Научная статья на тему 'К вопросу о критическом изучении процедуры присуждения званий университетских преподавателей в государствах переходного периода'

К вопросу о критическом изучении процедуры присуждения званий университетских преподавателей в государствах переходного периода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критическом изучении процедуры присуждения званий университетских преподавателей в государствах переходного периода»

Данило Жан Маркович,

профессор Белградского университета, почетный профессор Московского, Санкт-Петербургского и Ростовского государственных университетов

К ВОПРОСУ

О КРИТИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ПРИСУЖДЕНИЯЗВАНИЙ У НИ ВЕР'

ситетских преподавШелШШгС^ ДАРСТВАХ ПЕРЕхЩнёгЬ ПЕРИОДА

У СТРАНАМИ переходного периода называют государства юго-восточ-ф ной Европы, которые отказались от социалистической системы общественно-экономического устройства и, упразднив различные формы общественной собственности и отказавшись от политического монизма и партийного государства, приступили к утверждению частной собственности, рыночной экономики и политического плюрализма в правовом государстве1. Однако, несмотря на то, что приватизация2 действительно является сердцем переходного периода, ее следует понимать не как «технический вопрос», но как долговременный и сложный процесс, который нельзя сводить только к установлению частной собственности и рыночной экономики: В контексте этих изменений происходят изменения во всех областях общественной жизни, в том числе и в образовании, особенно в уни-

верситетском образовании как важнейшем сегменте системы образования3. И так же, как переходный период рассматривается в контексте изменений в современном мире, так и проблемы университетского образования, включая приобретение званий университетских преподавателей в государствах переходного периода, необходимо рассматривать в контексте роли и значения университетского образования й университета как учебного заведения в современном обществе.4

Университеты появились в 13-14 веках и олицетворяли универсальность интеллектуальной деятельности в области исследования и обучения в то время.5 Они подвергались и подвергаются изменениям, значительным или незначительным. Эти изменения являются предметом критического изучения, при этом высказывания о будущем университета нередко содержат отрицательные коннотации.6 Однако, наиболее значительные изменения

1 Существует мнейие, что для обозначения этого процесса более приемлемым является термин трансформация. Считается^ что понятие преобразование («трансформация») является самым адекватным теоретическим понятием длй анализа ■/ объяснения изменений/которые произошли в восточной (юго-восточной) части Европы. «Понятие переходный период идеологически окрашено й означает переход в либеральный капитализм (общество, в основе которого лежит частная собственность и нерегулируемая рыночная экономика). Тот, кто пользуется этим понятием, подразумевает неизбежность перехода к типу общества, который устарел, от которого отказались на западе и который больше не существует в развитых государствах» (Михаило Маркович. Возможность преобразования восточно-европейских государств // Сборник работ «Изменения в постсоциалистических обществах из социологической перспективы». Белград, Институт общественных наук, 1997. С. 33).

2 Д. Джуричин. Экономика в переходном периоде: приватизация и связаннее с ней темы, Горни Милановац, «Дечье новине», 1994.

С. 2-5.

3 Более подробно об зтом автор писал в работе «Переходный период и приватизация университета», Ниш, «Экономические темы», 1-2/2002, стр. 325—336. "V '

4 Более подробно об этом автор писал в работе «Глобализация и университет, Крагуевац, Сборник работ «Реформа системы университетского образования на пороге третьего тысячелетию», 2000, стр. 81-95.

5 Федерико Майор. Завтра всегда поздно. Белград, «Югословенска ревия», 1991. С. 263.

6 Драган Коковцч. Социология образования. Нови Сад, Университет в Новом Саде, 2000. С. 212-217.

в количестве университетов, их организации и в содержании работы университетов происходят в двадцатом веке вместе с научно-технической революцией.1 Знание становится самым важным ресурсом развития.2 Образование все в большей и большей мере понимается «как главное средство, которое ... народу и нации дает возможность утвердить свое своеобразие и свою политическую и интеллектуальную самостоятельность, участвовать в международной жизни, включая поддержание, совершенствование и распространение знаний в мире».3 Университет(ы) в этих условиях, с развитой универсальностью интеллектуальной озабоченности научными исследованиями и образованием, предоставляет(ют) научные и технические знания, которые играют все более важную роль в обществе, должен доказать свою способность отвечать потребностям постоянно преображающегося общества. Это подразумевает, что его функция не является определенной раз и навсегда».4

Осознание того, что знание становится важнейшим ресурсом развития,5 придает такое значение образованию, что цивилизацию двадцатого века называют «цивилизацией знания», а цивилизацию двадцать первого века - «учащейся цивилизацией»,6 и все формы и уровни образования критически переосмысливаются. В этом контексте университет также становится объектом научного наблюдения и критического переосмысления. Критически оценивается возрастание числа университетов, их финансирование и качество, а при таком подходе - и качество профессорско-преподавательских кадров университета.7 В этом контексте указывается, что качество преподавательского состава является одним из главных факторов, определяющих качество работы университета. Поэто-

му необходимо постоянно следить за тем, чтобы оно поддерживалось на определенном уровне и совершенствовалось, предпринимая для этого соответствующие меры. При этом необходимо иметь в виду, что тщательно отобранная университетская автономия может в некоторых случаях идти вразрез с необходимыми реформами.8 По существу, реформа университета должна обеспечить более высокое качество обучения через более высокое качество преподавательских кадров. Этого можно добиться созданием возможности для всех тех, кто имеет соответствующие знания, участвовать в проведении занятий в университете. В связи с этим отмечается, что «современный университет должен также обладать эластичным механизмом сотрудничества с теми, кто достиг наиболее значительных результатов в различных областях знаний и профессиональных способностей...9 Закрытые, строго поделенные и тщеславные в отношении своих прав, профессиональные структуры широко откроются, так как не важно, где находится тот или иной человек, важно, что он собою представляет».10 Все это, все новые запросы, требуют изменений в способе и процедуре присвоения звания преподавателя университета, а также в процедуре приема на работу в университет. В этом смысле необходимо понимать также и замечание, что «возникает определенная политика оценки кадров, которая включает педагогическое образование и возможность постоянной переквалификации в области специализации каждого преподавателя, при наличии действенной системы оценки».11

2. Если качество университета (университетского образования) определяется качеством университетских преподавателей, тогда процедура

1 Более подробно об этом автор писал в работе «Научно-техническая революция и университет», Ниш, «Наука и поактика» 3 / 1970, стр. 493-503. ' '

2 «Девяностые годы очевидно обозначают новый период, когда просвещение возвращается в центр важнейших задач, которые нация и международное сообщество видят в современной жизни и в будущем» (Федерико Майор, ЮНЕСКО: идеал и дело, Белград, Институт международного сотрудничества Сербии в области науки, техники, просвещения и культуры и Институт учебной литературы и учебных средств, 1997, стр. 89).

3 Ibid., стр. 89.

4 «Поэтому не следует бояться ставить самого себя под вопрос и необходимо иметь храбрость изменяться, даже если эти изменения непопулярны, трудны и противоречивы». (Федерико Майор. Воспоминание о будущем. Белград, Институт международного сотрудничества Сербии в области науки, техники, просвещения и культуры и Институт учебной литературы и учебных средств, 1996. С. 41).

5 Об этом автор более подробно писал в работе «Образование как ресурс развития», Белград, Сборник трудов «Инновация и традиция в образовании», 1995, стр. 65-69.

6 Д-р Ненад Сузич. Социология образования. Сербское Сараево, Институт учебной литературы и учебных средств Республики Сербской, 2001. С. 115.

7 «Качество преподавательских кадров имеет важную роль в отношении «расходы / результаты» высших учебных заведений; нужно всегда быть готовыми обнаружить имеющиеся недостатки некоторых преподавателей и, если это необходимо, без колебаний распрощаться с такими преподавателями» (Федерико Майор. Воспоминание о будущем, Цит. изд. С. 33).

8 «К сожалению, имеются и такие университеты, которые в большей мере склонны сохранять свою привилегию свободно критиковать других и в меньшей мере склонны заниматься самокритикой, которые ссылаются на свою автономию для того, чтобы, по существу, скрыть свои ремесленнические позиции и злоупотребление привилегиями - например, так сказать, автоматическое титулование, - сохранение которых может на практике привести только к ослаблению автономии» (Ibid., стр. 41).

'Федерико Майор. Завтра всегда поздно. Цит. изд. С. 289.

10 «Схемы управления будут более подвижными, так что они будут полностью менять место и положение в соответствии с обстоятельствами: преподаватели будут меняться каждый год в соответствии с потребностями, профессоров будут быстро принимать на работу на основании договоров, и т.д. Трудовой договор без ограничения сроков, то есть прием профессоров на постоянную работу, потребует предварительного доказательства способностей и профессиональной ценности в течение определенного периода времени, как и доказательства их профессиональности и способности постоянно совершенствовать свои знания» (Ibid., стр. 290).

" Федерико Майор. Воспоминание о будущем. Цит. изд. С. 41.

67

приобретения этого звания должна создавать условия, при которых звание преподавателя университета могутполучать те, кто достиг самых лучших результатов по специальности, в области науки и общественной практики, и кто может внести вклад в осуществление задач университета. При этом задача университета в главных чертах и в сжатом виде может быть выражена следующим образом: «обучать и учить учиться, исследовать и учить исследовать».1 Следовательно, звание преподавателя университета должны получать лица, которые не только являются лучшими в своей области и специальности, но и показывают готовность передавать знания другим, и при этом постоянно повышают свою научную и профессиональную компетентность как преподаватели университета (способные к преподавательской работе). Потребность в компетентных и качественных преподавателях университета существует также и в условиях компьютеризации процесса обучения в университете.2 В условиях компьютеризации преподаватели ориентируют, разъясняют и побуждают каждого отдельного студента.3 Преподаватели и дальше необходимы для того, чтобы помогать студентам помещать отдельные информации в более широкий контекст и указывать на связь «посредничества и места в истории, обществённых и психологических обстоятельств, в которых знание появилось; научный метод, с помощью которого оно создано, и возможное значение этого знания для будущих исследований и общественной практики. Таким образом, преподаватель способствует пробуждению интеллектуальной любознательности студентов, расширению их духовных горизонтов и развитию их способности критически думать.4 Но чтобы преподаватель университета был на уровне всех этих задач, он должен, кроме всего про чего, пользоваться определенным уважением, авторитетом в обществе. В этом смысле необходимо понимать и замечание о том, чтобы общество, «которое перестало подобающим образом уважать многие вещи, не потеряло уважение по отношению к титулам и'другим знакам отличия»5, когда речь идет о званиях университетских преподавателей. Но это уважение титулов можно и нужно ориентировать таким образом, чтобы выказать его по отношению к- тем, -кто их заслуживает так или

иначе, на основании своих человеческих или профессиональных качеств.6

В целях совершенствования качества университета (университетского образования) необходимо не только подчеркивать его значение в, «учащейся цивилизации» двадцать первого века для развития знаний как ресурса развития, но й критически рассмотреть процедуру приобретения звания университетского преподавателя: условия и процедура получения звания в контексте изменений в современном обществе, особенно в государствах, переживающих переходный период. При изучении этого необходимо обратить особое внимание на следующие три вопроса, которые взаимно связаны, принимая при этом во внимание имеющийся на сегодняшний день опыт в отдельных государствах. Первое, необходимо рассмотреть и серьезно продумать, принимая во внимание накопленный на сегодняшний день опыт, вопрос о том, нужно ли отделить процедуру приобретения звания преподавателя университета от трудоустройства, оформления на работу в университет, особенно с точки зрения совершенствования качества университетского образования.7 Второе, необходимо критически продумать количество званий университетских преподавателей, условия и процедуру их приобретения в контексте требования персональной открытости университета по отношению к способным кадрам в целях развития университетского образования. Третье, необходимо рассмотреть процедуру приобретения званий университетских преподавателей, особенно с точки зрения состава органов, которые должны принимать решение о присвоении этих званий, учитывая при этом уже существующие традиции отдельных государств и уважая автономию университета. Особого рассмотрения заслуживает вопрос о том, должно ли, и в какой форме, государство участвовать в этой процедуре, защищая права граждан не только на образование вообще, но и на качественное образование, которое обеспечивают специалисты, отвечающие за определенные виды деятельности и функции в обществе. Ответы на эти вопросы о статусе университетских преподавателей можно искать и находить на глобальном уровне, учитывая при этом, что глобализацией создается «мировое общество», что имеет место

1 Федерико Майор. Завтра всегда поздно. Цит. изд. С. 282.

2 «Компьютеры будут регистрировать степень подготовки и данные о кандидатах и предлагать им предметы, которые необходимы для их определения в наиболее доступном виде, в виде возможного выбора» (Ibid., стр. 290).

3 «Сегодня можно сказать, что увеличение числа студентов требует, чтобы преподаватель уделял особое внимание каждому отдельному студенту, пользуясь образовательной техникой для общей подготовки. С учетом большого числа студентов технология ... предоставит каждому студенту возможность установить личную связь с автоматизированными средствами обучения» (Ibid., стр. 290).

4 Михаило Маркович. Критическая общественная наука! Собр. соч., том 4, Белград, БИГЗ и другие, 1994. С. 298.

5 Федерико Майор. Воспоминание о будущем. Цит. изд. С. 33.

6 «Мы все могли бы привести имена многих людей, которые занимали высокое положение и

блестяще выполняли свои обязанности в сфере управления, в банковском деле, в промышленности, не имея при этом ни одного университетского титула. Не сомневаемся, что они.и как профессора в сфере высшего образования были бы тем же самым, чем они были в своей профессиональной деятел ьности: учителями. Практика действительно показывает, что личные и человеческие качества являются столь же важными, сколь и профессиональная квалификация, которая обычно требуется от претендента на должность» (Ibid., стр. 33).

7 Более подробно об этом автор писал в работе «Общественные изменения и общественный статус преподавателя университета», Сборник трудов «От лицея до современного университета и университета будущего», Крагуевац, 1998, стр. 401—411.

68

процесс универсализации науки, а это требует универсализации образования, особенно университетского.1 Но с другой стороны, ответы, которые даются на поставленные вопросы, и решения, которые предлагаются для некоторых из них, должны принимать во внимание специфические особенности отдельных регионов и стран, а в этом смысле и отличительные черты государств, переживающих перёходный период.

При рассмотрении условий и процедуры приобретения званий университетских преподавателей в государствах переходного периода необходимо иметь в виду, что изменение общественно-экономических, прежде всего имущественных, отношений привело к созданию правовых условий для осуществления частной инициативы в системе образования, в том числе возможности для основания частных университетов. Как известью, в государствах переходного периода до начала преобразований, то есть тогда, когда они являлись социалистическими государствами, высшие учебные заведения могли быть только государственными, то есть не существовала возможность создания частных университетов (институтов и техникумов), точнее частных высших и средних учебных заведений. Однако в девяностых годах прошлого века в этих государствах произошли изменения, которые обозначили установление частой собственности, рыночной экономики, политического плюрализма и правового государства, - и именно эти изменения создали возможность основания частных учебных заведений, в том числе частных университетов. Так что практически во всех государствах, переживающих переходный период, наряду с государственными основаны и основываются частные высшие учебные заведения.2 Существенное отличие этих учебных заведений по сравнению с частными учебными заведениями, прежде всего университетами, в государствах с традицией частной инициативы и развитой рыночной экономикой, состоит в мотивах их основания и в способе управления, что оказывает влияние на выбор и качество преподавателей, качество обучения, а тем самым и на качество полученных дипломов. В государствах с традиционной рыночной экономикой и частной инициативой владельцы капитала (при наличии также и других мотивов) при основании частных университетов вкладывают свой капитал, а прибыль на, таким образом, вложенный капитал, получают из платы за обучение, которую получают от студентов (и по возможности возмещают основной вложенный капи-

тал). При этом управление университетом отделено от его владельцев (носителей имущественных прав). Однако, в государствах переходного периода основатели частных университетов из своих собственных финансовых средств обеспечивают лишь минимальные условия, необходимые для начала работы частных университетов (или других высших учебных заведений), а из платы за обучение, получаемой от студентов, увеличивают свой капитал, и лишь некоторую (часто очень скромную) часть средств выделяют на финансирование работы университета, оплачивая прежде всего работу преподавательского состава. При этом они стремятся использовать как можно меньшую часть платы за обучение для финансирования работы университета, тогда как большую его часть они используют для увеличения своего капитала, а не как прибыль на вложенный капитал. Чтобы полученная, таким образом, «прибыль» была реализована и защищена от критики общественности и государственного контроля, в, таким образом, основанных университетах менеджмент чаще всего не отделен от носителей собственности. Такая практика отрицательно сказывается на работе этих университетов, на выборе и качестве преподавательских кадров, на организации работы университета, на качестве обучения и на общественной оценке полученных в этих университе-тахдипломов.3 По существу, проблемы в работе этих университетов могут отличаться от проблем в работе государственных университетов в некоторых вопросах, но есть и общие проблемы, и такие проблемы требуют решения одинаковыми способами. Такими общими проблемами являются, например, проблемы качества преподавательских кадров, личная открытость университета, и решать их надо одинаковыми путями.

3. Качество обучения и ценность получаемых в университете дипломов определяются учебными планами и программами, а также качеством обучения. В свою очередь качество обучения определяется качеством преподавательских кадров. Поэтому в условиях широкого распространения университетского образования необходимо уделить особое внимание качеству университетских преподавателей.4 Преподаватели своей качественной работой должны обеспечить качественное обучение, поэтому можно сказать что их работа и строгие критерии оценки повышают ценность получаемых дипломов.5 Совершенствование качества университетского обучения и качества

' Более подробно об этом автор писал в работе «Образование с международной ориентацией, региональное развитие и демографические процессы в балканских государствах», Сборник трудов «Региональное развитие и демографические процессы в балканских государствах», Ниш, 2002, стр. 37-147.

2 О проблемах университетов в условиях переходного периода автор более подробно писал в работе «Переходный период и приватизация университетов», Ниш, «Экономические темы», 1-2 / 2002, стр. 325-336.

3 И если в некоторых частных университетах в государствах переходного периода положение дел не такое, то это только плюс для университета. ■"

1 «При наличии роста количественных показателей мы должны поддерживать качество, в основе которого лежит овладение знаниями и способность к техническому новаторству». (Федерико Майор. «Завтра всегда поздно». Цит. изд., стр. 69).

5 «Любого рода послабление в той же мере, в которой оно приводит к снижению ценности получаемых дипломов и доверия к качеству пройденного курса обучения, наносит ущерб репутации университета...» (Федерико Майор. «Воспоминание о будущем» Цит изд., стр. 42). '

69

университетских преподавательских кадров требует критического переосмысления существующей на сегодняшний день процедуры получения звания преподавателя университета- и внесение изменений в эту.процедуру, которые соответствуют изменениям в развитии университета и реализации его задач в современном обществе. Эти изменения должны были бы идти в направлении создания возможности для всех, занятых в науке, и для специалистов-практиков (творческих личностей) принять участие, в границах их научной и профессиональной компетенции, в учебном процессе университета. Решение об объеме их участия в учебном процессе, в соответствии с учебными планами и программами университетского образования, принимали бы органы университета. Однако принятию их на работу должен предшествовать этап установления их научной (или профессиональной) компетенции, который находится в соответствии с требованием совершенствования преподавания в университете. В целях реализации этого определения необходимо отделить процедуру приобретения отдельных званий университетского преподавателя от процедуры приема на работу (трудоустройства) в университет (в тех государствах переходного периода, где это еще не сделано). Иными словами, необходимо обеспечить каждому человеку, который считает, что соответствует требованиям того или иного звания университетского преподавателя, приобрести это звание, безотносительно к тому, будет ли он принят на работу в университет, когда и с каким объемом нагрузки (рабочего времени).1 Приобретение этого звания представляло бы для каждого отдельного лица общественное признание его ценности. Это также находится в соответствии с правом человека на образование и на приобретение всех титулов, которые обеспечивает его образование. При таком подходе временнуе ограничение отдельных званий было бы упразднено, что представляется вполне логичным (например, звание доцента и экстраординарного профессора сроком на пять лет, будто по прошествии этого времени они как специалисты не заслуживают внимания). При таком изменении процедуры приобретения звания преподавателя университета - университет был бы открыт, если не для всех, то для большого числа достой-

ных тружеников науки, и таким образом, была бы устранена монополия работающих в университете на университетскую карьеру. Само собой разумеется, что; принятие этого предложения (решения) вызвало бы ответную реакцию в университете и целый ряд вопросов, начиная с вопроса о постоянной работе (о занятии одной и той же должности), соответственно вопроса о перемещении кадров, до вопроса о том, что такое университетский преподаватель - профессия (должность) или звание наиболее способных, наиболее творческих личностей в отдельных областях знания.2 В сущности, принятие этого решения обеспечило бы персональную подвижность кадров в университете и привело бы к оценке их качества работы, что было бы значительным шагом в совершенствовании качества университетского образования. А это качество нужно постоянно проверять. «Как и любая другая организация, университеты должны иметь действенный механизм контроля качества, который, естественно, отличается от контроля качества, применяемого в промышленности, но который так же необходим и приспособлен функциям обучения и исследования».3 Отделение процедуры получения отдельных званий университетского преподавателя и контроль за качеством их работы не препятствовали бы университетам принимать на работу на основании договоров преподавателей с уже приобретенными званиями как на ограниченный период времени (временную работу), так и на неограниченный период времени (на постоянную работу) в соответствии с потребностями.

Поскольку качество университетского образования определяется качеством преподавательского состава, необходимо, чтобы процедура приобретения звания уйиверсйтетского преподавателя обеспечила качественный преподавательский состав. Обеспечение качественного преподавательского состава предполагает не: только персональную открытость университета (на что мы уже указали), но и определенную процедуру приобретения звания преподавателя университета перёд компетентным органом, который наряду с научно-профессиональной компетенцией имеет авторитет в более широких кругах общества. В большинстве государств существовали такие звания унивёрситетс-ких преподавателей как доцент, экстраординарный

1 Такая практика уже имеется при присуждении звания доктора наук. Как известно, каждый, кто выполняет определенные условия, может претендовать на присуждение ему звания доктора наук, безотносительно к тому, будет ли он, когда защитит диссертацию и получит звание доктора наук, искать должность, для занятия которой требуется звание доктора наук. А как известно, в большинстве государств наличие звания доктора наук является одним из условий для получения звания профессора, а часто и для получения звания доцента.

2 Министр просвещения Испании Федерико .Майор (бывший генеральный, секретарь ЮНЕСКО) пишет о сваей попытке воспрепятствовать присуждению «пожизненного» звания профессора университета и о юм, что из.этого вышло: «В соответствии с системой, которая практикуется в университетах других государств мы предполагали предложить два-три договора, каждый сроком на пять лет.' Такое решение само по себе могло бы способствовать созданию здоровой атмосферы соперничества и вместе с тем не позволило бы многим просто «почивать на лаврах». К.рожалению, это решение не было впоследствии пр.инято.Оно.вызвало жесткие споры, так как ставило под вопрос постоянную работу...» (Федерико Майор. Воспоминание о будущем..Цит. изд., стр. 33.-34).

3 «Если они его не создадут, то другие могли бы впасть в соблазн создать его вместо них, для полной ясности можно сказать: уже намечается определенная политика оценки персонала, которая включает педагогическое образование и возможность постоянной переквалификации в области специализации каждого преподавателя, при действенной системе оценок» (Ibid., стр. 41).

профессор, ординарный профессор, а в некоторых государствах были и такие звания как преподаватель и высший преподаватель. Эти звания чаще всего присваивались в результате выбора по конкурсу на замещение определенной должности, а решение об этом принимал университет и (или) факультет (институт). Такая процедура приобретения звания университетского (соответственно, факультетского) преподавателя не обеспечивала одинаковое качество отдельных званий не только в разных университетах одного и того же государства, но часто и в одном и том же университете, если звания приобретались на его факультетах. Такое отсутствие единообразия (существование различных критериев) стало еще более заметным с появлением частных университетов в государствах переходного периода. В этих университетах звания университетских преподавателей присуждались автономно (часто под давлением со стороны основателей университета и с нарушением правовых норм, регулирующих присуждение отдельных званий),1 нередко имело место «ускоренное» продвижение преподавателя по службе, причем это объяснялось необходимостью как можно быстрее обеспечить преподавательские кадры. В сущности, такая практика неблагоприятно воздействовала на качество обучения и качество приобретенных университетских дипломов. Если не существуют качественные преподавательские кадры, то и обучение не может быть качественным, поэтому и приобретенные дипломы могут иметь ложную социальную ценность: студенты-выпускники имеют дипломы, не подкрепленные настоящими знаниями, знаниями как ресурсом развития.2 Такая верификация знаний является ложной и может иметь далекие последствия. Поэтому в условиях плюрализма имущественных отношений и форм в университетском образовании в государствах переходного периода (государственные, частные университеты и университеты со смешанной формой собственности) недостаточно просто отделить процедуру получения звания преподавателя университета от решения о принятии на работу, но нужно также иметь научно и педагогически компетентный и общественно-авторитетный орган, перед которым или в котором решался бы вопрос о приобретении звания преподавателя университета. Такой орган необходимо формировать на

национальном (государственном) или региональном уровне (принимая во внимание специфические особенности отдельных государств), в его состав должны входить наиболее известные ученые (и университетские педагоги), необходимо учитывать предложения академий наук, научных и профессиональных обществ, ректорских конференций (в государствах, где они существуют) и других ассоциаций, которые можно считать компетентными. Решение о составе такого органа принимает правительство, учитывая предложенные вышеупомянутыми лицами и организациями кандидатуры, а работа такого органа должна быть автономной. Такой орган должен работать непрерывно, то есть постоянно проводить заседания. При таком подходе процедура получения звания преподавателя университета не испытывала бы давления из-за недостатка преподавателей по отдельным предметам и на отдельные должности. Таким образом, была бы создана возможность для каждого гражданина, который выполняет условия для приобретения одного из званий преподавателя университета, получить это звание как общественное признание его научной компетентности, а на работу в университет он может устроиться, когда возникнет такая необходимость, и на период времени, который определяется в заключаемом с университетом трудовом договоре.

Предложенные изменения в приобретении званий университетских преподавателей, отделение процедуры получения звания от процедуры приема на работу в университет (от заключения трудового договора) не угрожают автономию университета. Стержнем университетской автономии является принятие учебных планов и программ, свобода научной работы и самостоятельное создание организации университета. Изменения в получении званий университетских преподавателей будут способствовать улучшению качества преподавательского состава, росту его авторитета в обществе, поскольку звания будут присваиваться научно компетентным органом на национальном уровне, что, в свою очередь, обеспечивает осуществление более качественной автономии университета.3 Наряду с этим, автономию университета, государственный он или частный, нельзя понимать как его полную независимость от государства. Автономия университета представляет собой независимость от административных органов и от

1 С общественной и педагогической точки зрения было бы интересно и полезно исследовать, как обеспечивался и обеспечивается преподавательский состав в частных университетах в государствах переходного периода, а также какое влияние этот персонал оказал на качество обучения и авторитет полученного диплома.

2 «Очень опасно, когда в университете приобретаются титулы, а не профессиональные знания» (Федерико Майор. Завтра всегда поздно. Цит. изд., стр. 296).

3 Это в особой мере способствует развитию автойомии частных университетов. Автономия этих университетов должна обеспечить преподавательскому составу свободу научной и педагогической работы и возможность созданйя автономной организации университета, принятие решений об учебных планах и программах и о руководителях университета и университетских учреждений. По существу, их автономия должна воспрепятствовать созданию такого положения дел, когда владельцы капитала (основатели университета) решают научные, профессиональные и педагогические вопросы, очень часто не имея для этого соответствующей компетенции.

71

какой бы то ни было идеологии.1 Благодаря такому пониманию автономии университет является критической совестью общества. И именно потому, что он является критической совестью общества, университет обязан постоянно исследовать «поле новых возможностей, если намеревается остаться верным своему призванию -выковать будущее».2 Чтобы осуществить эту свою функцию, он должен быть независимым от какой бы то ни было идеологии, но он не может быть полностью независим от государства. Правовое государство должно обеспечивать не только право на образование, в том числе университетское, но и известное общественное положе-

ние дипломированных выпускников университета. Это тем более важно, потому что диплом имеет важную роль в ориентации общественного развития, а знания, которые приобретаются в процессе образования, особенно университетского, представляет собой важный ресурс развития. Именно поэтому существует необходимость ясно определенной политики и деятельности государства в области образования, в том числе университетского, «в основе которой лежат партнёрские отношения власти и цивилизованного общества, в целях содействия широте и разнообразию образования, его пригодности и улучшению его качества».3

1 «Другими.словами, быть автономным, значит быть независимым от кого-либо, чтобы самостоятельно сделать что-либо; связь между этими двумя понятиями очень тесная (Федерико Майор. Завтра всегда поздно. Цит. изд., стр. 307).

3 «Автономия университета должна быть самым подходящим местом для утверждения критического мышления, так же как университет должен был бы быть привилегированным прибежищем критической совести целого общества» (Ibid., стр. 308). ® Федерико Майор, ЮНЕСКО: Идеал и дело, цит. изд., стр. 56.

72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.