УДК 338.2
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ (на материалах Тамбовской области)
© Павел Вячеславович ЛЫСОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Рассмотрен существующий механизм управления пространственными социально-экономическими системами, его цели, задачи, функции, объект, субъекты, инструменты и методы его реализации. Дано определение региональным пространственным социально-экономическим системам, под которыми понимаются структурно-целостные пространственно-локализованные образования, базирующиеся на эффективном взаимодействии и функционировании ее подсистем для решения приоритетных стратегических задач: увеличение ВВП, ВРП, повышение качества жизни населения, развитие бизнес-среды. Раскрыто авторское определение механизма управления пространственными социально-экономическими системами как интегрированной многоуровневой системы организационных структур, совокупности правовых норм, форм и методов управления, координирующих взаимодействие организационно-экономических и социально-экологических факторов, набора институциональных методов и инструментов управления, используемых для адаптации локальных пространственных систем сельского типа к нестабильным условиям среды, а также для повышения уровня и качества жизни сельского населения в условиях современной действительности. Особое внимание уделено механизму управления пространственными социально-экономическими системами Тамбовской области, программам и грантам, действующим на территории области.
Ключевые слова: региональное развитие; пространственная социально-экономическая система; локальная пространственная система; сельские территории; региональная политика; устойчивое развитие; механизм управления пространственными социально-экономическими системами.
Региональное развитие - один из важнейших приоритетов федеральных, региональных и местных органов власти. Российская экономика носит ярко выраженный региональный характер, большинство проблем ее развития не могут быть эффективно решены на федеральном уровне, ключевая роль отведена регионам. Региональные социально-экономические системы имеют различный производственный потенциал, институциональные характеристики и адаптационные способности к современным условиям развития [1]. Региональные пространственные социально-экономические системы -структурно-целостные пространственно-локализованные образования, базирующиеся на эффективном взаимодействии и функционировании ее подсистем для решения приоритетных стратегических задач: увеличение ВВП, ВРП, повышение качества жизни населения, развитие бизнес-среды. Процесс структурной перестройки характеризуется неизбежным возникновением дисбаланса между наличием доступных ресурсов и потребностями модернизируемой экономики, принципами устойчивого развития экономи-
ки и требованиями интенсификации экономического роста.
Основываясь на вышеизложенном, отметим необходимость подкрепления процессов интеграции в региональном экономическом пространстве эффективным и качественным инструментарием управления, посредством которого органы исполнительной власти различных уровней могли бы воздействовать на вектор, глубину, интенсивность и институциональное оформление интеграционных процессов.
Под механизмом управления пространственными социально-экономическими системами понимается интегрированная многоуровневая система организационных структур, совокупность правовых норм, форм и методов управления, координирующих взаимодействие организационно-экономических и социально-экологических факторов, набор институциональных методов и инструментов управления, используемых для адаптации локальных пространственных систем сельского типа к нестабильным условиям среды, а также для повышения уровня и качества жизни сельского населения в условиях современной действительности [2].
Целью механизма управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа является формирование благоприятных условий для обеспечения достойного уровня жизни и деятельности нынешних и будущих поколений сельских жителей, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур посредством совокупности социальных, экономических, экологических и других мероприятий.
Основной задачей механизма управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа является своевременное координирование структурной перестройки экономики локальных пространственных систем сельского типа в зависимости от изменяющихся условий среды, создание прочной нормативно-правовой и экономической базы для регионального развития.
Основным субъектом управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа Тамбовской области на федеральном уровне является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое выступает федеральным органом исполнительной власти, действует на основании Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». Минсельхоз РФ возглавляет министр, имеющий заместителей, которого назначает и освобождает от должности Президент России по представлению Председателя Правительства РФ. Министр сельского хозяйства несет бремя персональной ответственности за выполнение возложенных на Минсельхоз России полномочий и реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности министерства. Минсельхоз имеет структурные подразделения - департаменты по основным направлениям деятельности министерства, включающие отделы. Минсельхоз России выполняет следующие функции [3]:
- формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере АПК, включая животноводство, растениеводство, другие сферы агропромышленного комплекса, а также устойчивое развитие локальных пространственных систем сельского типа;
- формирование государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере рыбного хозяйства, включая ры-
боловство, рыбоводство, товарное рыбоводство, сохранение водных биологических ресурсов, производство, переработку и реализацию рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, производственную деятельность на судах рыбопромыслового флота, а также контроль и надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ;
- выработка и реализация государственной политики, направленной на нормативно-правовое регулирование сферы земельных отношений и государственный мониторинг таких земель;
- оказание государственных услуг в сфере АПК, включая устойчивое развитие локальных пространственных систем сельского типа;
- управление государственным имуществом на подведомственных учреждениях и предприятиях.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [3].
На региональном уровне основной субъект - это Управление сельского хозяйства Тамбовской области, которое функционирует на основании постановления главы администрации области «Об утверждении Положения об управлении сельского хозяйства Тамбовской области» от 3 июня 2013 г. № 174. Основными задачами Управления являются [4]:
- реализация государственной политики по вопросам развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области;
- развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства и перерабатывающего производства;
- обеспечение в пределах компетенции Управления эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Выполняя возложенные на него функции, Управление осуществляет взаимодействие с различными органами, учреждениями и организациями в соответствии с действующим законодательством, среди них отметим следующие: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы и подведомственные учреждения; уполномо-
ченные в области сельского хозяйства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; администрация области и ее структурные подразделения; областная Дума; исполнительные органы государственной власти области; органы местного самоуправления; правоохранительные и судебные органы; научно-исследовательские учреждения, высшие и средние учебные заведения; профессиональные и другие общественные организации; средства массовой информации; иные организации, предприятия, учреждения и граждане (рис. 1).
Структура Управления сельского хозяйства Тамбовской области включает ряд подразделений (рис. 2).
На местном уровне основные субъекты механизма - это управления сельского хозяйства администраций районов области, отделы сельского хозяйства администраций районов области. Основные задачи управлений и отделов сельского хозяйства администраций районов Тамбовской области:
- реализация целенаправленной аграрной политики местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и законами Тамбовской области, в т. ч. в области регулирования производства и реализации продукции сельского хозяйства, производственно-технического обслуживания, материально-технического обеспечения агропромышленного производства в районах и социального развития села;
- координация, регулирование, а также создание необходимых условий для развития сельского хозяйства в поселениях, формирование производственной и социальной инфраструктуры в районах, содействие малому и среднему предпринимательству в развитии;
- развитие растениеводства, мясного и молочного животноводства;
- создание условий для обеспечения устойчивого воспроизводства сельскохозяйственной продукции в отраслях АПК муниципальных образований с целью комплексного социально-экономического развития районов области посредством повышения объемов производства продукции и услуг;
- создание необходимых экономических и правовых условий, инновационного и
инвестиционного климата в агропромышленном комплексе;
- содействие рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, учитывая обеспечение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- содействие в развитии аграрных наук и рассмотрении новейших и передовых методов хозяйствования;
- поддержка и развитие личного подсобного хозяйства;
- организация различных мероприятий по охране окружающей среды.
В целом механизм управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа можно представить следующим образом (рис. 3).
Исследование организации управления позволяет говорить о том, что современный механизм управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа имеет ряд существенных недостатков:
1) управление региональным развитием осуществляется ограниченным набором инструментов, сводимым преимущественно к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Внедрение современных инструментов в систему государственного управления региональным развитием происходит крайне медленно;
2) проводимая административная реформа и внедрение бюджетирования, направленного на результат, локализовалось в основном на федеральном уровне государственной власти. Вследствие этого затруднительно определить эффективность регионального управления, детерминировать индексы развития регионов России, выявить их зависимость от действий органов государственной власти [5];
3) нет унифицированной типологии регионов, позволяющей разграничивать упомянутые показатели для каждого типа локальных пространственных систем, и основываясь на этом определить проводимую по отношению к ним государственную политику и ее параметры;
Рис. 1. Взаимодействие Управления сельского хозяйства Тамбовской области с различными органами, учреждениями и организациями
Начальник Управления сельского хозяйства
Г
Первый заместитель начальника Управления
Заместитель начальника Управления
Заместитель начальника Управления, начальник отдела земельных и имущественных отношений
Заместитель начальника Управления, начальник отдела развития животноводства
Рис.
2. Структура Управления сельского хозяйства Тамбовской области
Локальные пространственные системы сельского типа
I Федеральный уровень
I Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
а
Региональный уровень
Управление сельского хозяйства Тамбовской области
а
Местный уровень
Управления и отделы сельского хозяйства районов Тамбовской области
И
т■
Основные задачи субъектов Управления:
- реализация государственной политики по вопросам развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области;
- развитие малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства и перерабатывающего производства;
- обеспечение в пределах компетенции Управления эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения
Функции Минсельхоза России:
- формирование государственной политики и нормативно-право-вовое регулирование в сфере АПК, включая животноводство, растениеводство, другие сферы АПК, а также устойчивое развитие ЛПС СТ;
- формирование государственной политики и нормативно-право-вовое регулирование в сфере рыбного хозяйства, включая рыболовство, рыбоводство, товарное рыбоводство, сохранение водных биологических ресурсов;
- выработка и реализация государственной политики, направленной на нормативно-правовое регулирование сферы земельных отношений, и государственный мониторинг таких земель;
- оказание государственных услуг в сфере АПК, включая устойчивое развитие локальных пространственных систем сельского типа;
- управление государственным имуществом на подведомственных учреждениях и предприятиях
Функции Управления сельского хозяйства Тамбовской области:
- осуществление разработки и представления на рассмотрение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов области;
- реализация мероприятий федеральных и областных программ;
- анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития субъектов предпринимательства в сфере сельского хозяйства;
- разработка и осуществление мер по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений;
- содействие созданию и реализация мер по поддержке деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных и потребительских кооперативов;
- осуществление государственного управления в области мелиорации земель, в т. ч. организацию финансирования мелиорации земель, контроль за состоянием мелиорированных земель;
- осуществление функции уполномоченного органа по использованию средств федерального бюджета;
- представление информации о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития в Тамбовской области в Министерство сельского хозяйства РФ
Функции управлений и отделов сельского хозяйства районов Тамбовской области:
- внесение проектов нормативных правовых актов в администрации районов;
- участие в разработке, реализации и контроле областных, районных, целевых и других программ и мероприятий в сфере поддержки сельскохозяйственного производства;
- разработка мероприятий, обеспечивающих повышение плодородия почв, способствующих рациональному использованию земель и защите растений;
- применение мер, направленных на привлечение инвестиций и кредитов, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- правовое обеспечение рыночных отношений в АПК;
- содействие в создании и развитии крестьянско-фермерских хозяйств;
- внесение предложений по подготовке и переподготовке специалистов в области сельского хозяйства в рамках целевых программ;
- выработка стратегии развития;
- осуществление мониторинга состояния окружающей среды на территории районов;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров в АПК
Методы механизма управления УР ЛПС СТ:
экономические; экологические; социальные и социально-политические, используемые для увеличения социальной активности людей; организационно-административные, базирующиеся на прямых директивных указаниях; метод экспертных оценок; диагностика; метод моделирования; прогнозирование; методы регулирования, ориентированные на масштабы управления
Инструменты механизма управления УР ЛПС СТ: стратегическое планирование; региональный маркетинг; финансовая поддержка малого предпринимательства, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность; формирование целевых программ, учет и оценка значимости эколого-экономических инноваций; выделение целевых кредитов, субсидий, займов на сельскохозяйственные и природоохранные мероприятия; определение ценовой политики на рекреационные услуги с учетом природоохранной составляющей; совершенствование сельскохозяйственного и природоохранного законодательства; социальный маркетинг (создание системы маркетинговых исследований как основы для формирования процесса оказания социальных услуг); обеспечение сбалансированности государственных, пространственно-средовых и личных интересов граждан; «экологизация» налоговой системы; поддержка отечественных участников рынка рекреационных услуг на внутреннем рынке; стимулирование природоохранного НТП в области рекреационных услуг; формирование в обществе экологической этики и экологического сознания
Обеспечение устойчивого развития локальных пространственных систем сельского типа Тамбовской области
Рис 3. Механизм управления устойчивым развитием локальных пространственных систем сельского типа
4) фактическое отсутствие межрегиональной кооперации, недостаточно эффективное использование бюджетных средств происходит из-за отсутствия механизмов согласования и синхронизации стратегий развития локальных пространственных систем сельского типа, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий [6]. Федеральные целевые программы не помогают в решении этой проблемы;
5) в настоящее время нет утвержденной Генеральной схемы пространственного развития России, обозначающей федеральные приоритеты в части развития отдельных регионов страны, на которые возложены задачи обеспечения и поддержания решения ускорения темпов роста ВВП, снижения уровня бедности и сохранения территориальной целостности страны;
6) плохая скоординированность и син-хронизированность реформ инфраструктуры (транспорта, связи, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства) и последствий их реализации на территориальном уровне. Отдельные стороны осуществления территориального планирования «рассеяны» по различным ведомствам;
7) низкое качество стратегического планирования развития муниципальных образований, отсутствие структур, осуществляющих реализацию целенаправленной политики по обеспечению устойчивого развития, а также недостаточные усилия муниципального сообщества по наращиванию и рациональному использованию человеческого капитала.
Таким образом, можно заключить, что территориальное управление, призванное обеспечить эффективную реализацию социальных и экономических интересов региона, сочетание региональных интересов с государственными интересами, тем самым обеспечивая устойчивость как региональных, так и национальной социально-экономических систем, требует создания системы управления территориальным развитием, адекватной новым реалиям, совершенствования форм и методов воздействия государства на социально-экономическое развитие регионов.
1. Меньщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 399-409.
2. Лысое П.В., Меньщикова В.И. Необходимость модернизации механизма управления устойчивым развитием пространственных систем сельского типа // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 8 (054). С. 68-74.
3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. URL: http://www.mcx.ru. Загл. с экрана.
4. Официальный сайт управления сельского хозяйства Тамбовской области. URL: http:// agro.tambov.gov.ru. Загл. с экрана.
5. Меньщикова В.И. Вектор экономического развития региона и повышения его конкурентоспособности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 7 (75). С. 61-69.
6. Меньщикова В.И. Устойчивое развитие сельских территорий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8. С. 106-109.
1. Men'shchikova V.I. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: strategi-cheskiy vektor // Vestnik Tambovskogo univer-siteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 12 (92). S. 399-409.
2. Lysov P.V., Men'shchikova V.I. Neobkhodimost' modernizatsii mekhanizma upravleniya ustoychivym razvitiem prostranstvennykh sistem sel'skogo tipa // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2013. № 8 (054). S. 68-74.
3. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo kho-zyaystva RF. URL: http://www.mcx.ru. Zagl. s ekrana.
4. Ofitsial'nyy sayt upravleniya sel'skogo khozyaystva Tambovskoy oblasti. URL: http:// agro.tambov.gov.ru. Zagl. s ekrana.
5. Men'shchikova V.I. Vektor ekonomicheskogo razvitiya regiona i povysheniya ego konkurentosposobnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 7 (75). S. 61-69.
6. Men'shchikova V.I. Ustoychivoe razvitie sel'skikh territoriy // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 7-8. S. 106-109.
Поступила в редакцию 17.01.2013 г.
UDC 338.2
ON THE ISSUE OF MANAGEMENT MECHANISM OF SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM (on material of Tambov region)
Pavel Vyacheslavovich LYSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Political Economy and Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The existing mechanism of management of spatial socio-economic systems, its goals, objectives, functions, objects, subjects, tools and methods of its implementation is considered. The definition of regional spatial socio-economic systems, which are defined as structurally complete spatially localized education, based on effective interaction and functioning of its subsystems for the solution of priority strategic objectives, increasing gross domestic product, gross regional product, improving the quality of life of the population, development of business-environment, is given. The author's definition of the mechanism of management of spatial socio-economic systems as an integrated multilevel system of organizational structures, bodies of law, forms and methods of management, which coordinates interaction of organizational-economic and socio-environmental factors set of institutional methods and management tools used for the adaptation of local spatial systems of rural type to the unstable environment protection, as well as to improve the level and quality of life of the rural population in the conditions of modern life, is disclosed. Special attention is paid to the mechanism of management of spatial socioeconomic systems of the Tambov region, programs and grants, acting on the territory of the region.
Key words: regional development; spatial socio-economic system; local spatial system; rural areas; regional policy; sustainable development; the mechanism of management of spatial socio-economic systems.