Научная статья на тему 'К вопросу о малом инновационном бизнесе'

К вопросу о малом инновационном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS / INNOVATION SPHERE / NATIONAL ECONOMY / STATE SUPPORT / INVESTMENT RESOURCES / INNOVATION BUSINESS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

Статья посвящена проблемам малого инновационного бизнеса. Рассмотрены постановочные вопросы относительно малого бизнеса и инноваций, основных путей формирования малого предпринимательства в инновационной сфере, государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берегова Галина Михайловна, Милова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF SMALL INNOVATION BUSINESS

The article deals with the problems of small innovative businesses. The authors consider general issues about small business and innovations, the main ways to form small businesses in the innovation sector, government support and make appropriate conclusions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о малом инновационном бизнесе»

ется одним из ключевых моментов в изменении теоретических подходов к процессу обновления основных

производственных фондов.

Библиографический список

1. Баранов Д. А. Сроки амортизации и обновления основных производственных фондов: вопросы теории и методологии. М.: Наука, 1977. 220 с.

2. Беликов А. Ю. Формирование взглядов теории цикличности на развитие объекта // Устойчивое развитие: экономическая эффективность, экологическое благополучие, социальная справедливость: сб. науч. тр. Иркутск: БГУЭП, 2005. С. 19-27.

3. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азри-лияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999. 1248 с.

4. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 358 с.

5. Иминов Т. К. Организация обновления производственных основных фондов в условиях рыночных отношений: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 1992. 32 с.

6. Кузькин А. П. Обновление производства: внутренние и внешние факторы нововведений: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01. СПб., 1995. 29 с.

7. Куренков Ю. В., Палтерович Д. М. Технический прогресс и оптимальное обновление производственного аппарата. М.: Мысль, 1975. 212 с.

8. Любимцев Ю. И. Циклы воспроизводства и амортизации основных фондов М.: Экономика, 1973. 175 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 23. 907 с.

10. Маркс К. Собрание сочинений. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1980. Т. 48. 683 с.

11. Натаров М. В. Оптимизация процесса обновления основных фондов в условиях интенсификации. Л.: Ленинград-

ский университет, 1988. 160 с.

12. Осипов В. А. Эффективность производства. Владивосток: ДВГТУ, 1997. 172 с.

13. Павлов П. М. Технический прогресс и обновление основных производственных фондов. Л.: Лениздат, 1960. 55 с.

14. Палтерович Д. М. Парк производственного оборудования. Проблемы воспроизводства, структуры и эффективности. М.: Наука, 1970. 334 с.

15. Скулкин М. Р. Экономические закономерности индустриального развития при социализме: воспроизводственный аспект. Свердловск: Урал. ун-т, 1990. 176 с.

16. Стрельцов А. В. Экономические проблемы обновления активной части основного капитала предприятий машиностроения (инновационный аспект). Саратов: Сарат. ун-т, 2000. 152 с.

17. Терешина Т. Р. Экономическая эффективность использования и обновления крупных бумагоделательных машин (вопросы износа и обоснование эффективных сроков службы): автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Л., 1990. 15 с.

18. Указания к разработке перспективных планов обновления основных производственных фондов предприятия: от-расл. программа обновления основных производственных фондов / Мин-во хим. пром-ти. М.: Б. и., 1987. 24 с.

19. Горев В. П., Сергеев С. В. Экономическая теория: курс лекций. Ч. I. / под ред. М. П. Деминой. Иркутск: ИГЭа, 1995. 456 с.

20. Яковец Ю.В. Идеи цикличности и волновых колебаний // engineer.bmstu.ru.

21. Яковец Ю. В. История цивилизаций: учебное пособие для студентов гуманит. профиля. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1997. 352 с.

УДК 346.26:001.895

К ВОПРОСУ О МАЛОМ ИННОВАЦИОННОМ БИЗНЕСЕ

Г.М.Берегова1, Ю.Ю.Милова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена проблемам малого инновационного бизнеса. Рассмотрены постановочные вопросы относительно малого бизнеса и инноваций, основных путей формирования малого предпринимательства в инновационной сфере, государственной поддержки. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: малый бизнес; инновации; инновационная сфера; национальная экономика; государственная поддержка; инвестиционные ресурсы; инновационный бизнес; экономический рост.

ON THE PROBLEM OF SMALL INNOVATION BUSINESS G.M. Beregova, J.Yu.Milova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

1Берегова Галина Михайловна, заведующая кафедрой экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, профессор, тел.: 89027670062, e-mail: beregova@istu.edu

Beregova Galina Mikhailovna, head of the chair of Economics and Management, Candidate of Economics, professor, tel.:

89027670062,

e-mail: beregova@istu.edu

2Милова Юлия Юрьевна, студентка.

Milova Julia Yurievna, student.

The article deals with the problems of small innovative businesses. The authors consider general issues about small business and innovations, the main ways to form small businesses in the innovation sector, government support and make appropriate conclusions. 2 sources.

Key words: small business; innovations; innovation sphere; national economy; state support; investment resources; innovation business; economic growth.

Довольно часто можно слышать, что малый бизнес - инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура. Малый инновационный бизнес всегда являлся актуальной темой в области предпринимательства. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает всевозможные виды предпринимательской деятельности, а именно: производство и реализация товара, менеджмент, маркетинг. Собирая все самые насущные проблемы данных сфер, он становится достаточно проблематичным, но тем не менее по многим причинам остается привлекательным для большинства бизнесменов. Малый инновационный бизнес интересен ещё тем, что он имеет «соревновательный» характер, т.е. всегда есть к чему стремиться в процессе конкурентной борьбы. В этой связи малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок. В основном все предприятия возникают как малые, и все они в чем-то новы.

Все инновационное - ново, но не все новое - инновация. К малым инновационным предприятиям (МИП) следует относить предприятия, у которых доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Следовательно, по значимости малый бизнес можно поставить на одно из первых мест для развития экономики. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью (МПИД), в широких масштабах стали возникать уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса - ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. На быстрый рост числа МПИД в это время повлияла и невостребованность научных работников, и ограниченные возможности для проявления способности в государственных академических и отраслевых научных учреждениях. Значительная часть МПИД вне зависимости от названия функционировала в сфере посреднических услуг. В области НИОКР МПИД занимались в основном разработкой программных продуктов, проектными работами, экономическими исследованиями. В начале 90-х годов МПИД попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время МПИД не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Ха-

рактерной чертой развития малого инновационного бизнеса в настоящее время является его нестабильность.

Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями:

1) выделение из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники;

2) создание МПИД как рыночных дублеров лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов, занимающихся как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом;

3) объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период существования таких МПИД часто ограничивается сроками реализации определенной идеи;

4) формирование МПИД как посредников для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Следует, однако, помнить, что малый бизнес не может себе позволить для развития инновационных решений столько же времени, сколько тратит большой бизнес. Инновационные процессы в малом бизнесе должны протекать быстрее, и фокус должен быть сделан на ближайшее будущее, а не отдаленную перспективу.

Малый бизнес вносит существенный вклад в трансформацию структур различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. Так, например, именно малые предприятия в таких секторах, как био- и информационные технологии, стали основными поставщиками новой продукции товаров и услуг.

Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. В этой связи:

• малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах

деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития;

• благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг.

Отсюда следует, что малый бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики.

Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Деятельность этих предприятий связана с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования. И следовательно, источником экономического роста будет выступать малый бизнес. Малые предприятия могут быть новаторами в таких областях, как создание или реинжиниринг продуктов и услуг для удовлетворения новых потребностей рынка, использование новых организационных подходов для повышения производительности труда или разработки новых приемов для увеличения объема продаж.

Технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики вновь являются малые инновационные предприятия (МИП), они открывают новые сегменты рынка, осваивают и внедряют новые технологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствуют формированию новых технологических укладов. Они более устойчивы при освоении и создании новых рынков, выходя на них с новой продукцией, вытесняют прежнюю, придавая тем самым импульс для изменения производства и формирования спроса на новые комплектующие, сырье и материалы. В результате МИП становятся «трансформаторами» национальной экономики.

При этом сфера, в которой малый бизнес приобрел особое значение - международная торговля технологиями. Однако помимо технологий, важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Малые предприятия на пути разработки и опытного внедрения результатов научных исследований постоянно сопровождают высокие риски. Однако благодаря гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям они успешно проходят первые этапы инновационного процесса и подготавливают почву для промышленного освоения инноваций крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Следовательно, МИП являются своего рода полигонами для крупных компаний. Они вносят существенный вклад и в решение проблемы занятости, поскольку именно на них создается наибольшая доля новых рабочих мест. Создание

малых инновационных предприятий требует меньших затрат, которые быстро окупаются. Предприятия обладают большими возможностями в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе. Их отличают высокая мотивация предпринимательской деятельности, значительная степень самостоятельности и свободы в принятии решений, оперативность деятельности, позволяющая сократить длительность инновационного цикла. Все эти факторы, несомненно, влияют на повышение рентабельности производства.

Вместе с тем, деятельность МИП ограничена степенью государственной поддержки, возможностями внешнего и внутреннего финансирования, узкой специализацией работников, отсутствием возможности получения синергетического эффекта. Несмотря на это, малые предприятия характеризуются высокой эффективностью освоения инноваций.

Среди причин, сдерживающих развитие малого инновационного бизнеса в стране, можно выделить недостаток собственных денежных средств. Так, в России только 7,1% исследований и разработок в промышленности осуществляются за счет собственных средств, в то же время в странах Евросоюза данный показатель превышает 50%. Российское государство в слишком скромных масштабах поддерживает МИП и одновременно не предоставляет гарантий для того, чтобы они могли шире использовать заемные средства (высокая стоимость нововведений; высокий экономический риск; низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию). А также к сдерживающим факторам для развития малого инновационного бизнеса в Российской Федерации относятся: нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране, несовершенство законодательной базы, нерешенность вопроса о правах на интеллектуальную собственность, неразвитость инфраструктуры в сфере коммерциализации технологий.

Если рассматривать государственную поддержку малого предпринимательства в инновационной сфере, то она проста необходима. Она должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям. Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует, чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку конкретных направлений развития малого предпринимательства должны выделяться на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или конкретный региональный проект поддержки малого предпринимательства отвечают общегосударственным задачам формирования

конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, повышения научно-технического уровня производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки.

Поэтому государственные инвестиционные ресурсы должны быть сконцентрированы и ориентированы на наиболее важные сферы малого предпринимательства.

Развитие инновационной деятельности и развитие (поддержка) малого предпринимательства сегодня должны быть в значительной степени взаимосвязаны и дополнять и стимулировать друг друга.

В новой стратегии государства сделан акцент на развитие национальной инновационной системы, основу которой должны составить небольшие высокотехнологичные предприятия и их сетевые структуры. Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого бизнеса, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий.

Сказанное выше позволяет отметить, что малый инновационный бизнес- это значительный потенциал экономического роста, к сожалению, не имеющий должного развития в России. И сегодня мы видим, что инновационная активность российских компаний остается пока низкой, доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет лишь 2-3%. Конечно, правительство предпринимает усилия по

созданию национальной инновационной системы (НИС), развитию рынка объектов интеллектуальной собственности, но эти шаги будут успешными тогда, когда российские компании увеличат реальный спрос на инновации. Малые инновационные организации в России - это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Но, к сожалению, сегодня малый бизнес зачастую рассматривается лишь как источник наполнения бюджета или черная дыра, в которой прячут доходы. Необходимо понять, что уже самим фактом своего существования и создания новых рабочих мест малые предприятия снижают уровень безработицы, снимая заботу с плеч государства.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в Российской Федерации масштабы инновационного предпринимательства несравнимо малы. Состояние этой сферы экономики является примером упускаемых страной возможностей, ибо достижение экономического роста, обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе невозможно без развития малого инновационного бизнеса. Однако понимание необходимости в проведении глубоких реформ в области инновационной политики государства находится в серьезном противоречии с теми факторами, которые негативно влияют на состояние и перспективы функционирования российских МИП.

Библиографический список

1. Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в 2. Горегляд В.П. Инновационный путь развития // ЭКО. институциональной структуре новой экономики // Проблемы Экономика и организация промышленного производства. теории и практики управления. 2006. №11. 2005. №12.

УДК 338.242.2

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИЕЙ

Е.В.Богомолова1

Липецкий государственный технический университет, 398060, г. Липецк, ул. Московская, 30.

Предлагается механизм слияния компаний в вертикально-интегрированную организацию посредством объединения в «мягкие холдинги», в рамках которого предлагается жесткая централизация управления финансовыми потоками. Предлагается долгосрочная стратегия развития компании. Ил. 6. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: вертикальная интеграция; мягкие холдинги; диверсификация; стратегия; модель управления.

MANAGEMENT MECHANISM FOR VERTICALLY INTEGRATED OIL COMPANY E.V. Bogomolova

Lipetsk State Technical University, 30 Moskovskaya St., Lipetsk, 398060

The author offers a mechanism for company merging in a vertically integrated organization by means of uniting in «soft holdings». The last suggests a strict centralization of financial flows management. A long-term company development strategy is proposed. 6 figures. 2 sources.

Key words: vertical integration; soft holdings; diversification; strategy; management model.

Богомолова Елена Владимировна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, тел.: (4742) 328235, e-mail: i_bog@lipetsk.ru

Bogomolova Elena Vladimirovna, Candidate of technical sciences, associate professor, head of the chair of Economics, tel.: (4742) 328235, e-mail: i_bog@lipetsk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.