Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБОРОТА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБОРОТА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
Область наук
Ключевые слова
оборот углеродных единиц / борьба с выбросами парниковых газов / carbon units turnover / fight against greenhouse gas emissions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Иванович Морозов, Сергей Геннадьевич Лосев

Статья посвящена вопросам регулирования оборота квот на выбросы парниковых газов в России и мире. Кратко анализируются действующие международные соглашения относительно квот на выбросы парниковых газов, а также российское законодательство, регламентирующее оборот углеродных единиц. Рассматриваются проблемы, связанные с нарушением норм уголовного, налогового и экологического законодательства в России и за рубежом. Страны Западной Европы уже второй десяток лет сталкиваются с правонарушениями в рассматриваемой сфере. Предлагаются варианты решения проблемы ответственности за мошенничество с данными квотами. Изложенные в статье предложения могут быть использованы в отечественном правотворчестве. Особую актуальность выбранной темы обусловливают недавние изменения в отечественном законодательстве, направленные на создание рынка обмена углеводородными квотами. В качестве методов исследования использовались анализ действующего законодательства Российской Федерации, анализ источников, находящихся в открытом доступе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Иванович Морозов, Сергей Геннадьевич Лосев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE ISSUE OF MECHANISM FOR CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE CARBON UNITS TURNOVER IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problems of quotas turnover regulation for greenhouse gas emissions in Russia and worldwide. It briefly analyzes the existing international agreements on the quotas for greenhouse gas emissions, as well as the newly adopted Russian legislation regulating the carbon units turnover. Under consideration are the problems related to the violations of criminal law rules, tax and environmental legislation in Russia and abroad. The countries of Western Europe have been well into their second decade facing the problems of offences in the sphere considered. The ways of solving the problem of responsibility for quotas-related fraud are offered. The proposals put forward in the article can be used in the national lawmaking. Special relevance of the chosen theme is determined by recent changes in the Russian legislation, aimed at creating a hydrocarbon quotas exchange market. The methods used for the research were the analysis of the current legislation of the Russian Federation and the analysis of publicly available sources.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБОРОТА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КРИМИНАЛИСТЪ. 2023. № 4 (45). С. 78-84 • CRIMINALIST. 2023;4(45):78-84

Научная статья УДК 343.2/.7

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОБОРОТА УГЛЕРОДНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктор Иванович МОРОЗОВ1, Сергей Геннадьевич ЛОСЕВ2

1,2 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

1 v.i.morozov@utmn.ru

2 klop561@ mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам регулирования оборота квот на выбросы парниковых газов в России и мире. Кратко анализируются действующие международные соглашения относительно квот на выбросы парниковых газов, а также российское законодательство, регламентирующее оборот углеродных единиц. Рассматриваются проблемы, связанные с нарушением норм уголовного, налогового и экологического законодательства в России и за рубежом. Страны Западной Европы уже второй десяток лет сталкиваются с правонарушениями в рассматриваемой сфере. Предлагаются варианты решения проблемы ответственности за мошенничество с данными квотами.

Изложенные в статье предложения могут быть использованы в отечественном правотворчестве. Особую актуальность выбранной темы обусловливают недавние изменения в отечественном законодательстве, направленные на создание рынка обмена углеводородными квотами. В качестве методов исследования использовались анализ действующего законодательства Российской Федерации, анализ источников, находящихся в открытом доступе.

Ключевые слова: оборот углеродных единиц, борьба с выбросами парниковых газов Для цитирования: Морозов В. И., Лосев С. Г. К вопросу о механизме уголовно-правовой охраны оборота углеродных единиц в Российской Федерации // Криминалистъ. 2023. № 4 (45). С. 78 — 84.

Original article

REVISITING THE ISSUE OF MECHANISM FOR CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE CARBON UNITS TURNOVER IN THE RUSSIAN FEDERATION

Viktor I. MOROZOV1, Sergey G. LOSEV2

1,2 Tyumen State University, Tyumen, Russia

1 v.i.morozov@utmn.ru

2 klop561@ mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of quotas turnover regulation for greenhouse gas emissions in Russia and worldwide. It briefly analyzes the existing international agreements on the quotas for greenhouse gas emissions, as well as the newly adopted Russian legislation regulating the carbon units turnover. Under consideration are the problems related to the violations of criminal law rules, tax and environmental legislation in Russia and abroad. The countries of Western Europe have been well into their second decade facing the problems of offences in the sphere considered. The ways of solving the problem of responsibility for quotas-related fraud are offered.

The proposals put forward in the article can be used in the national lawmaking. Special relevance of the chosen theme is determined by recent changes in the Russian legislation, aimed at creating a hydrocarbon quotas exchange market. The methods used for the research were the analysis of the current legislation of the Russian Federation and the analysis of publicly available sources.

© Морозов В. И., Лосев С. Г., 2023 Криминалистъ. 2023. № 4 (45)

Keywords: carbon units turnover, fight against greenhouse gas emissions

For citation: Morozov V. I., Losev S. G. Revisiting the issue of mechanism for criminal law protection of the carbon units turnover in the Russian Federation. Criminalist. 2023;4(45):78-84. (In Russ.).

В настоящее время России для полноценного участия в международной торговле углеродными единицами требуется создание национальной системы учета углеродных выбросов и обмена углеродными квотами, что обусловливает необходимость формирования соответствующей нормативно-правовой базы. Принимая во внимание международный опыт, считаем уместным рассмотреть вопрос о включении охранительных норм в уголовное законодательство.

В мире сложился научный консенсус относительно угрозы глобального потепления, вызванного так называемыми парниковыми газами. Для сокращения их выбросов внедряются административные и экономические меры.

К числу административных мер относится введение технических регламентов и нормативов, нормирование расходования ресурсов и т. д. К числу экономических мер следует отнести введение «углеродных» налогов, субсидирование «чистых» технологий и систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Существуют национальные и международная системы торговли углеродными квотами. Мировой углеродный рынок достаточно емкий: стоимость проданных в мире разрешений на выбросы парниковых газов в 2021 году составила 760 млрд евро ($851 млрд)1. Наиболее значимой в настоящее время является Европейская схема торговли выбросами (European Union Emission Trading Scheme, EUETS). Китай несколько лет занимается созданием и развитием собственного национального углеродного рынка [1, с. 67 - 74].

1 Refinitiv: стоимость мировых углеродных рынков в прошлом году выросла до рекордных $851 млрд // Ведомости : сайт. URL: https:// www.vedomosti.ru/ecology/green_finance/ news/2022/02/01/907277-refinitiv-stoimost-mirovih-uglerodnih-rinkov-v-proshlom-godu-virosla-do-rekordnih-851-mlrd. Дата публикации : 1 февраля 2022 г. (дата обращения: 10.05.2023).

В 1992 году в Рио-де-Жанейро была заключена Рамочная конвенция ООН об изменении климата, которая заложила основы международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Страны, которые присоединились к Конвенции, делились на три категории:

страны, которые приняли на себя обязательства по ограничению выбросов (перечислены в приложении I Рамочной конвенции ООН об изменении климата);

экономически развитые страны, которые приняли на себя обязательства по оказанию помощи развивающимся странам (перечислены в приложении II Рамочной конвенции ООН об изменении климата); развивающиеся страны. Идея торговли квотами на выбросы парниковых газов была использована при создании Киотского протокола в рамках реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанного в г. Киото 11 декабря 1997 года, который вступил в силу с февраля 2005 года. Именно положения этого документа определяют механизм углеродного рынка, который изложен в ст. 6, 12 и 17 Киотского протокола.

В пункте 10 ст. 3 Киотского протокола закреплено положение, что страны — участницы соглашения имеют возможность добавлять к своим объемам углеродных выбросов объемы, приобретенные у другой страны.

Согласно положениям ст. 6 Киотского протокола страна, включенная в приложение I Рамочной конвенции ООН об изменении климата, может передавать любой другой такой же стране или приобретать у нее единицы сокращения выбросов, которые получены по результатам реализации проектов по сокращению выбросов.

В ходе Парижской конференции по климату, которая проходила с 30 ноября по 12 декабря 2015 года, было принято Парижское соглашение, которое практически не содержит в себе норм, которые бы регули-

ровали торговлю квотами на выбросы парниковых газов.

Можем предположить, что основным побудительным мотивом для участия России в проектах по сокращению выбросов парниковых газов является возможность участвовать в торговле углеродными квотами [2, с. 48].

Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который регулирует правоотношения в сфере контроля выбросов парниковых газов на территории России, введен новый объект имущественных прав — углеродная единица, выраженная в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа, а также предусмотрено обращение углеродных единиц на рынке путем их зачета.

Также Россия проводит эксперимент по ограничению выбросов. Одним из субъектов Российской Федерации, в котором с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года включительно будет проводиться эксперимент, является Сахалинская область. Для регулирования проведения эксперимента принят Федеральный закон от 6 марта 2022 года № 34-Ф3 «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации».

Также 30 апреля 2022 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 790 «Об утверждении Правил создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в реестре углеродных единиц», которое должно действовать до 1 сентября 2028 года. Постановлением регулируются создание и порядок ведения реестра углеродных единиц.

Всего в настоящее время в России принято два закона, регламентирующих отношения в сфере углеродного рынка, и около полутора десятков соответствующих постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и нормативных актов подчиненных ему ведомств1.

1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 905 (ред. от 28 сентября 2023 г.) «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц», от 24 марта 2022 года № 455 «Об утверж-

Можно констатировать, что в России создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база для национальной системы ограничения выбросов парни-

дении Правил верификации результатов реализации климатических проектов», от 29 октября 2022 года № 1924 «О представлении обязательной отчетности региональных регулируемых организаций», от 18 августа 2022 года № 1441 «О ставке платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области», от 29 октября 2022 года № 1924 «О представлении обязательной отчетности региональных регулируемых организаций», от 5 августа 2022 года № 1390 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области», от 20 апреля 2022 года № 708 «Об определении координатора эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории отдельных субъектов Российской Федерации», от 16 апреля 2022 года № 678 «Об установлении периода, за который осуществляется инвентаризация выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов в целях определения баланса выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов на территории Сахалинской области», распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 года № 3240-р [Об утверждении важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» и плана мероприятий («дорожной карты») по реализации его первого этапа (2022—2024 годы)], от 19 августа 2022 года № 2349-р [О концессионном соглашении в отношении реестра углеродных единиц с АО «Контур»], приказы Минэкономразвития России от 24 августа 2022 года № 452 «Об утверждении методики определения проектируемых квот выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», от 29 июня 2022 года № 340 «Об утверждении порядка представления уполномоченным органом отчета о результатах мониторинга реализации программы проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации и формы такого отчета», от 6 мая 2022 года № 247 (ред. от 30 июня 2023 г.) «Об утверждении порядка отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к региональным регулируемым организациям в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» и др. (Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».)

ковых газов, включая регулирование обмена (торговли) квотами на выбросы.

В числе правовых норм, касающихся оборота углеродных единиц в России, нет тех, которые бы предусматривали ответственность за правонарушения в этой сфере. В самом законе об ограничении выбросов парниковых газов отсутствуют даже бланкетные нормы, устанавливающие какую-либо ответственность, хотя для отечественного законодателя характерно определение общих условий ответственности в заключительной части регулятивных законов. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, дополнить Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» ст. 13.1 в следующей редакции:

Статья 13.1. Ответственность за нарушения закона

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Еще в 2013 году, основываясь на зарубежном опыте, И. В. Лукашенко обращала внимание на риски правонарушений в сфере оборота углеродных единиц [2, с. 53].

Можно выделить следующие группы правонарушений в сфере оборота углеродных единиц:

правонарушения, связанные с введением углеродной единицы в гражданский оборот;

правонарушения, совершаемые в отношении углеродных единиц, уже введенных в оборот.

Что касается правонарушений в сфере введения углеродных единиц в гражданский оборот, то, исходя из признаков объективной стороны и субъекта данных правонарушений, их, в свою очередь, можно подразделить на две группы.

Во-первых, это нарушения, связанные с предоставлением хозяйствующими субъектами недостоверной информации для внесения в реестр углеродных единиц.

Во-вторых, это нарушения сотрудников оператора реестра углеродных единиц, которые вносят недостоверную информацию в реестр.

Что касается группы нарушений, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами недостоверной информации для

внесения в реестр углеродных единиц, то можно отметить, что сведения о состоянии углеродного загрязнения могут выступать объектом манипуляции в силу того, что, если изначально завышать данные показания, в дальнейшем можно или «растянуть» время перехода к «безуглеродным» технологиям, или использовать невостребованные квоты для реализации другим хозяйствующим субъектам. Уже имеется практика, когда недобросовестные владельцы предприятий путем отключения очистных сооружений получают заведомо завышенные показатели выброса парниковых газов, что в дальнейшем позволяет заявлять о сокращении антропогенных выбросов, просто включив эти сооружения.

В качестве примера можно назвать мошенническую схему с квотами, использованную владельцами фирмы «Галополимер» [3]. Она заключалась в том, что на заводах компании отключали системы очистки для увеличения выбросов газов с тем, чтобы завышенные показатели были зафиксированы, после чего предприятие брало на себя обязательства по реализации проектов, направленных на сокращение таких выбросов.

Представляется, что в целях совершенствования уголовно-правового механизма охраны общественных отношений от подобных деяний необходимо ужесточить ответственность за умышленное завышение данных об антропогенных выбросах, внести изменения в ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривающую ответственность за загрязнение атмосферы, в том числе сопряженное с нарушением правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, дополнив эту норму квалифицирующим признаком «в целях фальсификации сведений об углеродных выбросах». Часть 2 ст. 251 УК РФ целесообразно изложить в следующей редакции:

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или совершенные в целях фальсификации сведений, вносимых в российский реестр углеродных единиц.

К нарушениям сотрудников оператора реестра углеродных единиц можно отнести

умышленное искажение предоставляемых им сведений, в том числе как часть мошеннических схем, связанных с реализацией углеродных квот. При этом привлечь их к ответственности за умышленное внесение заведомо ложных сведений в реестр достаточно проблематично.

Ответственность таких лиц по ст. 292 УК РФ невозможна, так как они не обладают признаками субъекта этого преступления — служащий государственного или муниципального органа власти, поскольку в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 367-р функции оператора реестра углеродных единиц выполняет АО «Контур» и лицо, работающее в нем, не состоит на государственной или муниципальной службе.

В УК РФ существует ст. 285.3, которая предусматривает ответственность за умышленное внесение должностным лицом в единый государственный реестр заведомо ложных сведений, а также за умышленные уничтожение или подлог документов, которые служат основанием для внесения записи в государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Однако препятствием для применения данной статьи при совершении общественно опасных деяний, связанных с внесением в реестр углеродных единиц заведомо недостоверных сведений, являются следующие обстоятельства:

реестр углеродных единиц не является единым государственным реестром;

субъектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, может быть только должностное лицо, а лицо, ведущее реестр углеродных единиц, не является таковым;

в качестве объекта данного преступления выступают интересы службы в органах публичной власти, а выполняющее функции оператора реестра углеродных единиц АО «Контур» к органам публичной власти не относится, государство предпочитает не вмешиваться непосредственно в торговлю квотами.

Исходя из вышеизложенного, полагаем целесообразным ввести в УК РФ норму, которая бы предусматривала ответственность за умышленное искажение данных реестра углеродных единиц. Уместно дополнить нормой об ответственности за такие деяния главу 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Посягательство на установленный порядок ведения реестра углеродных единиц следует рассматривать как специальный вид преступлений, нормы об ответственности за которые включены в эту главу. Было бы правильным расположить соответствующую статью после ст. 203 УК РФ. По признакам объективной и субъективной сторон преступления данная статья должна быть схожей со ст. 285.3 УК РФ. В качестве предмета преступления выступает реестр углеродных единиц, а в качестве субъекта преступления — лицо, ответственное за его ведение.

Можно предложить следующую редакцию данной статьи:

Статья 203.1. Внесение в единый реестр углеродных единиц заведомо недостоверных сведений

1. Внесение в российский реестр углеродных единиц заведомо недостоверных сведений, а равно умышленные уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменения в указанный реестр, если обязательное хранение таких документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, совершенные лицом, ответственным за ведение такого реестра, —

наказываются... [преступление небольшой тяжести].

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются. [преступление средней тяжести].

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются... [тяжкое преступление].

Если фальсификацию сведений в реестре углеродных единиц осуществляет лицо, не

имеющее законного доступа к реестру, то в силу цифрового характера реестра неправомерный доступ к учетной записи владельца углеродных единиц, например путем «взлома» пароля с дальнейшим изменением содержания записи, подпадает под действие ст. 272 УК РФ.

Что же касается правонарушений, совершаемых в отношении углеродных единиц, уже введенных в гражданский оборот, то исходя из анализа судебной практики других государств основными видами данных деликтов в первую очередь являются мошеннические действия [3, с. 44 — 47]. Как правило, они связаны с уплатой и возвратом налога на добавленную стоимость и состоят в том, что участники экономических отношений различными способами уклоняются от его уплаты или требуют возврата сумм якобы уплаченного налога на добавленную стоимость. В целях предотвращения подобных нарушений, учитывая зарубежный опыт, представляется, нужно освободить оборот углеродных единиц от обложения налогом на добавленную стоимость, тем самым лишив мошенников возможности производить манипуляции с налогом и его возвратом.

Также к вышеуказанным преступлениям следует отнести двойную продажу углеродных квот, когда одна и та же квота может быть реализована нескольким хозяйствующим субъектам. Подобные деяния, на наш взгляд, следует квалифицировать как мошенничество, так как виновный завладевает деньгами потерпевшего лица, вводя его в заблуждение относительно принадлежности углеродной квоты. Так, ООО «Завод Полимеров КЧХК» и ОАО «Галоген» подписали контракт на продажу квот на выбросы парниковых газов с британской компанией Natsource Asset Management Corp. и фондом CFL Carbon Limited. Однако в итоге получателем квот, согласно опубликованным реестром данных, стала швейцарская компания Vitol. Таким образом, речь идет о продаже одного и того же актива двум разным структурам [3, с. 46].

Углеродная единица как объект права во многом носит «виртуальный» характер, ее существование определяется содержанием углеродного реестра, поэтому можем предложить учесть эти особенности в новой статье УК РФ, предусматривающей ответственность за хищения в этой сфере, дополнив УК РФ статьей следующего содержания:

Статья 164.1. Хищение в сфере оборота углеродных единиц

1. Хищение углеродных единиц или приобретение права на углеродные единицы путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи информации реестра углеродных единиц —

наказываются... [преступление небольшой тяжести].

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба, —

наказываются. [преступление средней тяжести].

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) в крупном размере, —

наказываются. [тяжкое преступление].

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются... [особо тяжкое преступление].

В настоящий момент хищение углеродных квот, при котором право на квоты противоправно переходит от их законного владельца другому лицу, которое «взламывает» компьютерную систему организации и якобы от ее имени осуществляет передачу квот, представляется, следует квалифицировать в соответствии с действующим законодательством как мошенничество в сфере компьютерной информации по ст. 159.6 УК РФ. Однако совершение хищения в данной сфере

иными способами не охватывается данной уголовно-правовой нормой, чем и обосновывается необходимость включения в уголовное законодательство России специальной нормы.

Выводы:

1) для участия России в системе международной торговли углеродными единицами требуется запустить систему учета углеродных выбросов в масштабах всей страны;

2) в России создана и совершенствуется нормативная база, обеспечивающая функционирование данной системы;

3) указанная нормативная база не содержит нормы, предусматривающей ответственность за общественно опасные посягатель-

ства на установленный порядок обращения углеродных единиц в стране;

4) особенность правового статуса рынка углеродных единиц требует внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности дополнения ст. 251 УК РФ частью 2, включения ст. 164.1 «Хищение в сфере оборота углеродных единиц» и ст. 203.1 «Внесение в единый реестр углеродных единиц заведомо недостоверных сведений»;

5) в целях предупреждения мошенничества, связанного с уплатой и возвратом НДС, учитывая зарубежный опыт, целесообразно освободить оборот углеродных единиц от обложения налогом на добавленную стоимость.

Список источников

1. Михайленко П. В. Углеродные рынки в России: проблемы, возможные решения и перспективы // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2009. № 2. С. 47 — 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лукашенко И. В. Риски использования углеродной единицы как инструмента финансового рынка // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 4. С. 50 — 55.

3. Морозов В. И., Лосев С. Г. Уголовная ответственность за преступления в сфере оборота углеводородных единиц (по материалам зарубежной судебной практики) // Криминалистъ. 2022. № 2 (39). С. 43—47.

Информация об авторах

B. И. Морозов - заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;

C. Г. Лосев - доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук.

Information about the authors

V. I. Morozov - Head of the Department of criminal law disciplines of the Tyumen State University, Candidate of Science (Law), Associate Professor;

S. G. Losev - Associate Professor of the Department of criminal law disciplines of the Tyumen State University, Candidate of Science (Law).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.