Система потребительской кооперации: сущность и содержание
Степанов А.А., Губин В.В., Степанов И.А.
Аннотация. Среди российских ученых в настоящее время существует точка зрения о том, что в целях дальнейшего совершенствования социальноэкономического развития потребительской кооперации, объективности осознанности ее проблем и выработки эффективных комплексных решений необходимы серьезные попытки системного анализа происходящих в потребительской кооперации РФ процессов.
Ключевые слова: система потребительской кооперации, потребительские общества, социальная защищенность, отношения потребительской кооперации, субъекты-участники потребкооперации.
Abstract. Among Russian scientists now there is a view that in order to further improve the socio-economic development of consumer cooperation, objectivity awareness of its problems and to develop effective integrated solutions requires serious attempts occurring in systems analysis of consumer cooperation RF processes in order to enhance social protection.
Keywords: consumer cooperatives, consumer associations, social security
В условиях ускорения научно-технического прогресса исследование системной организации потребительской кооперации представляет собой одну из важнейших задач экономической науки. Именно системное понимание предмета исследования содержит в себе возможности адекватного приближения к объективной природе социально-экономических процессов.
Среди российских ученых в настоящее время существует точка зрения о том, что в целях дальнейшего совершенствования социально-экономического развития потребительской кооперации, объективности осознанности ее проблем и выработки эффективных комплексных решений необходимы серьезные попытки системного анализа происходящих в потребительской кооперации РФ процессов в целях усиления социальной защищенности.
Этому направлению в исследованиях потребительской кооперации посвящен ряд трудов отечественных ученых. Так, Д.В. Валов, рассматривая
системный подход в исследованиях потребительской кооперации, как социальной системы понимает под ней упорядоченность отношений взаимодействующих индивидуумов или их групп, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее элементам. В интегративном качестве, в целостности, "эмержентности" и состоит один из отличительных признаков социальных системных объектов от несистемных, в том числе и система потребительской кооперации.
По мнении. В.И. Теплова, к социальным системам необходимо отнести и потребительскую кооперацию, по сути своей представляющейся целостной социально-ориентированной системой потребительских обществ и их союзов, объединившихся ради удовлетворения материальных и нематериальных потребностей своих членов. При этом отмечается, что система потребительской кооперации обладает особым интегративным качеством - приверженностью кооперативным принципам, ценностям и мировому кооперативному сообществу. 1
В работах других отечественных ученых потребительская кооперация рассматривается как совокупность организаций и предприятий кооперативных образований или как система управления потребительской кооперацией, характеризующейся разнообразием и сложностью содержания.
Отдельными авторами отмечается, что термин «система» применительно к потребительской кооперации встречается в законе Российской Федерации, который призван регулировать правовые отношения потребительских организаций, их взаимоотношения как субъектов системы.
По их мнению, понятие системы потребительской кооперации и отношения их субъектов в настоящее время приобретает все большее не только научное, но и практическое значение.
Система потребительской кооперации рассматривается как разновидность социально ориентированных систем, осуществляющих свою деятельность в целях
1 Теплов В.И. Потребительская кооперация - социально-ориентированная система рыночной экономики (http://skladidey.narod.ru/83.html)
удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов в соответствии с кооперативными принципами и ценностями.
Реализация системного подхода к исследованию потребительской кооперации рассматривается через призму системы управления потребительской кооперации, целью которой является создание, функционирование и закрепление связей и отношений между людьми. И именно эта роль отводится системе е управления в потребительской кооперации.
Анализируя различные позиции авторов по поводу содержания терминов «потребительская кооперация» и «система потребительской кооперации» не оставляет сомнения, что понятие системы потребительской кооперации охватывает общий объект содержания — всю совокупность субъектов потребительской кооперации и всю совокупность и разновидность социальноэкономических отношений между ними, государством и обществом. При этом система потребительской кооперации, как и любая другая социальноэкономическая система, имеет определенное единство цели и направленную к этому единству координацию всех основных его элементов.
Подводя итог обзору толкований понятия «система потребительской кооперации», можно констатировать, что в научной литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, этот термин используется, как правило, авторами в самых разнообразных значениях и трактуется, как:
- система потребительских обществ и их союзов различных иерархических уровней;
- система регулирования правовых отношений субъектов (членов-пайщиков), взаимоотношений потребительских организаций с другими субъектами, как внутри, так и вне потребительской кооперации;
- разновидность социально ориентированных систем, осуществляющих свою деятельность в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов в соответствии с кооперативными принципами и ценностями;
- система управления потребительской кооперацией, целью которой является создание, функционирование и закрепление связей и отношений между
людьми в процессе производственной, заготовительной, торговой, социальной и иной деятельности;
- система специфических социально-экономических отношений по поводу защиты социально-экономических интересов и удовлетворения потребностей членов-пайщиков потребительской кооперации и др.
Что же представляют собой система потребительской кооперации как социально-экономическое явление?
Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим содержание этих понятий с позиций системного подхода.
Применение методологии системного анализа в научных исследованиях предполагает применение специфических понятий, терминов, представлений, закономерностей, отражающих особенности системного подхода к изучению проблем.
Одним из таких центральных понятий является понятие системы применительно к потребительской кооперации.
В методологии системного анализа под системой в общем значении этого термина обычно понимают совокупность элементов, расположенных в определенной закономерности во времени и пространстве, образующих целостность с целью достижения определенных результатов.2 34 5. Будучи
совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов система в целом приобретает совершенно иное качество, нежели каждый из отдельно составляющих ее элементов. Таким образом, система характеризуется
определенными качественными признаками, составом, структурой, функциями и
6
связями .
Исходя из такого общего определения, систему потребительской кооперации можно было бы охарактеризовать как совокупность взаимо-
2 Блауберг И.В.; Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1873.- С.237
3 Большая советская энциклопедия. Т. 23.- М., 1976.- С.463
4 Исследования по общей теории систем.- М., 1969.- 12-19, 20
5 Холл А.Д., Дейджин Р.З.. Определение понятий системы / В кн.: Исследования по общей теории систем.- М., 1969.- С.252
6 Контарович И.Г. Масалкин Н.К. Внедрение и освоение научно обоснованных систем.- Пермь, 1961
действующих элементов (производительных сил и производственных отношений в потребительской кооперации), развивающихся по определенным закономерностям во времени и пространстве в целях защиты социальноэкономических интересов и удовлетворения материальных, социальных, культурных и иных потребностей социально-экономических и иных потребностей ее членов-пайщиков на основе осуществления совместной производственной и иной деятельности и характеризующихся определенной структурой.
Вместе с тем очевидно, что подобное определение отражает общее системное представление о потребительской кооперации и не раскрывает ее социально-экономических особенностей.
Проведенные теоретические исследования показали, что социальноэкономическая сущность системы потребительской кооперации с позиций системного подхода может рассматриваться как совокупность устойчивых социально-экономических отношений между ее субъектами-участниками по поводу удовлетворения их общих и индивидуальных экономических, социальных и иных потребностей и интересов на основе осуществления производственной, заготовительной, закупочной, торговой, посреднической и иной деятельности.
Субъекты-участники - это отдельные лица или группы лиц, которые в процессе активного взаимодействия удовлетворяют свои социальноэкономические или иные потребности (интересы) в процессе функционирования системы потребительской кооперации.
С позиций системного подхода система потребительской кооперации в процессе своего функционирования должна обязательно включать в себя и учитывать не только подсистемы и элементы собственно структур потребительской кооперации (потребительские общества, союзы и др.), но и элементы внешнего ее окружения, внешней среды, оказывающие прямое непосредственное или косвенное влияние на процесс ее развития.
Такими ее элементами за пределами потребительских обществ и союзов являются, прежде всего, население территорий, где функционирует кооператив.
Именно население выступает как активный участник системы потребительской кооперации, во-первых, как потребитель производимых продукции и услуг; во-вторых, как источник трудовых ресурсов потребительских обществ и союзов; в-третьих, как потенциал расширения социальной базы потребительской кооперации - будущих членов-пайщиков потребительских кооперативов.
Помимо этого важнейшим, а, подчас, решающим элементом (субъектом-участником), оказывающим реальное влияние на процессы социальноэкономического развития системы потребительской кооперации, является государство через механизмы своего регулирующего воздействия.
Системный подход предопределил особенности выявления субъектов-участников системы потребительской кооперации, их интересы и потребности.
Такими основными субъектами-участниками системы потребительской кооперации являются:
- первая группа субъектов-участников - члены-пайщики потребительских обществ, вовлеченные в их деятельность и союзы, то есть определенные лица или группы лиц, наделенные правом принятия и реализации решений и оказывающие содействие и помощь другим субъектам-участникам системы потребительской кооперации в решении проблем удовлетворения их социально-экономических потребностей и интересов. Основной интерес и потребности данной группы субъектов-участников - широкий доступ на льготных условиях к товарам и услугам потребительской кооперации, возможность инвестирования денежных и иных средств в ее развитие и др. Эта группа субъектов является социальной основой системы потребительской кооперации;
- вторая группа субъектов-участников - работники предприятий и организаций - субъекты-участники системы потребительской кооперации, принимающие непосредственное трудовое участие в их деятельности. Интересы и потребности этой группы субъектов-участников - повышение уровня и качества их жизни, улучшение условий труда. Эта группа субъектов является главной производительной силой развития системы потребительской кооперации;
- третья группа субъектов-участников - потребители товаров и услуг (нечлены потребительских обществ и союзов) - отдельные лица или группы лиц, как правило, представители местного населения, заинтересованные в оказании им широкого спектра потребительских услуг. Эта группа субъектов-участников является важнейшим активным участником системы потребительской кооперации, выполняющим три основные функции. Во-первых, они являются экономической основой социально-экономического развития системы потребительской кооперации как потребители оплачиваемых ими товаров и услуг; во-вторых, население как субъект-участник системы потребительской кооперации является источником пополнения рабочей силы для эффективной деятельности потребительских кооперативов; в-третьих, население как субъект-участник системы потребительской кооперации является источником расширения ее социальной базы, потенциальным источником ее новых членов-пайщиков.
Целостность и функциональность системы потребительской кооперации обеспечивается постоянным воспроизводством отношений потребительской кооперации между ее субъектами-участниками.
Отношения потребительской кооперации - это отношения по поводу удовлетворения социально-экономических и иных потребностей субъектов-участников системы потребительской кооперации на основе участия в производственной и иной деятельности.
Цивилизованные отношения потребительской кооперации осуществляются на основе учета (баланса, консенсуса) социально-экономических и иных интересов всех субъектов-участников.
Помимо понятия «отношения потребительской кооперации», на наш взгляд, следует использовать понятие «система отношений потребительской кооперации» как совокупности специфических социально-экономических отношений, направленной на непрерывный поиск баланса интересов субъектов-участников по поводу удовлетворения их социально-экономических и иных потребностей.
Система потребительской кооперации по своим целям сложна и противоречива. С одной стороны, это защита интересов и удовлетворение
потребностей, прежде всего, членов-пайщиков. С другой - получение прибыли за счет производства и реализации продукции и услуг на рынке.
Особенности системы потребительской кооперации состоят в том, что социальная и коммерческая (экономическая) задача (цели) взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, коммерческая функция формирует финансовую базу для достижения социальной цели, с другой стороны, при отсутствии дохода и прибыли социальная миссия становится невыполнимой.
В то же время достижение социальных целей способствует развитию деятельности системы потребительской кооперации и росту ее финансового и экономического потенциала.
Система потребительской кооперации - иерархическая система. Она формируется на различных иерархических уровнях: микроуровне
(потребительские общества); мезоуровне (региональные организации потребительской кооперации), макроуровне (национальные и международные организации потребительской кооперации).
При этом каждый иерархический уровень имеет свои специфические цели и задачи, что предопределяет соответственно и особенности содержания отношений потребительской кооперации.
На микроуровне - это обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их материальных и нематериальных потребностей на основе производственной, заготовительной, торговой или иной деятельности.
На мезоуровне - это координация деятельности потребительских обществ и их союзов, правовая защита их интересов, информационно-методическое и организационно-хозяйственная поддержка деятельности территориальных кооперативных организаций, определенных территорий и др.
На макроуровне - это лоббирование социально-экономических интересов потребительской кооперации, содействие ее развитию; совершенствование нормативно-правовой базы деятельности потребительской кооперации; развитие эффективных социально-экономических отношений между кооперативными организациями в национальном и межрегиональном масштабах; повсеместное
распространение кооперативных принципов и методов работы; развитие международных связей с национальными кооперативными организациями зарубежных стран и др.
Цивилизованная система потребительской кооперации не формируются и не складываются сама по себе. Прежде чем принять цивилизованные формы, система потребительской кооперации, все ее субъекты и отношения между ними в различных странах мира прошли сложный путь, постоянно изменяясь и совершенствуясь.
Эффективная концепция социально-экономического развития системы потребительской кооперации в Российской Федерации потребует со стороны государства и общества создания таких объективных условий и предпосылок ее деятельности, которые позволили бы в масштабах общества, общественном сознании и правовой базе закрепить не декларативно, а реально цель потребительской кооперации - удовлетворение потребностей своих членов-пайщиков взамен реально существующей на практике цели - удовлетворение потребностей всего населения территории обслуживаемого кооператива.
Список использованной литературы
1. Блауберг И.В.; Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.- С.237
2. Большая советская энциклопедия. Т. 23.- М., 1976.- С.463
3. Губин В.В., Степанов А.А., Степанов И.А. Проблемы социальноэкономического развития системы потребительской кооперации в условиях рынка.- М.: ООО «Издательский дом Центросоюза», 2012.- 196 с.
4. Исследования по общей теории систем.- М., 1969.- 12-19, 20
5. Теплов В.И. Потребительская кооперация - социально-ориентированная система рыночной экономики (http://skladidey.narod.ru/83.html)
6. Холл А.Д., Дейджин Р.З.. Определение понятий системы / В кн.: Исследования по общей теории систем.- М., 1969.- С.252