Научная статья на тему 'К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации'

К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губин Вячеслав Вячеславович

Потребительская кооперация представляет собой сложную систему противоречивых целей и инструментов их достижений. С одной стороны, главная цель потребительской кооперации - защита интересов и удовлетворение потребностей, прежде всего, своих членов. С другой стороны, основным инструментом достижения этой главной цели служит коммерческий инструмент - получение прибыли за счет производства определенного продукта и реализации его на рынке в целях удовлетворения потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации»

К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации To a question of criteria of an assessment of efficiency of activity of the organizations of consumer cooperation

Г убин Вячеслав Вячеславович,

аспирант

Российского университета кооперации

e-mail: [email protected] Gubin Vyacheslav Vyacheslavovich,

graduate student Russian university of cooperation

Потребительская кооперация представляет собой сложную систему противоречивых целей и инструментов их достижений. С одной стороны, главная цель потребительской кооперации - защита интересов и удовлетворение потребностей, прежде всего, своих членов. С другой стороны, основным инструментом достижения этой главной цели служит коммерческий инструмент - получение прибыли за счет производства определенного продукта и реализации его на рынке в целях удовлетворения потребностей.

Ключевые слова: потребительская кооперация, оценка эффективности, критерием эффективности

Consumer cooperation represents difficult system of the inconsistent purposes and instruments of their achievements. On the one hand, a main goal of consumer cooperation - protection of interests and satisfaction of requirements, first of all, the members. On the other hand, as the main instrument of achievement of this main goal the commercial tool - receiving profit at the expense of production of a certain product and its realization in the market with a view of satisfaction of requirements serves

Keywords: consumer cooperation, efficiency assessment, criterion of efficiency

В настоящее время в нашей стране получают дальнейшее развитие, как коммерческие, так и некоммерческие организации. Последние представляют собой обособленные сообщества людей, объединившихся в целях защиты своих специфических интересов и удовлетворения потребностей, как личных, так и общественных. Особое место среди некоммерческих организаций занимают потребительские кооперативы.

Потребительская кооперация представляет собой сложную систему противоречивых целей и инструментов их достижений. С одной стороны, главная цель потребительской кооперации - защита интересов и удовлетворение потребностей, прежде всего, своих членов. С другой стороны, основным инструментом достижения этой главной цели служит коммерческий инструмент - получение прибыли за счет производства определенного продукта и реализации его на рынке в целях удовлетворения потребностей нечленов потребительской кооперации. (Схема 1).

В условиях сформировавшейся принципиально новой системы рыночных отношений потребительские кооперативы становятся своеобразной альтернативной моделью коммерческой системе хозяйствования. Имея свои специфические особенности, потребительская кооперация в рыночной системе хозяйствования заметно трансформировала свои основные цели, функции и механизмы реализации.

В этой связи становится очевидным, что разработка теоретикометодологических и методических вопросов оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации является ключевым вопросом не только теории, но и практики.

Схема 1

Г лавная цель потребительской кооперации и инструмент ее достижения1

В научной литературе вопросы оценки эффективности потребительской кооперации постоянно находились в центре внимания.

Так, известный советский ученый А.В.Чаянов [5] считал, что основным критерием эффективности кооперации служит, прежде всего, рост доходов ее членов, а не прибыль. Точки зрения А.В.Чаянова придерживались и многие другие ученые, считающие, что эффективность потребительской кооперации следует оценивать с позиций уровня доходов участников потребкооперации,

1 Схема составлена автором

повышения их уровня жизни и членов их семей, создания новых рабочих мест, формирования эффективной социальной инфраструктуры системы кооперации и т.п. [2]

В литературе широкое распространение получили также концепции оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации по показателям, характеризующим их финансовую устойчивость, деловую активность, надежность, результативность социальноэкономической деятельности и т.п. Рядом авторов было предложено использовать различные интегральные показатели деятельности потребкооперации. [6]

Изучение методических подходов к оценке эффективности потребительской кооперации свидетельствует о том, что большинство из них сводилось лишь к определению экономической эффективности [1], что, безусловно, не охватывало всей совокупности результатов их деятельности как сложного социально-экономического общественного явления. [4]

Коробейниковой Е.В. была предложена концепция «системной эффективности потребительской кооперации», основанная на оценке комплекса результатов и показателей, отражающих «степень удовлетворенности внешних и внутренних потребностей (интересов), учитывающих экономические, социальные, интеграционные, диверсификационные, бюджетные и др. относительные эффекты». [3]

В соответствии с предложенным Коробейниковой Е.В. методическим подходом оценка эффективности потребительской кооперации должна определяться, прежде всего, по критериям направленности деятельности потребкооперации (внутренняя и внешняя эффективность); зависимости потребительской кооперации от того или иного субъекта (пайщиков; органов государственной власти; потребительского населения; иных рыночных контрагентов); уровня иерархии системы потребкооперации (предприятие, район, регион, федеральный уровень); видам деятельности (социальная, экономическая, интеграционно-диверсификационная и др.) и отраслям

(эффективность производства, заготовок, торговли и т.п.); блокам управления (управление производством, маркетингом, активами, персоналом и т.п.) и др.

Однако, исследования показали, что в научной литературе не получила широкого развития проработка вопросов, связанных с обоснованием критериев оценки эффективности деятельности потребительской кооперации применительно к особенностям условий рыночной экономики в РФ.

Вместе с тем, очевидно, что обоснование критериев оценки эффективности потребительской кооперации является центральным методологическим вопросом. Выбор критериев имеет принципиально важное значение для обоснования системы показателей оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации. Лишь на основе решения этой задачи создаются объективные предпосылки для того, чтобы выдержать единую методологическую и методическую основу, обеспечить взаимную согласованность и увязку показателей определения эффективности, как в целом организаций потребительской кооперации, так и отдельных направлений их деятельности.

Под критерием, как правило, принято понимать признаки или принципы, на основе которых осуществляется оценка, сравнение, классификация каких-либо объектов или явлений. Он в широком значении должен давать возможность представить обобщенное выражение меры развития исследуемого процесса, фиксировать его результативность, отражать сущность оцениваемого процесса и являться как бы мерилом соответствия наших представлений объективной действительности. В нем должны находить отражение цели изучаемого явления и пути их реализацию. Критерий эффективности должен обладать предпосылками стимулирования развития изучаемого процесса, повышения его эффективности. Из этого следует принципиально важный методологический вывод о том, что выбор критерия эффективности должен исходить, прежде всего, из содержания той экономической категории, которая характеризует данное изучаемое явление,

а, отнюдь, не носит произвольный характер.

С учетом сказанного критерий эффективности потребительской кооперации можно определить как максимизацию решения задачи удовлетворения потребностей и защиты интересов членов-пайщиков потребительских кооперативов при заданных ресурсах или оптимальных затратах средств труда при сохранении окружающей среды и решения вопросов социального развития территорий. Такой критерий эффективности дает возможность представить общее представление об эффективности потребительских кооперативов, фиксировать основные результаты их деятельности.

Поскольку критерий эффективности потребительской кооперации дает обобщенную формулировку конечной цели их функционирования, то он практически является единым для всех иерархических уровней системы потребительской кооперации (федеральный, региональный, хозяйственный уровни). Однако оценить эффективность деятельности организации потребительской кооперации одним единым синтетическим критерием чрезвычайно сложно, ибо сама система потребительской кооперации является понятием многокомпонентным. Для этих целей необходима система соответствующих критериев, отражающих различные стороны эффективности потребительских кооперативов.

Исследования показали, что разработка системы критериев оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации современных условиях должна базироваться на следующих методических принципах:

- во-первых, принципе учета специфики функций потребительской кооперации;

- во-вторых, принципе коммерциализации и самоокупаемости, в соответствии с которым хозяйственная деятельность потребительской кооперации должна основываться на рыночных механизмах, обеспечивающих самофинансирование и самоокупаемость их деятельности;

- в-третьих, принципе системности подхода к оценке результативности деятельности потребительских кооперативов.

Принцип учета специфики функций потребительской кооперации. Сущность и главные цели потребительской кооперации объективно предопределяют необходимость использования при обосновании выбора критериев оценки эффективности ее деятельности, прежде всего, функционального подхода.

В нашем исследовании под функцией подразумевается роль, выполняемая тем или иным объектом, в определенной сфере деятельности по установленным правилам.

Таким образом в соответствии с функциональным подходом потребности и интересы потребительской кооперации следует рассматривать как совокупность функций, необходимых для их удовлетворения. Такими функциями, прежде всего, являются:

а) социальная функция, которая проявляется в удовлетворении интересов и потребностей, как членов потребительских кооперативов, так и потребителей производимого ими продукта; создании новых рабочих мест и необходимых предпосылок для повышения профессионального уровня, улучшения производственных, жилищных, бытовых и других условий своих членов и наемных работников и др.;

б) производственная функция - функция приоритета обеспечения динамичного и эффективного развития производства тех или иных продуктов как основы деятельности потребительских кооперативов;

в) коммерческая функция - получение прибыли в результате производства определенного продукта и реализации его на рынке в целях удовлетворения потребностей нечленов потребительской кооперации;

г) распределительная функция - распределение прибыли между членами потребительской кооперации, с одной стороны, в целях удовлетворения их интересов и потребностей в соответствии с уставом, с

другой, в целях обеспечения динамичного развития основных видов деятельности потребительского кооператива.

Принцип коммерциализации и самоокупаемости деятельности потребительской кооперации. В процессе выработки критериев оценки эффективности организаций потребительской кооперации необходимо учитывать специфические особенности их функционирования, предопределяемые двуединством и противоречием механизма их

функционирования, с одной стороны, как некоммерческий, а, с другой, как коммерческой организации.

Известно, что целью некоммерческих организаций не является получение прибыли. Их главная цель - достижение социальных результатов в различных сферах деятельности, удовлетворение потребностей в

повышении качества жизни. Следовательно, в основу оценки их деятельности должны быть положены критерии и показатели социальной эффективности с учетом специфики деятельности тех или иных некоммерческих организаций.

В то же время некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, если таковая направлена на

достижение ее уставных целей. Оценка же эффективности такой деятельности определяется, как известно, максимизацией финансовых результатов (прибыли). Такие цели определяют и выбор соответствующих критериев и показателей оценки эффективности (прежде всего

экономической эффективности) коммерческих организаций, основу которых составляет соизмерение дохода (прибыли) и вызвавших их затрат.

Принцип системности подхода к оценке результативности деятельности потребительских кооперативов.

В соответствии с системным (комплексным) подходом потребительская кооперация представляет собой совокупность взаимосвязанных направлений некоммерческой и коммерческой деятельности, в процессе

которой проявляются специфические ее результаты - функциональные, экономические, социальные, экологические.

Функциональными результатами деятельности потребительской кооперации как организации, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей ее участников, должны быть результаты, характеризующие достижение устойчивости процесса постоянного удовлетворения все возрастающих потребностей членов-пайщиков потребительских кооперативов и надежная защита их интересов.

Экономическими результатами потребительской кооперации являются ее возможности в процессе функционирования производить определенный экономический эффект. Такие экономические результаты относятся непосредственно к процессу производства продукта организацией потребительской кооперации.

Экологические результаты проявляются в непосредственном влиянии результатов производственной деятельности потребительских кооперативов на состояние окружающей природной среды, уровень ее сохранения и рационального использования, степень загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания нитратами и другими вредными веществами.

Таким образом разработка системы критериев оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации на основе вышеназванных методических принципах и подходах позволила сформулировать наряду с общим и систему частных критериев:

- Критерий социально-функциональной эффективности - отражает степень удовлетворения интересов и потребностей членов потребительской кооперации в соответствии с провозглашенными уставными целями;

- Критерий производственно-функциональной эффективности (производственно-технологическая эффективность) - дает представление об уровне экономической эффективности применяемых технологических процессов, технической базы, использования всех видов производственных ресурсов;

- Критерий коммерческо-функциональной эффективности -

характеризует социальные процессы в организации: создание новых рабочих мест; создание необходимых предпосылок для повышения

профессионального уровня и улучшения производственных, жилищных, бытовых и других условий своих членов и наемных работников и др.;

- Критерий социально-экономической эффективности -

характеризует социальные процессы в организации: создание новых рабочих мест; создание необходимых предпосылок для повышения

профессионального уровня и улучшения производственных, жилищных, бытовых и других условий своих членов и наемных работников и др.;

- Критерий социально-экологической эффективности - отражает, в какой степени деятельность потребкооперации влияет на состояние окружающей природной среды, степень ее воспроизводства, рационального использования и сохранности, степень загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания нитратами и другими вредными веществами.

Практическое значение предложенной системы критериев оценки эффективности деятельности организаций потребительской кооперации состоит в возможности их непосредственного использования при обосновании системы показателей эффективности потребительской кооперации, оценки фактической эффективности деятельности существующих потребительских кооперативов, а также обосновании стратегий, планов и программ их развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Список использованной литературы

1. Вербилёв С.А. Комплексный анализ эффективности торговой деятельности предприятий потребительской кооперации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 : Белгород, 2002 226 с. РГБ ОД, 61:03-8/915-6

2. Гореева Н.М.. Методика оценки эффективности управления кредитными потребительскими кооперативами в регионе (http://www.crediteoop.ra/mdex.php?optюn=com_content&task=view&id= 890)

3. Коробейникова Е. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов// Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 (Ы1р://^г^^.т-есопоту.ги/аг1^р?пАг1И=2915)

4. Объедкина Елена Викторовна. Экономическая эффективность деятельности предприятий потребительской кооперации: На примере АПК Республики Мордовия: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Саранск, 2001. - 222 с.: ил. РГБ ОД

5. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации.- М., 1915

6. http://www.dissercat.com/content/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-organizatsii-potrebitelskoi-kooperatsii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.