Научная статья на тему 'ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАРТАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ «МАХАЛЛЯ»'

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАРТАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ «МАХАЛЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
500
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерное равенство / домашнее насилие / национальное законодательство / традиции и обычаи / махалля / права женщин. / gender equality / domestic violence / national legislation / traditions and customs / mahalla / women's rights.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Вафаева Джамиля Бакиевна

в статье приводятся данные исследования по домашнему насилию, проведенного в течение 2–х лет в Самаркандской области Республики Узбекистан. Анализируются причины насилия над женщиной в семье, роль махалли в решении проблем семьи, а также изменения в законодательстве Узбекистана, способствующие гендерному равенству. Главная идея статьи – это влияние традиций и обычаев на насилие в семье, а также поиск путей решения проблемы домашнего насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC VIOLENCE IN MODERN UZBEKISTAN: TRADITIONAL AND LEGAL PRACTICES OF OVERCOMING IN THE ACTIVITIES OF THE NEIGHBORHOOD COMMUNITY "MAHALLA"

the article presents data from a study on domestic violence conducted over 2 years in the Samarkand region of the Republic of Uzbekistan. The causes of violence against women in the family, the role of mahalla in solving family problems, as well as changes in the legislation of Uzbekistan that promote gender equality are analyzed. The main idea of the article is the influence of traditions and customs on domestic violence, as well as the search for ways to solve the problem of domestic violence.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАРТАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ «МАХАЛЛЯ»»

DOMESTIC VIOLENCE IN MODERN UZBEKISTAN: TRADITIONAL AND LEGAL PRACTICES OF OVERCOMING IN THE ACTIVITIES OF THE NEIGHBORHOOD

COMMUNITY "MAHALLA" Vafaeva D.B. (Republic of Uzbekistan)

Vafaeva Djamilya Bakievna-Candidate of Philosophy, Docent, DEPARTMENT OF HISTORY OF UZBEKISTAN, FACULTY OF HISTORICAL SCIENCES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article presents data from a study on domestic violence conducted over 2 years in the Samarkand region of the Republic of Uzbekistan. The causes of violence against women in the family, the role of mahalla in solving family problems, as well as changes in the legislation of Uzbekistan that promote gender equality are analyzed. The main idea of the article is the influence of traditions and customs on domestic violence, as well as the search for ways to solve the problem of domestic violence.

Keywords: gender equality, domestic violence, national legislation, traditions and customs ,mahalla, women's rights.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАРТАЛЬНОЙ ОБЩИНЫ «МАХАЛЛЯ» Вафаева Д.Б. (Республика Узбекистан)

Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории Узбекистана, факультет исторических наук, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводятся данные исследования по домашнему насилию, проведенного в течение 2— х лет в Самаркандской области Республики Узбекистан. Анализируются причины насилия над женщиной в семье, роль махалли в решении проблем семьи, а также изменения в законодательстве Узбекистана, способствующие гендерному равенству. Главная идея статьи - это влияние традиций и обычаев на насилие в семье, а также поиск путей решения проблемы домашнего насилия.

Ключевые слова: гендерное равенство, домашнее насилие, национальное законодательство, традиции и обычаи, махалля, права женщин.

Республика Узбекистан последовательно, шаг за шагом, разрабатывая Национальную Программу по улучшению положения женщин в семье, обществе, стремится к достижению фактического равенства женщины с мужчиной, повышению её статуса. С приходом к власти Президента Ш. Миризиёева вопрос о борьбе с домашним насилием поднялся на новый уровень. Теперь в Узбекистане законопроекты и нормативные акты, регулирующие все сферы жизни общества, будут подвергаться гендерной правовой экспертизе. Это предусмотрено положением «О порядке гендерно- правовой экспертизы нормативных актов и их проектов», принятым правительством республики. За последние два года в Узбекистане приняты ряд нормативно-правовых документа, способствующие обеспечению тендерного равенства. Так, в 2019 году были приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия» и организована проверка нормативных документов на соответствие этим законам, а к 8 марта 2020 года в республике прошла волна назначений женщин районными хокимами. Кроме этого в 2019 году создана Комиссия по гендерному равенству в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин». Ее возглавляет председатель Сената Олий (парламента республики) Мажлиса. Результатом деятельности комиссии, помимо прочего, стало создание 197 шелтеров (от англ. shelter — кров, пристанище) — центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия. Женщины, подвергшиеся насилию или притеснению, могут получить бесплатную юридическую помощь и будут освобождены от оплаты госпошлины при обращении в суд. Комиссия по гендерному равенству Республики Узбекистан рекомендовала создать консультативные советы по вопросам гендерного равенства, основанном на законе о гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин, в том числе в сфере защиты трудовых прав женщин, достойной зарплаты, обучения, назначению на руководящие должности.

Но, несмотря на равные права, предоставленные женщинам Узбекистана, они не дают желаемого результата, особенно в части тех вопросов, которые вызывают наибольшую озабоченность общественности. Прежде всего, это проявления насилия в отношении женщин во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в семье. Оно совершается в отношении женщин со стороны членов семьи, оно совершается и в отношении детей, а также в отношении и пожилых людей.

С целью выяснения причин существования насилия и путей его предотвращения нами было проведено исследование в Самаркандской области.

Проведенное исследование позволяет представить картину господствующих мнений и стереотипов, имеющих отношение ко всему комплексу проблемы насилия в отношении женщин в семье.

Анализ ответов респондентов на данный вопрос показал, что значительное большинство (более 70%) отметили, что в нашем обществе существуют насилие в семье. Такое положение наблюдается в ответах и мужчин, и женщин, при этом, женщины чаще мужчин считают, что конфликтные ситуации в семьях существуют. Причины конфликтов между мужчиной и женщиной в семье респонденты указали в первую очередь, безработицу, затем - пьянство, затем обычаи, и далее - недопонимание и вмешательство родственников

На вопрос «Куда вы обратитесь за помощью при домашнем насилии?», большая часть женщин указали на «махаллю» (квартальная община) и в меньшей степени указали на правоохранительные органы и общественные организации. Возможно, это связано с тем, что махалля является важной структурой общества в Узбекистане и жители возлагают на махаллю большие надежды в решении всех проблем, в частности и семейных конфликтов. Опыт государственного строительства и управления на Востоке имеет определенные особенности. Форма социально- экономической интеграции населения изменялась в ходе исторического развития. Сегодня, как и в давние времена, махалля представляет собой сообщество людей, связанных не только соседскими отношениями, но и многовековыми обычаями и традициями.

Сейчас в системе махалли работают 15 120 женщин, из них 1,2 тысячи — председатели сходов граждан, что говорит о стремлении к тендерному равенству. По данным Министерства по поддержке махалли и семьи, за прошедший год (2019) были предотвращены разводы в 22 тысячах семей. Для предупреждения разводов в каждой махалле организована работа Общественного совета женщин, Комиссии по укреплению семейных ценностей, группы "Совет старейшин" ("Кексалар маслахати") и совета "Школы бабушек" ("Бувижонлар мактаби"). Наряду с этим в каждом регионе проводится системная работа по укреплению семей, подготовке молодых к семейной жизни, предупреждению ранних браков и родов, профилактическая работа с детьми и родителями в неблагополучных семьях. Особенно положительный результат даёт практика закрепления проблемных семей за благополучными.

Учитывая тот факт, что женщины чаще всего обращаются за помощью в махаллю, нами были проведены опросы среди специалистов махалли, занимающихся вопросами женщин. На вопрос «Знаете ли вы о международном законодательстве по защите прав женщин? Если да, что вы думаете об этом? (вопрос специалистам махаллей, занимающихся проблемами женщин) всего 0,5 % специалистов знают о международных актах, защищающих права женщин. Не очень осведомлены и о национальном законодательстве-всего 40 % специалистов знают о национальных законодательных актах, защищающих права и интересы женщин.

В заключении хотелось бы отметить, что , несмотря на признание подавляющим большинством факта существования конфликтных ситуаций в семье, респонденты не считают экономическое и сексуальное насилие, а также пощечины, толчки, пинки насилием. Это показывает, что среди множества видов насилия, которые испытывают женщины, этот вид насилия является допустимым, привычным, общепринятым и обыденным. Этот факт указывает на влияние традиций и обычаев на семейные отношения [1.81-82]. Другим не менее важным выводом исследования является то, что большинство людей смотрят на проблему насилия как на культурно- экономическую проблему общества, которую они не смогут контролировать. Они не считают эту проблему - проблемой личности, его воспитания и отношений в семье.

Ещё одним очень важным выводом исследования явилось то, что подавляющее большинство опрошенных считают, что реальную помощь жертвам домашнего насилия может оказать махаллинский комитет, а не правоохранительные органы. Этот вывод требует дальнейшего исследования, так как по результатам исследования видно, что специалисты ОСГ некомпетентны в вопросах насилия над женщиной в семье и не информированы о правовых основах решения этой проблемы. У них нет информации о международном законодательстве, а у женщин - жертв насилия нет информации и о национальном законодательстве. Но у специалистов махалли есть опыт разрешения конфликтных ситуаций, а правоохранительные органы (в которых в основном работают мужчины) не заинтересованы в наказании мужчин, совершивших домашнее насилие .

Другой не менее важный вывод, как ни ужасно это звучит, привыкание к насилию со стороны жертвы, возведение его в культурную норму, является главным фактором, способствующим долговременному насилию со стороны супруга. Изменение культурной нормы - вопрос длительного времени. Решающими факторами здесь могут стать образовательные программы для мужчин и женщин, а также введение в законодательство понятия насилия в отношении женщин в семье.

Необходимо отметить также, что опрошенные в качестве организаций, помогающих в решении конфликтов меньше всего указывают на кризисные центры. Возможно, это связано с тем, что они либо не знают о деятельности существующих кризисных центрах, либо их услуги не всем доступны, либо их услуги не соответствуют реальным потребностям жертв, либо методы их работы не учитывают особенности местного образа жизни, либо это связано с месторасположением кризисных центров, большинство которых находятся в городах.

Проведенное исследование имеет своей целью найти ответы на вопрос : как сократить насилие в семьях -использовать опыт зарубежных стран (открывать шелтеры, усилить законодательство, ввести психологию и т.д.) или, учитывая традиции и обычаи и самое главное, результаты исследования, - сделать упор на те же традиции, то есть использовать махаллю как источник решения проблем(роль свекровей, общественное мнение, родственные связи). И поэтому больший упор сделать на специалистов махалей (обучение, информированность, мотивацию т.д.).

Все эти вопросы ждут своего дальнейшего исследования.

Список литературы /References

1. Вафаева Д.Б. Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях. Журнал «Наука, образование, культура». Москва. Изд-во «Проблемы науки», 2020. № 5. С. 79-83.

2. Вафаева Д.Б. Сравнительный анализ социального партнерства между негосударственными некоммерческими организациями Узбекистана и России. Журнал «Наука, техника и образование». Москва. Издательство «Проблемы науки»№ 5(69), 2020.

3. Вафаева Д.Б. Роль комитетов женщин Узбекистана в повышении активности женщин. Журнал «Гуманитарный трактат». Россия.№ 49, 2019. С. 19-22.

4. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. Вестник науки и образования. № 13 (67). Часть 1, 2019. C. 99-101.

5. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти //Academy. № 4 (19), 2017. С. 104-106. Москва. Изд-во «Проблемы науки.

6. Вафаева Д.Б. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане. Вестник науки и образования. № 13 (67).Часть 1, 2019. C. 99-101.

7. Вафаева Д., Ахатова B. Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании. International scientific review, 2016. № 5 (15). С. 92-94.

8. Попова И.В. Опыт исследования проблемы семейного насилия // Журнал История. Социология. Культурология. Этнография. Выпуск № 4, 2012.

9. Домашнее насилие. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.