Научная статья на тему 'К вопросу о месте закрепления принципов права в нормативных правовых актах (сравнительный анализ российского и армянского опыта)'

К вопросу о месте закрепления принципов права в нормативных правовых актах (сравнительный анализ российского и армянского опыта) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / КОДИФИЦИРОВАННЫЙ АКТ / COMPARATIVE LAW / PRINCIPLES OF LAW / CODIFIED ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демичев Алексей Андреевич, Илюхина Вера Алексановна

На основе изучения кодифицированного законодательства Российской Федерации и Республики Армения авторы исследуют проблему оптимального способа закрепления принципов права в нормативных правовых актах. Выделяются и анализируются различные способы закрепления принципов права в кодифицированных нормативных правовых актах России и Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демичев Алексей Андреевич, Илюхина Вера Алексановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the place of consolidation of the principles of law in normative legal acts (a comparative analysis of the Russian and Armenian experience)

Based on the study of the codified legislation of the Russian Federation and the Republic of Armenia, the authors examine the problem of the optimal way to consolidate the principles of law in normative legal acts. Various ways of consolidating the principles of law in the codified normative legal acts of Russia and Armenia are singled out and analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте закрепления принципов права в нормативных правовых актах (сравнительный анализ российского и армянского опыта)»

УДК 340.5

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10203

Демичев Алексей Андреевич Alexey A. Demichev

доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры гражданского права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (law), candidate of sciences (history), professor, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, professor of the department of civil law and procedure

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: aadem@bk.ru

Илюхина Вера Алексановна Vera A. Ilyukhina

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права

Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, 1)

сandidate of sciences (law), assistant professor, assistant professor of chair of theory of state and law, international and European law

Academy of the Federal service execution of punishment of Russia (1 Sennaya st., Ryazan, Russian Federation, 390000)

E-mail: eva3011@bk.ru

К вопросу о месте закрепления принципов права в нормативных правовых актах (сравнительный анализ российского и армянского опыта)

On the issue of the place of consolidation of the principles of law in normative legal acts (a comparative analysis of the Russian and Armenian experience)

На основе изучения кодифицированного зако- Based on the study of the codified legislation of the

нодательства Российской Федерации и Республики Russian Federation and the Republic of Armenia, the au-

Армения авторы исследуют проблему оптимального thors examine the problem of the optimal way to consoli-

способа закрепления принципов права в норматив- date the principles of law in normative legal acts. Various

ных правовых актах. Выделяются и анализируются ways of consolidating the principles of law in the codified

различные способы закрепления принципов права normative legal acts of Russia and Armenia are singled

в кодифицированных нормативных правовых актах out and analyzed. России и Армении.

Ключевые слова: сравнительное правоведение, Keywords: comparative law, principles of law, codi-

принципы права, кодифицированный акт. fied act.

Юридическая техника на современном этапе В этой ситуации вряд ли у кого вызывает со-развития достигла достаточно высокого уровня. мнение важность принципов права. Из относи-

© Демичев А.А., Илюхина В.А., 2019

тельно абстрактной теоретической конструкции они уже давно превратились в эффективный инструмент правового регулирования.

Авторы данной статьи стоят на позиции позитивистского понимания принципов права [1], в рамках которого в качестве таковых признаются только закрепленные в тексте нормативных актов базовые положения, идеи, начала, которые лежат в основе правового регулирования отрасли права, правового института или какой-либо сферы общественных отношений в целом.

Принципы права, с одной стороны, носят объективный характер, так как они закрепляются в тексте нормативных правовых актов. С другой стороны, для правоприменителя важно то, какие из нормативно закрепленных положений законодатель считает именно принципами, а не чем-то иным. Отсюда возникают серьезные проблемы, каким образом и в какой части нормативного правового акта должны быть закреплены принципы права, какие нормативные положения являются принципами права, а какие нет.

Данные вопросы мы рассмотрим на материале российского и армянского права. Такой подход к выбору исследовательской базы обусловливается следующими обстоятельствами. И Россия, и Армения имеют общие корни, принадлежат к континентальной правовой семье и некоторое время назад входили в семью советского права в рамках единого государства — СССР. Сейчас Российская Федерация и Республика Армения — самостоятельные независимые государства с собственными правовыми системами. Это позволяет проводить компаративистские исследования не только исходя из теоретического интереса (такое бывает при сравнении слишком далеких друг от друга правовых систем), но и направленных на взаимное использование национального опыта другого государства.

Ни у российского, ни у армянского законодателя нет единого подхода по вопросу закрепления принципов права в нормативных правовых актах. Проанализировав ряд кодексов Российской Федерации и Республики Армения (в России в настоящее время действуют порядка 20 кодексов, в Армении — 15), мы пришли к выводу, что существует несколько вариантов такого закрепления.

Однако прежде чем рассмотреть эти варианты, необходимо разобраться с самим понятием «принцип права». В задачи данной работы не входит историографический анализ развития данного термина. Мы лишь отметим, что, исхо-

дя из изучения российской и армянской научной литературы и с учетом позитивистского право-понимания, следует, что принципы права — это основные, исходные, базовые нормативно закрепленные идеи, начала, положения, адресованные субъектам права в качестве руководства к действию.

Как видим, здесь большой разброс синонимов. Для доктрины это нормально. А вот для текстов нормативных актов терминологическое разнообразие, выражающее одну и ту же сущность, — плохо.

В плане компаративистского исследования определенную сложность всегда представляет перевод текста нормативного акта с одного языка на другой. Это касается и принципов права. Приведем пример, характерный для исследуемого предметного поля. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Армения от 1 июля 1998 года глава 2 называется «йрЬш^шЬ цшшш^шршр^Ь и^рпШрЬЬрр», что в русском переводе, сделанном как носителями языка, так и российскими переводчиками, звучит как «Принципы уголовного судопроизводства». С точки зрения сущности это абсолютно правильный перевод, однако если перевести фразу буквально дословно, сохраняя порядок слов, то получается «Уголовного судопроизводства основы» или «Уголовного судопроизводства начала». Армянское слово «и^рпШрЬЬрр» в данном контексте переводится как «принципы», но это именно контекстный перевод. Общеупотребительное, главное значение слова «и^ртЬрЬЬрр» — «начала», «основы». Далее, говоря о принципах армянского права, мы будем встречающийся в нормативных правовых актах Армении термин «и^рпШрЬЬрр» переводить как «принципы».

Первый вариант закрепления принципов права в нормативных правовых актах — принципы права закрепляются в отдельной главе.

Данный способ использован российским законодателем, например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2001 года (далее — УПК РФ), Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 года (далее — УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (далее — КоАП РФ), а законодателем Армении — в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Армения от 1 июля 1998 года (далее — УПК РФ), Судебном кодексе Республики Армения от 7 апреля 2007 года (далее — СК РА)

и Кодексе административного судопроизводства Республики Армения от 28 декабря 2013 года (далее — КАС РА).

В данной статье мы не будем останавливаться на сравнении УПК РФ и УПК РА в интересующем нас аспекте, так как эта проблема ранее специально исследовалась одним из авторов этой работы [2]. Отметим лишь, что в обоих случаях принципы судопроизводства изложены во вторых главах кодексов, которые так и называются — «Принципы уголовного судопроизводства» и в которых перечисляются соответствующие принципы.

Аналогичным образом армянский законодатель поступил при формулировании принципов административного судопроизводства (гл. 2 КАС РА) и принципов деятельности судебной власти (гл. 2 СК РА).

Более сложным и, как нам представляется, менее рациональным путем пошел российский законодатель в УК РФ и КоАП РФ. Так, в первом из названных нормативных правовых актов глава 1 называется «Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации». Собственно принципы формулируются в статьях 3—7, а именно: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма, и во всех названных статьях законодатель использует слово «принцип».

В КоАП РФ глава 1 называется «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях». При этом отсутствует четкость в формулировании принципов внутри главы. Можно выделить только три принципа законодательства об административных правонарушениях: принцип равенства перед законом (ст. 1.4, кстати, это единственная статья в данной главе КоАП РФ, где используется слово «принцип»), принцип презумпции невиновности (ст. 1.5) и принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6).

Второй вариант закрепления принципов права в нормативных правовых актах — принципы права закрепляются в отдельной статье закона.

Этот вариант оказался самым распространенным и в законодательстве России, и Армении. В России он имеет место в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации от 8 января 1997 года (далее — УИК РФ), Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года (далее — ЗК РФ), Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 года

(далее — ТК РФ), Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, Лесном кодексе Российской Федерации от 4 декабря 2006 года (далее — ЛК РФ), Водном кодексе Российской Федерации от 3 июня 2006 года (далее — ВК РФ), Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации от 8марта 2015 года (далее — КАС РФ), в Армении — в Гражданском кодексе Республики Армения от 28 июля 1998 года (далее — ГК РА), Семейном кодексе Республики Армения от 8 декабря 2004 года (далее — СК РА), Трудовом кодексе Республики Армения от 14 декабря 2004 года (далее — ТК РА) и Уголовно-исполнительном кодексе Республики Армения от 18 января 2005 года (далее — УИК РА).

В рамках такого варианта закрепления принципов права в кодексах можно выделить четыре подварианта.

1. В статье через запятую перечисляются принципы без последующего их раскрытия. Примером может служить статья 8 УИК РФ «Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации». В части 1 статьи 3 ГК РА «Принципы гражданского законодательства» перечисляются семь принципов гражданского законодательства. Правда, при толковании статьи 3 ГК РА возникают некоторые сложности. Дело в том, что в названии всей статьи имеется слово «принципы», в ее части 1 содержится формулировка «Гражданское законодательство основывается на принципах...». В связи с этим возникает вопрос, можно ли в качестве принципов гражданского законодательства рассматривать положения частей 2 и 3 статьи 3 ГК РА, которые не упоминаются в части 1 этой статьи и при формулировании которых не используется слово «принцип»?

2. В статье через запятую перечисляются принципы, а в следующих статьях последовательно раскрывается их содержание. Примером может служить КАС РФ и УИК РА. В статье 6 КАС РФ «Принципы административного судопроизводства» перечисляются принципы административного судопроизводства, а в статьях 7—14 раскрывается их содержание. В статье 5 УИК РА «Принципы уголовно-исполнительного законодательства» перечисляются соответствующие принципы, а в ряде последующих статей (ст. 6—10) их содержание раскрывается.

3. Принципы перечисляются в одной статье, каждому принципу посвящается отдельный пункт, но содержание принципов не раскрывается. Так, в Градостроительном кодексе

Российской Федерации в статье 2 «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности» в отдельных пунктах статьи закрепляется 13 принципов. В статье 1 ЛК РФ «Основные принципы лесного законодательства» в 11-ти пунктах перечисляются 11 принципов лесного законодательства. В части 1 статьи 3 ТК РА «Принципы трудового законодательства» в 10-ти пунктах закрепляются 10 принципов трудового законодательства Армении. В пяти частях статьи 1 СК РА «Основные принципы семейного законодательства» закрепляется пять принципов. При этом во втором абзаце части 1 и втором абзаце части 5 дается определенный комментарий к предыдущим абзацам, не являющийся раскрытием содержания самого приведенного принципа.

4. Принципы перечисляются в одной статье, каждому принципу посвящается отдельный пункт и при этом раскрывается содержание каждого принципа. Этот способ закрепления принципов имеется в водном и земельном законодательстве России. Так, в 16-ти пунктах статьи 3 ВК РФ «Основные принципы водного законодательства» указываются 16 принципов водного законодательства и раскрывается их содержание. В части 1 статьи 1 ЗК РФ «Основные принципы земельного законодательства» в отдельных пунктах сформулировано 11 принципов, содержание которых раскрывается. Кроме того, в абзаце 2 пункта 11 дополнительно формулируются еще два принципа — «принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли». Названные принципы только декларируются без раскрытия их содержания.

Несколько странный способ закрепления принципов права применяется в ТК РФ. В части 1 статьи 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» перечисляются 19 принципов. В качестве второго принципа названо «запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда». Однако в статье 3 подробно регламентируются вопросы запрещения дискриминации в сфере труда, а в статье 4 — запрещения принудительного труда. Несомненно, эти проблемы весьма важны в современных трудовых правоотношениях, однако в таком случае остается неясным, почему законодатель в статье 2 объединил их в один принцип, а в последующем

рассмотрел две его составляющие в отдельных статьях (ст. 3 и 4). Также остается непонятным, почему остальным принципам в последующем изложении текста нормативного акта не было уделено внимания.

Третий вариант закрепления принципов права в нормативных правовых актах — отсутствует структурный элемент, в названии которого используется термин «принципы».

В рамках данного варианта можно выделить два подварианта.

1. В тексте отсутствует структурный элемент с названием «принципы», однако ряд базовых положений соответствующей отрасли закреплен в статьях, находящихся в первом разделе кодекса «Общие положения». Такой подход имеется в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации 30 ноября 1994 года (далее — ГК РФ), Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года (далее — СК РФ), Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации от 24 июля 2002 года (далее АПК РФ), Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14 ноября 2002 года (далее — ГПК РФ) и Избирательном кодексе Республики Армения от 28 мая 2016 года.

В ГК РФ в разделе 1 «Общие положения» в подразделе 1 «Основные положения» в главе 1 «Гражданское законодательство» в части 1 статьи 1 «Основные начала гражданского законодательства» без использования слова «принципы» законодатель изложил основополагающие идеи гражданского законодательства: равенство участников гражданско-правовых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В СК РФ в разделе 1 «Общие положения» в главе 1 «Семейное законодательство» основные идеи, лежащие в основе семейного законодательства, закреплены в статье 1 «Основные начала семейного законодательства». Всего в четырех частях данной статьи нашли выражение четыре принципа семейного законодательства.

Достаточно сложная ситуация наблюдается с определением принципов арбитражного процессуального и гражданского процессуального права России. В АПК РФ и ГПК РФ первые разделы, аналогично ГК РФ и СК РФ, называются «Общие положения». Первые главы в АПК РФ и ГПК РФ также называются идентично — «Ос-

новные положения». Ряд статей этих глав содержит положения, являющиеся по своей сути принципами соответствующих отраслей права.

В Избирательном кодексе Республики Армения в разделе 1 «Общие положения» имеется глава 1 «Основные положения». Понятие «принцип» здесь не фигурирует, но статьи из этой главы содержат некие основополагающие идеи избирательного права Армении (общее, равное, свободное, прямое, избирательное право, конфиденциальность голосования, обязательность и периодичность выборов, публичность выборов), которые и являются принципами избирательного права.

2. Принципы права не закреплены в каком бы то ни было виде. Если в приведенных выше нормативных актах России и Армении положения, которые не называются принципами права, но являются таковыми, как по сущности, так и по месту, занимаемому в документе, закреплены в тексте кодекса, то существуют и кодексы, в которых принципы права не закреплены в каком бы то ни было виде. Примером могут служить Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 года (этот документ, принятый в советский период, продолжает с изменениями и дополнениями действовать и в настоящее время), Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 года, Таможенный кодекс Республики Армения от 9 августа 2000 года.

Итак, исходя из всего изложенного выше, мы видим, что ни в России, ни в Армении нет единого подхода, единых правил, единой терминологии при закреплении принципов права в кодификационных актах. Принципы права закрепляются в отдельной главе в трех российских и трех армянских кодексах, в отдельных статьях (в том или ином варианте) — в семи российских и четырех армянских кодексах. В остальных кодексах России и Армении принципы права не закреплены в таких специальных структурных элементах нормативного акта как глава или статья. Однако если в одних кодексах вообще отсутствуют такие положения, которые можно рассматривать в качестве принципов права, то в некоторых (четырех российских и одном армянском) имеются формально неструктурированные положения, которые можно идентифицировать в качестве принципов права.

Исходя из сравнительного анализа комплекса российских и армянских кодексов, отметим, что оптимальным нам представляется закрепление принципов соответствующего законодательства, отрасли права и т. д. в отдельной главе кодекса. Глава должна в своем названии иметь слово «принципы». После этого слова законодателю необходимо конкретизировать, о принципах чего именно идет речь. Оптимальной нам представляются такие формулировки: «Принципы семейного (трудового, уголовного и т. д.) законодательства» либо «Принципы правового регулирования семейных (трудовых, уголовных и т. д.) отношений».

Глава, естественно, должна состоять из статей, каждая из которых посвящена одному принципу. Кроме того, в названии статей необходимо также использовать слово «принцип». Например, «Принцип законности», «Принцип состязательности сторон», «Принцип неприкосновенности частной жизни», «Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии» и т. п.

Полагаем, что законодателю не стоит ограничиваться только названием соответствующих принципов, но и целесообразно раскрывать их сущность в тексте статьи.

Наконец, законодательство в рассматриваемом нами аспекте необходимо унифицировать, используя единый структурный и терминологический подход к закреплению принципов права в нормативных правовых актах.

Примечания

1. Демичев А.А. Позитивистская классификация принципов современного российского права // Государство и право. 2014. № 5. С. 5—13.

2. Илюхина В.А. Принципы уголовного судопроизводства Российской Федерации и Республики Армении (сравнительно-правовой анализ) // Уголовное судопроизводство. 2018. № 2. С. 43—48.

References

1. Demichev A.A. Positivist classification of the principles of modern Russian law. State and Law, 2014, no. 5, pp. 5—13. (In Russ.)

2. Ilyukhina V.A. Criminal Proceedings Principles of the Russian Federation and the Republic of Armenia (Comparative Law Analysis). Criminal Proceedings, 2018, no. 2, pp. 43—48. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.