Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION MEASURES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Г.С., Дыбов А.И.

В данной статьей рассматриваются меры по противодействию коррупции в Российской Федерации. Авторами систематизируются источники правового регулирования противодействия коррупции в нашем государстве; отмечается роль Прокуратуры и правовых актов Верховного Суда РФ в системе антикоррупционных мер. Особое внимание уделяется необходимости соблюдения баланса интересов органов государственной власти и институтов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses anti-corruption measures in the Russian Federation. The authors systematize the sources of legal regulation of anti-corruption in our state; Notes the role of the Prosecutor's Office and the legal acts of the Supreme Court of the Russian Federation in the system of anti-corruption measures. Particular attention is paid to the need to balance the interests of public authorities and civil society institutions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Г.С. Беляева, д-р юрид. наук, профессор А.И. Дыбов, магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11149

Аннотация. В данной статьей рассматриваются меры по противодействию коррупции в Российской Федерации. Авторами систематизируются источники правового регулирования противодействия коррупции в нашем государстве; отмечается роль Прокуратуры и правовых актов Верховного Суда РФ в системе антикоррупционных мер. Особое внимание уделяется необходимости соблюдения баланса интересов органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Ключевые слова: коррупция, меры по противодействию коррупции, правоохранительные органы, институты гражданского общества; антикоррупционное законодательство.

В Российской Федерации правовое регулирование противодействия коррупции осуществляется системой нормативно-правовых актов различной юридической силы и территории действия - международными и внутригосударственными. В числе таких правовых актов могут быть названы: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [1], Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2], Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [3], Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [4], Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06 июля 2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных

преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36) [5] и другие.

Кроме того, как указано в вышеназванном Постановлении Верховного Суда РФ, «в целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие» [5]. Такая обеспокоенность Пленума Верховного Суда обусловлена неудовлетворительным состоянием борьбы с коррупцией.

23 октября 2020 года состоялось 7-е заседание Региональной сети правоохранительных и антикоррупционных органов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в рамках которого рассматривались вопросы противодей-

ствия отмыванию преступных доходов, практические аспекты возврата преступных активов из иностранных юрисдикций, а также проблемы международного сотрудничества по уголовным делам о взяточничестве и пути их преодоления. Особое внимание его участников было направлено на укрепление сотрудничества различных правоохранительных органов во внутригосударственном и международном противодействии коррупции [6].

И, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция в нашей стране и в международном масштабе продолжает представлять реальную угрозу разрушению национальных интересов, поскольку она фактически препятствует их реализации и посягает на личные, экономические, социальные, политические и т.д. права и свободы граждан.

В частности, Н.И. Клюковская более 15 лет назад отмечала, что «коррупция в современной России приобрела, в силу чрезвычайной распространенности, характер, угрожающий национальной безопасности. Она препятствует проведению социально-экономического реформирования, дискредитируя не только государственные институты в глазах населения, но и российскую государственность перед мировым сообществом. Предпринимаемые меры по противодействию коррупции носят, как правило, фрагментарный характер, приобретают вид периодически проводимых кампаний, обусловленных зачастую политико-конъюнктурными соображениями; осуществляется борьба с отдельными коррупционерами, а не с коррупцией» [7]. И, к сожалению, данная тенденция продолжает сохраняться.

Как итог, деятельность по противодействию коррупции в силу глобального характера рассматриваемого явления должна

ной (государственной и муниципальной) власти при непосредственном участии институтов гражданского общества. Ситуация усугубляется и тем, что институты гражданского общества в России пока развиты крайне слабо, а его структуры (общественные фонды, политические партии, некоторые СМИ) уже криминализированы и коррумпированы не меньше, чем государственные институты и, при этом, автономны и разрознены; реально противостоять (имеется в виду, конечно же, позитивное противостояние) властным структурам они не могут [8].

Для выхода из сложившегося положения необходимы определенные и конкретные меры и поиск той силы, которая могла бы, по своим объективным характеристикам, обеспечить и защитить права, свободы и интересы граждан. В свою очередь, сближение власти и граждан выступает одновременно и как показатель, и как условие эффективности данной политики. Отсюда нетрудно вывести и условие эффективности функционирования механизма противодействия коррупции.

Вместе с тем, в предупреждении и пресечении коррупции центральное место должно отводиться законодательству. Говоря о современном российском антикоррупционном законодательстве, большинство авторов сходится во мнении, что в целом оно отвечает существующим международным стандартам в этой области, является гибким и восприимчивым к новым вызовам и угрозам [9, 10, 11]. Вместе с тем, необходимо отметить потребность в дальнейшей комплексной разработке нормативно-правовых основ противодействия коррупции, как на доктринальном, так и на практическом уровнях, в частности, в направлении разработки новой Национальной антикоррупционной стратегии.

осуществляться на всех уровнях публич-

Библиографический список

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорк 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (в ред. от 24 апреля 2020 г. № 143-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

4. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 2010. №16. Ст. 1875.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06 июля 2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2013. -№8.

6. Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации приняли участие в 7-м пленарном заседании Региональной сети правоохранительных и антикоррупционных органов АТЭС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/search/?search=противодействие+коррупции (дата обращения: 24.10.2020 г.)

7. Клюковская И.Н. Теоретические основы криминологического исследования антикоррупционной политики. - Ставрополь, 2004. - 256 с.

8. Бидова Б.Б. Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России // Молодой ученый. - 2015. - №21 (101). - С. 573-575.

9. Хабриева Т.Я. Актуальные проблемы укрепления правопорядка и противодействия коррупции в условиях евразийской интеграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - №4. - С. 13-15.

10. Туранин В.Ю. Юридический жаргон современного российского законодательства: причины использования и пути устранения // Российская юстиция. - 2008. - №6. - С. 2730.

11. Тонков Е.Е., Туранин В.Ю. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы осуществления и возможности их преодоления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2015. -№1 (20). - С. 94-99.

ON ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE RUSSIAN FEDERATION

G.S. Belyaeva, Doctor of Legal Sciences, Professor A.I. Dybov, Graduate Student Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. This article discusses anti-corruption measures in the Russian Federation. The authors systematize the sources of legal regulation of anti-corruption in our state; Notes the role of the Prosecutor's Office and the legal acts of the Supreme Court of the Russian Federation in the system of anti-corruption measures. Particular attention is paid to the need to balance the interests of public authorities and civil society institutions.

Keywords: corruption, anti-corruption measures, law enforcement agencies, civil society institutions; anti-corruption legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.