УДК 82.085
И.В. ТИМОНИНА
Магнитогорский государственный университет
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ РИТОРИКИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Изучив современные подходы к определению места риторики в системе речеведческих дисциплин, автор предлагает свой подход к решению данной проблемы - через выявление родовидовых доминант риторики. Такой подход позволяет, с одной стороны, доказать «полноправие» риторики как речеведческой дисциплины, с другой стороны, осознать ее специфику в этой системе.
Having studied modern approaches to the position of rhetoric in the system of communicative disciplines, the author suggests her own approach to the solution of the problem through revealing the gender-aspect features. On the one hand, this approach makes it possible to prove the significance of rhetoric as a communicative discipline, on the other hand, it helps to realize its specific features within the system.
Анализ современных подходов к этому вопросу (в работах Н.И.Формановской, И.Я.Чернухиной, Е.А.Юниной, Е.В.Клюева, Ю.В.Рождественского, О.Б.Сиротининой и других) обнаруживает весьма широкий спектр мнений. Эта широта в значительной степени может быть объяснена отсутствием общепризнанного понимания термина «риторика» и ее (риторики) предмета. В качестве других причин могут быть названы традиционная дискуссионность дефинирования составляющих триады язык - речь - речевая деятельность, базовых для понимания предметности риторики, и непроясненность вопроса об отношении понятий речевая деятельность и речемыслительная деятельность.
Есть веские основания считать понятие речевая деятельность базовым для всех дисциплин коммуникативного блока. Для риторики же равно необходимы как родовое понятие речевая деятельность, отражающее ее принадлежность к «гнезду» коммуникативных дисциплин, так и видовое понятие речемыслительная деятельность, отражающее ее специфику в ряду этих дисциплин (изучение текста на разных этапах его существования: тексто-
порождение как процесс, текст/дискурс* как продукт). В русле такой логики можно актуализировать родовые и видовые доминанты риторики.
К числу родовых отнесем следующие:
1) речевая деятельность возникает и осуществляется между двумя полюсами «адресант - адресат»;
2) в риторике, как одной из речевед-ческих дисциплин, исследуется не только речь/текст как линейный процесс и продукт деятельности одного субъекта, но и «интеракция как объемные коммуникативные взаимодействия по крайней мере двоих» [3, с.17];
3) риторика как одна из речеведческих дисциплин изучает и определенный набор характерных языковых средств (статика), и их функционирование (динамика).
Видовые черты представляются следующими:
* Понятие текст/дискурс удобно тем, что одновременно подходит как для обозначения письменной фиксации дискурса, так и дискурса в собственном смысле слова, т. е. «звучащего слова, живой речи, произносимой в процессе развертывания речевого события и сопровождающейся жестово-мимическим (и пространственным) поведением» [2, с.46-47].
_ 79
Санкт-Петербург. 2005
1) основные объекты изучения риторики - речевая ситуация, дискурс и отношение между ними;
2) риторика изучает текст/дискурс на разных этапах его существования, то есть не только как результат речемыслитель-ной деятельности, но и как процесс (изобретение - расположение - словесное выражение);
3) риторика изучает языковые средства с точки зрения того, как лучше сказать, то есть в аспекте оптимизации общения [1, с. 17];
4) соединяя статический и динамический аспекты как родовую черту, современная риторика тяготеет к изучению функционирования языковых средств в коммуникации, что обусловливает еще одну видовую
особенность - риторическую рефлексию, которая направлена на способы порождения текстов/дискурсов; их адекватность речевой ситуации; на соотношение традиционного и новаторского (стереотипного и творческого). Рефлексия предполагает фиксацию факта речемыслительной деятельности, его оценку, обоснование последней.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожина М.Н. Предмет риторики в парадигме речевских дисциплин (взгляд со стороны стилистики) //стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник научн. Трудов. Пермь, 2000.
2. Михальская А.К. Мысль и слово. М., 1996.
3. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.
80 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1