Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes
DOI: 10.17748/2075-9908-2020-12-2-85-92
УДК 316.77
МИЩЕНКО Светлана Анатольевна
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
ОСТАШЕВСКИЙ Александр Васильевич
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
КРАЙНИХ Ирина Геннадьевна
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ В РОССИЙСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Проблема недостоверных новостей, распространяемых в сети Интернет, в последние годы стала настолько актуальной, что потребовала решения на законодательном уровне. В результате правительством РФ были приняты так называемые законы о фейковых новостях, предусматривающие наказания за публикацию недостоверной общественно значимой информации. В статье рассматривается практика применения данных законодательных актов в России. Методы (методика) исследования. Исследование проведено методом анализа публикаций российских интернет-изданий, сообщающих о фактах применения антифейкового законодательства к интернет-СМИ, а также отдельным гражданам РФ. Анализируются действия Роскомнадзора, направленные на предотвращение противозаконной деятельности в сфере распространения информации федеральными и региональными интернет-изданиями.
Основная часть. Увеличение объемов информации в современном медиапро-странстве, а также ускорение информационного обмена в рамках мирового социума привело к тому, что качество информации, производимой и распространяемой СМИ, стремительно снижается. Средства массовой информации, ссылаясь друг на друга, зачастую транслируют недостоверную, опасную для общества информацию, и в первую очередь это касается интернет-СМИ, поскольку именно в глобальной информационной сети информационный обмен наиболее динамичен. Мировое сообщество оказалось перед необходимостью правового регулирования недостоверной (фейковой) информации, распространяемой медиа. Российская
Федерация не стала исключением. В настоящей статье рассматривается практика применения российского законодательства в сфере противодействия распространению недобросовестной информации отечественными СМИ.
Выводы и общие заключения. В результате проведенного исследования мы убедились, что в России уверенно складывается судебная практика в сфере применения законов о так называемых фейковых новостях. Однако определенные трудности сохраняются, и связаны они в первую очередь со скоростью информационного обмена. Как правило, фейковые новости распространяются так быстро, что найти первоисточник невозможно. В результате закон применяется к распространителям недобросовестной информации, а не к ее создателям, и эту проблему так или иначе необходимо решать в рамках правового поля. С начала XXI века в мире непрерывно увеличивается количество производимой и потребляемой информации. В то же время качество информации, которой СМИ пытаются привлечь новую или удержать старую аудиторию, зачастую снижается.
Ключевые слова: недостоверные новости, фейковые новости, закон о фейковых новостях, Роскомнадзор, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ, Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ
Для цитирования: Мищенко С.А., Осташевский А. В., Крайних И.Г. Фейковые новости в российских интернет-СМИ: правовое регулирование. Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. Том. 12. № 2. с. 85-92. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-2-85-92.
Svetlana A. MISHCHENKO
Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
Alexander V. OSTASHEVSKIY
Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
Irina G. KRINIKH
Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
FAKE NEWS IN RUNET: LEGAL REGULATION
The problem of false news disseminated on the Internet in recent years has become so urgent that it required a solution at the legislative level. As a result, the government of the Russian Federation adopted the so-called laws on fake news, which stipulate penalties for publishing inaccurate socially significant information. The article discusses the practice of applying these legislative acts in Russia.
Research Methods (Methodology). The study was conducted by analyzing the publications of Russian Internet publications reporting on the facts of the application of anti-fake legislation to online media, as well as to individual citizens of the Russian Federation. It also analyzes the actions of Roskomnadzor aimed at preventing illegal activities in the field of dissemination of information by federal and regional online publications. The main part. An increase in the volume of information in the modern media space, as well as the acceleration of information exchange within the framework of world society, has led to the fact that the quality of information produced and distributed by the media is rapidly declining. The media, referring to each other, often broadcast false, dangerous information for the society, and this is especially true of online media, since it is in the global information network that information exchange is the most dynamic. The international community has faced the need for legal regulation of inaccurate (fake) information distributed by the media. The Russian Federation was no exception. This article discusses the practice of applying Russian legislation in the field of counteracting the dissemination of unfair information by domestic media.
Conclusions and general conclusions. As a result of the study, we were convinced that the judicial practice in the sphere of application of the so-called fake news laws is steadily developing in Russia. However, certain difficulties persist and they are primarily associated with the speed of information exchange. As a rule, fake news spreads so quickly that it is impossible to find the source. As a result, the law applies to distributors of unfair information, and not to its creators, and this problem must somehow be solved within the framework of the legal field. The international community has faced the need for legal regulation of inaccurate (fake) information distributed by the media. The Russian Federation was no exception. This article discusses the practice of applying Russian legislation in the dissemination of unfair information by domestic media.
Keywords: false news, fake news, fake news law, Roskomnadzor, "Code of the Russian Federation on Administrative Offenses," Law "On Information, Information Technologies and Data Protection", Federal Law of March 18, 2019 No. 31-FZ, Federal Law of March 18, 2019 No. 27-FZ
For citation: Mishchenko S.A., Ostashevskiy A.V., Krinikh I.G. Fake news in runet: legal regulation. Historical and Social-Educational Idea. 2020. Vol. 12. No.2. PP. 85-92. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-2-85-92. (In Russ., abstract in Eng.).
С начала XXI века в мире непрерывно увеличивается количество производимой и потребляемой информации. В то же время качество информации, которой СМИ пытаются привлечь новую или удержать старую аудиторию. зачастую снижается. В условиях нестабильной экономической ситуации не только в нашей стране, но и за рубежом ряд средств массовой информации, оказавшись на грани выживания, перешли на электронный формат выхода, так как, во-первых, интернет-СМИ менее затратны в производстве, а во-вторых, более доступны широкой аудитории. Одновременно перед сетевыми средствами массовой информации особенно остро встала проблема привлечения рекламодателей, интерес которых напрямую зависит от численности аудитории того или иного СМИ. В условиях жесткой конкуренции интернет-издания оказались перед необходимостью регулярно и как можно более часто обновлять контент. При этом время на проверку публикуемых фактов резко сократилось. Зачастую в редакциях, особенно неболь-
ших региональных СМИ с ограниченным штатом, вообще не тратят времени на проверку информации, которая тиражируется на других информационных ресурсах или в крупных федеральных СМИ. И это привело к тому, что фейковые (недостоверные) новости стали одной из самых острых проблем современного медийного пространства.
В результате в марте прошлого года были приняты Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» и Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно новым законодательным нормам, запрещено распространение «недобросовестной общественно значимой информации, распространяемой под видом добросовестных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи» [1]. Опубликовавший такую информацию интернет-ресурс может быть заблокирован Роскомнадзором в случае, если «незамедлительно с момента получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уведомления» [1] редакция не удалила информацию с сайта издания.
Уже в ноябре 2019 г. Роскомнадзор опубликовал первый перечень информационных ресурсов, регулярно распространяющих недостоверную информацию, который был составлен на основании решений Генеральной прокуратуры РФ. Как сообщается на сайте Роскомнадзора, надзирающий орган ведет данный список совместно с Союзом журналистов России, включая в него ресурсы, два или более раз уличенные Генпрокуратурой в распространении фейковой информации. Последнее обновление перечня датируется 20 января текущего года, а сам список включает 27 пунктов, представленных в основном страницами социальных сетей.
В частности, в поле зрения Генеральной прокуратуры попали сообщества социальных сетей ВКонтакте и Мой мир «Подслушано Дзержинск», PostNews, «ДТП и ЧП Дзержинск», «Нижний Новгород», Mash | Мэш, «Типичный Дзержинск», «Лентач», «Форум пользователей Газетами», MDK, «Типичный Автозавод | Нижний Новгород», «Форум пользователей РБК», «Дзержинск - "52 Тотал Ньюс"», 4ch inc., «Дзержинск - "52 Тотал Ньюс LaRa Ya"», а так же страница Александра Володина, в которых была размещена несоответствующая действительности информация о ЧП на дзержинском ГосНИИ «Кристалл». Кроме того, на страницах PostNews и «Лентач» присутствовала недостоверная информация об обстановке в городе Тулуне Иркутской области. Эта же информация распространялась на страницах ВКонтаке и YouTube, принадлежащих ресурсам «Подслушано Братск», «Я живу в Иркутске», «Подслушано в Нижнеудинске», KRIKNEWS, «Живем в Сибири | Иркутск», а также Павлу Палехову, которые тоже попали в перечень. А на странице PostNews ВКонтакте были опубликованы недобросовестные сведения о ходе пожара на складе в Ачинском районе Красноярского края. Эта информация распространялась в соцсети и на странице Юрия Плавского. За распространение недобросовестной информации о массовых беспорядках в селе Чемодановке Пензенской области в список попала страница ВКонтакте, принадлежащая ресурсу «Пенза live». За распространение недостоверных сведений о проведении 31 авгу-
ста 2019 г. революции в России в перечень также были включены пользователь социальных сетей Эдуард Волков, страница на YouTube «Яркое ТВ» и интернет-ресурс Cont.ws. На последнем также была опубликована цитата из Всеобщей декларации прав человека ООН, которая таковой не являлась. И наконец в список Роскомнадзора попал сайт sobytiya.info, распространявший недостоверную информацию о разрушении транспортного перехода через Керченский пролив [2].
Присутствие в перечне страницы таких крупных средств массовой информации, как РБК и Lenta.ru, а также информационных ресурсов (Mash, Лентач), не могло не привлечь внимание СМИ, освещающих проблему применения нового закона. Однако уже через несколько дней после публикации данного списка Роскомнадзор разместил на своем сайте пояснение, в котором официально заявил, что все случаи распространения недостоверной информации, включенные в перечень, «относятся к распространению недостоверной информации в комментариях пользователей. Претензий к самим средствами массовой информации ни в требовании Генеральной прокуратуры, ни в Роскомнадзоре нет» [3].
Между тем новое законодательство предусматривает ответственность за публикацию недостоверной информации в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ. В частности, КоАП оговаривает административный штраф от 30 до 100 тысяч рублей для граждан, от 60 до 200 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 500 тысяч рублей для юридических. В случаях если распространяемая информация все же помешала работе объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи либо распространяется не впервые, штрафы увеличиваются до 100-300 тысяч рублей для граждан, 300-600 тысяч рублей для должностных и 500 тысяч - 1 миллиона рублей для юридических лиц. И, наконец, если публикация фейковой информации повлекла за собой смерть человека или причинение вреда его здоровью, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, суммы штрафов возрастают: от 300 до 400 тысяч рублей для граждан, от 600 до 900 тысяч рублей для должностных лиц и от 1 до 1,5 миллионов рублей для юридических лиц [4].
И уже в апреле прошлого года СМИ сообщили о первых результатах применения новых законодательных актов, когда было заведено первое дело по закону о фейковых новостях. В Архангельске за сообщение в соцсетях о несанкционированном митинге и шествии оштрафовали активистку Елену Калинину. Наряду с этим, со ссылкой на правозащитников сообщало РБК, ранее женщина уже привлекалась к ответственности отдельно за участие в митинге и шествии [5]. В октябре, по данным «Российской газеты», суд оштрафовал двух жительниц Амурской области, распространивших в группах WhatsApp недостоверную информацию о заражении цианидом почвы в Селемджинском районе. При этом, отмечается в публикации РГ, женщины не были первоисточниками информации, а просто делились увиденным сообщением для того, чтобы предупредить об опасности жителей района [6].
Первым же СМИ, привлеченным к ответственности за распространение фей-ковых новостей в октябре 2019 г., стало сетевое издание «Момент истины». Поводом для штрафов, назначенных издательскому дому и главному редактору, стали видеоролики на YouTube о подготовке Майдана в России. Позже Хорошевский суд Москвы отменил данное решение, так как ответчик был ненадлежащим образом
уведомлен о судебном заседании. Но уже в январе текущего года решение мирового судьи вновь было признано законным и вступило в силу [7].
И, наконец, в начале марта 2020 г. Group-IB сообщила о расследовании, связанном с распространением информации о массовом заражении москвичей коро-навирусом. «С помощью технологий графового анализа данных Group-IB был выявлен факт искусственного распространения голосового сообщения. В основном информационная атака распространяется через ботов в ВК, а также разгоняется вбросами в различные группы в мессенджерах. Вброс таргетируется на самую восприимчивую аудиторию, в основном группы в мессенджерах при детских садах, школах ("группы мам"), на женскую аудиторию в сети, форумы мам и др. На сегодня зафиксировано более 9500 постов, репостов, публикаций, транслирующих эту фейковую новость», - говорится в пресс-релизе компании [8].
Учитывая изложенное выше, можно говорить о том, что законы о фейковых новостях работают. Однако существует ряд трудностей их применения на практике. И самая актуальная из них - невозможность привлечь к ответственности всех граждан, распространяющих недостоверную информацию в мессенджерах и соцсетях. Зачастую граждане делают это, поддавшись панике и не подозревая, что распространяют фейки. Однако, как показывает решение Амурского суда, они не освобождаются от ответственности перед законом. Поэтому можно предположить, что технология выявления распространителей фейковых новостей будет совершенствоваться. Не исключено, что и в соответствующее законодательство будут вноситься дальнейшие изменения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-Ф3 «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [электронный документ] / URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903180031?index=0&r angeSize=1 (дата обращения: 17.03.2020).
2. Перечень информационных ресурсов, регулярно распространяющих недостоверную информацию [электронный документ] / URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/p1104/ (дата обращения: 17.03.2020).
3. Разъяснения по поводу списка источников недостоверной информации [электронный документ] / URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news70824.htm (дата обращения: 16.03.2020).
4. Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [электронный документ] / URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903180021?index=7&r angeSize=1 (дата обращения: 17.03.2020).
5. Правозащитники заявили о первом деле по закону о фейковых новостях [электронный документ] / URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cc34be49a7947fc86364280 (дата обращения: 17.03.2020).
6. Напугали и поплатились [электронный документ] / URL: https://rg.ru/2019/10/07/reg-dfo/zhitelnic-amurskoj-oblasti-oshtrafovali-po-zakonu-o-fejkovyh-novostiah.html (дата обращения: 17.03.2020).
7. Суд повторно признал законным решение о штрафе за фейки в отношении ИД «Момент истины» [электронный документ] / URL: https://tass.ru/proisshestviya/7559877 (дата обращения: 17.03.2020).
8. Group-IB начала расследование о вбросе фейковых новостей о масштабном заражении москвичей коронавирусом [электронный документ] / URL: https://www.group-ib.ru/media/fake-news-coronavirus/ (дата обращения: 17.03.2020).
REFERENCES
1. Federal Law of March 18, 2019 No. 31-Ф3 "On Amending Article 15-3 of the Federal Law" On Information, Information Technologies and the Protection of Information". URL: http://publication.pravo.gov .ru / Document / View / 0001201903180031? index = 0 & rangeSize = 1 (accessed date 17.03.2020).
2. The list of information resources regularly disseminating false information. URL: https://rkn.gov.ru/mass-communications/p1104/ (accessed date 17.03.2020).
3. Explanations regarding the list of sources of false information. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news70824.htm (accessed date16.03.2020).
4. Federal Law of March 18, 2019 No. 27-ФЗ "On Amending the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903180021?index = 7 & rangeSize = 1 (accessed date 03.17.2020).
5. Human rights activists announced the first case under the law on fake news. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cc34be49a7947fc86364280 (accessed date 03.17.2020).
6. Frightened and paid. URL: https://rg.ru/2019/10/07/reg-dfo/zhitelnic-amurskoj-oblasti-oshtrafovali-po-zakonu-o-fejkovyh-novostiah.html (date of circulation 03.17.2020).
7. The court re-recognized the decision on fake for fakes in relation to the Moment of Truth publishing house. URL: https://tass.ru/proisshestviya/7559877 (accessed date 03.17.2020).
8. Group-IB launched an investigation into the stuffing of fake news about the large-scale infection of Muscovites with coronavirus. URL: https://www.group-ib.ru/media/fake-news-coronavirus/ (accessed date 03.17.2020).
Информация об авторах: Мищенко Светлана Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
Осташевский Александр Васильевич, доктор филологических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]
Крайних Ирина Геннадьевна, магистрант факультета журналистики Кубанского государственного университета e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.03.2020 После доработки: 10.04.2019 Принята к публикации: 21.04.2019
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Svetlana A. Mishchenko, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications, Kuban State University, Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
Alexander V. Ostashevskiy, Doctor of Philological Sciences, professor of Media History
and Law Regulation Chair of Kuban State University.
Krasnodar, Russia
e-mail: [email protected]
Irina G. Krinikh, magister of Journalist faculty of Kuban State University. Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]
Received: 17.03.2020
Received after reworking: 10.04.2019
Accepted for publication : 21.04.2019
The authors have read and approved the final manuscript