Научная статья на тему 'Университетская автономия и академическая свобода преподавателей вузов в современной России'

Университетская автономия и академическая свобода преподавателей вузов в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / UNIVERSITY AUTONOMY / ACADEMIC FREEDOM / PROFESSIONAL AUTONOMY / UNIVERSITY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Булатова Ксения Андреевна, Лебедева Татьяна Петровна, Фомина Елена Геннадьевна, Прокопенко Владимир Семёнович

В статье обсуждается понятие «университетская автономия» в его сопоставлении с понятием «академическая свобода». Особенности взаимодействия между различными типами автономии и академической свободы представлены в контексте современного высшего образования в России. Обосновывается потребность усиления внимания к профессиональной автономности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилюк Оксана Александровна, Булатова Ксения Андреевна, Лебедева Татьяна Петровна, Фомина Елена Геннадьевна, Прокопенко Владимир Семёнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY AUTONOMY AND UNIVERSITY TEACHERS'' ACADEMIC FREEDOM IN MODERN RUSSIA

The article discusses the concept of university autonomy versus the concept of academic freedom. The peculiarities of the relationship between different types of autonomy and academic freedom are presented within the context of today's higher education in Russia. The need for making an emphasis on university teachers' professional autonomy is proved.

Текст научной работы на тему «Университетская автономия и академическая свобода преподавателей вузов в современной России»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

UNIVERSITY AUTONOMY AND UNIVERSITY TEACHERS' ACADEMIC FREEDOM IN MODERN RUSSIA

O.A. Гаврилюк, К.А. Булатова, Т.П. Лебедева, О.А. Gavrilyuk, К.А. Bulatova, Т.P. Lebedeva,

Е.Г. Фомина, B.C. Прокопенко E.G. Fomina, V.S. Prokopenko

Университетская автономия, академическая свобода, профессиональная автономность, преподаватель вуза.

В статье обсуждается понятие «университетская автономия» в его сопоставлении с понятием «академическая свобода». Особенности взаимодействия между различными типами автономии и академической свободы представлены в контексте современного высшего образования в России. Обосновывается потребность усиления внимания к профессиональной автономности преподавателя.

University autonomy, academic freedom, professional autonomy, university teacher. The article discusses the concept of university autonomy versus the concept of academic freedom. The peculiarities of the relationship between different types of autonomy and academic freedom are presented within the context of today's higher education in Russia. The need for making an emphasis on university teachers' professional autonomy is proved.

В современной практике российского высшего образования мы наблюдаем популяризацию идей университетской автономии и академической свободы, развивающихся на протяжении истории развития университетов как «две стороны одной медали» [Берг, 1999, с. 28]. Достижение актуальных для современного образования целей на основе данных идей требует, прежде всего, их глубокого понимания всеми членами академического сообщества.

В связи с этим в статье предпринята попытка проведения сравнительно-сопоставительного анализа понятий «автономия» и «академическая свобода» в отношении современного российского высшего образования.

В Лимской декларации 1988 г. академическая свобода определена как «свобода членов академического сообщества индивидуально или коллективно способствовать генерации и передаче знаний через исследования, изучение, дискуссии, производство, творчество, преподавание, лекции и печатные труды» [Документы

международного права..., 2003]. Такое широкое понимание феномена академической свободы обусловило современный подход к ее рассмотрению как совокупности «свободы преподавания, исследований, финансово-экономической деятельности вуза, а также свободы студентов в формировании образовательной траектории» [Фиапшев, 2007, с. 185]. Не случайно для целого ряда российских нормативных документов в области высшего образования характерно употребление термина «свобода» во множественном числе («академические свободы») (см. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08. 1996 г. и др.).

По сравнению с понятием «академическая свобода» термин «автономия» в современном контексте высшего образования употребляется как комплексная характеристика, отражающая самостоятельную, относительно независимую деятельность университетов и их сотрудников в условиях предоставленных свобод. Так, с позиции исследователей совре-

менных университетов академическая автономия рассматривается, с одной стороны, как «способ конструирования идентичности университетского мира» [Абрамов, 2009, с. 87], с другой - как «один из базовых индикаторов развития общеевропейского образовательного и научного пространства, строительства "Европы знаний"» [Feit, Glanz, 2003, с. 3].

Такая тенденция обусловлена, во-первых, глобализацией и демократизацией современного общества, рост которых обеспечивает влияние на академическую автономию международных факторов. Во-вторых, в ее основе лежит существенное повышение требований к человеку как личности и субъекту деятельности в широком социокультурном контексте.

Автономию университетов рассматривают в наши дни как свободу в составлении учебных планов и стандартов качества, формировании штата преподавателей, осуществлении набора студентов и определении условий, на которых они работают и учатся [Шпаковская, 2007, с. 39], а также как комплекс автономии политической (назначение на должности), академической (академические свободы и свобода слова) и финансовой (распоряжение средствами) [Ordorika, 2003, с. 361].

Таким образом, понятие «академическая автономия» по своему содержанию шире понятия «академическая свобода». Можно вести речь о том, что на институциональном уровне субстантивная автономия отражает независимое существование вуза (освоенную вузом автономию), а процедурная автономия - его права (предоставленную вузу автономию или академическую свободу). На уровне субъектов образовательного процесса академическая свобода отражает предоставленную им автономию (их права), которая может быть освоена педагогами и студентами в автономном способе существования (их автономии в деятельности).

В реальной практике различные виды (формы) академической свободы и автономии тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, «свобода исследования определяется наличием средств, общественных или частных, на их про-

ведение. Если средства из общественных фондов выделяются и отсутствуют ограничения, другими словами, когда не поставлены конкретные цели, свободы больше» [Руберти, 1994, с. 6]. Соответственно, чем выше предоставленная университетам финансовая автономия, тем выше уровень академических свобод преподавателей и обучающихся.

В отличие от академической свободы, академическая автономия субъектов образовательного процесса и автономия университета, выражающие эффективность академической свободы, обусловлены целым рядом факторов. Среди них важную роль играют, во-первых, внешние факторы, среди которых степень предоставленной академической свободы, государственное устройство, образовательное законодательство, финансирование, особенности образовательной среды вуза и др. Во-вторых, особую значимость в данном контексте приобретают факторы внутренние, такие как, например, желание и готовность преподавателей и обучающихся действовать автономно. Важнейшим из таких факторов выступает профессиональная автономность преподавателя, включающая целый комплекс стремлений, мотивов, установок, качеств и способов профессиональной деятельности педагога, которые способны определять его поведение и саморазвитие в широком социокультурном контексте [Гаврилюк и др., 2014, с. 177].

При этом профессиональная автономность преподавателя вуза способна не только обеспечить автономную деятельность самих преподавателей, но и стимулировать развитие автономности у студентов, а также развитие автономии как способа организации деятельности вуза в целом. Ведь, как справедливо утверждает Г.С. Саволайнен, «именно педагог сегодня находится на стыке запросов современного человека и социума, именно он работает в сфере становления личностного и профессионального самоопределения молодого поколения» [Саволайнен, 2014, с. 8].

В идеале в условиях демократии рассматриваемая взаимосвязь выглядит следующим образом: академическая свобода преподавателей

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

(предоставление им права на распространение информации, свободы мысли и слова, на обучение предмету так, как они считают нужным) выступает важным фактором, обеспечивающим возможность осуществления преподавателями автономной профессиональной деятельности. При условии наличия у педагогов желания и готовности действовать автономно (профессиональной автономности) эта возможность реализуется и они осваивают тог или иной уровень автономии, создавая при этом условия для реализации академических свобод студентов и вовлечения их в автономную деятельность. Например, различные взгляды, выражаемые преподавателями, способны стимулировать развитие самостоятельного критического мышления обучающихся. Таким образом, в условиях предоставления академической свободы и наличия у пе-

дагогов профессиональной автономности их автономная деятельность способна стимулировать развитие учебной автономности обучающихся. Последняя, в свою очередь, обеспечивается не только внешними факторами (влиянием педагога и предоставлением академических свобод), но и внутренней готовностью и способностью обучающихся к самостоятельной и ответственной учебной деятельности.

Таким образом, именно автономность субъектов образовательного процесса является центральным звеном, поддерживающим устойчивую взаимосвязь различных видов и форм академической свободы и автономии и позволяющим (или не позволяющим) педагогам, студентам и вузам в целом осваивать различные уровни предоставленной им автономии. Рассмотренная взаимосвязь наглядно отражена ниже в таблице.

Триада «свобода», «автономия» и «автономность» в академическом контексте

Аспекты рассмотрения автономии Обучающийся Университет Преподаватель

Внешний Предоставленная учебная автономия Предоставленная институциональная автономия Предоставленная профессиональная автономия

Академические свободы

Внутренний Учебная автономность Учебная автономность обучающихся + профессиональная автономность сотрудников Профессиональная автономность

Внешний + внутренний Освоенная учебная автономия Освоенная институциональная автономия Освоенная профессиональная автономия

Академическая автономия

Знаменательно, что генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор в своем выступлении на форуме в Палермо (сентябрь 1997), подчеркивая значимость академической свободы в развитии автономии вузов, сфокусировал внимание на потенциале «положительного», ответственного типа автономии (...«свободы для»), который и способна обеспечить автономность: «...общая тенденция к большей автономии...

требует и решения университетами своей части задач, связанной с переопределением роли академической свободы в категориях академической ответственности» [Майор, 1998].

Для описанной взаимосвязи уровней академической свободы и автономии в высшем образовании характерным является то, что их соотношение может меняться в зависимости от этапов развития общества и университетов

[Покладок, Спасская, 1992, с. 4]. Развитое демократическое общество стимулирует развитие академических свобод. Последние, при условии наличия автономности у субъектов образовательной среды вуза, создают возможность для освоения преподавателями и обучающимися более высокого уровня автономии. В свою очередь, развитая академическая автономия субъектов образовательной среды вузов способствует демократизации и инновационному развитию образовательной системы университета и реализации институциональной автономии. Наконец, в совокупности освоенная преподавателями, обучающимися и университетами автономия выступает фактором устойчивого развития государства и общества в целом.

Итак, различные уровни академической автономии (одним из которых является академическая свобода) характеризуются тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. При этом характерной особенностью современного высшего образования является то, что описываемая взаимосвязь уровней академической свободы и автономии в образовании не ограничивается рамками университета и даже страны. В этом отношении безусловной поддержки заслуживает точка зрения Е.Б. Покладок и В.В. Спасской о том, что в наши дни академическая свобода, несмотря на различные формы своего существования, имеет международный характер и представляет собой интернациональную привилегию преподавателей университетов [Покладок, Спасская, 1992, с. 4].

Об этом же говорит ректор Университета Барселоны Ж.М. Бриколла, который отмечает, что «свобода обучать - факт жизни демократических стран Европы» [Руберти, 1994, с. 7]. Что же касается автономии, то она, как мы выявили выше, не раз в истории развития философских идей связывалась со способностью человека к «выходу за пределы»: автономия - способность «выхода человека за пределы институциональной культуры» [Марченко, 2013]. Благодаря этому, основанная на глубоком понимании социокультурного контекста автономность преподавателя обеспечивает активную деятельность

и саморазвитие педагога не только в образовательной среде вуза, но и за ее пределами. Тем самым автономность преподавателя (как активного участника межвузовских и международных проектов, в том числе выходящих за рамки собственно обучения тому или иному предмету в вузе) позволяет оказывать влияние на развитие не только отдельных аспектов образовательной среды вуза и обучающихся в рамках формального образования, но и в целом на развитие вуза, государства и общества (в том числе в широком пространстве неформального и информального образования).

Таким образом, с одной стороны, на уровень развития профессиональной автономности преподавателя и на степень освоения им предоставленной ему автономии сегодня оказывают влияние как уровень и характер развития конкретного государства, так и уровень развития человеческой цивилизации в целом. С другой стороны, развитая автономность преподавательского состава способна обеспечить реализацию академических прав и свобод субъектов образовательной среды вуза и возможность их активного личностно-профессионального саморазвития. Тем самым автономность педагогов может быть рассмотрена как значимый фактор демократизации и инновационного развития образовательной системы университета, отдельного государства и в глобальном смысле развития мирового образовательного и научного пространства.

Библиографический список

1. Абрамов Р.Н. Академическая автономия: история, дефиниции, угрозы // Вестник Омского университета. Сер.: Социология. 2009. № 1/2. С. 49-57.

2. Берг К. Автономия университетов и гарантия качества // Высшее образование в Европе. 1999. Т. 18, № 3. С. 26-37.

3. Гаврилюк O.A., Волынкина C.B., Карелина H.A. Кузина E.H. Философские основания личностной автономности в высшем образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 173-177.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

H U

W

м

4. Документы международного права по вопросам образования / под. ред. Г.А. Лукиче-ва и В.М. Сырых. М.: Готика, 2003. 560 с.

5. Майор Ф. Универсальный университет // ВВШ. 1998. № 7.

6. Марченко А.Н. Автономия как способность выхода человека за пределы институциональной культуры // Философские науки. 2013. Вып. №3. URL: www.online-science.ru/userfNes/ file/lxopugqyumcpllfn4niyaklyjgkpobc 4.pdf

7. Покладок Е.Б., Спасская В.В. Эволюция автономии университета в Европе // Проблемы зарубежной высшей школы. М., 1992. Вып. 3.

8. Руберти А. Фундаментальная роль университетов в развитии европейского общества // Aima mater. 1994. № 3. С. 6-8.

9. Саволайнен Г.С. Коллаборативный коучинг в дополнительном профессиональном образовании педагогов: идея, технология, прак-

тика // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 6-11.

10. Фиапшев Б.Х. Образовательные стандарты, автономия высшей школы, академические свободы: монография. М.: Народное образование, 2007. 214 с.

11. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. 328 с.

12. FeltU.,Glanz М. University autonomy in Europe: Changing paradigms in higher education policy. Special case studies decision-making structures and human resources management in Finland, France, Greece, Hungary, Italy, The Netherlands, Spain and the United Kingdom. Vienna: University of Vienna, 2003.

13. Ordorika I. The limits of University autonomy: Power and politics at the Universidad Nacional Autonoma de Mexico // Higher Education. 2003. Vol. 46, № 3. P. 361-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.