепь, чтобы она не спадала. Здесь он подвергается действию высокой температуры и угарного газа.
Описанная хлопкосушилка не удовлетворяет колхоз и по своей малой емкости, поэтому рядом с ней устроена другая сушилка, примитивного типа.
Выводы
1. В условиях колхоза наиболее целесообразной как по условиям труда, так и по экономическим и противопожарным соображениям является сушилка вагонеточного типа.
2. Новые хлопкосушилки в колхозах надо строить только вагонеточного типа.
3. Строительство примитивных хлопкосушилок следует запретить, а существующие должны быть в кратчайший срок ликвидированы и заменены вагонеточными.
4. При устройстве последних необходимо выполнение следующих мероприятий:
а) щиты, закрывающие вход в камеры, должны быть снабжены резиновыми прокладками, предотвращающими выход нагретого воздуха и газов в рабочее помещение;
б) для наблюдения за термометром следует делать остекленное отверстие, и тогда отпадает необходимость в открывании щитов;
в) приток воздуха в камеры должен производиться через каналы, устроенные под полом, а вытяжка — через потолок и крышу; вытяжные каналы необходимо снабжать дефлекторами;
г) сушильщикам должна быть обеспечена возможность умывания или купания после работы.
М. В. ЗВЯГИНА (Архангельск)
Бактериологическое исследование почвы
Архангельска
•Из Архангельского санитарно-бактериологического института
При санитарном изучении почвы определение кишечной палочки, •являющейся одним из главных показателей загрязнения воды, до сих пор еще не заняло надлежащего места. То же можно сказать и относительно титра В. реНг^епэ, обнаружение которого в почве свидетельствует о ее загрязнении.
Исследование почвы Архангельска проводилось нами в течение 1935— 1936 гг. Всего исследовано 228 проб, взятых в 14 точках в разных частях города. Пробы забирались летом и зимой с поверхности, а также с глубины 10—20 и 50—80 см. Кишечная палочка и количество колоний определялись во всех 228 пробах, В. регМг^епБ только в 128 пробах.
Для определения числа микробов на чашки со слабо щелочным агаром высевался 1 см3 почвенной болтушки в разведении 1 : 1 ООО и 1 : 10 ООО, полученной встряхиванием в БсЬЩеП-аппарате в течение 10 мин. с последующим отстаиванием до 5 мин. Подсчет колоний производился через 48 час. роста при 37°. Для определения кишечной палочки почвенная болтушка в разведении от 0,1 до 0,00001 см3 высевалась в среду Эйк-
мана, выращивалась при 46° и высевалась из забродивших пробирок на эндо, после-чего производилась идентификация чистых культур по пестрому ряду (глюкоза, мальтоза, лактоза, маннит, сахароза, молоко, пептонная вода, среда Клярка и среда Ко-зера).
В связи со слабой высеваемостью кишечной палочки с 15 ноября среда Эйкмана была заменена средой Кесслера — Свенертона, рекомендованной Минкевичем. Для определения титра В. рейппдепэ мы пользовались разработанной методикой этого же автора (посевы в молоко и в среду Вильсон-Блэра). Дополнительно часть черных колоний со среды Вильсон-Блэра отсевалась на бульон Тароцци для биохимической проверки и установления вирулентности выделенных культур.
Приведем краткую санитарную характеристику территории Архангельска, основным неблагоприятным моментом которой в санитарном отношении является заболоченность почвы.
При отсутствии канализации и глубокого отводящего дренажа почва легко впитывает в себя все поступающие с поверхности нечистоты, что оказывает влияние на загрязнение ее. Мостовые преимущественно булыжные, уложенные без предварительной осушки верхнего покрова почвы. На окраинах уличную мостовую заменяют настилы из бревен и досок, лежащих прямо на заболоченной поверхности.
В последние годы центральная часть города постепенно асфальтируется. Грязные-ливневые воды с мостовой, просачиваясь под нее, загнивают без доступа воздуха и света и загрязняют почву. Единой системы очистки город не имеет. Большая часть населения пользуется примитивными уборными.
В последнее время в части домовладений устроены очистные сооружения, зачастую с хлорированием сточной жидкости.
Очистка выгребов оборудована технически несовершенно (ящики и бочки). Несвоевременная очистка выгребов ведет к тому, что содержимое ям часто уходит в окружающую почву или в канавы, или под дома. Городские нечистоты и мусор издавна вывозятся на свалку, прилегающую к городу с восточной стороны.
Пробы почвы брались на Петроградском проспекте, по набережной, выше города на 12-м километре и на мыловаренном заводе.
Петроградский проспект как в центральной части, так и на окраинах менее благоустроен и более населен, чем набережная. Зеленых насаждений очень мало. Кроме того, эта улица является основной артерией конного транспорта города, что при наличии плохой мостовой ведет к некоторому загрязнению почвы.
Набережная производит более благоприятное впечатление: часть кварталов здесь озеленена, транспорт — по преимуществу автобусный и автомобильный, некоторые участки асфальтированы. Эти изменения, происшедшие главным образом за последнее время, значительно улучшили общее санитарное состояние набережной.
Местность на 12-м километре выше города покрыта лесом, полями и покосами. Вблизи жилых строений нет. В стороне проходит почтовый тракт.
Наименее благоустроенной является территория мыловаренного завода. Пробы почвы, забираемые для анализа, представляли собой жирную, кашицеобразную массу.
Химические показатели загрязнения (аммиак, азот и хлориды) по данным института (Е. Г. Васильева) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Химические показатели загрязнения (в мг на 1 кг сухой почвы)
Пункт взятия проб Аммиак Азот Хлориды
Петроградский проспект ........ 72,6 3,25 745
Набережная .............. 7,65 0,41 123,5
Город .... Поверхность 10—20 см 11 963 1,63 336
Глубина 70-80 см 100 1,33 554
Контрольная точка..... Поверхность 10—20 см 2,33 0,24 80
Глубина 70—80 см 1,23 0,12 85
Результаты бактериологического исследования почвы в отношении количества колоний даны в таблице 2.
Таблица 2
Количество колоний (средние цифры всех проб)
Пункт взятия проб Летний период Зимний период
поверхность глубина 10—20 см глубина 50—80 см поверхность глубина 10—20 см глубина 50—80 см
Петроградский проспект 1 404 875 1 551 187 333 667 1 256 937 682 375 495 531
Набережная...... 1 293 285 2 690 500 354 428 1 542 000 838 000 437 607
12-й километр..... 9 000 9 000 12215 1 550 000 800 000 325 000
Мыловаренный завод . 5 273500 5 243 000 5 019500 5500 000 8 750 000 2 350 000
Приведенные цифры дают возможность отметить, что в летний период число микробов в 1 г почвы на глубине 50—80 см меньше, чем на поверхности. Максимум колоний определен на глубине 10—20 см. В зимний период наблюдается другая картина: большее число колоний обнаружено на поверхности, постепенно снижаясь в глубину. При исследовании почвы на 12-м километре получены сравнительно небольшие показатели. Исключением в этом отношении являются данные исследования почвы на мыловаренном заводе, где даже на глубине 80 см количество микробов в летний период высоко — почти такое же, как на поверхности. Полученные цифры вполне соответствуют тому санитарному состоянию, в котором находится завод.
Из 228 проб почвы 96 проб летнего и 36 зимнего сезона были засеяны на среду Эйкмана, остальные 96 проб зимнего сезона — на среду Кесслера — Свенертона. Типичные для кишечной палочки колонии, развивавшиеся при высеве из положительных бродильных проб на среду Эндо (красные с металлическим блеском), квалифицировались как В. coli commune теплокровных на основании следующих испытаний: проверочная проба маннитной среды при 46°, посев на среду Козера и Клярка с последующим производством реакции с метилротом и Фогас-Проскауэра. Посев на сахарных средах выдерживался при 37° три дня. Процент положительных находок типичной кишечной палочки получился очень небольшой (31). Из 228 проб только в 71 удалось обнаружить кишечную палочку. Часто при положительной бродильной пробе высев на твердые среды не давал роста. В 14 пробах (6,1%) выделены атипичные штаммы вместе с кишечной палочкой и в 88 пробах (38,6%) — при отсутствии роста кишечной палочки. В общей сложности процент coli аэрогенной группы равен 69,6.
Выделенные атипичные штаммы выявили довольно разнообразную картину в отношении роста на среде Козера и Клярка; реакция на индол чаще получалась отрицательная, часть штаммов на среде с маннитом не обнаружила брожения при 46°.
Применение среды Кесслера — Свенертона дало несколько иные цифры: из 96 проб в 35 (36,4%) обнаружено присутствие кишечной палочки. При сравнении результатов посева этой среды с данными посевов на среде Эйкмана в зимний же период получено число положительных высевов не меньшее, а даже большее; так, из 36 проб 15 (41%) дали положительный результат. Эти показатели, однако, нельзя считать окончательными и
выводов из них делать не приходится, так как возможно, что при парал-лепьных и одновременных посевах на обе среды и большем количестве проб почвы, посеянных на среде Эйкмана, результаты могли бы получиться иные.
Пробы почвы, взятые по Петроградскому проспекту, дали больше положительных высевов в сравнении с набережной на соН-аэрогеннук> группу; то же можно отметить и в отношении зимних проб, в которых па сравнению с летними наблюдалась большая высеваемость кишечной — аэрогенной группы.
Титр В. регМгщеш определялся посевом на молоке разведений почьы от 0,1 до 0,00001 см3. Засеянные среды прогревались в течение 15 мин. при 80°. Через 24 часа (реже 48 час.) роста при 46° в положительных слу чаях наступало характерное свертывание молока; в процессе микроскопи-рования везде обнаружены грамположительные палочки, морфологически сходные с В. ре^г^епэ. Параллельные высевы на среде Вильсон-Блэра почти полностью показали совпадение; в редких случаях наблюдалось расхождение в сторону понижения титра (т. е. увеличение количества В. регй-^епэ). Данные в отношении В. реНг^епБ приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты исследования проб в отношении В. регГг11^еп8
Место и время взятия проб Количество проб Количество положительных проб Процент находок Титр В. реНг^епв (количество проб)
0,1 0,01 0,001 0,0001
Поверхность...... 32 28 87,5 9 11 6 2
Глубина 10—20 см . . • 32 31 97 1 11 12 7
Глубина 50—80 см . . . 64 47 73,5 29 10 7 1
Летний сезон...... 80 62 77,5 24 19 15 4
Зимний сезон...... 48 44 91,6 15 13 ю 6
Петроградский пр. . . . 64 59 | 92 16 18 17 8
Набережная...... 64 47 | 73 23 14 8 2
Часть черных колоний со среды Вильсон-Блэра выделена для биохимической проверки. Посев производился на среду Тароцци и выращивался в течение 18—20 час. в анаэробных условиях. На другой день делался высев на сахар, молоко, косой агар в аэробных условиях и агар столбиком для определения формы колоний. Из этого же бульона материал в количестве 0,5 см8 вводился мышам внутрь мышц для определения вирулентности выделенного штамма.
Всего проверено 106 культур. Из них биохимически сходных с В. реНг^епэ оказалось 77. Выделенные культуры представляли собой крупную грамположитель-ную палочку; спорообразование отсутствовало. В молоке в большинстве случаев наступало бурное створаживание с последующим просветлением сыворотки; меньшая часть дала замедленное створаживание. В аэробных условиях ни один штамм не дал роста. На высоком агаре колонии чаще имели форму дискообразную или трехрогую-(форма аэроплана). На печеночном бульоне появлялась равномерная муть с пузырь-
нами газа на поверхности. В сахарных средах наступало сильное газообразование* маннит не разлагался. Остальные 29 культур оказались нетипичными; идентифицировать их не удалось.
Не ограничиваясь констатированием количества В. регМг^епБ, мы проверяли выделенные культуры на патогенность.
Все 77 культур, биохимически сходные с В. регМг^епэ, были введены мышам в мышцу ножки; 8 мышей погибло, 4 заболело, остальные не реагировали на культуру. При посеве из органов погибших мышей выделены культуры, биохимически сходные с В. ре^пг^епэ. К сожалению, повторной проверки этих культур на животных не было сделано.
Бактериологические данные всех проб почвы в отношении количества колоний, соП-титра и титра В. ре^г^епБ находятся в тесной зависимости друг от друга. Большее количество микробов в 1 г почвы и большая вы-севаемость микробов соН-аэрогенной группы в В. регЬ-^епэ характерны для более грязных точек (Петроградский проспект, мыловаренный завод). В летний период при исследовании почвы количество колоний увеличивается, высеваемость бактерий соП-азрогенной группы и В. реНг^епз уменьшается, зимой же наблюдается обратная картина: количество колоний уменьшается, а высеваемость соП-аэрогенной группы в В. рег1хи^епз. увеличивается.
При исследовании почвы на различных глубинах максимум обсеменения различными микробами в летний период наблюдается на глубине 10—20 см, минимум — на 50—80 см. Зимой максимум обсеменения, при общем уменьшении количества микробов, обнаружен в поверхностных пробах, уменьшаясь в глубину.
Выводы
1. Бактериологическое исследование дало возможность выявить некоторую загрязненность почвы Архангельска.
2. Высеваемость соИ-аэрогенной группы достигает 69,6%, причем типичная кишечная палочка, несмотря на применение среды Кесслера — Свенертона, дала небольшой процент высеваемости (31).
3. Специфические условия местности и ее заболоченность создают благоприятные условия для развития анаэробных видов.
4. Высеваемость В. регШпдепв является наибольшей на глубине 10— 20 см (97%), что вполне соответствует биологическим свойствам данного микроба. Уменьшение количества положительных находок на глубине 50—80 см можно объяснить адсорбцией почвой поступающих в нее бактерий, меньшее количество на поверхности — анаэробизмом.