Научная статья на тему 'Университетское образование на рубеже веков'

Университетское образование на рубеже веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетское образование на рубеже веков»

МОРДОВСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ - 40 ЛЕТ

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Н. П. МАКАРКИН, академик, ректор Мордовского

университета

Университеты мира имеют многовековую историю. Появившись в XII — XIII вв. в Западной Европе, они постепенно превращались в мощный фактор интеллектуального, культурного и производственного развития человечества. Несмотря на различия между университетами (по структуре, масштабам, направлениям подготовки специалистов и т. д.), которые исторически обусловлены особенностями политического и экономического развития разных стран, общим для них является то, что университеты повсеместно играют роль подлинных центров науки, культуры и образования.

В России университетское образование берет свое начало с момента основания в январе 1755 года Московского университета. В последующем сеть университетов постепенно расширялась. В 1890 году в Российской империи их насчитывалось 10, из которых самыми крупными были Московский и Петербургский1 К 1916 году их число достигло 12. XX век характеризуется бурным развитием сети вузов, в том числе университетов.

На сегодня в нашей стране действует более 560 государственных высших учебных заведений. Система высшей школы России по праву считается одной из самых передовых в мире. Но она, как и высшая школа других стран, в том числе экономически развитых, на стыке второго и третьего тысячелетий столкнулась с целым рядом проблем. Так, со всей остротой стоят вопросы ее финансовой и законодательной поддержки со стороны государства. В своем приветствии Международному конгрессу „Университеты на пороге третьего тысячелетия: проблемы единства и разнообразия4' Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор справедливо отметил: „Приближаясь к новому тысячелетию, мы являемся свидетелями небывалого развития высшего образования и все больше осознаем его жизненную роль в развитии. И тем не менее, высшее образование находится в состоянии кризиса практически во всех странах мира. Прием в вузы постоянно возрастает, а возможности государственной поддержки падают"2.

Исключительно актуальной и в некоторой степени традиционной для высшей школы является проблема реформирования структуры, содержания и технологии образовательного процесса. В вузах Российской Федерации в настоящее время в этой области ведется большая и крайне необходимая работа. В. Г. Кинелев отметил: „Реформа высшего обра-

^ См.: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995. С. 117.

^ Университеты на пороге третьего тысячелетия (по материалам Международного конгресса „Университеты на пороге третьего тысячелетия"): Справочно-информационная серия „Московский университет на пороге третьего тысячелетия" М., 1995. Вып. 2. С. 5.

зования — объективная необходимость: новое поколение российских граждан вступает в активную жизнь в условиях, когда идут мучительные поиски социально-политических ориентиров, адекватных формирующимся рыночным отношениям, закладывается фундамент демократического правового государства. Успех преобразования во многом будет зависеть от предоставления гражданам широких возможностей для раскрытия их потенциала, использования ими своих способностей в деле созидания. В этом процессе роль высшей школы невозможно переоценить - Реформирование высшего образования — это не только его содержательное и технологическое обогащение, но и создание единого образовательного и информационного пространства, что крайне необходимо для развития интеллектуального сотрудничества стран и сближения высших учебных заведений.

Во всем мире признана авангардная роль классических университетов в системе высшего образования. Несмотря на особенности существующих в мире различных моделей университетов, главной объединяющей чертой

является то, что их деятельность направлена на решение трех задач: образовательной, исследовательской и культурной. Трудно не согласиться с мнением, что ни один из перечисленных аспектов деятельности университетов „... нельзя изъять, не нарушив интеллектуальной атмосферы, присущей университету, и одновременно не нанеся ущерба самой выделяемой функции. Все три аспекта — составляющие, элементы единого целого. Если их изолировать друг от друга, то будет утрачен сам дух

университетского образования"^.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 70 классических университетов. Количество вузов, носящих то же название, конечно, гораздо больше — 135. Это стало возможным в последние годы после повального переименования политехнических и отраслевых институтов в университеты. Подобное переименование, например, сельскохозяйственного института в университет, разумеется, нельзя рассматривать как факт рождения нового университета в подлинном смысле этого слова.

Как следует из ранее сказанного и из опыта российской высшей школы, классический университет отличают:

— высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов на основе широкомасштабных фундаментальных и прикладных исследований;

— единство образовательной и научно-исследовательской деятельности;

— наличие классических университетских специальностей;

— интеграция образования, науки и культуры в стране или в регионе.

Именно к типу классических относится Мордовский государственный

университет имени Н. П. Огарева — один из крупнейших университетов России.

_ »

Так исторически сложилось, что в нашей республике университет всегда был и остается региональным центром образования, науки и культуры. Он ведет подготовку специалистов по самому широкому спектру специальностей. Диапазон образовательной деятельности охватывает среднее, профессиональное, высшее и послевузовское образование (повышение квалификации и переподготовка кадров, аспирантура и док-

1 Кинелев В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995. С. 18.

2 Садовничий В. А, Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: приглашение к размышлению. М., 1995. С. 120.

торантура). В университете работает 83 % научно-педагогических кадров республики, имеющих ученые степени и звания, обучается 75 % студентов высших учебных заведений Мордовии. Это свидетельствует о том, что как прошлое, так и будущее высшего образования республики находится в непосредственной связи со становлением и развитием Мордовского университета.

В любом государстве с учетом задач национального развития для каждого исторического этапа определяются свои приоритеты в развитии высшей школы. Проведенный Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов анализ показывает, что, например, для США подобными приоритетными проблемами являются: повышение качества естественно-научного образования на всех уровнях подготовки специалистов, обеспечение более тесной преемственности между средней и высшей школой, обновление и профессиональный рост преподавательских кадров в области инженерно-технических и естественно-научных направлений. В Японии к числу первоочередных относятся проблемы расширения функций высших учебных заведений в системе непрерывного образования и совершенствования последипломного образования. Для Германии центральными проблемами являются: интеграция высшей школы восточных земель в общегерманскую систему высшего образования, усиление дифференциации в системе высшего образования и конкуренции между вузами, развитие профессиональных высших учебных заведений. Для Великобритании на данном этапе важнейшая проблема — создание единой системы высшего образования, сближающей университеты с.политехническими и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования. Во Франции актуальны проблемы усиления автономии вузов, регионализации и профессионализации высшего образования1.

В Российской Федерации, переживающей глобальные перемены в государственно-политическом и экономическом укладе, осуществляется комплексное, всеобъемлющее реформирование системы высшего образования и поэтому можно выделить широкий круг приоритетных проблем и направлений развития высшей школы.

Одним из важных направлений, с точки зрения проведения реформ, является совершенствование федеральной и региональных систем управления высшим образованием. В России давно назрела необходимость создания единого (по опыту передовых стран) федерального органа управления сферой образования. Крупным шагом в этом направлении стало создание в 1996 году на базе Госкомвуза и Министерства образования России Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, что позволит значительно улучшить управление данной сферой. В частности, более эффективно будут решаться вопросы:

— распределения и контроля за расходованием средств, выделяемых государством на образование;

— разработки и реализации общенациональной политики в сфере образования;

— мониторинга развития всех уровней образования;

— интеграции и оптимизации структуры образовательных учреждений по вертикали и горизонтали.

* Подробнее см.: Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1994.

Жизнь диктует необходимость создания и в субъектах Российской Федерации региональных органов управления образованием, координирующих деятельность образовательных учреждений всех уровней. Эфек-тивность подобных органов подтверждается опытом многих регионов, где они уже созданы. Их деятельность способствует активизации работы по составлению и реализации программ развития региональных систем образования; поиску новых форм интеграции региональных образовательных структур; созданию в регионах крупных университетских комплексов; разработке национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта.

В условиях кардинальных перемен в социально-экономической и политической системе первостепенное значение приобретает реформирование структуры и содержания высшего образования. В этом направлении в последние годы бывшим Госкомвузом России и учебно-методическими объединениями вузов проделана огромная работа по формированию содержания и утверждению государственных образовательных стандартов, с помощью которых обеспечивается структурно-содержа-тельное реформирование высшего профессионального образования. Внедрение государственных стандартов как важнейшего элемента структуры системы высшего профессионального образования обеспечивает:

— диверсификацию высшего образования, предусматривающую внедрение многоуровневой структуры высшего образования с соответствующими профессионально-образовательными программами, различающимися по сложности и сроку обучения;

— усиление фундаментальной подготовки специалистов;

— деидеологизацию высшего образования;

— включение национальных и региональных особенностей в учебные программы;

— сближение структуры и содержания образования в российских и зарубежных вузах.

Реформирование системы высшего образования сопровождается усилением самостоятельности учебных заведений и академических свобод преподавателей и студентов, расширением возможностей получения образования путем введения экстерната, созданием негосударственных (частных) учебных заведений, увеличением масштабов подготовки специалистов в области гуманитарных и общественных наук и т. д. Введена иерархическая классификация видов высших учебных заведений. В соответствии с законом „О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Закон следующим образом определяет задачи указанных учебных заведений.

Университет — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования

по широкому спектру наук;

— является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

— выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры;

— является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт — высшее учебное заведение, которое:

— реализует образовательные программы высшего профессионального образований, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

— осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

— ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Таким образом, университетам отводится роль ведущих высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов и фундаментальные научные исследования по широкому спектру направлений и являющихся научно-методическими центрами в областях своей деятельности.

В процессе реформирования по мере накопления практического опыта и с изменением реальных условий проводятся корректировка и совершенствование законодательной базы функционирования системы высшего образования. В этом направлении крупным шагом явилось принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании"», который усиливает нормативно-правовую поддержку сферы образования. В соответствии с Законом доля расходов на финансирование высшего профессионального образования установлена на уровне не менее 3 % расходной части федерального бюджета. За

счет этих средств предусматривается обеспечить обучение в госу-

%

дарственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч населения России.

Статьей 39 Закона установлено, что земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Им предоставлено право сдачи в аренду объектов собственности по решению совета, а не учредителя. Исключительно важным для сохранения государственной образовательной системы является вводимый Законом запрет на приватизацию (разгосударствление) закрепленных за образовательными учреждениями или находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов производственной и социальной инфраструктуры.

В настоящее время можно констатировать, что за последние годы в основном обеспечена необходимая для данного этапа нормативно-пра-вовая база функционирования образовательных учреждений.

Реформирование высшей школы России сопровождается возрастающим интересом молодежи к высшему профессиональному образованию. Его востребованность является важнейшим показателем, подтверждающим объективную необходимость проведения реформ в этой сфере общественной жизни и свидетельствующим о том, что будущее у российской высшей школы есть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.