НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Г.С. Беляева, д-р юрид. наук, профессор А.И. Дыбов, магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11150
Аннотация. Данная статья посвящена анализу нормативно-правовых основ противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы. В частности, авторами констатируется, что система противодействия коррупции в Российской Федерации включает в себя значительно число нормативно-правовых актов, различных, как по юридической силе, так и территории действия. Отмечается, что в силу того, что сама коррупция есть системное социальное явление, противодействие ей тоже должно носить системный, комплексный и эффективно-организованный характер, что возможно путем создания и реализации национальной антикоррупционной стратегии, которая должна содержать такие базовые элементы, как основные принципы противодействия коррупции, соответствующий механизм, включающих правовые и организационно-правовые средства, гарантии, критерии эффективности данной деятельности и т.д.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная гражданская служба, антикоррупционная стратегия, правовая политика.
Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы в современный период развития российского государства выступает одной из важнейших задач государственного управления. Образно говоря, коррупцию можно сравнить со злокачественной опухолью, которая изнутри разъедает всю систему государственной власти и управления, уничтожая моральные и нравственные устои общества и механизм государства в целом. В этой связи для успешной борьбы с коррупцией как явлением необходимо не только пресекать преступления коррупционной направленности и привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, но и предупреждать их проявление, выявлять причины и условия, способствующие коррупционному поведению государственных и муниципальных служащих.
Следует сказать, что в Российской Федерации имеется необходимая организационно-правовая основа для противодействия коррупции, представленная международно-правовыми актами и национальным законодательством, отвечающим международным нормам и принципам. Вот, что в этой связи закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06
июля 2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36): «Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций (например, Конвенция против коррупции), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития и др. В этих документах отмечается, что коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает все страны. Этим обусловлено исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [1].
Первым нормативно-правовым актом, ознаменовавшим кампанию по противодействию коррупции в России, стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [2]. В то же время
первый опыт подобного правового регулирования сложно признать вполне удавшимся, ибо в анализируемом подзаконном акте отсутствовал четкий механизм противодействия коррупции в виде соответствующих правовых норм, институтов и организационной основы, что повлекло за собой лишь увеличение динамики проявления коррупции на практике.
В целях создания данного механизма в декабре 2003 года РФ подписала и в марте 2006 года ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных наций против коррупции [3], а следом за ней был принят первый специальный закон, посвященный противодействию коррупции (далее: Закон о противодействии коррупции) [4]. В Законе о противодействии коррупции содержится глоссарий, в котором дается определение таких ключевых понятий, как «коррупция», «противодействие коррупции» и т.д. Согласно Закону, коррупция понимается в двух основных значениях: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [4]. В то же время, несмотря на наличие данного легального определения коррупции, данное понятие вызывает в юридической науке значительные дискуссии, которые трудно свести к «общему знаменателю» [5].
Однако, поскольку анализ подходов к определению понятия «коррупции» является предметом отдельного исследования, продолжим начатый нами анализ нормативно-правовой базы противодействия коррупции в Российской Федерации и подчеркнем, что данная деятельность в силу глобального характера рассматриваемо-
го явления должна осуществляться на всех уровнях публичной (государственной и муниципальной) власти при непосредственном участии институтов гражданского общества.
В силу того, что сама коррупция есть системное социальное явление, противодействие ей тоже должно носить системный, комплексный и эффективно-организованный характер, что возможно только путем создания и реализации национальной антикоррупционной стратегии, которая должна содержать такие базовые элементы, как основные принципы противодействия коррупции, соответствующий механизм, включающий правовые и организационно-правовые средства, гарантии, критерии эффективности данной деятельности и т.д. [6]. Во исполнение антикоррупционной стратегии, рассчитанной в среднем на 5 лет [7], должны издаваться распорядительные документы - планы реализации стратегии, включающие конкретные мероприятия, сроки их проведения, ответственные лица, финансовое и материально-техническое обеспечение, сферы реализации и т.д. Подобная Стратегия, обеспеченная соответствующими планами ее реализации, призвана стать прочной и необходимой базой противодействия коррупции в государстве.
В Российской Федерации действует Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» [8]. Однако, как представляется, данный документ нуждается в значительной актуализации, в том числе в связи с изменениями, как в общественной жизни, так и законодательстве.
Более того, в силу значительного количества нормативно-правовых актов антикоррупционного характера, необходима систематизация соответствующей нормативно-правовой базы, что, несомненно, должно привести к совершенствованию правового регулирования и государственного управления во всех сферах общественных отношений.
Библиографический список
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06 июля 2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24 декабря 2019 г. № 36) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013. № 8.
2. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 923.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорк 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. Малеванова Ю.В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих // Российский следователь. - 2018. -№6. - С. 55-56.
6. Тонков Е.Е., Туранин В.Ю. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы осуществления и возможности их преодоления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2015. -№1 (20). - С. 94-99.
7. The National Anti-Corruption Strategy in the Republic of Serbia for the Period 2013-2018. Pursuant to Article 8. Para. 1 of the Law on the National Assembly // Official Gazette of the RS. N 9/10.
8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
REGULATORY FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC
SERVICE
G.S. Belyaeva, Doctor of Legal Sciences, Professor A.I. Dybov, Graduate Student Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. This article is devoted to the analysis of the regulatory and legal framework for combating corruption in the public civil service system. In particular, the authors state that the anti-corruption system in the Russian Federation includes a significant number of regulatory legal acts, various, both in legal force and in the territory of the action. It is noted that due to the fact that corruption itself is a systemic social phenomenon, counteraction to it should also be systemic, complex and effectively organized, which is possible by creating and implementing a national anti-corruption strategy, which should contain such basic elements as the basic principles of anti-corruption, an appropriate mechanism, including legal and organizational means, guarantees, criteria for the effectiveness of this activity, etc.
Keywords: corruption, anti-corruption, civil service, anti-corruption strategy, legal policy.