Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / углеродное регулирование / углеродные правоотношения / предмет и объект регулирования / субъекты углеродных правоотношений / квотирование выбросов парниковых газов / Сахалинский эксперимент / administrative law / carbon regulation / carbon legal relations / subject and object of regulation / subjects of carbon legal relations / greenhouse gas emissions quotas / Sakhalin experiment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матненко Александр Сергеевич, Гершинкова Динара Александровна

В России появился новый блок законодательства, связанный с регулированием антропогенных выбросов парниковых газов, – федеральные законы от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Цель. Цель исследования – анализ административно-правовых особенностей формирующегося углеродного регулирования в России, определение и классификация связанных с этим правовых отношений, субъектов отношений. Методология. При написании работы применялись следующие методы: общефилософский (диалектико-материалистический), общенаучные (анализ, синтез, логический, сравнения), специально-юридический (сравнительно-правовой). Результаты. Дано определение углеродных административных правоотношений. Это общественные отношения, участники которых наделены юридическими правами и обязанностями, связанными с реализацией государственной исполнительной власти и направленными на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения. В качестве субъектов углеродных административных правоотношений предлагается рассматривать не только юридических и физических лиц, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, но и лиц, осуществляющих разработку, проектирование и производство источников выбросов парниковых газов. Выделены следующие виды отношений: специфические и неспецифические; непосредственные, опосредованные и организационные; общие и специальные; основные и факультативные; субординационные и координационные; позитивные и деликтные. Заключение. Содержание административных правоотношений, обусловленное действующим российским законодательством, не в полной мере обеспечивает реализацию ключевого принципа углеродного регулирования, закреплённого в федеральном законе № 296-ФЗ, – обязательности выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матненко Александр Сергеевич, Гершинкова Динара Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS IN THE MECHANISM OF GREENHOUSE GAS EMISSIONS REGULATION

Introduction. A new block of legislation related to the regulation of anthropogenic greenhouse gas emissions has appeared in Russia – Federal Law No. 296-FZ of July 2, 2021 “On Limiting Greenhouse Gas Emissions” and No. 34-FZ of March 6, 2022 “On conducting an experiment to limit greenhouse gas emissions in Certain Subjects of the Russian Federation”. Goal. The purpose of the study is to analyze the administrative and legal features of the emerging carbon regulation in Russia, the definition and classification of related legal relations, subjects of relations. Methodology. The following methods were used: general philosophical (dialectical-materialistic), general scientific (analysis, synthesis, logical, comparisons), special legal (comparative legal). Results. The authors suggested the following definition of carbon administrative legal relations – as public relations, the participants of which are endowed with legal rights and obligations related to the implementation of state executive power and aimed at reducing greenhouse gas emissions and increasing absorption. In regard with subjects of carbon legal relations it is proposed to consider not only legal entities and individuals whose activities are accompanied by greenhouse gas emissions, but also those engaged in the development, design and production of greenhouse gas emission sources. The following types of carbon relations are highlighted: specific and non-specific; direct, indirect and organizational; general and special; basic and optional relations; subordination and coordination; positive relations and tort. Conclusion. The content of administrative legal relations set up by the current Russian legislation does not fully ensure the implementation of the key principle of carbon regulation, that foreseen by the Federal Law No. 296-FZ – the obligation to meet greenhouse gas redaction targets.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 31-40.

УДК 342.9: 342.92; 342.6

Б01 10.24147/1990-5173.2023.20(4).31-40

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

А. С. Матненко, Д. А. Гершинкова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Введение. В России появился новый блок законодательства, связанный с регулированием антропогенных выбросов парниковых газов, - федеральные законы от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Цель. Цель исследования -анализ административно-правовых особенностей формирующегося углеродного регулирования в России, определение и классификация связанных с этим правовых отношений, субъектов отношений. Методология. При написании работы применялись следующие методы: общефилософский (диалектико-материа-листический), общенаучные (анализ, синтез, логический, сравнения), специально-юридический (сравнительно-правовой). Результаты. Дано определение углеродных административных правоотношений. Это общественные отношения, участники которых наделены юридическими правами и обязанностями, связанными с реализацией государственной исполнительной власти и направленными на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения. В качестве субъектов углеродных административных правоотношений предлагается рассматривать не только юридических и физических лиц, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, но и лиц, осуществляющих разработку, проектирование и производство источников выбросов парниковых газов. Выделены следующие виды отношений: специфические и неспецифические; непосредственные, опосредованные и организационные; общие и специальные; основные и факультативные; субординационные и координационные; позитивные и деликтные. Заключение. Содержание административных правоотношений, обусловленное действующим российским законодательством, не в полной мере обеспечивает реализацию ключевого принципа углеродного регулирования, закреплённого в федеральном законе № 296-ФЗ, - обязательности выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.

Ключевые слова: административное право; углеродное регулирование; углеродные правоотношения; предмет и объект регулирования; субъекты углеродных правоотношений; квотирование выбросов парниковых газов; Сахалинский эксперимент.

1. Введение

В России появился совершенно новый блок законодательства, предмет которого ранее регулировался лишь фрагментарно. Речь идёт о федеральных законах от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее - Закон № 296-ФЗ) и от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее - Закон № 34-ФЗ), которые определили основу комплексного правового регулирования выбросов парниковых газов в Российской Федерации.

С позиций юридической науки и практики важное значение имеет определение правовой природы, отраслевой принадлеж-

ности новых правовых институтов и возникающих на их основе правовых отношений, их точное определение и классификация.

Центральное место в механизме правового регулирования выбросов парниковых газов занимают административно-правовые нормы и возникающие на их основе административно-правовые отношения. Наряду с нормами административного права немаловажную роль в углеродном регулировании играют также нормы гражданского права, обусловленные появлением нового объекта имущественных прав - углеродных единиц и связанного с ним сегмента гражданского оборота (рынка углеродных единиц). И если гражданско-правовым вопросам регулирования выбросов парниковых газов посвящено

немалое количество опубликованных научных работ [1-3], то, как ни парадоксально, административно-правовая сторона проблематики практически полностью остаётся в тени. Цель настоящей статьи - хотя бы частично восполнить этот пробел.

2. Особенности углеродных правоотношений

Структурно правоотношение состоит из трёх взаимосвязанных элементов: субъекты (участники правоотношения), содержание (субъективные права и обязанности) и объект (то, на что направлены права и обязанности). Такое видение, сложившееся ещё в дореволюционной отечественной правовой науке в трудах Г. Ф. Шершеневича, Е. Н. Трубецкого, Ф. В. Тарановского, Н. М. Коркунова, в настоящее разделяется большинством учёных (см.: [4-7]) и может быть признано классическим.

Обязательным существенным признаком субъектного состава любого административного правоотношения является участие в нём, хотя бы с одной стороны, органа государственной исполнительной власти (должностного лица органа исполнительной власти) [8, с. 27-28; 9, с. 56; 10, с. 76-77]. В административных правоотношениях, возникающих при регулировании выбросов парниковых газов (далее - углеродные отношения), участвует широкий спектр государственных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня: Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минприроды России, Росгидромет, Рослесхоз и другие федеральные органы, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации специальной компетенции.

Круг субъектов углеродных отношений, не входящих в систему исполнительной власти, определяется в первую очередь правовой связью с источником выбросов парниковых газов. Закон № 296-ФЗ содержит понятие «регулируемые организации», которые определяются как «юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов» (ст. 2). Схожее определение содержится в Законе № 34-ФЗ

для региональных регулируемых организаций (далее - РРО).

За рамками предмета регулирования названных федеральных законов находится ещё одна категория лиц, деятельность которых приводит к выбросам парниковых газов, -физические лица, использующие источники выбросов в личных бытовых целях (владельцы транспортных средств, жилищ с индивидуальными источниками отопления). Указанная категория лиц также участвует в углеродных отношениях, например, при предоставлении им бюджетных субсидий для перевода транспортных средств на газомоторное топливо либо перевода частного домовладения с угольного отопления на газовое. Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности стимулирующих мер сокращения выбросов парниковых газов (США, Япония, ЕС, Республика Корея), применяемых совместно с регуляторными мерами [11, с. 1392].

Существенным недостатком действующего законодательства в области углеродного регулирования является то, что в нём сделан акцент исключительно на эксплуатации источников выбросов парниковых газов (деятельности, влекущей выбросы) и совершенно выпал из поля зрения сегмент, связанный с разработкой, проектированием и производством данных источников. В то же время очевидно, что технические характеристики оборудования, топлива и технологических процессов имеют первостепенное, если не решающее, значение в достижении цели сокращения выбросов. Соответствующие вопросы находят фрагментарное отражение в подзаконных актах, технических нормах1, но заслуженного системного внимания законодателя в настоящее время не получили. Тем не менее лица, осуществляющие разработку, проектирование и производство источников выбросов парниковых газов, безусловно, должны быть отнесены к кругу субъектов углеродных отношений.

Наконец, существует ещё одна категория субъектов указанных правоотношений: организации, правовой статус которых связан с выполнением особых организационно-правовых функций в механизме углеродного регулирования. К ним относятся:

• оператор реестра углеродных единиц -юридическое лицо, уполномоченное Прави-

тельством Российской Федерации на ведение реестра углеродных единиц;

• верификаторы и валидаторы - юридические лица, осуществляющие процедуры проверки и подтверждения верности заявлений о массе выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, а также сведений о выполнении (невыполнении) квоты выбросов.

Указанные юридические лица вступают в административные правоотношения с органами исполнительной власти при наделении их полномочиями на ведение реестра углеродных единиц и при аккредитации в национальной системе аккредитации.

Таким образом, обобщая сказанное, можно констатировать, что к субъектам административных углеродных отношений относятся юридические и физические лица, проектирующие, производящие, эксплуатирующие источники выбросов парниковых газов, а также выполняющие специальные организационно-правовые функции в механизме углеродного регулирования.

Принадлежащие субъектам права и обязанности составляют юридическое содержание правоотношения. В административном правоотношении субъективные права и обязанности всегда связаны с реализацией государственной исполнительной власти, возникают в связи реализацией государственными органами исполнительной власти принадлежащих им властных полномочий. И углеродные отношения не исключение. Суть, смысл, цель правоотношения заключаются в его определяющем элементе - в объекте. Объект -это то, на что направлены права и обязанно -сти, ради чего они существуют и законодательно закреплены за субъектами. В юридической науке высказаны разные точки зрения относительно понимания и определения объекта правоотношения [12-15]. Некоторые учёные, помимо объекта, выделяют такой элемент правоотношения, как его предмет, разделяя эти понятия [16, с. 173; 17, с. 39; 18]. Оставляя за скобками обзор этой достаточно широкой и содержательной теоретической дискуссии, выразим солидарность с точкой зрения тех учёных, которые под объектом правоотношения понимают социальные интересы, ради обеспечения и защиты которых и существует право как социальный регуля-

тор [4; 10]. Применительно к административным правоотношениям это публичные интересы, обеспечиваемые государственной исполнительной властью. Применительно ещё более конкретно к углеродным отношениям это публичные интересы, связанные с ограничением выбросов парниковых газов. Парниковые газы являются материальным субстратом объекта углеродных отношений, ограничение их выбросов - главной целевой установкой, детерминирующей содержание всего механизма правового регулирования. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» Правительству Российской Федерации предписано обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70 % относительно уровня 1990 г., а также обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов. В этой связи термин «ограничение», используемый в наименованиях двух основополагающих федеральных законов в сфере углеродного регулирования, не вполне точно выражает задачу, определённую главой государства. Правильнее было бы говорить о сокращении выбросов, так как ограничение выбросов может означать, хоть и умеренный, но рост выбросов.

3. Виды углеродных правоотношений

Научная концепция антропогенного воздействия на климат получила международное признание в 70-х - начале 80-х гг. XX в. [19; 20, с. 19-32; 21]. Выбросы парниковых газов стали предметом правового регулирования как на международном, так и национальном уровнях после принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в 1992 г. и двух соглашений к РКИК ООН - Киотского протокола в 1997 г. и Парижского соглашения в 2015 г. Почти 200 стран, включая Россию, являются сторонами указанных соглашений2. В 56 странах приняты законы с прямым указанием на цели сокращения выбросов парниковых газов [11, с. 1361].

Но означает ли это, что ранее соответствующие отношения не регулировались отдельными государствами по факту? Для ответа на этот вопрос необходимо понимать химические, технологические особенности

процесса образования и эмиссии парниковых газов. Основным парниковым газом антропогенного происхождения (преимущественно в результате сжигания ископаемого топлива) является С02 (диоксид углерода, углекислый газ) [22, с. 33]. Сам по себе диоксид углерода не относится к категории вредных (загрязняющих) веществ, он не опасен для здоровья человека в той концентрации, в которой присутствует в атмосфере. Но поскольку при сжигании топлива, наряду с СО2, неизбежно одновременно образуются и вредные вещества (монооксид углерода, оксиды серы, оксиды азота, сажа, бенз(а)пирен и другие), то при реализации любых правовых мер по сокращению выбросов вредных веществ происходит и воздействие на образование СО2 в рамках взаимосвязанного химического процесса. Сокращение выбросов СО2 происходит и в результате мер по повышению энергоэффективности, что стало предметом правового регулирования задолго до появления углеродного регулирования. То есть любое правовое регулирование, прямо или косвенно снижающее выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или повышающее энергоэффективность, неизбежно снижает и выбросы парниковых газов. В этой связи показательна статистика Евросоюза: 43 % принятых в 20172019 гг. нормативных актов по климату связаны с техническим регулированием и повышением энергоэффективности3. В России в конце 1990-х - первой декаде 2000-х гг. именно программы повышения энергоэффективности составляли основу государственных мер снижения выбросов парниковых газов и до сих пор остаются значительным потенциалом снижения выбросов парниковых газов4.

С учётом изложенного можно предложить следующую классификацию углеродных отношений. Первая группа - специфические и неспецифические углеродные отношения. Специфические отношения возникают в механизме правового регулирования, направленного целевым образом на снижение (ограничение) выбросов парниковых газов. Материальным субстратом их объекта являются именно парниковые газы, поименованные в качестве таковых в правовых нормах, на основании которых эти отношения возникают. В первую очередь это нормы федеральных законов № 296-ФЗ и № 34-ФЗ. Неспецифиче-

ские углеродные отношения появились намного раньше (по поводу ограничения выбросов загрязняющих веществ или повышения энергоэффективности), в результате чего происходит воздействие на выбросы парниковых газов. Важное значение этой классификации и её дальнейшей детализации заключается в необходимости полного, системного представления о всех многочисленных взаимосвязях и «переплетениях» административных правоотношений для формирования целостной картины углеродного регулирования. Рассматривать последнее в отрыве, например, от регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу было бы крайне неверно. Тем более, что некоторые парниковые газы (метан и гексафторид серы) одновременно относятся к загрязняющим веществам5.

Вторая группа отношений - непосредственные, опосредованные и организационные правоотношения - отражает характер взаимосвязи административных прав и обязанностей участников углеродных правоотношений, а именно: наличие (отсутствие) в конструкции правоотношения цели ограничения выбросов и соответствующих административных прав и обязанностей. Для иллюстрации приведём примеры двух типов правоотношений, возникающих при применении, на первый взгляд, схожих, но при ближайшем рассмотрении существенно отличающихся механизмов квотирования выбросов: в рамках Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее - Закон № 195-ФЗ) и в рамках Закона № 34-ФЗ. В первом случае у регулируемых субъектов существует административная обязанность разрабатывать и реализовывать мероприятия по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот. Во втором случае при несоблюдении квоты РРО обязана оплатить её превышение в размере 1 000 руб. за 1 тонну превышения квоты. Последний вариант является не мерой юридической ответственности за совершённое правонарушение, а своего рода квазиналоговым платежом.

То есть в первом случае (Закон № 195-ФЗ) конструкция правоотношения несёт в себе прямое ограничение выбросов (непосредственное), во втором случае - опосредованное (через создание финансового стимула). Организационные углеродные правоотношения не несут в себе прав и обязанностей, направленных на ограничение выбросов, но без их наличия и функционирования такое ограничение, как и в целом государственное регулирование выбросов парниковых газов, невозможно. Это, например, правоотношения, возникающие при аккредитации верификаторов и валидаторов в национальной системе аккредитации.

В зависимости от применяемого метода административно-правового регулирования углеродные отношения можно подразделить на субординационные и координационные. Субординационные углеродные отношения возникают при применении императивного метода административно-правового регулирования и исключают возможность выбора «управляемым» субъектом того или иного варианта поведения. В императивной правовой норме содержатся предписания или запреты, которым необходимо следовать. Например, субординационным является правоотношение, в рамках которого регулируемая организация обязана представлять отчётность о выбросах парниковых газов. Координационные отношения основаны на диспози-тивном методе правового регулирования, т. е. на предоставлении прав субъектам, взаимодействующим с органами исполнительной власти. Например, права на получение государственной поддержки на реализацию климатических проектов (в соответствии со ст. 9 Закона № 296-ФЗ).

Ещё одна группа углеродных отношений - общие и специальные - обусловлена двумя форматами регулирования правоотношений, связанных с выбросами парниковых газов: общим и специальным (экспериментальным). Общий правовой режим установлен, в частности, Законом № 296-ФЗ и распространяется на всю территорию Российской Федерации. Специальное правовое регулирование осуществляется в экспериментальных режимах на основании федеральных законов № 195-ФЗ (действует на территории городов Братск, Красноярск, Липецк, Магни-

тогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита) и № 34-ФЗ (действует на территории Сахалинской области, но открыт для вступления в эксперимент и других субъектов Российской Федерации).

В зависимости от правовых оснований возникновения углеродные отношения можно разделить на основные и факультативные. Основные углеродные отношения возникают в силу прямого действия федеральных законов, факультативные - на основании правовых актов, которые могут приниматься в качестве дополнительных мер, направленных на сокращение выбросов парниковых газов. Так, в соответствии со ст. 12 Закона № 34-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут осуществлять стимулирование деятельности РРО, направленной на сокращение выбросов парниковых газов, увеличение их поглощения, а также на внедрение наилучших доступных технологий. При этом высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента - вправе устанавливать иные меры поддержки в форме предоставления субсидий, связанных с возмещением затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, для достижения участником эксперимента углеродной нейтральности.

В зависимости от того, возникают правоотношения в рамках установленных правил или же являются следствием их нарушения, можно выделить, соответственно, позитивные и деликтные углеродные отношения. Неспецифические деликтные углеродные отношения возникают прежде всего вследствие нарушения норм законодательства об охране атмосферного воздуха при применении к виновным лицам мер административной ответственности по ст. 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» КоАП РФ. Институт административной ответственности за специфические углеродные правонарушения введен в российское законодательство совсем недавно и только для одного случая: Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная ответственность за непредо-

ставление или несвоевременное предоставление отчёта о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчёте заведомо недостоверной информации (ст. 19.7.16). Однако вступают в силу указанные изменения только с 1 июля 2025 г. Нельзя не отметить фрагментарность и недостаточность специфического деликтного углеродного регулирования. Без административной ответственности за нарушения хотя бы ключевых обязанностей участников углеродных отношений невозможно создать действенные гарантии исполнения этих обязанностей. В первую очередь это относится к обязанностям регулируемых организаций, вытекающим из института квотирования выбросов парниковых газов. Как уже отмечалось, превышение регулируемой организацией установленной квоты влечёт обязанность по внесению платы за превышение квоты. Такой подход вполне имеет право на существование. Проблема заключается в том, что и несвоевременное или неполное внесение данной платы также не рассматривается законодателем в качестве административного правонарушения: к нарушителю применяется только компенсационная мера финансового характера в виде уплаты пеней в размере одной трёхсотой ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки. То есть, по сути, нарушитель кредитуется на льготных, по сравнению с коммерческим кредитом, условиях без каких-либо дополнительных штрафных санкций. Здесь уместно упомянуть классический в таких случаях подход, применяемый в налоговом законодательстве, где к неплательщику применяются как компенсационные меры по учётной ставке Банка России, так и достаточно ощутимые административные штрафы. Такой подход применен и в Европейской системе торговли выбросами парниковых газов, в рамах которого нарушитель не только оплачивает превышение квоты, но и платит штраф (100 евро за 1 тонну СО2-экв)6.

4. Заключение

Проведённый комплексный анализ видов административно-правовых отношений, их содержания и взаимосвязей позволяет увидеть наиболее «тонкие» места действующего механизма углеродного регулирования, его основные недостатки и противоречия. Выделим один из наиболее, на наш взгляд, существен-

ных проблемных аспектов. Основополагающей нормой Закона № 296-ФЗ является принцип обязательности выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов (ст. 2). В то же время это базовое, исходное положение не подкреплено системой императивных норм, закрепляющих обязанности субъектов углеродных отношений выполнять эти показатели. В самом Законе № 296-ФЗ закреплена только одна обязанность регулируемых организаций - вовремя представлять отчётность о выбросах парниковых газов, что само по себе к ограничению (сокращению) выбросов не ведёт. В рамках Сахалинского эксперимента у субъектов углеродных отношений также отсутствует обязанность выполнять мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов - всё ограничено мерами экономического стимулирования. Такая правовая конструкция напоминает пирамиду, на вершине которой определена императивная цель, а основание лишено фундамента в виде системы правоотношений с тем содержанием, которое необходимо для достижения цели. В этой связи целесообразно было бы, как минимум, по аналогии с Законом № 195-ФЗ законодательно закрепить административно-правовую обязанность регулируемых организаций разрабатывать и реализовывать планы мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов.

Говоря об углеродных отношениях и в целом о системе углеродного регулирования, необходимо отметить ещё один принципиальный момент. Ограничение (сокращение) выбросов парниковых газов является не единственной целью и не единственной составляющей этого регулирования, другая, не менее важная, его сторона - увеличение поглощения выбросов парниковых газов. При выполнении этой задачи также возникают административно-правовые отношения, носящие в основном диспозитивный, координационный характер (связаны с реализацией климатических проектов). Данные отношения являются предметом специального изучения и не были подробно рассмотрены в настоящей статье.

По результатам проведённого исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Углеродные административные правоотношения - это общественные отношения,

участники которых наделены юридическими правами и обязанностями, связанными с реализацией государственной исполнительной власти и направленными на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения.

2. В качестве субъектов углеродных административных правоотношений следует рассматривать не только юридических и физических лиц, деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, но и лиц, осуществляющих разработку, проектирование и производство технических установок - источников выбросов парниковых газов.

3. В механизме углеродного регулирования возникают и реализуются следующие виды административных правоотношений: специфические и неспецифические; непосредственные, опосредованные и организационные; общие и специальные; основные и факультативные; субординационные и ко -ординационные; позитивные и деликтные.

4. Содержание административных правоотношений, обусловленное действующим российским законодательством, не в полной мере обеспечивает реализацию ключевого принципа углеродного регулирования, закреплённого в ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», - обязательно -сти выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Например, проект обновлённого стандарта строительства «Тепловая защита» содержит показатель экологичности здания (в кг СО2-экв/м2), вводится коэффициент углеродной нагрузки (кг СО2 / кг стройматериалов). - URL: https:// dwgformat.ru/2023/06/06/novye-pokazateli-energo-

effektivnosti-materialov-i-raschet-uglerodnogo-sleda-chto-izmenitsya-v-pravilah-proektirovaniya-teplovoj-zashhity-zdanij/?ysclid=lius8ovco2175466826 (дата обращения: 12.06.2023).

2 См.: РКИК ООН : сайт. - URL: https://unfccc.int (дата обращения: 29.06.2023).

3 More national climate policies expected, but how effective are the existing ones // European Environment Agency. - 2021. - URL: https://www.eea. europa.eu/publications/more-national-climate-policies-expected (дата обращения: 23.06.2023).

4 Энергоэффективность в России: скрытый резерв / Г. Саркисян [и др.] ; International finance corporation, The World bank. - М. : [б. и.], 2008. -162 с. - URL: http://www.cenef.ru/file/FINAL_EE_ report_rus.pdf; Углеродная нейтральность в России: траектории до 2060 года / И. А. Башмаков [и др.] // ЦЭНЭФ-XXI. - URL: https://cenef-xxi.ru/ articles/uglerodnaya-nejtralnost-v-rossii:-traektorii-do-2060-goda (дата обращения: 23.06.2023); Об участии Российской Федерации в реализации Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1994-2014 гг.) - М. : Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского, 2014. - 86 с.

5 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. № 2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учёт выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов». - Доступ из справ.-правовой ситемы «КонсультантПлюс».

6 Emissions Trading Worldwide: Status Report 2023 // ICAP. Berlin: International Carbon Action Partnership. - 2023. - URL: https://icapcarbonaction.com/ system/files/document/ICAP%20Emissions%20Trading %20Worldwide%202023%20Status%20Report_0.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловей Ю. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов. - М. : Юрист, 2006. - 270 с.

2. Краснова И. О. Экономические меры ограничения выбросов парниковых газов: сравнительно-правовой контекст // Курьер Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮЛ). - 2022. - № 5 (93). - С. 104-113. - Б01: 10.17803/2311-5998.2022.93.5.104-113.

3. Новикова Е. В. Эколого-правовое регулирование на этапе развития зелёной экономики в России // Экологическое право. - 2020. - № 4. - С. 9-16.

4. Алексеев С. С. Теория права. - М. : БЕК, 1995. - 320 с.

5. Административное право в системе современного российского права : монография / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатурова, д-ра юрид. наук, проф. А. П. Шергина. - М. : Юрлитинформ, 2022. - 736 с.

6. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник для студентов вузов. - М. : ТЕИС, 1994. - Ч. 1 : Сущность и основные институты административного права. - 279 с.

7. Государственное управление и административное право: советская эпоха и современность : монография / под ред. А. И. Стахова, В. А. Зюзина. - М. : РГУП, 2022. - 317 с.

8. Бахрах Д. Н. Административное право России. - М. : Эксмо, 2011. - 622 с.

9. Коренев А. П. Административное право России : учебник : в 3 ч. - M. : МЮИ МВД России : Щит-М, 1999. - Ч. I. - 280 с.

10. Общее административное право : учебник : в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - Воронеж : Издат. дом ВГУ 2016. - Ч. 1. - 760 с.

11. Dubash N. K., Mitchell C., Boasson E. L., Borbor-Cordova M. J., Fifita S., Haites E., JaccardM., Jotzo F., Naidoo S., Romero-Lankao P., ShlapakM., Shen W., Wu L. National and sub-national policies and institutions // IPCC, 2022: Climate Change 2022: Mitigation of Climate Change. Contribution of Working Group III to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. - Cambridge : Cambridge University Press, 2022. - P. 1355-1450. - DOI: 10.1017/9781009157926.015.

12. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. - М. : Юристъ, 2004. - 512 с.

13. Чебаев В. Н. Статус объекта права : монография. - М. : Московский университет им. С. Ю. Витте, 2014. - 196 с.

14. Чебаев В. Н. Соотношение понятий «объект права» и «объект правоотношения»: вопросы теории // Евразийский Союз Учёных. - 2015. - № 6-5 (15). - С. 50-52.

15. Лапина М. А. Структура административных правоотношений // Административное право и процесс. -2009. - № 2. - С. 2-5.

16. Лупарев Е. Б. Проблема связи объекта и предмета в административных правоотношениях // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 1 (31). - С. 162-174.

17. Россинский Б. В. Современное понимание предмета административного права // Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1. - С. 37-43.

18. Кононов П. И. Дискуссионные вопросы теории административных правоотношений // Административное право и процесс. - 2021. - № 2. - С. 76-88. - DOI: 10/18572/2071-1166-2021-2-76-88.

19. Будыко М. И. Климат и жизнь. - Л. : Гидрометеоиздат, 1971. - 472 с.

20. Bolin B. A history of the science and politics of climate change: the role of the Intergovernmental panel on climate change. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - 277 p.

21. Борзенкова И. И., Будыко М. И., Бютнер Э. К. и др. Антропогенные изменения климата / под ред. М. И. Будыко, Ю. А. Израэля. - Л. : Гидрометеоиздат, 1987. - 406 с.

22. Семенов С. М. Парниковые газы и современный климат Земли. - М. : Метеорология и гидрология, 2004. - 175 с.

Информация об авторах Матненко Александр Сергеевич - доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и муниципального права

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: alexmatn@yandex.ru

SPIN-код: 4023-3647, AuthorlD: 380006

Гершинкова Динара Александровна - соискатель юридического факультета Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: gdinara@list.ru SPIN-код: 3414-3317, AuthorlD: 605898

Информация о статье

Дата поступления - 3 июля 2023 г.

Дата принятия в печать - 10 октября 2023 г.

Для цитирования

Матненко А. С., Гершинкова Д. А. Административные правоотношения в механизме регулирования выбросов парниковых газов // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 4. С. 31-40. й01: 10.24147/1990-5173.2023.20(4).31-40.

ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS IN THE MECHANISM OF GREENHOUSE GAS EMISSIONS REGULATION

A.S. Matnenko, D.A. Gershinkova

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Introduction. A new block of legislation related to the regulation of anthropogenic greenhouse gas emissions has appeared in Russia - Federal Law No. 296-FZ of July 2, 2021 "On Limiting Greenhouse Gas Emissions" and No. 34-FZ of March 6, 2022 "On conducting an experiment to limit greenhouse gas emissions in Certain Subjects of the Russian Federation". Goal. The purpose of the study is to analyze the administrative and legal features of the emerging carbon regulation in Russia, the definition and classification of related legal relations, subjects of relations. Methodology. The following methods were used: general philosophical (dialectical-materialistic), general scientific (analysis, synthesis, logical, comparisons), special legal (comparative legal). Results. The authors suggested the following definition of carbon administrative legal relations - as public relations, the participants of which are endowed with legal rights and obligations related to the implementation of state executive power and aimed at reducing greenhouse gas emissions and increasing absorption. In regard with subjects of carbon legal relations it is proposed to consider not only legal entities and individuals whose activities are accompanied by greenhouse gas emissions, but also those engaged in the development, design and production of greenhouse gas emission sources. The following types of carbon relations are highlighted: specific and non-specific; direct, indirect and organizational; general and special; basic and optional relations; subordination and coordination; positive relations and tort. Conclusion. The content of administrative legal relations set up by the current Russian legislation does not fully ensure the implementation of the key principle of carbon regulation, that foreseen by the Federal Law No. 296-FZ - the obligation to meet greenhouse gas redaction targets.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: administrative law; carbon regulation; carbon legal relations; subject and object of regulation; subjects of carbon legal relations; greenhouse gas emissions quotas; Sakhalin experiment.

REFERENCES

1. Solovey Yu.V. Civil law regulation of relations in the field of emission and absorption of greenhouse gases. Moscow, Yurist Publ., 2006. 270 p. (In Russ.).

2. Krasnova I.O. Economic Measures to Limit Greenhouse Gas Emissions: A Comparative Legal Context. Kur'er Moskovskogo gosudarstvennogo yuridicheskogo universiteta imeni Kutafina (MGYuL) = Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2022, no. 5 (93), pp. 104-113. DOI: 10.17803/23115998.2022.93.5.104-113. (In Russ.).

3. Novikova E.V. Environmental and legal regulation at the stage of development of the green economy in Russia. Ecologicheskoe pravo = Environmental Law, 2020, no. 4, pp. 9-16. (In Russ.).

4. Alekseev S.S. Theory of law. Moscow, BECK Publ., 1995. 320 p. (In Russ.).

5. Khachaturov R.L., Shergin A.P. (eds.). Administrative law in the system of modern Russian law, monograph. Moscow, Yurlitinform Publ., 2022. 736 p. (In Russ.).

6. Alyokhin A.P., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation, textbook. Moscow, TEIS Publ., 1994. Part 1, The essence and main institutions of administrative law. 279 p. (In Russ.).

7. Stakhov A.I., Zyuzin V.A. (eds.). Public administration and administrative Law: the Soviet Era and Modernity, monograph. Moscow, RGUP Publ., 2022. 317 p. (In Russ.).

8. Bakhrah D.N. Administrative law of Russia. Moscow, Eksmo Publ., 2011. 622 p. (In Russ.).

9. Korenev A.P. Administrative law of Russia, textbook, in 3 parts. Moscow, MYuI MVD Rossii Publ., Shchit-M Publ., 1999. Part I. 280 p. (In Russ.).

10. Starilov Yu.N. (ed.). General Administrative law, textbook, in 2 parts. Voronezh, VSU Publishing House, 2016. Part 1. 760 p. (In Russ.).

11. Dubash N. K., Mitchell C., Boasson E. L., Borbor-Cordova M. J., Fifita S., Haites E., Jaccard M., Jotzo F., Naidoo S., Romero-Lankao P., Shlapak M., Shen W., Wu L. National and sub-national policies and institutions, in: IPCC, 2022: Climate Change 2022: Mitigation of Climate Change. Contribution of Working Group III to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge, Cambridge University Press, 2022, pp. 1355-1450. DOI: 10.1017/9781009157926.015.

12. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law, textbook. Moscow, Jurist Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).

13. Chebaev V.N. The status of the object of law, monograph. Moscow, Moscow University named after S.Yu. Witte Publ., 2014. 196 p. (In Russ.).

14. Chebaev V.N. Correlation of the concepts "object of law" and "object of legal relationship": questions of theory. Evraziiskii Soyuz Uchenikh = Eurasian Union of Scientists, 2015, no. 6-5 (15), pp. 50-52. (In Russ.).

15. Lapina M.A. Structure of administrative legal relations. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2009, no. 2, pp. 2-5. (In Russ.).

16. Luparev E.B. The problem of the connection of an object and an object in administrative legal relations.

Leningradskii yuridicheskii zhurnal = Leningrad Law Journal, 2013, no. 1 (31), pp. 162-174. (In Russ.).

17. Rossinsky B.V. Modern understanding of the subject of administrative law. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' = Legal policy and legal life, 2021, no. 3.1, pp. 37-43. (In Russ.).

18. Kononov P.I. Debatable issues of the theory of administrative legal relations. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2021. no. 2, pp. 76-88. DOI: 10/18572/2071-1166-2021-2-76-88. (In Russ.).

19. Budyko M.I. Climate and life. Leningrad, Gidrometeoizdat Publ., 1971. 472 p. (In Russ.).

20. Bolin B. A history of the science and politics of climate change: the role of the Intergovernmental panel on climate change, Cambridge, Cambridge University Press, 2008. 277 p.

21. Borzenkova 1.1., Budyko M.I., Byutner E.K. et al. Anthropogenic climate change. Leningrad, Gidrometeoizdat Publ., 1987. 406 p. (In Russ.).

22. Semenov S.M. Greenhouse gases and present climate of the Earth. Moscow, Meteorologiya i Gidrologiya Publ., 2004. 175 p. (In Russ.).

About the authors

Matnenko Alexander - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor of the Department of State and Municipal Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: alexmatn@yandex.ru SPIN-code: 4023-3647, AuthorlD: 380006

Gershinkova Dinara - Applicant, Faculty of Law

Dostoevsky Omsk State University

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: gdinara@list.ru

SPIN-code: 3414-3317, AuthorlD: 605898

Article info

Received - July 3, 2023 Accepted - October 10, 2023

For citation

Matnenko A.S., Gershinkova D.A. Administrative Legal Relations in the Mechanism of Greenhouse Gas Emissions Regulation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 4, pp. 31-40. DOI: 10.24147/1990-

5173.2023.20(4).31-40. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.