Научная статья на тему 'Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин'

Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
547
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — А А. Евтюгина

В статье рассматривается культура речи, стилистика научной речи, риторика в системе гуманитарных дисциплин. Автор раскрывает цели и задачи данных курсов и предлагает поэтапное формирование коммуникативной компетенции и культурно-речевой образованности студентов. Дисциплины «Русский язык» и «Культура речи» могут являться основой, на которой строится система речеведческих курсов, вводимых на правах элективных или факультативных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents Standards of Speech, Stylistics of Scientific Speech, and Rhetoric in the system of the humanities. The author explains objectives and goals of the abovementioned courses, pursues and suggests a number of steps to build up student’s communication competence and speech culture. Such disciplines as the Russian Language and Standards of Speech serve as a basis for the system of mandatory and optional courses of speech education.

Текст научной работы на тему «Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин»

УДК 82.085

А.А. ЕВТЮГИНА

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

РИТОРИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассматривается культура речи, стилистика научной речи, риторика в системе гуманитарных дисциплин. Автор раскрывает цели и задачи данных курсов и предлагает поэтапное формирование коммуникативной компетенции и культурно-речевой образованности студентов.

Дисциплины «Русский язык» и «Культура речи» могут являться основой, на которой строится система речеведческих курсов, вводимых на правах элективных или факультативных.

The article presents Standards of Speech, Stylistics of Scientific Speech, and Rhetoric in the system of the humanities. The author explains objectives and goals of the abovementioned courses, pursues and suggests a number of steps to build up student's communication competence and speech culture. Such disciplines as the Russian Language and Standards of Speech serve as a basis for the system of mandatory and optional courses of speech education.

Цель комплекса речеведческих дисциплин, изучаемых на нефилологических факультетах университета, состоит в формировании активной языковой личности, обладающей умением эффективного использования языка в профессионально значимых сферах и ситуациях общения.

Данная цель предполагает формирование культурно-речевой образованности студентов, связанной с приобретением и закреплением навыков грамотной письменной и устной речи, навыков чтения/слушания и понимания текста, а также с формированием умения порождать тексты различных типов и жанров.

Указанные задачи многоплановы и сложны; их решение традиционно разделяется на этапы, которым соответствуют курсы «Русский язык и культура речи», «Стилистика научной речи», «Риторика».

«Культура речи» повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, под которой понимается умение человека организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуации общения.

Изучение курса «Русский язык и культура речи» способствует: повышению уров-

ня речевой культуры учащихся, обогащению представлений о языке как средстве общения и как важнейшей составляющей духовного богатства народа; развитию коммуникативных способностей; формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения; расширению общекультурного кругозора; повышению уровня гуманитарной образованности и гуманитарного мышления студентов.

В процессе курса студент должен изучить систему норм современного русского литературного языка, научиться ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит, научиться владеть голосом, приобрести готовность к порождению связных текстов в различных ситуациях общения и тому подобное.

Важнейшие понятия «Культуры речи» (понятия нормы, текста, коммуникативных качеств речи), как и формируемые здесь умения и навыки, имеют наиболее обобщенный, базовый характер, представляя собой основу, на которой в дальнейшем должны конкретизироваться и уточняться теоретические положения и закрепляться практи-

ческие навыки в рамках таких дисциплин, как «Стилистика научной речи» и «Риторика». Курс «Русский язык и культура речи», таким образом, служит необходимым введением в цикл речеведческих дисциплин.

Овладение нормами научного стиля осуществляется в ходе изучения курса «Стилистика научной речи». Соответствующую трактовку приобретает понятие «коммуникативные качества речи», а именно критерии правильности, доступности, точности, логичности, чистоты, выразительности, богатства, уместности применяются к текстам научных жанров. Конкретизацию получают формируемые умения и навыки: в процессе анализа текста студенты должны получить представление о лингвистических особенностях научного стиля, научиться самостоятельному поиску информации, приобрести готовность к составлению вторичных научных текстов, научиться порождению письменных и устных текстов различных жанров, таких, как реферат, курсовая и дипломная работа, аннотация и тому подобное.

Особое место в комплексе речеведче-ских дисциплин занимает риторика. Риторика как наука является одним из самых древних разделов филологии. Несмотря на то, что из всех филологических дисциплин риторика наименее подвержена изменениям, примерно со второй половины ХХ века идет ее интенсивное обновление, связанное, в частности, с развитием неориторики. Обновление свидетельствует о стремлении риторики стать универсальным знанием о речевой коммуникации. Это обстоятельство проявляется, например, в том, что риторика, как ни одна из филологических дисциплин, активно обращается, с одной стороны, к знаниям смежных разделов науки о языке и речи (психолингвистики, общего языкознания, поэтики, стилистики), с другой стороны, к данным других гуманитарных наук (социологии, социальной психологии, экономики), к идеям некоторых философских направлений (аналитической философии и методологии науки, феноменологии и герменевтики), пытаясь их синтезировать. В результате риторика приобретает статус ме-

тодологии гуманитарного познания (Е.Н.Зарецкая)

Сказанное определяет цели и задачи риторики в системе речеведческих дисциплин. Важнейшая цель риторики как учебной дисциплины заключается в том, чтобы вывести на более высокий уровень знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи», побудить к рефлексии на собственные речевые произведения, способствовать повышению культуры мышления. В курсе риторики актуализируется готовность к порождению текстов различных типов и жанров в профессионально значимых сферах общения, формируются умения, связанные с анализом чужих и собственных речевых произведений.

Перед риторикой стоят две задачи:

1) сформировать навыки устной речи;

2) сформировать способность к рефлексии. Эти задачи могут рассматриваться как практический и теоретический компоненты в преподавании риторики. Два компонента риторики позволяют ее соотносить, во-первых, с дисциплинами, ориентированными на развитие профессиональных способностей (педагогика, в особенности такой ее раздел, как педагогические технологии, педагогическая психология и другие) и практических навыков (практический компонент); во-вторых, с другими гуманитарными дисциплинами (теоретический или рефлексивный компонент).

Введение риторики в систему педагогических и гуманитарных дисциплин необходима, именно риторика может занять здесь пустое место. Педагогика и подобные дисциплины объясняют, каких методик, технологий следует придерживаться, а риторика помогает овладеть этими технологиями через перевод их на коммуникативный уровень. Сама педагогика этот перевод не может сделать, не став педагогической риторикой. Предметы гуманитарного цикла должны сформировать мировоззрение. Существенным элементом этого формирования должно стать развитие способности критически относиться к текстам. Развить такую способность может, скорее всего, риторика.

_ 23

Санкт-Петербург. 2005

Одновременно возможность риторики заполнить некоторые лакуны означает, что и функции риторики могут быть частично распределены между теми дисциплинами, с которыми она образует систему.

Практическая направленность риторики должна поддерживаться тем, что риторические умения и навыки могут формироваться и в рамках неречеведческих курсов. Такая ситуация возможна и необходима, если поставлена цель сформировать владеющего речью педагога, в том случае, когда к студентам будут предъявляться риторические

требования на занятиях по другим предметам, когда риторическая тренировка станет регулярной.

Таким образом, вопрос заключается не в том, нужна ли дисциплина, развивающая риторические умения, а в том, как эта дисциплина может способствовать развитию умений. Риторика как дидактический, практически ориентированный курс, может это сделать, если требования к речи будут предъявляться не только в рамках данного курса, но и на других занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.