Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ОПЕРАТОРАМИ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ'

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ОПЕРАТОРАМИ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / РОСКОМНАДЗОР / ИНТЕРНЕТ / СВЯЗЬ / СМИ / РОССИЯ / РФ / NATIONAL SECURITY / INFORMATION SECURITY / INFORMATION / ROSKOMNADZOR / INTERNET / COMMUNICATION / MEDIA / RUSSIA / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушкин Александр Александрович

В настоящей статье автором рассматриваются вопросы места и роли Роскомнадзора как профильного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также полномочия Роскомнадзора по привлечению к административной ответственности в сфере участия в обеспечении режима законности и правопорядка в отечественном сегменте глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством реализации имеющихся у Роскомнадзора полномочий в части работы с операторами поисковых систем (в том числе привлечения их к административной ответственности)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галушкин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PLACE AND ROLE OF THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION IN THE SPHERE OF COMMUNICATIONS, INFORMATION TECHNOLOGIES AND MASS COMMUNICATIONS IN THE SPHERE OF ENSURING THE NATIONAL INFORMATION SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE THROUGH WORKING WITH SEARCH ENGINE OPERATORS

In this article, the author examines issues of the place and role of Roskomnadzor as a specialized federal executive body that oversees communications, information technology and mass communications, as well as the powers of Roskomnadzor to bring to administrative responsibility in the area of participation in ensuring the Rule of Law and order in the domestic segment of the global information and telecommunication Internet through the implementation of the full in part of the work with the operators of search engines (including bringing them to administrative responsibility)

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ОПЕРАТОРАМИ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ»

ГАЛУШКИН Александр Александрович,

академик РАЕН, кандидат юридических наук, доцент, первый проректор - проректор по научной работе

МИИГУ им. П.А. Столыпина, доцент международного уровня кафедры муниципального права Российского университета дружбы народов

12.00.13 - информационное право

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ОПЕРАТОРАМИ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В настоящей статье автором рассматриваются вопросы места и роли Роскомнадзора как профильного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также полномочия Роскомнадзора по привлечению к административной ответственности в сфере участия в обеспечении режима законности и правопорядка в отечественном сегменте глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством реализации имеющихся у Роскомнадзора полномочий в части работы с операторами поисковых систем (в том числе привлечения их к административной ответственности).

Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность, информация, Роскомнадзор, Интернет, связь, СМИ, Россия, РФ.

GALUSHKIN Alexander Alexandrovich,

Academician of the Russian Academy of Natural Sciences,

PhD in Law, associate Professor, First Vice Rector - Vice Rector for Research Stolypin International University, associate Professor at international level of the Department of Municipal Law, Peoples' Friendship University of Russia

ON THE ISSUE OF THE PLACE AND ROLE OF THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION IN THE SPHERE OF COMMUNICATIONS,

INFORMATION TECHNOLOGIES AND MASS COMMUNICATIONS IN THE SPHERE OF ENSURING THE NATIONAL INFORMATION SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE THROUGH WORKING WITH SEARCH ENGINE OPERATORS

Annotation. In this article, the author examines issues of the place and role of Roskomnadzor as a specialized federal executive body that oversees communications, information technology and mass communications, as well as the powers of Roskomnadzor to bring to administrative responsibility in the area of participation in ensuring the Rule of Law and order in the domestic segment of the global information and telecommunication Internet through the implementation of the full in part of the work with the operators of search engines (including bringing them to administrative responsibility).

Key words: national security, information security, information, Roskomnadzor, Internet, communication, media, Russia, the Russian Federation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

В современных реалиях активизация распространения недостоверной информации как новостного (зачастую сегодня называемые «фейк ньюс»), так и документального (в особенности исторического) толка, а также многочисленной иной информации, хоть и являющейся зачастую достоверной, но относящейся по разным причинам к информации, доступ к которой ограничен. Ввиду того, что современные геополитические реалии вынуждают констатировать весьма слабые перспективы активизации международного сотрудничества в сфере обеспечения глобальной информационной безопасности, целесообразна активизация работы по обеспечению национальной информационной безопасности, частью которой, несомненно, является и такая составляющая, как национальный сегмент глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет.

В 2017 г. в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» была введена ст. 15.8. - «меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации», в соответствии с п. 6. которой «по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен, также обязан подключиться оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, в течение тридцати рабочих дней со дня получения указанного требования».

Правительством РФ установлено, что «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.., является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных» (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 (в ред. от 25.09.2018 г.) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»). Различными федеральными законами и подзаконными актами на Роскомнадзор возложено множество различных функций - от лицензирования и государственной регистрации до государственного принуждения посредством привлечений к административной ответственности. Важно подчеркнуть, что по сложившейся зарубежной практике, которая также в определённой степени совпадает с отечественной практикой, привлечение к административной ответственности есть весьма действенный механизм наказания юридических лиц различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Недавно в Российской Федерации появился, как видится, весьма интересный Закон, а именно - Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым наряду с прочими дополнениями КоАП РФ был дополнен новой статьей, а именно - ст. 13.40. - неисполнение обязанностей оператором поисковой системы.

В соответствии с вновь веденной статьей была установлена административная ответственность сразу за три действия (точнее, бездействия), выражающихся в неисполнении оператором поисковой системы обязанности, а именно:

«1. Неисполнение оператором поисковой системы обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, влекущее наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

3. Неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений о доменном имени и об указателях страниц сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен на основании соответствующего решения Московского городского суда, или копий заблокированных сайтов, влекущее наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей» (Федеральный закон от 27.06.2018 г. №№ 155-ФЗ).

Согласно ст. 2 анализируемого Федерального закона он вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, т.е. 25 сентября 2018 г. Несмотря на юность Закона, ввиду чего, очевидно, не может быть значительного количества правоприменительной практики, интересным представляется анализ той практики правоприменения, о которой нам стало известно из официальных источников, и которая не заставила себя долго ждать (всего около месяца с момента вступления анализируемого Федерального закона в силу).

Так, уже 25 октября 2018 г. Роскомнадзор заявил в отношении Google, что «в соответствии со ст. 15.8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" действующие на территории РФ операторы поисковых систем обязаны исключить из поисковой выдачи заблокированные в России интернет-ресурсы. Поисковик по требованию Роскомнадзора в течение 30 дней должен подключиться к федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень запрещенных интернет-ресурсов (ФГИС). По истечении трех рабочих дней поисковая система должна начать фильтровать результаты

поиска. <...> Ранее Роскомнадзор направил в компанию Google требование о подключении к федеральной государственной информационной системе. При осуществлении контроля Роском-надзором зафиксирован факт неисполнения компанией Google обязанности по подключению к федеральной государственной информационной системе. Роскомнадзором будут приняты меры реагирования в соответствии с КоАП РФ» [1].

В связи с неосуществлением подключения в установленные сроки к Федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень запрещенных интернет-ресурсов, по прошествии всего лишь месяца - «26 ноября 2018 года, управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу возбудило административное дело в отношении компании Google, LLC. <...> Данный факт образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.40 КоАП РФ» [2].

Положения данной статьи нами уже анализировались ранее, однако интересным представляется еще один аспект. 18 августа 2018 г. Роскомнадзор заявлял, что «с начала года действующие в России поисковые системы Yandex, Mail.ru, Rambler, "Спутник" и Google прекратили доступ к 2,6 тыс. пиратским интернет-ресурсам, заблокированным на постоянной основе. С начала действия. нормы [действует с 1 октября 2017 года] из поисковых систем исключены сведения об около 3,87 тыс. сайтах с пиратским контентом» [3].

Выходит, что работа ведется всего с пятью поисковыми системами, хотя, вполне может быть, что имеются в виду основные поисковые системы, в которых представлено по убыванию количество запрещенных материалов, а остальные поисковые системы не представлены ввиду малого количества имеющихся в них материалов русскоязычного сегмента глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Как бы там ни было, очевидно, что такие глобальные и мощные поисковые системы, как Yahoo!, Bing и многие другие также являются существенным альтернативным источником информации. Причем они являются важным источником информации не только на иностранных языках, но и на русском языке ввиду того, что осуществляют поиск по ряду русскоязычных источников, в особенности тех, которые распо-ложенны на иностранных серверах и в зонах общих доменов верхнего уровня (gTLD) и иностранных национальных доменов верхнего уровня (ccTLD). При этом такие источники ориентированы в том числе (а иногда и исключительно) на русскоязычную аудиторию. Такая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

аудитория может быть как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Так же можно предположить, что, судя по всему, остальные операторы поисковых систем, как минимум из этого списка, свои обязанности выполнили, а также оценить примерную результативность по исключению из поисковых систем ресурсов с незаконным контентом, а именно -1.370 - за три месяца 2017 г. (т.е. примерно 21 ресурс за один рабочий день), 2.600 - за семь с половиной месяцев 2018 г. (т.е. примерно 16 ресурсов в один рабочий день). В целом цифры выглядят весьма внушительными, но в ежедневном разрезе они несколько меняют ракурс оценки, так как при таком темпе блокирования, при средней скорости создания зеркал сайтов их скорость во много раз будет превышать скорость блокирования.

Анализируя пределы административного наказания по введенным статьям, которые составляют от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей, что по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на 1 ноября 2018 г., - 65.5962 руб. за один доллар и 74.4189 руб. за один евро [4], что в переводе в доллары США составляет от 7.622.3927 до 10.671.3499, а в евро - от 6.718.7233 до 9.406.2127.

Перевод представлен ввиду того, что головные компании практически всех иностранных поисковых систем находятся в зарубежных юрисдикциях и используют для расчётов либо одну, либо другую валюту, а также для того, чтобы можно было сравнить введенное административное наказание с некоторыми другими, представленными в мире. К примеру, в Итальянской Республике (Генуя) за справленные нужды на улице предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 10.000.00 евро (и присутствует такая практика, даже освещаемая в местной прессе) [5], аналогичные и даже превышающие эти размеры штрафы для физических лиц распространены за превышение скорости и опасное вождение.

Очевидно, что штрафы для юридических лиц - операторов поисковых систем (в особенности зарубежных) не могут быть существенным ограничением для исполнения возложенных законом ограничений. Видится, что штрафы должны предусматривать более обширную шкалу штрафов, учитывающих целый ряд факторов.

В целом, несомненно, нововведение является дополнительным механизмом по обеспечению законности и правопорядка в отечественном сегменте глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет, однако его текущая эффективность пока вызывает большие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

сомнения. Видится более актуальным видоизменение сложившейся системы администрирования ФГИС и интеграции автоматизированной отчетности операторов поисковых систем о принятых ими мерах вместе с упрощением порядка привлечения к административной ответственности по примеру систем, используемых МВД России для привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения в автоматизированном режиме. Кроме того, автор считает важным расширить составы правонарушений, а также увеличить наказание за отсутствие подключения во ФГИС, а также за несвоевременную выгрузку информации и принятие по ней соответствующих мер, в особенности в период проведения выборов и референдумов.

Список литературы:

[1] Поисковик Google не выполнил российское законодательство и будет оштрафован. 2018 // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http:// rkn.gov.ru/news/rsoc/news63578.htm

[2] Составлен протокол об административном правонарушении в отношении Google. 2018 // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http:// rkn.gov.ru/news/rsoc/news63578.htm

[3] С начала года поисковые системы исключили из выдачи более 2,6 тысяч пиратских сайтов, заблокированных на постоянной основе. 2018 // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news63578. htm

[4] Официальные курсы валют на заданную дату, устанавливаемые ежедневно, - Центральный банк Российской Федерации установил с 01.11.2018 г. следующие курсы иностранных валют к рублю Российской Федерации без обязательств Банка России покупать или продавать указанные валюты по данному курсу. 2018 // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/ currency_base/daily/?date_req=01.11.2018

[5] Lavezzi V. Genova: sorpreso a far pipi in un vicolo, maxi-multa da 10 mila euro. 2018. // Gedi News Network S.P.A. URL: http://www. ilsecoloxix.it/p/genova/2017/04/18/ASBNg32G-sorpreso_vicolo_multa.shtml

Spisok literatury:

[1] Poiskovik Google ne vypolnil rossijskoe zakonodatel'stvo i budet oshtrafovan. 2018 // Ofi-

cial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informa-cionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij. URL: http://rkn.gov.ru/news/ rsoc/news63578.htm

[2] Sostavlen protokol ob administrativnom pravonarushenii v otnoshenii Google. 2018 // Ofi-cial'nyj sajt Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, infor-macionnyh tekhnologij i massovyh kommunikacij. URL: http://rkn.gov.ru/news/ rsoc/news63578.htm

[3] S nachala goda poiskovye sistemy iskly-uchili iz vydachi bolee 2,6 tysyach piratskih sajtov, zablokirovannyh na postoyannoj osnove. 2018 // Oficial'nyj sajt Fede-ral'noj sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informacionnyh tekhnologij i masso-

vyh kom-munikacij. URL: http://rkn.gov.ru/ news/rsoc/news63578.htm

[4] Oficial'nye kursy valyut na zadannuyu datu, ustanavlivaemye ezhednevno, - Central'nyj bank Rossijskoj Federacii ustanovil s 01.11.2018 g. sleduyushchie kursy inostrannyh valyut k rublyu Rossijskoj Federacii bez obyazatel'stv Banka Rossii poku-pat' ili prodavat' ukazannye valyuty po dannomu kursu. 2018 // Bank Rossii. URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dai-ly/?date_req=01.11.2018

[5] Lavezzi V. Genova: sorpreso a far pipi in un vicolo, maxi-multa da 10 mila euro. 2018. // Gedi News Network S.P.A. URL: http://www. ilsecoloxix.it/p/genova/2017/04/18/ASB-Ng32G-sorpreso_vicolo_multa.shtml

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.