К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИИ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫ1Х СРЕДСТВ
TO THE QUESTION OF THE QUALIFICATION OF CRIMES BROUGHT IN THE FIELD OF SAFETY OF ROAD TRAFFIC AND
VEHICLE OPERATION
УДК 343
А.В. ВЕСЕЛОВ
(СЧ ГСУ ГУ МВД по Нижегородской области, Россия, Нижний Новгород) [email protected]
A.V. VESELOV
(Main investigation Department of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Russia)
Аннотация: в данной статье автором сделаны попытки осветить тему квалификации преступлений, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, с учетом последних изменений законодательства. Часто следователи в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого перечисляют все пункты Правил, которые были нарушены или не соблюдены водителем транспортного средства. Это неверно, в процессуальных документах, составляемых следователями в процессе расследования по данной категории дел, необходимо указывать только те нарушения, которые находятся в причинной связи с наступившими последствиями, так как именно они образуют признаки состава преступления. Объективная сторона для исследуемого нами вида преступлений (ст. 264 УК РФ) является наиболее изменчивой, специфичной, составляющая предмета доказывания может выражаться в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного человека либо двух и более лиц и наличии причинной связи между деянием и наступившими последствиями. Состав преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, является материальным и в процессе доказывания по уголовному делу доказыванию подлежат все вышеперечисленные элементы.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предмет доказывания, транспортное средство.
Для цитирования: Веселов А.В. К вопросу о квалификации преступлений, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 34-40.
Abstract: in this article, the author will attempt to highlight the topic of qualifying crimes committed in the field of road safety and vehicle operation, taking into account recent changes in legislation.Often, investigators in a decision to bring as an accused list all the points of the Rules that were violated or not observed by the driver of the vehicle. This is not true, in the procedural documents drawn up by investigators during the investigation of this category of cases, it is necessary to indicate only those violations that are causally related to the consequences that have arisen, since they constitute signs of a crime. The objective side for the type of crime we are investigating (Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation) is the most volatile, specific, the component of the subject of proof can be expressed in violation of the rules of the road or the operation of vehicles; causing serious harm to human health, the death of one person or two or more persons and the existence of a causal link between the act and the consequences. The offense under Article. 264 of
the Criminal Code, is material and in the process of proof in a criminal case, all of the above elements are subject to proof.
Keywords: crimes committed in the field of road safety and vehicle operation, subject of proof, the main fact, road traffic, vehicle.
For citation: Veselov A.V. To the question of the qualification of crimes brought in the field of safety of road traffic and vehicle operation // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 34-40.
Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, весьма специфичен, и эту специфичность устанавливают уголовно-правовые нормы. Именно уголовная правовая норма и ее специфичность диктуют, в каком именно направлении должна идти поисковая деятельность следователя, в чем именно эта поисковая деятельность будет заключаться в рамках установления предмета доказывания. С.В. Власова указывает, что содержание обстоятельств, которые подлежат доказыванию по уголовному делу, уточняется, конкретизируется диспозицией статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), на основании которой осуществляется квалификация деяния лица, совершившего преступление [1, с. 77]. Успех при определении структуры и отдельных элементов предмета доказывания возможен только при условии, если в качестве основных критериев предмета будут использованы признаки материально-правового состава преступления.
Специфику направленности в процессе собирания доказательства по преступлениям, нами рассматриваемым, определяет также объект данных преступлений. В качестве объекта преступления, связанного с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, выступает безопасность дорожного движения и эксплуатации автотранспорта, городского электротранспорта, тракторов и иных самоходных машин. В качестве непосредственного объекта данного вида преступления выступают безопасные условия дорожного движения и автомобильного, и коммунального транспорта. Согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения»1 безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, которое отражает уровень защищенности участников процесса движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В качестве дополнительного объекта выступают здоровье и жизнь потерпевшего.
1 Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 169-ФЗ от 10 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
Правила дорожного движения РФ определяют дорожно-транспортное происшествие как событие, которое возникло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения2. Дорожно-транспортное происшествие, естественно, отличается от дорожно-транспортного преступления ввиду того, что последнее вызывает последствия, которые предусмотрены ст. 264 УК РФ.
В процессе расследования дел изучаемой нами категории необходимо устанавливать, какие именно правила дорожного движения были нарушены и в чем именно выразилось данное нарушение. В качестве основного правового акта, который регулирует порядок движения и регламентирует порядок допуска транспортного средства к эксплуатации, выступают Правила дорожного движения Российской Федерации, которые были утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 и введены в действие с 1 июля 1994 г. Кроме того, безопасность движения и эксплуатации транспортных средств регулируется и рядом других нормативных актов3, значимость которых нельзя
2 Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями и дополнениями ) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 207 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Информация Минфина от 29 апреля 2014 года «Ответ Минфина России по вопросу отказа страховых организаций заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и навязывания страховыми организациями дополнительных страховых услуг при заключении таких договоров»; Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 404 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Постановление Пленума Верховного Суда от 24 октября 2006 № 18 в редакции от 9 февраля 2012 года; Постановление Правительства от 28 марта 2012 года № 254
«О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»; Постановление Правительства от 6 сентября 2014 года № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» и Постановление Правительства от 14 ноября 2014 года № 1197 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»; Федеральный Закон от 2 апреля 2012 года № 31 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального Закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»; Федеральные законы от 28 июля 2012 года № 130 и № 131 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения», Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170 «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Приказ МВД РФ от 13 августа 2012 года № 780 «О внесении изменений в административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 года № 185»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года № 64 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года № 64 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090»; Постановление Правительства от 21 января 2013 года № 20 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 4 октября 2013 года № 881 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 227 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия»; Постановление Правительства от 30 июля 2014 года № 714 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации»; Постановление Правительства от 24 октября 2014 года № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»;Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; приказ МВД России от 3 октября 2014 года № 857 «О внесении изменений в приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних Дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»; Постановление
недооценить, они необходимы при формулировании обвинения по ст. 264 УК РФ, а также при разграничении смежных составов преступления. Правилами устанавливается некий порядок дорожного движения, иными словами, правилами определяется сфера правового регулирования, которая в свою орбиту включает общественные отношения, исключительно связанные с дорожным движением (водное, воздушное, железнодорожное движение сюда не относятся).
Дорожное движение представляет собой сложную социально-техническую систему, которая включает в себя пешеходов, водителей, пассажиров, различные транспортные средства, движение которых определяется некими правилами. Иными словами, в контексте этого мы можем говорить не только о движении по дорогам, но также о движении в иных местах: во дворах, на специальных производственных территориях, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т.д. Место преступления не выступает в качестве конструктивного признака состава преступления. Так, диспозиция ст. 264 УК РФ о месте совершения преступления умалчивает. Диспозиция ст. 264 УК РФ указывает на то, что необходимо соблюдать Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицу, управляющему автомобилем, трамваем либо иным механическим транспортным средством. Наступление уголовной ответственности по данному виду преступления также не связано с местом совершения преступления. Нарушение правил дорожного движения обычно выражается в неизбрании водителем механического транспортного средства безопасного интервала, несоблюдении установленного скоростно-
Правительства от 15 июля 2013 года № 588 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; Постановление Правительства от 20 апреля 2015 года № 374 «О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090»; Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 528 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»; Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 248 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов»; Постановление Правительства от 2 ноября 2015 года № 1184 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»; Постановление Правительства от 21 января 2016 года № 23 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации»
го режима, нарушении правил горизонтальной разметки, управлении транспортным средством в состоянии наркотического или алкогольного опьянения и т.д.
В качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, выступают автомобили, трамваи или другие механические транспортные средства. Определение «механическое транспортное средство» раскрывают нам Правила дорожного движения РФ, согласно которым оно представляет собой транспортное средство (то есть устройство, которое предназначается для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем), которое приводится в движение двигателем. Данный термин распространяется, кроме того, на любые тракторы и самоходные машины4. Законодателем в обиход введены также такие понятия, как «иные самоходные машины» и «иные механические транспортные средства». К примеру, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 25 от 9 декабря 2008 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», указывает, что в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам не следует относить мопеды и другие транспортные средства, которые приводятся в движение двигателем, рабочий объем которого не более 50 кубических сантиметров, и которые имеют максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. Кроме того, к механическим транспортным средствам не следует относить велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с подобными характеристиками. Лица, которые управляют данными транспортными средствами и допустили нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, которые повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.
К числу иных самоходных машин относят дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.п.). С помощью доказательств, которые были собраны по уголовному делу, должны быть установлены
4 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), п.1.2 // Российские вести. 1993. 23 ноября. - № 227.
признаки транспортных средств, выступающих в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ: а) они являются самоходными (характеризуются приведением их в движение двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом не менее 50 куб.см., а также иными видами двигателей аналогичной мощности (электрические, химические, газовые, паровые и пр. двигатели); б) данные транспортные средства выступают в качестве источников повышенной опасности, что, в свою очередь, влечет за собой определенные правовые последствия их эксплуатации; в) данные транспортные средства должны быть надлежащим образом зарегистрированы в ГИБДД или ином ведомстве; г) для того чтобы управлять данными транспортными средствами, необходимо пройти соответствующее обучение, достичь необходимого возраста, получить водительское удостоверение на право управления транспортным средством и медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством; д) существует особый порядок движения и эксплуатации транспортных средств, который регулируется Правилами дорожного движения и иными нормативными актами.
Говоря о диспозиции ст. 264 УК РФ, следует отметить, что она бланкетная, то есть для того, чтобы выявить и уяснить несоблюдение Правил дорожного движения, следует обратиться к другим нормативным актам, устанавливая при этом пункт, статью, главу нормативного акта, требования которых не были соблюдены или были нарушены. Квалифицируя деяние, которое предусмотрено статьей с бланкетной диспозицией, следует учитывать тот факт, что при этом особое значение приобретает соотношение уголовного закона с отраслевыми нормативными актами. Уголовный закон при наличии бланкетной диспозиции определяет границы - пределы, в рамках которых могут быть использованы нормативные акты других отраслей права для того, чтобы конкретизировать состав преступления.
Квалифицируя деяние, необходимо устанавливать, какие именно пункты Правил были нарушены, и что именно их нарушение повлекло последствия, предусмотренные УК РФ. Рогатых Л.Ф., Малинин В.Б. в своей работе верно указывают, что в случае нарушения вместе с Правилами еще каких-либо положений инструкций, ведомственных нормативных актов и т.д. их следует сопоставлять с действующими Правилами и в случае выявления факта их несоответствия Правилам не использовать их для квалификации преступления [2, с. 42]. В процессе изучения материалов судебно-следственной практики нами были выявлены факты, когда следователи в постановлении о привлечении в качестве
обвиняемого перечисляют все пункты Правил, которые были нарушены или не соблюдены водителем транспортного средства. Это неверно: в процессуальных документах, составляемых следователями в процессе расследования по данной категории дел, необходимо указывать только те нарушения, которые находятся в причинной связи с наступившими последствиями, так как именно они образуют признаки состава преступления.
Объективная сторона исследуемого нами вида преступлений (ст. 264 УК РФ) является наиболее изменчивой, специфичной, составляющая предмета доказывания может выражаться в нарушении Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; причинении тяжкого вреда здоровью человека, смерти одного человека либо двух и более лиц и наличии причинной связи между деянием и наступившими последствиями [3, с. 64; 4; 5]. Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является материальным, и в процессе доказывания по уголовному делу доказыванию подлежат все вышеперечисленные элементы.
Таким образом, мы должны получить доказательства о том, что действия или бездействие лица, которое управляло транспортным средством, идут вразрез с требованиями Правил дорожного движения, то есть противоречат им; мы также должны доказать, что наступили общественно опасные последствия, которые предусмотрены нормами ст. 264 УК РФ; мы должны получить доказательства о том, что наличествует прямая причинная связь между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Так как факт опьянения лица, управляющего транспортным средством, выступает в качестве квалифицирующего признака для составов, которые предусмотрены ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ, то лицо, производящее расследование, обязано устанавливать факт нахождения лица, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
В первой половине 2019 года законодателем были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, касающиеся квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. Так, согласно Федеральному закону от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» лица, скрывшиеся с места совершения дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие последствия, будут нести уголовную ответственность наравне с лицами, совершившими преступление в состоянии опьянения.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 25 апреля 2018 года № 17-П указал, что лицо, совершившее нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные ст. 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрывшееся с места дорожно-транспортного происшествия, находится в преимущественном положении - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с лицами, оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения5 .
В этой связи настоящим Федеральным законом внесены изменения в ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ, согласно которым ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности соответственно причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц, теперь распространяется не только на лиц, совершивших указанное нарушение в состоянии опьянения, но и на лиц, оставивших место его совершения.
Кроме того, законодатель также еще предусмотрел усиление уголовной ответственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Депутаты Государственной Думы А.К. Исаев,
B.И. Пискарев, В.Е. Деньгин, О.В. Окунева, Н.И. Рыжак, Ю.П. Синельщиков, Ш.Ю. Сарали-ев, Н.В. Говорин, З.З. Байгускаров, И.М. Гусева,
C.В. Чижов, Г.А. Карлов, В.В. Бокк; член Совета Федерации С.П. Аренин выступили с инициативой и представили соответствующий законопроект. Данная законодательная инициатива направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части совершенствования государственной политики в области безопасности дорожного движения. Законопроект принят в первом чтении 14 мая 2019 года. Предлагается внести изменения в ст. 15, 264 и 263 УК РФ. Так, в случае причинения тяжкого вреда здоровью водителю будет грозить наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда» // Российская газета. №100. 11.05.2018.
Сейчас максимальное наказание за такое преступление - до четырех лет.
Если в аварии, виновником которой стал пьяный водитель, погиб один человек, то наказанием станет от пяти до двенадцати лет лишения свободы (по действующему законодательству -от двух до семи лет).
В случае гибели двух или более лиц, водителю, который сел пьяным за руль, грозит от восьми до пятнадцати лет лишения свободы (по действующему законодательству - от четырех до девяти лет).
Также предполагается ужесточить наказание за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и метрополитене. Теперь действие ст. 263 УК РФ будет распространяться на лиц, которые владеют или управляют легкими и сверхлегкими воздушными судами или маломерными судами. Увеличивается и ответственность за такие нарушения правил безопасности движения - она будет аналогичной той, которую предлагают ввести за ДТП, совершенное в состоянии опьянения.
Кроме того, к категории тяжких преступлений впервые предлагалось отнести неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати лет лишения свободы. На сегодняшний момент это уже действующая норма.
Для преступлений исследуемой нами категории, как мы и отмечали ранее, требуется наличие прямой причинной связи между нарушениями соответствующих правил и наступившими последствиями. Следует отметить, что доказать наличие прямой причинной связи между наступившими последствиями и нарушением правил эксплуатации транспортных средств намного сложнее, нежели нарушением Правил дорожного движения.
В том случае если лицо, которое управляет транспортным средством, нарушает правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, несмотря на то, что данные нарушения были допущены во время движения транспортного средства, действия виновного следует квалифицировать по ст. 143 УК РФ, а в других случаях - по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества. Пленум Верховного Суда в своем Постановлении № 25 в п. 4 указал, что действия водителя транспортного средства, повлекшие последствия, которые не были указаны в ст. 264 УК РФ не в результате нарушения Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а в ходе погрузки или
разгрузки, в процессе ремонта транспортных средств, в процессе производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ либо в результате управления транспортным средством вне дороги, необходимо квалифицировать в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, которые предусматривают ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Привлечь к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, на основании исключительно факта наступления последствий не допускается. Рогатых Л.Ф., Малинин В.Б. в своей работе на этот счет отмечают, что при отсутствии противоречия в действиях водителя, управляющего транспортным средством, установленным правилам вопрос о наличии причинной связи между этим действием и наступившими вредными последствиями не возникает, утрачивая свою актуальность [2, с. 68].
Причинение потерпевшему телесных повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия влечет ответственность по ст. 264 УК РФ. Определение степени тяжести причиненного вреда здоровью осуществляется согласно правилам6 определения степени тяжести телесных повреждений посредством проведения судебно-медицинской экспертизы. Количество потерпевших по делу не может влиять на квалификацию, однако данный факт может иметь иное правовое значение. Это может оказать влияние на назначение судом меры наказания за содеянное, при определении суммы гражданского иска и т.д.
В качестве субъекта преступления, которое предусматривает ст. 264 УК РФ, выступает достигшее 16-летнего возраста лицо, которое управляло автомобилем, трамваем или иным механическим транспортным средством, которое своим предназначением имеет перевозку по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 ПДД). Данное лицо должно быть вменяемым. На квалификацию рассматриваемого нами деяния не влияет отсутствие водительского удостоверения, а также отсутствие навыков управления транс-портным средством. Пленум Верховного Суда РФ четко в своем постановлении № 25 (п. 2) указывает, что в качестве субъекта преступления может высту-
6 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (ред. от 18.01.2012) «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2008 № 12118) // «Российская газета», №188, 05.09.2008.
пать любое лицо, которое управляет транспортным средством (это может быть лицо, которое лишено права управления транспортным средством в установленном законом порядке, лицо, которое вовсе не имеет права управления транспортным средством, это может быть лицо, которое обучает вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением).
По мнению В.Н. Кудрявцева, лица, производящие расследование, а также суд при рассмотрении дела по существу должны выяснять факт того, что субъекту были известны требования ПДД и эксплуатации транспортных средств и у него имелась возможность ознакомления с ними и их соблюдения (при наличии вины)7. Иными словами, следователь обязан собрать сведения об определенной компетентности водителя.
Субъективную сторону данного преступления образует неосторожная форма вины. Дорожно-транспортные преступления могут быть совершены как в результате преступной само-
7 Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М., 1997. - С. 337.
надеянности, так и из-за преступной небрежности: преступная самонадеянность - лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления вредных последствий, но в конкретной ситуации рассчитывало их предотвратить, надеясь, например, на надежные тормоза, большой водительский опыт, знание особенностей дороги и др.; преступная небрежность - при дорожно-транспортных преступлениях часто обуславливает случайное причинение общественно опасных последствий [1, с.17].
Бесспорно, подлежат доказыванию обстоятельства, которые исключают преступность и наказуемость деяния, а также могущие повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания (п.п. 5 и 7 ч. 1 ст. 73 УПК РФ) [17].
Доказывание формы вины должно обязательно осуществляться с той целью, дабы отграничить рассматриваемый нами вид преступления от умышленного использования автотранспортного средства с целью причинения вреда здоровью или смерти потерпевшему, а также с целью определения меры уголовной ответственности.
- Литература -
1. Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. ... канд. юрид. наук. - Нижегородская академия МВД России. -Н. Новгород, 2GG9. - 312 с.
2. РогатыхЛ.Ф., МалининВ.Б. Квалификация нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры, 2GG4. - С. 42.
3. Власова С.В., Балалаева М.В. Специфика расследования преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты: монография. - Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2G15. С. 64.
4. Власова С.В. Определение предмета доказывания как элемента уголовно-процессуального доказывания II Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2GG8. № 3 (32). - С. 236-239.
5. Власова С.В. Доказательственное значение медицинского освидетельствования при расследовании уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ II Юридическая наука и практика. 2G1G. № 2 (13). С. 146-15G.
6. Власова С.В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - Нижегородская академия МВД России. - Н. Новгород, 2GG9. С.17.
= References =
1. Vlasova S.V. Sposoby sobiraniya dokazatel'stv po ugolovnym delam o prestupleniyah, svyazannyh s narusheniem Pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv: dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii. -N. Novgorod, 2GG9. - 312 s.
2. Rogatyh L.F., Malinin V.B. Kvalifikaciya narushenij pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv (st. 264 UK RF). - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij yuridicheskij institut General'noj prokuratury, 2GG4. - S. 42.
3. Vlasova S.V., Balalaeva M.V. Specifika rassledovaniya prestuplenij, svyazannyh s narusheniem Pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv: ugolovno-processual'nyj i kriminalisticheskij aspekty: monografiya. - N. Novgorod: NF MGEI, 2G15. S. 64.
4. Vlasova S.V. Opredelenie predmeta dokazyvaniya kak elementa ugolovno-processual'nogo dokazyvaniya II Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2GG8. № 3 (32). - S. 236-239.
5. Vlasova S.V. Dokazatel'stvennoe znachenie medicinskogo osvidetel'stvovaniya pri rassledovanii ugolovnyh del o prestupleniyah, predusmotrennyh stat'ej 264 UK RF II YUridicheskaya nauka i praktika. 2G1G. № 2 (13). S. 146-15G.
6. Vlasova S.V. Sposoby sobiraniya dokazatel'stv po ugolovnym delam o prestupleniyah, svyazannyh s narusheniem Pravil dorozhnogo dvizheniya i ekspluatacii transportnyh sredstv: avtoref. ... diss. kand. yurid. nauk. - Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii. - N. Novgorod, 2GG9. S.17.
(статья сдана в редакцию G1.G7.2G19) Проблемы правоохранительной деятельности 4'19 ^^^^^^^^^^^^^^