К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ «ГАШТАКОВ» В ЖИЗНИ НАРОДОВ
УЗБЕКИСТАНА Вафаева Д.Б.
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, профессор, кафедра «История Узбекистана», Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье автором приводятся социологические аспекты малоизученного института «гап-гаштак» (чайханные беседы), широко распространенного среди местного населения. Анализируются факторы, которые привели к возрождению этой системы, ее роль в обществе. Автор сделал попытку показать, что «гап-гаштаки» являются социальной сетью, которые появились намного раньше современных виртуальных социальных сетей. Кроме того, в статье анализируются отношения между членами группы в социальной сети, которые влияют на сознание через постоянное общение. Автор подчеркивает, что беседы ведутся на различные темы, кроме научных.); выдвигается гипотеза, что имеется некая связь «гап-гаштаков» с модернизацией национальных обычаев.
Ключевые слова: гап-гаштак, чайхана, взаимоотношения в группе, иерархия, социальная группа, социальный институт, национальные обычаи, модернизация обычаев, исследования.
ON THE QUESTION OF THE PLACE AND ROLE OF "GASHTAKS" IN THE LIFE
OF THE PEOPLES OF UZBEKISTAN Vafayeva J.B.
Vafayeva Jamilya Bakievna - Candidate of Philosophy, professor, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the author presents the social aspects of the little-studied institute "gap-gashtak" (teahouse conversations), widely spread among the local population. The article analyzes the factors that led to the revival of this system and its role in society are analyzed. The author made an attempt to show that "gap-hashtaks" are a social network that appeared much earlier than modern virtual social networks. In addition, the article analyzes the relationship between group members in a social network that affect consciousness through constant communication. The author emphasizes that conversations are conducted on various topics, except scientific ones.); the hypothesis is put forward that there is some connection of "gap-gashtaks" with the modernization of national customs. Keywords: gap-gashtak, teahouse, hierarchy, social group, social system, national customs, family, research.
Интернет и социальные сети особенно влияют на сознание людей, что может создать условия для отдаления человека от общества. Естественно, в таких условиях сохранить исторические традиции, национальные обычаи, направленные на сохранение общества, — очень важный вопрос. И в этом процессе такой социальный институт как «гаштаки», как колыбель ценностей, передающихся из поколения в поколение, с каждым днем играет все более важную роль.
У узбеков и других оседлых народов региона «гаштаки» (в переводе с узб. -беседы, буквальный перевод -слухи, сплетни) издавна существовали в быту как неформальный социальный институт. На «гаштаки» (беседы) мужчины собирались в чайханах, которые были предназначены для взаимодействия людей (в основном мужчин, редко женщин), с целью общения и обсуждения насущных задач. Это могли быть проблемы как семейного характера, так и делового.
Методология исследования. В качестве теоретической основы исследования мы рассматриваем «гап -гаштаки» как неформальный социальный институт ввиду того, что Гаштак (узб. Gashtak; тадж. Гаштак), также известен под названиями Гап (узб. Gap; тадж. Гап), Гапхурлик/Гапхури (узб. Gapxo'rlik; тадж. Гапхурй), Утириш (узб. O'tirish) — один из старейших видов совместного времяпровождения у узбеков и таджиков в Узбекистане и Таджикистане. Под этими терминами обычно понимается совместное собрание и времяпровождение как мужчин, так и женщин, но отдельно друг от друга. Люди обычно собираются у кого то дома, или в чайхане, кафе или ресторане, или на природе (в горах, на берегу рек или озёр), вокруг стола с различными кушаньями.1 Как правило, все участники «гаштака» или «гапа» скидываются на определенную сумму, в зависимости от количества и цены еды на столе, и цены на арендуемое помещение или заведение.
Впервые об этом явлении как неформальном социальном институте, играющим важную роль в социально-экономической жизни народов Средней Азии, начал говорить К.Калонов -профессор-социолог
1 Материал из Википедии -свободной энциклопедии
Узбекистана в 1998 году. «В социальных взаимодействиях людей членство в социальных сетях обеспечивает доверительные и тесные отношения друг с другом. Современный читатель представляет себе социальные сети как средство общения людей в виртуальной реальности, часто формируемой в Интернете» [К. Калонов, 2020]. Термин социальная сеть впервые был использован в 1954 году в сборнике «Человеческие отношения», изданном Манчестерской школой, в статье Джеймса Барнса «Норвежские занятия и собрания в трудные времена». «У каждого есть определенный круг друзей. У каждого из этих друзей по очереди будут друзья. Кто-то из друзей уже знает кого-то из знакомых своего друга, а кто-то нет. Это социальное пространство становится сетью благодаря систематическим встречам. Поскольку эта система основана на людях, некоторые из них в какой-то момент имеют противоречивые интересы и взаимодействуют друг с другом». Американские исследователи Джессика Липнак и Джеффри Стэмпс описывают социальные сети как «уникально независимое объединение сообществ и групп, объединяющих людей с общими интересами и целями в единую систему» [Воронков А.С, 2014; Штейнберг И.Е., 2010; Барт,2006)] Эмпирической основой статьи выступают наблюдения и данные опроса членов гаштаков и молодежи в вузах. Целевой выборки не проводилось. Респонденты выбраны по имеющимся связям автора статьи с членами «гаштаков» (автор является членом «гаштаков» в трех различных группах: гаштак с коллегами по работе», гаштак с родственницами, гаштак с подругами.) Также опрошены студенты на занятиях по антропологии. Многие студенты из сельских местностей и имеют представление о проведении гаштаков в своей местности. Всего опрошено 50 членов «гап-гаштаков» в возрасте от 35 до 65 лет, в основном женщины и студенты -магистры 17 человек. Исследование проводилось самостоятельно в течении 5 лет. В основном были применены качественные методы исследования: наблюдение, интервью, опросы.
Цель исследования состоит в рассмотрении гап-гаштаков» в качестве неформального социального института у народов Узбекистана в современный период. Основные исследовательские задачи: причины жизнеспособности «гап-гаштаков» в современный период, их разновидности и влияние на развитие и модернизацию национальных обычаев. В качестве гипотезы выступало предположение, что причинами оживления внимания к «гап-гаштакам» в современный период, является переход к рыночной экономике, предполагающий усиление соревновательности в проведении церемоний в свадебных и иных обрядах, и дороговизна их проведения.
При наблюдении за отношениями между членами группы в социальной сети можно услышать разговоры, касающиеся преимущественно материальной и нематериальной информации, семейных и личных разговоров, советов, поддержки, обмена информацией о событиях в СМИ, слухах, а также эмоциональных переживаниях (радости, печали, жалости) преувеличение, угнетение, хвастовство. Участники сети редко ведут беседы на научную тему [К. Калонов, 2020]. На наш взгляд, эти черты знакомы каждому, кто участвует в «гаштаках».
Изучая теоретические и методологические основы социальных сетей, мы можем наблюдать извечную неформальную деятельность, встречи и связи людей в ней. Социальные группы, такие как соседство, родство, друзья и знакомые, появляются в социальных сетях. «Гаштаки», которые мы исследуем, также являются уникальной формой социальных сетей, имеющих своё постоянство и являющихся реальным социальным миром, где люди общаются друг с другом «сглазу на глаз».
Мы написали эту статью на основе информации, которую мы собрали и обнаружили за последние годы, понимая, что «гаштаки» имеют большое значение как неформальный институт для выражения мнения человека и даже в качестве опросов общественного мнения.
Тот, кто внимательно прочитает труды таких мыслителей и ученых, как Абдулла Кодири, Чолпон, Усман Насир, Фитрат, Гафур Гулям, не получит развернутых комментариев по поводу «гаштаков», но обязательно встретит подобные эпизоды в письменных произведениях. Название этого социального института трактовалось по-разному в разных регионах, в зависимости от периода.
В частности, в узбекском языке он выражается словами «гап», в персидском наречии «гаштак», в Ферганской долине известен такими словами, как «чайхана», «самовар», в некоторых районах Ташкента «джумалик» (пятница).
Результаты исследования
С распадом Союза, расширением религиозных возможностей в стране, появлением нового статуса в обществе, связанного с религией появлением «хаджи» - почётный титул мусульманина, совершивший хадж в Мекку появились сообщества, называемые «матери -ходжи»», «отцы-ходжи», «братья- ходжи». Также в годы независимости появились сообщества «одноклассников», «однокурсников», «те, кто вместе служил в армии», «махаллинские(соседские) невесты», «соседи», «коллеги», то есть количество «гаштаков» резко увеличилось.
В настоящее время «гаштаки» увеличились, особенно среди женщин. Видимо, это связано с тем, что в век научно-технической информации и развития информационных технологий межличностное общение уменьшилось. Оно в основном совершается через виртуальные технологии. Есть еще один фактор - это одиночество. Зачастую женщины Востока сидят дома, ведут домохозяйство, воспитывают детей и им не с кем общаться. Потребность в общении вызывает интерес к другим людям, у которых можно получить информацию или поделиться своей информацией.
В настоящее время «гап-гаштаки» можно подразделить на «мужские» и женские». Наблюдения показывают, что в женских «гаштаках» чаще собираются деньги, чем в мужских. Также можно увидеть разницу между гаштаками в городе и в сельской местности. Студенты, проживающие в сельской местности, почти все отметили, что «гап-гаштаки» там проводятся в основном дома и чаще всего среди домохозяек. Разрешение на организацию или участие в женских «гаштаках» должны давать старшие (свекрови, мужья). Мужчины ни у кого не спрашивают согласия или разрешения. Мужские «гаштаки» в сельской местности в основном проходят в чайханах.
Также отличием сельских «гап-гаштаков» от городских является еще то, что угощения в сельской местности менее скудны, на столе может быть одно блюдо. В городских же «гап-гаштаках» зачастую можно увидеть изобилие -несколько блюд, салаты, закуски, сладкое и т.д.
Также респондентами было отмечено, что в сельской местности «гап-гаштаки» могут носить как бы «натуральный» характер, то есть участницы женских бесед берут сладости и выпечку, которые ставят на стол на свадьбе или других церемониях, то есть «гап-гаштаках», и несколько человек следят за тем, чтобы хозяйка свадьбы или мероприятия не была «обременена». Новым аспектом этого явления является то, что если раньше приносили, что могли сами испечь, то сейчас обязательно надо заказывать и чем новее выпечки или кушанья, тем ты на «высоте».
Еще одним видом «гап-гаштаков» является сборы денег либо в местной валюте, либо в условных единицах. Те, кто не могут дать в долларах, не участвуют в «гап-гаштаках».
По словам местного исследователя и психолога Рано Исмаиловой, «в современном обществе изменилось содержание и форма мужских и женских посиделок, и, естественно, это связано с историческими, культурными, социально-экономическими изменениями» [Р. Исмаилова, 2010].
Примерно в 1980-х годах среди женщин была изобретена уникальная форма «гаштаков», известная как «казан» (некоторые называли его «черной кассой). Суть её заключалась в том, что сотрудницы, которые работают в одном трудовом коллективе, определенный процент своей зарплаты отдают в «черную кассу», которую потом получают по очереди.
Обычно, если «гаштаки» устраиваются с сотрудниками трудового коллектива, то угощения не устраиваются. Только деньги собираются. Если раньше «гаштаки» были или только мужские, или женские, то сейчас можно встретить смешанные «гаштаки». То есть в основном в трудовых коллективах сотрудники могут устраивать смешанные «гаштаки», тем более что в них посиделок нет, только «касса».
На вопрос: «Куда направляются полученные средства» 85 % женщин сказали - на приданное «жениху или невесте». В редких случаях (всего 10% отметили) -на лечение, курорты, поездки и всего 5% отметили, что деньги тратятся на себя (покупка новой одежды, парфюмерии и т.д.). Мужчины тратят по-разному: 40 % отметили, что тратят на ремонт квартиры или дома, 30% -вклад в свой бизнес, 20 % - покупка одежды или развлечения для себя.
Еще один вид «гап-гаштаков» заключается в том, что он называется «Джумалик» (в переводе с узбекского пятничный) и ходит уже давно. После пятничной молитвы было принято, чтобы пять, шесть, семь и более молящихся (обычно пожилых) вместе шли в столовую или более простые кухни, чтобы поболтать и поговорить, то есть развлечься. При этом основное место занимало питание. Молящиеся сами бросали деньги в середину, или по очереди ели суп, нарын, лагман, сомсу, шашлык с зеленым чаем, и «сбрасывали» свой стресс, накопившийся за неделю. Эти блюда до сих пор составляют основное «меню» современных чаепитий и развлечений. Хотя после обретения независимости, Узбекистан встал на путь светского развития, количество верующих стало увеличиваться. Опрошенные студенты отметили, что после пятничной молитвы постоянно собираются, кушают и общаются. На вопрос «О чём беседуют?» 90% опрошенных отметили, что в основном о работе, трудоустройстве, учёбе, 10% отметили, что беседуют на религиозные темы. Отсюда следует вывод, что пятничная молитва -это повод собраться. На вопрос «А почему вы посещаете мечеть в пятницу» 85 % молодых людей отметили, что «все ходят» и 15 % отметили, что им нравится.
За годы независимости «гап-гаштаки» стали распространяться практически среди всего взрослого населения. Благодаря рыночной экономике иерархическое разделение радикально изменило структуру «гап-гаштаков». Появление социальных групп с повышенными финансовыми ресурсами, владение имуществом, привлечение национальных кадров в систему государственного управления, введение новых профессий и должностей начал расслаивать общество.
В современном обществе четко определены объекты «гап-гаштаков». Встречи в современных ресторанах, кухнях и кафе-барах «оккупировали» женщины. Мужские беседы проходят на более простых кафе, в разных чайханах, в отдаленных районах. Даже сегодня этот ритуал проводится по субботам и воскресеньям. Он может длиться от двух до шести-восьми часов. В каждой группе будет в среднем 8-12 человек. Однако его внутренняя идеологическая структура несколько изменилась.
Сейчас алкоголь разрешен, азартные игры почти не разрешены, однако есть места, где созданы нарды, бильярд, настольный теннис, футбольные поля меньшего размера. Меню блюд практически не изменилось. Разговорные процессы в основном ориентированы на анализ информации в Интернете. Большинство молодых людей во время всего разговора играют в мобильные телефоны. Религиозные люди ведут беседы на религиозные темы.
Заключение
В результате анализа этнографических и полевых исследований существование и жизнеспособность «гаштаков» можно объяснить следующим образом:
а) хотя «гаштаки» выражают традиционные аспекты национальной идентичности и национального самосознания, они остаются нераскрытыми как скрытый неформальный институт;
(б) «гаштаки» часто служат дополнительным инструментом, покрывающим большую часть крупных финансовых затрат на свадьбы и церемонии;
в) содержит не выраженную формально, но не отрицаемую систему социальной защиты, построенную на комплексном давлении;
г) на социальном уровне в «гаштаках» существует механизм постепенного формирования общественного мнения в положительную или отрицательную сторону;
д) в каждом «гаштаке» есть оценивающий ситуацию неформальный лидер, («главный», «большой», «старший» и т. д.);
е) поток информации, передающийся от одного «гаштака» к другому на различные темы, анализируются в значимой или незначительной форме, или полностью забываются людьми, участвующими и взаимодействующими в этих общениях;
ж) «гаштаки» основаны на острых шутках, острых мыслях и иногда имеют нейтральное значение;
з) но эта «нейтральность» не всегда положительна, иногда она может закончиться ссорами и спорами, кто-то может покинуть группу и быть заменен новым «членом», или общение может вообще прекратиться;
и) национальные обычаи и традиции, особенно дороговизна свадеб, вынуждают поддерживать систему «гаштаков», когда один человек присоединяется к двум-трем, а иногда и более встречам одновременно;
к) большое значение в структуре «гаштаков» имеет иерархическое положение, каждый обязан знать свое «место» и всё это регулируется лидером. Высокий престиж и социальный статус друзей может оказать существенное влияние на карьеру близких и знакомых в общественной жизни.
л) гап-гаштаки» существенно влияют на модернизацию обычаев и обрядов свадебных и других мероприятий в Узбекистане.
Список литературы /References
1. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы // Социальная организация культурных различий. Сб. статей / Под ред. Ф.Барта; Пер. с англ. яз. М.: Новое издательство, 2006. - С. 97.
2. Воронкин Алексей Сергеевич Социальные сети: эволюция, структура, анализ // ОТО. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-evolyutsiya-struktura-analiz (дата обращения: 23.08.2022).
3. К. Каланов Гап-гаштаклар узаро муносабат ва алокаларни шакллантирувчи норасмий ижтимоий институт сифатида. Журнал социальных исследований. №4.2020.С.56 (на узб.).
4. Штейнберг И.Е. Парадигма четырех "К" в исследованиях социальных сетей поддержки / Журнал Социологические исследования, № 5, Май 2010. - C. 40-50. 5.
5. Штейнберг И.Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий / Социологический журнал. 2009. № 4. - С. 85-103.
6. Штейнберг И.Е. Процесс институционализации сетей социальной поддержки в межсемейных и дружеских обменах. // Журнал Экономическая социология. - Т.10. - № 2. Март 2009. - С. 62-74.
7. Исмаилова Р.Н. Жиддий "ГАП". / Жаннатмакон журнали. 2010. - №.3. - Б. 35.